Православие Православные авторы

Не сотвори себе кумира!

Часто когда Протестанты узнают что я Православный христианин, желая понять мою веру, спрашивают: «Как ты будучи христианином, поклоняешься идолам?» А когда Мусульманин узнаёт что я христианин, то спрашивает: как ты будучи верующим в Аллаха, исповедуешь что у Него есть Сын, говоря об Иисусе?» Оба эти вопроса исходят из не знания нашей веры и того образа учения которого мы Православные христиане держимся как преданного нам от Апостолов, и той парадигмы и учений которых держатся они, последовав за теми кто основал их течения.

Мусульмане думают что мы верим будто Аллах вошёл к Марии и у них родился сын. В Коране вообще неверно описывается Троица, там написано что Христиане верят в трех богов — Аллаха, Мариам и Ису. Церковь и её чада никогда не исповедовали трех богов, и совершенно не так. Мы верим в Единого по существу Бога в трех не разделяемых ипостасях, в Бога — Отца, Слова и Святого Духа. Но сегодня я хочу написать о другом. А именно о том, почему мы соблюдая заповеди Божьи не нарушаем их, как предъявляют нам Протестанты. Что бы правильно нас понять, необходимо что бы мы имели одну и ту же, систему координат, т.е. Священное Писание. А что бы правильно оное понимать во спасение, а не в погибель, необходимо истолковывать её так, как это делала Церковь — издревле, всеми и повсеместно. Соответственно нам необходимо будет прибегать к истории Церкви, трудам мужей Апостольских, и трудам отцов Церкви и даже Соборам.

«Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом удобнее было мне, идя верным, как бы царственным, и прямым путем, отличать истину вселенской веры от лживости еретических уклонений, и всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, преданием Вселенской церкви

«Как, поэтому, поступил бы теперь православный христианин, если бы какая-нибудь частичка Церкви отделилась от общения вселенской веры? Не иначе, конечно, как предпочтя здравость всеобщего тела вредоносной зараженной части. А если новая какая-нибудь зараза покусится запятнать не частичку уже только, но всю одновременно Церковь ? Тогда, значит, надобно пристать к древности, которая, разумеется, не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй – целый город, или даже какая-нибудь целая область? Тогда, без сомнения, следует упорству или беззрассудству немногих предпочесть те определения, которые в древности постановлены были всей Церковью с общим согласием. А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос, что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию? Тогда надобно постараться разобрать и сличить мнения отцов, живших хотя бы то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, и если окажется, что не один, или двое только, но все вместе единогласно что-либо такое содержали, писали, преподавали, открыто, часто, неизменно, то следует принять, что и мы так же должны в это веровать без всякого сомнения

«Как, поэтому, поступил бы теперь православный христианин, если бы какая-нибудь частичка Церкви отделилась от общения вселенской веры? Не иначе, конечно, как предпочтя здравость всеобщего тела вредоносной зараженной части. А если новая какая-нибудь зараза покусится запятнать не частичку уже только, но всю одновременно Церковь ? Тогда, значит, надобно пристать к древности, которая, разумеется, не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй – целый город, или даже какая-нибудь целая область? Тогда, без сомнения, следует упорству или беззрассудству немногих предпочесть те определения, которые в древности постановлены были всей Церковью с общим согласием. А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос, что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию? Тогда надобно постараться разобрать и сличить мнения отцов, живших хотя бы то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, и если окажется, что не один, или двое только, но все вместе единогласно что-либо такое содержали, писали, преподавали, открыто, часто, неизменно, то следует принять, что и мы так же должны в это веровать без всякого сомнения.» — Преподобный Викентий Леринский «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики»

В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили ПОВСЮДУ, во что верили ВСЕГДА, во что верили ВСЕ: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны, только если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности значит признавать истинной только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре. Следовать древности значит ни в коем случае не отступать от того учения, которого несомненно держались наши святые отцы и предки. Следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать только те вероопределения и изъяснения, которых держались все, или, по крайней мере, почти все пастыри и учители.

