Православие

В какое время христианская Церковь стала именоваться «Православной»?

Кратко

Вопросы: Когда появилась Православная Церковь? Когда Церковь стала называться Православной? Почему Церковь называют Православной? Что значит Церковь Православная?

Ответ: Церковь, созданная Господом Иисусом Христом на апостольской вере стала называться Православной формально со II века, официально — с IV века: II и III Вселенского Собора. Ниже рассмотрены исторические документы.

Слово «Православие» (по-гречески: ὀρθοδοξία [ортодоксиа]) появляется в Церкви во II в. по причине появления ложных учений и использовалось как прилагательное к слову вера: правильная она или нет.

Этимология слова

  • ὀρθός (ортос) — прямой, стоящий прямо, правильный.
  • δόξα (докса) — слава.
  • ὀρθοδοξέω (ортодоксео) — иметь правильное мнение, здраво судить.

Вера Церкви считалась православной (ορθοδόξω).

Вселенские Соборы (собрание всей Церкви в одном месте) официально назывались Православными Вселенскими Соборами (ορθοδόξω και οικουμενική συνόδω).

Члены Церкви, соответственно, назывались православными (ορθόδοξον).

Вхождение в Церковь из ересей и других религий называлось присоединением к Православию (ορθοδοξία): к той части, которая спасается (το μερίδι των σωζομένων).

Так это слово постоянно употребляется древними христианскими апологетами, так оно фиксируется в правилах Вселенских Соборов и в деяниях Соборов (протоколах). Кратко приводится список авторов, упоминающих слово «Православие», а затем полные цитаты их трудов с необходимыми ссылками.


Авторы, упоминающие слово Православие

  • Климент Александрийский (150-215)
  • Ориген (185-254)
  • Александр Александрийский, святитель (~250-326)
  • Мефодий Олимпийский (Патарский), священномученик (260-312)
  • Евсевий Кесарийский (265-340)
  • Афанасий Великий, святитель (296-373)
  • Макарий Великий, преподобный (300-391)
  • Василий Великий, святитель (330-379)
  • Иоанн Златоуст, святитель (347-407)

Далее это слово употребляется повсеместно.


Документы Церкви, фиксирующие слово Православие

  • II Вселенский Собор (381)
  • III Вселенский Собор (431)
  • IV Вселенский Собор (451)
  • V Вселенский Собор (553)
  • Деяния Вселенских Соборов

Возможные упоминания слова в утраченных трудах

Утрачены оригиналы трудов:

  • Егезип (Гегезип, Ἡγήσιππος) (110-180)
  • Свщмч. Ириней Лионский (130-202)

И ряд других.

Важное примечание

Авторы доникейского периода (II-III вв) очень часто употребляют выражение “ὀρθῷ λόγῳ” [орто лого], прежде чем перейти к слову “ορθοδοξία” [ортодоксиа].

То есть сначала преимущественно употребляется фраза “ὀρθῷ λόγῳ”, и изредка употребляется “ορθοδοξία”.

Ближе к никейскому периоду частота употребления слова “ορθοδοξία” растёт. И в никейский период фразу “ὀρθῷ λόγῳ” почти полностью замещает использование слова “ορθοδοξία”.


Цитаты со словом «Православие»

Александр Александрийский, святитель (250-326)

Те, что называют себя православными (греч. ορθοδοξασται), должны творить добрые дела, ясно понимая, что делают.

Климент Александрийский (150-215), II век

Вскоре после того она зачала и произвела на свет сына. Об этом возвестили архиепископу, который сказал: «Дайте ему имя Петра, главы апостолов, ибо я полагаю, что он станет верным оплотом веры православной (ορθόδοξος) и ходатаем за всех христиан.

Патриарх Александрийский, осудивший Ария на двух поместных соборах (320, 321), а затем на I Вселенском Соборе. Председатель I Вселенского Собора в г. Никея (325 г). Пишет о свщмч. Петре Александрийском (†311 г).

И еще этот Арий, священник из клира александрийского, этот отвратительный человек, который ныне удручает нас. Вы знаете, как он открыто восстал против Бога, как, увлекшись заблуждением Оригена, вещал своими устами, достойными быть загражденными, — что Сын Божий есть создание. Хотя я вам об этом еще не говорил, но ваше достоинство осведомлено о том, как отец наш Петр отлучил его от Церкви. Более того. Сам Сын Бога Живаго явился. святому Петру и сказал ему: «Укажи сынам твоим, которые тебе наследуют (т. е. Ахилле и мне недостойному), укажи им, — сказал Господь наш Иисус Христос, — не принимать его (в лоно Моей Церкви), ибо он чужд Мне в веке сем и пребудет чужд в веке будущем». О словах этих святейший отец наш возвестил нам, когда пребывал в темнице в ожидании своей мученической кончины, когда уже завершил свой жизненный путь, сохранив веру православную (ορθόδοξος).

