Мысли на тему

Чего желать? (15)

Статья из цикла «Как быть благословенным. Беседы с пастором».

Беседа 15

Вопрос:

«А позволительно ли вообще человеку желать чего-либо – даже и благословения? Ведь одна из заповедей гласит: не пожелай».

Действительно, среди десяти заповедей Божественного Закона находится одна, о которой мы реже всего вспоминаем. Не оставила она в нас серьезного духовного следа; не прикоснулись мы еще к глубинам ее великим и сияющим. Книга Исход, двадцатая глава, семнадцатый стих. Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни рабы его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Будда сказал: «Все страдания — от желаний». И в этих словах заложена немалая доля истины, хотя истины и не абсолютной. Так, Христос в Своей Нагорной проповеди свидетельствовал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Жаждать, страстно желать правды — это благословенное состояние блаженства, состояние, к которому призывает нас Бог. Но есть и такие желания, которые иссушают нас, лишают радости и покоя, портят нам всю нашу жизнь. Это настоящая скрытая болезнь (а всякий грех — это болезнь), которая, подобно трудно распознаваемому вирусу, живет в человеке и подтачивает его духовное и физическое здоровье, в то время как причины болезни остаются неизвестными. Как и почти всякая болезнь, эта болезнь, болезнь желания, ведет нас к духовной вялости, быстрой духовной утомляемости, усталости, невосприимчивости. Болезнь эта так распространена и так бесконечно разнообразна в своих деталях, что целые тома книг не вместили бы в себя описания всех ее симптомов и возможных вариантов течения.

И поэтому мы остановимся сегодня лишь на некоторых, я бы сказал основных проявлениях этой болезни, а также на возможности ее лечения. Посмотрим мы и на некоторые перспективы, которые открываются человеку, более или менее здоровому от нездоровых желаний. Мы знаем и непрестанно ощущаем в своей жизни, что самое опасное свойство греха состоит в подрыве наших взаимоотношений с Богом, что немедленно сказывается и на наших взаимоотношениях с людьми. Поэтому мы рассмотрим сегодня лишь то, как нарушение этой заповеди «Не пожелай» влияет на наши отношения с Богом и людьми, и какими могут стать эти отношения, если мы будем исцелены.

Порой желания растворяются как облако и видны словно сквозь мутное стекло

Итак, желание. Мы преисполнены желаньями. Желания, как мы уже заметили, могут быть не только дурными. Апостол Павел, например, заявлял: «Кто епископства желает — доброго дела желает». Совершенно естественны наши желания покушать, выспаться, отдохнуть, желания быть в тепле, в безопасности, в достатке; желания создать крепкую семью, вырастить хороших и здоровых детей — все это благие желания, и ими отнюдь не всегда бывает вымощена дорога в ад. Но в нашей системе ценностей, которая и определяет наши желания, мы обычно поставляем во главу угла самих себя. Мы — это центр мироздания; нас окружает мир живой и неживой природы; мы относимся к этому миру постольку, поскольку видим в нем какую-то целесообразность для себя. Мы знаем и помним, что вот этот человек нам пригоден, а вот этот — нет; от этого — жди неприятностей, а от этого — подарков; к этому хочется пойти, если на душе скребут кошки, а к тому не хочется. Так мы относимся к окружающим нам людям; такова наша естественная реакция в этом мире. Мы взираем на окружающий нас мир постольку, поскольку он может быть для нас полезен или, наоборот, вреден, опасен. Мы ищем от него выгоды.

Конечно, мы готовы за это платить: если люди к нам дружелюбны, если они помогают нам — мы платим им тем же. Мы одаряем их улыбкой, добрым словом, как одаряет господин своего усердного слугу. Но вряд ли какой господин будет всерьез задумываться над тем, чем живет его слуга, каков его внутренний (и, надо сказать, неповторимый) мир. Господину и в голову не придет, что слуга его может вовсе не думать о нем день и ночь, что у него есть своя жизнь и что тот факт, что существует этот господин вовсе не означает, что слуга осчастливлен этим, что он не смог бы и дня прожить за другим господином. Христиане в большинстве своем — неплохие господа. Христианин с постоянством и с терпением, заслуживающим всяческого уважения, строит свои отношения с прочими христианами и людьми из мира.

Но и христиане часто забывают, что это люди, и что каждый из них имеет право быть самим собой, а не только частицей нашей жизни. Нам нужды нет, что у этого человека есть целая жизнь вне нас. Жизнь, до которой нам порой нет никакого дела. Мы желаем получать нечто от ближнего нашего и не можем признать, что человек этот обладает своим бытием и что он мог бы в принципе жить, даже если бы нас на свете не было. Мы не умеем смотреть на человека просто как на ближнего нашего, не желая от него чего-либо: раба его, рабыни его, вола его, осла его, знаний его, улыбки его, его денег, его одобрения, его теплоты. Мы всегда желаем друг от друга чего-то. Ребенок желает получать от родителей тепло, помощь, защиту; родители желают от ребенка послушания. Все мы чего-то желаем друг от друга. И это по большей части благие желание. Но за ближним нашим следует признать право на его собственное существование, увидеть его не по отношению ко мне, а увидеть его в нем самом — каков он, чем живет, чем дышит.

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.