Прп. Викентий Леринский «Признаки истинного предания»

Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель(2Пет.3:16, 2Кор.2:15–16). Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.

Игнатий Брянчанинов. «Аскетически е опыты, том 1. О чтении Евангелия»

Теперь же, вооружившись этой праведной мыслью обратимся к тексту Священного Писания который нам предъявляют как «идолопоклонство», дабы показать что подобное невежество нарушает принципы здравого разума и противоречит законам общей герменевтики. Так как, формат данной статьи не позволяет писать много, то необходимо понимать, из того что я желал привести в качестве аргументов и доводов, многое будет опущено.

Для начала необходимо прояснить, что есть — идол?

Идол — есть синергийное изобретение человека и бесов, обожествления небесных светил(солнца, луны, звезд и т.п), а так же человека, животных, птиц и прочих гадов и растений, и даже связанных с этим различных учений противных Божественному откровению о Себе Самом. Так как, человек не мог видеть или самостоятельно познать истинного и транцендентного, т.е. не позноваемого Бога, то любое представление о Нём в подобном виде, в учениях ли или только в изображениях, всё это будет вымыслом ума. Как и говорит Апостол: «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого«. (Деяния 17:29)

Проще говоря мы не имеем права выдумывать виды и подобия Бога и придавать Ему какой либо образ в виде изображения или даже учения противного самой истине. Это грех. Поэтому и другой Апостол проповедуя об истинном Боге, даёт нам наказ: «Дети! храните себя от идолов. Аминь.» (1 Иоанна 5:21)

Теперь когда мы объяснились что есть «идол», и что он не всегда имеет отношение только лишь к изображениям и скульптурам, но даже к вымышленному учению о Боге, что Церковь всегда именовала — пагубной ересью; будем отыскивать и разбираться в учении Апостолов и всей Церкви, дабы уча иному благовестию, посредством него самим не стать идолопоклонником, ибо никто из держащихся ереси, царства Божия не наследует. Как говорит об это Апостол: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.» (2 Петра 2:1-3)

и еще в другом месте:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ИДОЛОСЛУЖЕНИЕ , волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» (Галатам 5:19-21)

Обратите внимание что пагубные ереси, разногласия и распри проповедуемые многими, поставлены наравне с идолослужением. И так! При встрече с Протестантами, нам задают этот вопрос, и показывают текст из Моисеевой книги: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исход 20:4-6)

Во-первых, стоит отметить что подобное цитирование нарушает закон герменевтики, а именно принцип контекста, поэтому следует читать этот текст немного выше, что бы понять мысль автора. Что же там выше написано?

«Я Господь Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.» (Исход 20:2-3)

То есть, давайте представим это в виде притчи; — некий богатый человек купил рабыню, дал ей свободу, женился на ней, и теперь требует от неё верности.

Так и Бог, обручившись с Израилем таинственным образом как с женой, освободил её из рабства, и говорит : «у тебя, жена Моя, не должно быть других мужчин, — Я твой Муж!» и ещё «не делай их фотографии, не целуй их, и не люби их. Я ревнитель, Я освободил тебя от рабства, заплатил цену, и теперь ты Моя, служи только Мне».

Как написано: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену , оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности , которая была отвержена, говорит Бог твой.» (Исаия 54:5-6)

Поэтому данный запрет говорит о духовном прелюбодеянии и блуде с чужими богами, т.е. богами других народов. Как написано: «И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих , находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши» (Бытие 35:2). И ещё: «… и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.» (Исход 23:13)

«Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете» (Второзаконие 8:19).

Языческие народы —Египтяне, Хананеи, Шумеры, Греки, Римляне, Арабы и другие, служили различным земным тварям, устраивали священные рощи, и делали изваяния мужчин и женщин нечестивых царей и развратных жриц, и поклонялись им, служа твари вместо Творца.

«… называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, И служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.» (Римлянам 1:22-27)

Поэтому выводя из Египта Свою мистическую супругу, заповедал: «Если найдется среди тебя в каком‐либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам , и поклонится им, или солнцу , или луне, или всему воинству небесному[т.е. звездам и планетам] , чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.» (Второзаконие 17:2-5)

И подобных текстов объясняющих эту мысль множество, но формат документа не позволит мне их все привести.

Следующий вопрос, который возникает у Протестантов при подобном нашем объяснении, таков — «а можно ли тогда создавать изображение истинного Бога; Того кто вывел Израиль из Египта?». Мы отвечаем, НЕТ! Напоминая что мы не можем изобразить Неизобразимого и Неописуемого, а если предадим ему какой либо образ, и скажем : «вот бог наш!», то он будучи вымыслом нашего ума, станет идолом от искусства человеческого. Об этом надо помнить. Так поступил однажды и Аарон.

«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца , и обделал его резцом . И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.» (Исход 32:2-5)

Израильтяне долго находились в рабстве, видели как Египтяне создают себе богов и служат им, и тоже были склонны к идолопоклонству. Потому и Аарон сделал им изображение Бога Израилева, но так как Бог им не открывался в образе, то Аарон придумал этот образ из своего ума и посредством искусства человеческого придал ему образ.

«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход 32:7-8)

С богами чужими и не существующими всё предельно понятно; но почему же нельзя создавать образ Богу? Я писал об этом выше, потому что — это вымысел ума. Вот причина по которой нельзя этого делать. Бог не открывался в ветхозаветные времена в образе, ибо Он не имеет никакого образа. Бог есть дух. С иврита слово — дух «руах», переводится как ветер. Любое изображение ветра это вымысел, ведь его нельзя увидеть. Потому Моисей прознав про их склонность, предписал им.

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого‐либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого‐либо скота, который на земле, изображения какой‐либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого‐либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой‐либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.» (Второзаконие 4:15-19)

При всём том, Бог запретивший делать всякие изображения того что на небе, что на земле, и что в водах ниже земли, повелел Моисею сделать изображения волов земных, херувимов небесных, пальмы, яблоки, рукотворный ковчег завета, с использованием золота, серебра, меди и дерева: «и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исход 25:18).

«И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания.» (Исход 38:8)

«Оно стояло на двенадцати волах : три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него.» (3 Царств 7:25)

Так же, есть описание восстановленного после Вавилона Храма в котором постоянно поклонялся Иисус с Апостолами.

«От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были врезные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима — два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма.» (Иезекииль 41:17-20)

Необходимо понимать что, вымышленный образ Бога в виде тельца изображать было нельзя, а изображать двенадцать медных волов символизирующих 12 колен Израилевых можно, если они посвящались Богу. Строить храмы богам чужим нельзя, а строить такой же храм Богу можно. Ковчег завета Египетских богов с изображениями демонов херувимов — делать нельзя, а ковчег завета с изображениями святых херувимов — можно. Изображать изображения Осириса, Тота, Ра, или Зевса, Астарту, или Ваала и прочих — нельзя, а изображать святых херувимов и серафимов служащих Богу, как членов небесной скинии, по кругу всего храма — можно. Всё зависло от того, кому посвящено, и вымысел это или откровение данное через истинного пророка, члена земной Церкви.

Тайна Христа пришедшего во плоти, настолько глубока что ересь Протестантизма заключается не только в ложном толковании текстов Писания, но и в совершенном отвержении самой сути тайны: «… и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Ефесянам 3:9-10).

Тайна сия открыта Церковью частично в Писаниях, а полностью раскрыта Церковью на Семи Вселенских Соборах, о чем хорошо писал отец Даниил Сысоев в толкованиях на Апокалипсис: «… и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» (Откровение 10:3-4).

«Семь громов, которые проговорили, – это семь Вселенских Соборов, открывших тайну Единого Бога, пришедшего во плоти.