Похвальное слово, произнесенное аввой Александром, архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа, стр. 261

Мефодий Олимпийский (Патарский), священномученик (~260-312)

Св. Мефодий первым выступил против Оригена в защиту Православия.

Павел, призывая всех к святости и целомудрию, сказанное о первозданном и Еве отнес ко Христу и Церкви во вторых в том смысле, чтобы таким образом заставить умолкнуть невежд, лишив их предлогов. Они, предаваясь своим чрезмерным похотям сладострастия, дерзают извлекать из Писаний смысл противный православному (ὀρθόδοξον), выставляя его в защиту своего невоздержания.

Пир десяти дев или о девстве / Речь III. Фалия / Глава X. Учение того же Апостола о целомудрии

Если я буду раскрывать уста свои для чего-нибудь одного и закрывать для другого, напр. если буду раскрывать для объяснения Писаний, чтобы по возможности православно (ὀρθοδόξως) и великолепно прославлять Бога, и закрывать, прилагая к ним «дверь и ограждение» (Пс.140:3), чтобы не говорить пустого, – то уста мои девствуют и посвящены Богу; «язык мой» стал «тростию» (Пс.44:2), орудием мудрости.

Пир десяти дев или о девстве / Речь V. Фаллуса / Глава IV. Какой же обет и посвящение Богу – совершенны?

Говорит о драконе из Апокалипсиса, увлекшем третью часть звёзд:

Ибо собрания иноверных надобно назвать темными, мрачными и низко вращающимися звездами; потому что и они присвояют себе знание небесного и веру во Христа, пребывание души на небесах и близость к звездам, как бы чада света; но они низлагаются, будучи увлекаемы кознями дракона; потому что не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного (ὀρθόδοξον) его богопочтения.

Пир десяти дев или о девстве / Речь VIII. Фекла / Глава X. Дракон – диавол. – Звезды, увлеченные с неба хвостом дракона, – еретики. – Числа Троицы, т.е. исчисление лиц Ее. – Заблуждение касательно их

О свободе воли (против Валентиниан)

Книга написана в форме диалога православного верующего и сторонника ереси Валентиниан. Начало речи православного сокращённо обозначается «ΟΡΘΟΔ.». Соответственно, это слово постоянно повторяется в книге.

Правосл. (ΟΡΘΟΔ.) Что невозможно существовать двум несотворенным вместе, это, я думаю, не безызвестно и тебе, хотя ты, кажется, предварительно предположил это в своей речи. При этом необходимо должно сказать одно из двух, или то, что Бог отделен от вещества, или наоборот, что Он не отделен от него.

О свободе воли (против Валентиниан)

IV век

Евсевий Кесарийский (265-340)

В это время в Асии еще жил апостол и он же евангелист Иоанн, тот самый, кого возлюбил Иисус. По возвращении из ссылки с острова после смерти Домициана он имел попечение о тамошних Церквах. Что он дожил до этого времени, это достаточно засвидетельствовано двумя вернейшими свидетелями, вождями церковного православия (греч. ὀρθοδοξίας): Иринеем и Климентом Александрийским.

Церковная История, книга 3, глава 23. п. 1

Да и речь их и слог очень отличаются от апостольского духа, мысли же и все учение в целом далеко не согласуется с истинным православием (греч. ὀρθοδοξίας): это явно выдумки еретиков. Поэтому книги эти следует не то что причислять к подложным, а вовсе отвергать, как совершенно нелепые и нечестивые.

Церковная История, книга 3, глава 25. п. 7

Мы изложили по порядку в этих главах все дошедшие до нас сведения об апостолах, апостольских временах и священных книгах, которые они нам оставили; о книгах оспариваемых, но в большинстве Церквей всенародно читаемых, наконец, о заведомо подложных, отошедших от апостольского православия (греч. ὀρθοδοξίας).

Церковная История, книга 3, глава 31. п. 5

Афанасий Великий, святитель (296-373)

Ибо все это не более, как клевета, вражеский навет, не расположенная к терпимости раздражительность, злочестие за ариан с яростью устремляющееся на благочестие, чтобы православные были истреблены, а защитники нечестия могли уже небоязненно проповедовать, что им угодно. И это действительно так.

