Исследование книги Эллен Уайт «Великая борьба»
Цикл посвящён исследованию книги Эллен Уайт «Великая борьба». В каждой отдельной статье я буду исследовать 1 или 2 главы. В круглых скобках указываю номер абзаца и привожу в нём место, которое требует либо дополнительной корректирующей информации, либо открыто содержит заблуждение, ложь. Отдельные фразы в том или ином абзаце, на которые нужно обратить особое внимание, я буду выделять подчёркиванием. Свой комментарий я буду предлагать либо после цитирования абзаца или его части, либо писать внутри абзаца, выделив его жирным и взяв в круглые скобки.
Помимо текста в конце статьи буду прилагать ссылку на архив Солёного Радио на Яндекс Диске, где я размещаю это же исследование в аудио формате. В аудио может содержаться несколько больше информации по обсуждаемой главе, нежели в публикуемом текстовом варианте.
Возможно, что некоторые моменты достойные внимания я пропустил или отразил недостаточно полно. В таком случае вы, дорогой читатель, можете дополнить эти пробелы написав комментарий по теме исследуемой главы.
Буду признателен адвентистам седьмого дня, если среди них найдутся те, кто аргументированно укажет в данном моём исследовании на ошибки в отношении моего понимания рассматриваемого текста «Великой борьбы»!
***
Глава 5
Джон Уиклиф
Немного о Дж. Уиклифе
Предлагаю к прочтению: «Общая история церкви. В 2 томах.» Том 1. От зарождения Церкви к Реформации. I-XV века. (под ред. Симонов В.В.) 2017
Уиклиф родился в Йоркшире, предположительно ок. 1328 г. Его родители принадлежали к местной знати и являлись вассалами Джона Гонта, герцога Ланкастерского, третьего сына короля Эдуарда III.
Уиклиф поступил в Оксфордский университет с намерением стать юристом, но изменил свои планы. В 1360 г. он получил степень магистра свободных искусств, в 1369 г. – магистра теологии, в 1372 г. – доктора теологии. За это время он прославился в Оксфорде как выдающийся богослов и самый горячий и непримиримый участник диспутов.
В 1365 г. архиепископ Айслип назначил его ректором нового оксфордского колледжа Кентербери-Холл. Однако вскоре Уиклиф оказался втянутым в конфликт между светскими студентами и членами монашеских орденов, учившимися в колледже, и новый архиепископ, занявший место Айслипа в 1366 г., принял решение сместить Уиклифа. Тот подал апелляцию в папскую курию и продержался на своей должности еще пять лет, пока шло разбирательство, но папский суд в итоге принял решение не в его пользу.
Самолюбие Уиклифа, вероятно, было уязвлено, но в действительности у него не было поводов оплакивать эту потерю, поскольку в 1372 г. его пригласил к себе на службу Джон Гонт, вероятно, самый влиятельный человек в Англии того времени.
Исполняя поручения герцога, Уиклиф волей-неволей приобщился к политическим дебатам, важнейшей темой которых в его время было право короля (и, соответственно, право папы) облагать налогами английскую церковь. Впечатления, полученные в ходе этих дискуссий, а также негативный опыт общения с клириками в бытность ректором Кентербери-Холла, вероятно, еще были живы в душе Уиклифа, когда он писал свои первые трактаты, вызвавшие недовольство церковных иерархов. Но истоки проблемы лежали глубже – в его философских воззрениях.
В молодости Уиклиф, как и многие его оксфордские коллеги, находился под сильным влиянием идей Уильяма Оккама. Но со временем он отверг оккамовский номинализм и стал убежденным поборником реализма – философского течения, утверждавшего, что началом всех вещей являются «идеи», «универсалии», существующие в божественном разуме, а индивидуальные вещи, присутствующие в мире, являются их более или менее точным отражением. …
Уиклиф утверждал, например, что Священное Писание как «идея», «универсалия», воплощением которой является данная людям Библия, существовало в божественном разуме еще до творения, и, соответственно, каждое слово, содержащееся в Библии, истинно и исходит непосредственно от Бога. Дальнейшим закономерным развитием этой мысли был тезис о том, что все явления религиозной жизни, которые не описаны в Библии, являются искажениями божественной идеи и (как считал Уиклиф в конце жизни) работой антихриста. Этими логическими построениями Уиклиф отрицал полностью всю церковную традицию – труды отцов Церкви, каноническое право, папские декреталии, сложившиеся обряды, церковный календарь и пр.
«Идеальная Церковь» также существовала предвечно, ее образ можно найти в Священном Писании, и то, что не соответствует этому образу, просто не является Церковью.
