Мы и веруем в Бога, и верим Богу. Это не одно и то же.
По-настоящему верить Богу значит доверять Ему, то есть считать несомненными и истинными обетования, которые Он нам дал. А веровать в Бога значит право мудрствовать о Нём. Нам должно иметь и первое и второе, быть настоящими и в вере в Бога, и в доверии Ему, и вести себя соответственно этой вере и доверию. Христос пообещал нам наследство вечной жизни, славы, Царства и радости.
Но при этом Он заповедал нам, что если мы хотим достичь этого Царства, то нам следует быть готовыми по собственной воле пригвоздить самих себя ко кресту вместе с нашими страстями и похотями. Нам должно нищенствовать, поститься, жить в бедствиях и скорби по причине наших грехов, должно быть готовыми даже и к самой смерти. Если мы совершаем всё вышеупомянутое с готовностью, это значит, что мы действительно уверовали в Бога. Поступая так, мы получим оправдание.
Целомудрие, праведность и смирение, которые мы храним и возделываем ради заповедей Божиих, а также терпение любого рода озлоблений утверждают в нас веру.
Приношение своих благ другим, а также предание тела злостраданиям посредством постов и бдений, да и вообще, распятие себя вместе с собственными страстями и похотями есть доказательство того, что мы истинно верим обетованиям Христовым. Это, если можно так выразиться, делает Бога нашим должником, и обязывает Его воздавать нам вечной и нетленной жизнью и пищею, и славою Его Царства.
Если же мы по-настоящему доверяем Богу, то это даёт нам защиту от плотских страстей и от ловушек, которые расставляет на нашем пути лукавый. Также доверие Богу защищает нас от страстных людей, которые хотят увлечь нас в погибель страсти. Поэтому наша общая Мать, Церковь Христова, с похвалою возглашает и почитает имена тех, кто, просияв благочестием и добродетелию, изложил божественные догматы, утверждённые Всесвятейшими Соборами. Тех же, кто последовал нечестию, а также их лукавые учения, святая Церковь во всеуслышание отвергает.
Потому и мы должны отвращаться от всякого заблуждения и следовать нашим православным отцам. Мы веруем во Единого Бога в Троице — в Отца и Сына и Духа Святого. Бог Отец — безвременен, безначален и вечен. Он есть корень Божества, сосуществующего и в Сыне, и в Духе Святом. Он и только Он — Отец Единородного Сына и Единственный, от Кого исходит Дух Святой. Сын же, существующий, не смешиваясь с Отцом, есть Живое Слово, Истинный Свет, Причина и Начало всего, что сотворено. Сей Бог Сын стал подобен нам во всём, кроме греха.
Он бесстрастен и бессмертен. Как Человек, Он ради нас принял крестную смерть и умер. Был погребён и воскрес, упразднив таким образом, господство смерти над человеком. Он вознёсся на Небо и воссел одесную Отца, сделав таким образом нашу человеческую природу единочестной и единопрестольной Своей. И в Своё время Он вновь придёт на землю во славе, дабы судить живых и мёртвых и воздать каждому по его делам.
Из книги «Жизнь во Христе: согласно учению святителя Григория Паламы». Отрывки из текстов святого Григория, изложенные для собраний молодёжи Духовного центра митрополичьего собора Солоник. Под редакцией архимандрита Мефодия (Алексиу)