<…>

Когда же увидели и опыт его благочестивой во Христа веры на Соборе, сошедшемся в Никее, где с дерзновением восставал он против нечестия ариан, тогда еще более возросла их ненависть, и как скоро Бог возвел его на епископство, возобновив в себе издавна питаемую злобу, страшась его православия и твердости в борьбе с нечестием.

Защитительное слово против Ариан // Τοῦ αὐτοῦ ἀπολογητικὸς δεύτερος

Василий Великий, святитель (330-379)

Но, конечно, и прежде нашего напоминания сам ты уразумеешь сие и заботишься, чтобы они, если угодно будет Богу, прибыв к вам, не внесли в Церкви расколов, но всеми мерами убедили к единению имеющих одинаковый образ мыслей, хотя бы и оказалось, что есть у них свои некоторые предлоги к разногласию между собою, и чтобы православный народ (ὀρθοδοξοῦντα λαὸν) не делился на многие части, увлекаясь за предстоятелями. Ибо надобно постараться, чтобы всему предпочтен был мир, а прежде всего приложено было попечение о Церкви Антиохийской, и правоверная сторона не изнемогала в ней, делясь на части по приверженности к тому или другому лицу.

Письмо 65 (69). К Афанасию, архиепископу Александрийскому // 69.τ ΑΘΑΝΑΣΙΩ ΕΠΙΣΚΟΠΩ ΑΛΕΞΑΝ∆ΡΕΙΑΣ

О если б и сам я сподобился когда-нибудь прийти и посетить Церковь, воспитательницу благочестия, которую чту как митрополию православия, потому что издревле была управляема мужами досточестными и избранными Божиими, согласно с учением держащимися верного слова, достойным преемником которых и ныне избранного и вы признали, и мы согласно утверждаем!

Письмо 222 (230). К градоправителям Никополя // 230.τ ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΙΣ ΝΙΚΟΠΟΛΕΩΣ

Иоанн Златоуст, святитель (347-407)

Остановимся немного еще только на словах пророка Давида и посмотрим, как он обличает и посрамляет их скрытое коварство, говоря: «нет в устах их истины: сердце их – пагуба», и так далее (Пс.5:10). Заметь мудрость пророка, как он обличает и посрамляет заблуждающихся, чтобы предохранить нас от заблуждения. Послушайте, православные (ὀρθόδοξοι), и не потворствуйте еретикам; послушайте, пастыри, и устрашитесь, и не молчите, но проповедуйте слово; не давайте места дьяволу, не открывайте двери волкам. Подражайте блаженному апостолу Петру, как он в Риме, когда треклятый Симон богохульствовал и утверждал про себя, что он есть сила Божия, не промолчал и не пропустил, но тотчас же обличил его и, показав, что он обманщик, разбойник и противник Богу, низвергнул его с высоты, предал его гибели. Подобным образом и сына его, или вернее – сына дьявола, Монтана, скверного, нечистого и безбожного, с его двумя блудодейцами, апостол решительно обличил и привел к молчанию, доказав, что он противник Богу, лжехристос и лжепророк, заградил его нечистые уста именем Христовым, не великодушествуя и не потворствуя его богохульству. Так поступайте и вы, пастыри, и не только не принимайте участия в скверных делах тьмы, но и обличайте, как это делали и апостолы.

Слово о лжепророках. Λόγος περὶ ψευδοπροφητῶν, καὶ ψευδοδιδασκάλων, καὶ ἀθέων αἱρετικῶν, καὶ περὶ σημείων τῆς συντελείας τοῦ αἰῶνος τούτου. Ἐῤῥήθη δὲ μέλλοντος αὐτοῦ ἐκδημεῖν ἀπὸ τοῦ σώματος

С быстрыми конями дьявола состязайся точно также на противоположных им, т.е. против гнева и печали поставь кротость («кроткий муж, – сказано, – сердцу врач» – Прит. 14:30); итак, противопоставь быстрым – кротость, вражде – дружбу, ненависти – любовь, притеснению – благодарность, превозношению – смиренномудрие, злобе – благодушие; одним словом противопоставь всякому злому делу православную (ὀρθόδοξον) и спасительную веру.

Слово о цирке. Εἰς τὸ ἱπποδρόμιον λόγος

Упоминание слова на Вселенских Соборах

II Вселенский Собор (381 г.)

Из еретиков, присоединяющихся к Православию (ορθοδοξία) и к части спасаемых (το μερίδι των σωζομένων), принимаем по следующему чиноположению и обычаю…

7 правило

III Вселенский Собор (431 г.)