На первом Вселенском Соборе обсуждалась тайна Триединства Божиего. Второй Собор говорил о том, что Христос принял человеческий ум и обладал разумной душой. Третий – о том, что Христос есть Бог и вместе с тем – Человек. Четвертый Собор утвердил, что Христос является и Богом, и Человеком, и что человеческая природа при Боговоплощении не уничтожена. Пятый – что Воплощение Христа уникально, что Божество в Спасителе подчинило себе человечество, но не уничтожило его; Христос стал человеком в определенный момент, а не когда-то в древности, и никакого переселения душ никогда не было. Шестой Вселенский Собор говорил, что у Христа две воли – и Божественная, и человеческая. И, наконец, седьмой Собор объявил, что Христос стал настоящим Человеком, поэтому Его можно изображать. Цель всех Вселенских Соборов одна – постижение тайны Христа. Это великая тайна львиного рыка, который возвестил Ангел по воле Отца Небесного».

«И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» (Откр. 10:4).

Почему «скрой»? Потому что Вселенским Соборам надлежало раскрыться в истории. Господь не захотел, чтобы Церковь жила в тепличных условиях, Он вывел ее, как воинский отряд, как армию. Недаром один из древних гимнов говорит, что Христос – великий Небесный Император, выводящий Свои победоносные войска на сокрушение сил тьмы. И царь Соломон в Книге Песнь Песней сказал, что Церковь, Невеста Христова, прекрасна, как луна и грозна, как штыки со знаменами: «Блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн. 6:10).

Так что Церковь представляет собой великие полки Бога, поражающие сатану. Ей надлежало сразиться, она провела семь сражений и победила. Победила все ереси, собрав силы Святого Духа на Соборы, и именно во время диспутов раскрылось откровение Божие. Поэтому Иоанну и было повелено это откровение, услышанное и понятое им, запечатать, пока оно не раскроется в истории.

Иконоборческая ересь 754 года, есть борьба против тайны Боговоплощения, хотя те кто её держатся, устами исповедуют Христа пришедшего во плоти, но все же практической верой отвергаются сей тайны. Это и есть заблуждение и дух Антихриста, которым водятся многие «христианствующие», показывая тем самым, что они антихристиане.

Важно помнить почему нельзя было изображать истинного Бога. Моисей и Илия желали увидеть Его. Но им было сказано: «… лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.» (Исход 33:20)

И вот когда произошло Боговоплощение, то Он соделал невидимое видимым: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его , славу, как Единородного от Отца.» (Иоанна 1:14)

Ведь до этого Его нельзя было видеть, но ныне явил: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Иоанна 1:18)

Как и Апостолы писали: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами , что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и сылшали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом.» (1 Иоанна 1:1-3)

Реальность явления Бога во плоти! О чудо! Невидимый стал Видимым. Его можно теперь не только слышать как Израильтяне у горы Синай, но и осязать руками, видеть очами как на горе Фавор.

Запрет «И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас» Второзаконие 4:12, потерял свою силу как и многое из закона. Он стал видим, а значит и изобразим. Это реальность богоявления. Тот кто, противится Святыням Господним, и Его образу тот обманут духом Антихриста, даже, если устами исповедует Боговоплощение.

«… а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.» (1 Иоанна 4:3)

Вся Церковь проповедует устно, Писаниями, иконографией, и псалмами — восклицая: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» (1 Тимофею 3:16)

И наконец Он почтил двух великих пророков, Моисея и Илию, желавших увидеть Его во дни свои. Но один уже почил, а другой взят как бы на небо. Но Господь изволением Своим вызвал их, показывая что Он Господь живых и мертвых. И вот они увидели сию тайну. Они видят своими очами Того Кому служат.

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.» (Луки 9:29-31, 35)

Потому, Протестанты не только под водительством духа антихристова противятся иконопочитанию, но и Исторической Церкви потому что, она есть Тело Его, т.е, тайна Боговоплощения, где человечество получает исциленение через 7 тайнств и богословие 7 Вселенских Соборов как голосов рыкающего Льва из колена Иуды.

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: ‘Кто неразумен, обратись сюда!’ И скудоумному она сказала: ‘Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума‘.» (Притчи 9:1-6)

В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17).

Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым.

«Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимым. Первые иконы написанные Евангелистом Лукой – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

Нельзя было творить изображения даже истинного Бога, до времени воплощения, потому что Он никому не показывал Себя.

Но давайте представим себе; что если бы Слово Отчее явилось им на Синае не только голосом, но и так что бы видели они образ Его, был бы дан им этот же запрет, или все же можно было бы изобразить Его как и ангелов и волов и т.д? Конечно же не было бы запрета. Так вот, Тот кого раньше они не видели, стал видимым — в тайне Боговоплощения. Нельзя это игнорировать. Ведь вся Церковь через Семь Вселенских Соборов и семью голосами громов Божьих призывает каждого неразумного к тайне сей. Новозаветная Церковь имеет своих великих учредителей священных изображений. Еще при земной жизни Спасителя Авгарь, князь Едесский, получил нерукотворенный образ, чудесно отпечатанный на холсте от лица Спасителя (Четьи минеи Август 16-го дня).

После вознесения Спасителя на небеса, Апостол и Евангелист Лука написал две иконы Божией Матери с предвечным младенцем и представил их пред лице Богоматери. Пресвятая Богородица пречистыми устами изрекла тогда следующие слова: «Благодать рождшагося из Меня и Моя будет с этими иконами». Св. Лукою написаны еще две иконы – св. Апостолов Петра и Павла (Четьи минеи Окт. 18 дня).

Об иконопочитании еще в первые века христианства говорил святитель Василий Великий:

«Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог, и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах.» — святитель Василий Великий

Разве не знаешь, что если кто будет оскорблять образ царя, нанесет оскорбление первообразу достоинства?

Святитель Иоанн Златоуст

«Мы, верующие, поклоняемся иконам не как богам, как [то делают] эллины, – да не бу­дет! – но показывая только свойство и стремление нашей любви к изображению лица на иконе. Посему часто, после того как бывает уничтожено изображение, сжигаем наконец и икону, как дерево после этого бесполезное. Итак, подобно тому как Иаков, намереваясь умирать, поклонился на верх Иосифова жезла, не жезл чествуя, но того, кто его держал; так и мы, верующие, не другим каким-либо образом целуем иконы, как часто лобы­заем и наших детей, и родителей, но для того, чтобы показать сильную любовь нашей души. Ибо [почитаем иконы] совершенно так, как и иудей поклонялся скрижалям закона и двум Херуви­мам – золотым и резным, чествуя не природу камня и золота, но Господа, Который повелел [сде­лать] это…» — Св. Афанасий, из ста глав, написанных к префекту Антиоху в [форме] вопросов и ответов. Глава 38-я

Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители – детей своих, дети –родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их – впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним. Так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах.

Архиепископ Мефодий Исповедник

На Седьмом Вселенском соборе голос отцов Церкви и Духа Святого звучал так: «епископ города Констанции на Кипре Константин выразился так («и с ним на соборе согласны были прочие»): «Приемлю и лобызаю с глубоким почитанием святые иконы, но что касается поклонения в смысле служения (προσκυνησις κατά λατρειαν), ςо я воздаю его исключительно Св. Троице»

Потом все участники Собора высказались и подписали:

«И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга.

Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ними к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение святых отцов наших, т.е. предание кафолической церкви, от конца до конца земли приявшей евангелие. Осмеливающихся же иначе думать или учить или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение или отвергать что-нибудь из посвященного церкви, Евангелие или изображение Креста или иконное живописание или святые останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической церкви преданий или давать профанное употребление священным сосудам или святым монастырям постановляем: если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения».

По этому Апостолам удостоившимся видеть воплощение Невидимого Бога Слова, о котором все пророки желали узреть, сказано: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, ВИДЯЩИЕ то, что ВЫ ВИДИТЕ ! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите и не видели, и слышать, что‌ вы слышите, и не слышали.» (Луки 10:23-24)

Эта и другие статьи автора в источнике

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.