епископов области, и окрестных митрополитов, православно мудрствующих (ορθοδοξίας φρονούσιν)

1 правило

3 правило называет сам Собор «Православный и вселенский Собор»

Если же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде, или селе, Несторием и его сообщниками, возбранено священство за православное мудрствование (ορθώς φρονείν): таковым мы дали право восприяти свою степень. Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским Собором (ορθοδόξω και οικουμενική συνόδω) члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам.

3 правило

IV Вселенский Собор (451 г.)

Понеже в некоторых Епархиях позволено чтецам и певцам вступати в брак: то определил святой Собор, чтобы никому из них не было позволено брати себе в жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковию: а не крестившие не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или Иудеем, или язычником: разве в таком томко случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом (ορθόδοξον), обещает прейти в православную веру (ορθοδόξω). А кто преступит сие определение святого Собора: тот да подлежит епитимии по правилам.

14 правило

Деяния IV Вселенского Собора

Отцы Собора постоянно пользуются словом Православие.

Обращение Аетия, архидиакона и первого нотария, к Собору

Святому и вселенскому собору, собравшемуся по повелению благочестивейших наших императоров в Вифинском городе Халкидоне, от Евсевия, епископа Дорилейского, защищающего себя и святого Флавиана, бывшего епископа Константинопольского, и православную веру.

Деяния IV Вселенского Собора

Епископ Фокийский участвует в обсуждении

Когда он умертвил святейшего мужа Флавиана, стража православия, он ни канонов не приводил, – они и не читались, – ни каким-нибудь церковным порядком не руководствовался, но осудил (его), пользуясь собственною властию. А ныне все требуется канонически, и не должно быть откладываемо отсрочками.

Деяния IV Вселенского Собора

V Вселенский Собор (553 г.)

Лжеучение о неравных степенях Божества ниспровергли и разрушили, сложенные же еретиками из песка детские построения против Православия (ορθοδοξίας) сокрушили и ниспровергли.

Правило 1

Чтобы отныне ими не владело неведение, мы раскрываем мысль этого отца православно (ορθοδόξως).

Правило 32 (ΛΒ’)

Ранние аналоги слова Православие

Можно обратить внимание на более ранние схожие аналоги слов, характеризующих Церковь и её веру:

Егезип (Гегезип, Ἡγήσιππος) (110-180)

Христианский апологет первого послеапостолького поколения. Его труд многократно цитирует в Церковной Истории Евсевий Кесарийский. В нём уже встречается аналогия слову православие (ὀρθοδοξία) — правильное слово (ὀρθῷ λόγῳ). Оно употребляется аналогично слову православие.

Коринфская Церковь оставалась в правильном слове (греч. ἐκκλησία ἡ Κορινθίων ἐν τῷ ὀρθῷ λόγῳ), до Прима, бывшего епископом в Коринфе. Я общался с ним по пути в Рим, куда направлялся морем, и провел с коринфянами достаточно дней, взаимно утешаясь правильным словом (греч. ὀρθῷ λόγῳ).

Церковная История, книга 4, глава 22. п. 2

Ириней Лионский, священномученик (130-202)

Труд Иринея Лионского «Против Ересей» был написан на греческом и до наших дней дошёл только в виде отдельных цитат у других древних писателей. Во II-III веке он был переведён на латынь, но и этот текст сохранился в виде отдельных цитат. В латинском переводе фраза «recte credentibus» (правильно верят) могла появится как перевод греческого слова “ὀρθοδοξία” (православие).

Выше всего Отец и Он есть глава Христа; чрез все – Слово и Оно есть глава Церкви, во всех же нас Дух, и Он есть живая вода, которую доставляет Господь верующим в Него право (лат. recte credentibus, греч. σωστά πιστεύουν) и любящим Его и знающим, что «один Отец, Который выше всего и чрез все и во всех нас. (Еф.4:6)

Против ересей, книга 5, глава XVIII, 2

Но некоторые из почитаемых за право верующих (лат. recte credidisse, греч. πίστευσαν σωστά) преступают установленный порядок возвышения праведных и не ведают способов приготовления к нетлению, содержа еретические мнения; ибо еретики, уничижая создание Божие и не признавая спасения своей плоти, презирая и обетование Божие и в своих мыслях возносясь превыше Бога.

Против ересей, книга 5, глава 31, 1

Итог

Таким образом Православие и Церковь отождествляются формально со II века, официально с IV века: 2 и 3 Вселенского Собора.


Полную статью со ссылками можно прочитать на сайте БИБЛЕОКС

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.