По мнению Уиклифа, корнем зол, поразивших «видимую» церковь, являлось владение собственностью, поскольку право собственности, появившееся после грехопадения, не присутствовало в божественном замысле, а возникло вследствие греха.
Мысль о том, что церковь не должна владеть собственностью, не была новой, но решение проблемы, предложенное Уиклифом, поражает оригинальностью. По его мнению, помочь церкви, избавив ее от излишнего богатства, должна светская власть. В полном соответствии с предписаниями Ветхого завета клирики должны получать десятину – но только в том случае, если они честно выполняют свои обязанности.
Теоретическую базу под экспроприацию церковной собственности Уиклиф подвел в двух главных своих трудах: Гражданское владение (1376–1378) и «По должности» (или Королевский кабинет) (1379). Логика его рассуждений в Гражданском владении такова: власть и владения даются от Бога, соответственно, тот, кто ими обладает, должен находиться в состоянии благодати; поскольку многие духовные лица не находятся в состоянии благодати, они не могут по праву обладать властью и владениями, а значит, надо лишить их и того, и другого.
Казалось бы, таким же способом можно оправдать и конфискацию имущества у представителей светской власти, но Уиклиф во второй своей работе излагает совсем другие идеи. Король, пишет он, является помазанником Божьим, наместником Бога на земле. Он «подотчетен» исключительно Богу и его власть нужно принимать, как бы грешен он ни был.
Нетрудно догадаться, что идеи Уиклифа были приняты благосклонно представителями светской знати из окружения Джона Гонта и вызвали резкое неприятие у высшего духовенства. Дважды в 1377–1378 гг. Уиклифа вызывали в церковный суд, чтобы задать ему вопросы по поводу его еретических идей, но оба раза могущественные покровители из королевского рода защитили его. Однако Уиклиф в любых ситуациях действовал настолько прямолинейно, что, в конце концов, Джон Гонт решил избавиться от столь беспокойного помощника.
(Окончательным поводом для этого, вероятно, послужил инцидент, произошедший осенью 1378 г. на заседании парламента, где разбиралось обвинение против Джона Гонта, выдвинутое архиепископом Судбери. Основания для обвинения были совершенно законные: нарушение права церковного убежища и кровопролитие в церкви. Уиклиф, представлявший на заседании своего господина, вместо того, чтобы попытаться отвести обвинение, заявил, что право убежища не может действовать, если речь идет о нарушении прав короны, а кровопролитие спровоцировали сами беглецы своими действиями.)
Уильям Бертон, канцлер Мертон-колледжа, собрал комиссию из восьми монахов и четырех представителей белого духовенства, чтобы они оценили ортодоксальность воззрений Уиклифа по поводу Евхаристии. Решение комиссии содержало обвинение в ереси по 12 пунктам и требование запретить Уиклифу преподавать. Официальный ответ на обвинения, представленный Уиклифом, не изменил его судьбы, Джон Гонт отказался заступиться за своего бывшего протеже, и Уиклифу пришлось покинуть Оксфорд.
(Вообще говоря, Уиклиф (в отличие от многих лоллардских проповедников, утверждавших, что Евхаристия – просто общая трапеза в память о Тайной вечере) не отрицал Евхаристию как таинство, однако настаивал на том, что материя хлеба и вина не превращается физически в Тело и Кровь, а соединяется с их духовными субстанциями.)
Если бы летом 1381 г. не начался крестьянский бунт, церковные иерархи, возможно, удовлетворились бы изгнанием Уиклифа из университета, лишившим (как казалось) его возможности приобретать новых сторонников. Но поскольку от гнева бунтовщиков пострадала церковь, в сознании церковных иерархов (и не только) действия восставших стали ассоциироваться с антицерковными идеями оксфордского наставника.
Новый архиепископ Куртено, избранный на место убитого Судбери в январе 1382 г., решил покончить с «уиклифизмом» раз и навсегда. Он собрал совет из 14 докторов светского и канонического права, которые рассмотрели 24 тезиса из работ Уиклифа и признали, что его учение является ересью. Уиклифа обвинили, в частности, в том, что он отрицает пресуществление, действительность мессы и власть папы. Куртено получил от короля официальный указ, в котором королевской властью запрещалось распространять еретические идеи, и с этим указом отправился в Оксфорд, где под его давлением все университетские последователи Уиклифа отреклись от своих взглядов.
Сам Уиклиф дожил более или менее благополучно последние годы жизни в своем приходе Латтерворт, где по его призыву и при активном участии его секретаря Джона Парви была начата работа по переводу Священного Писания на английский язык. Будучи, несомненно, инициатором данного труда, Уиклиф, как считают современные исследователи, едва ли внес существенный практический вклад в эту работу (как и в создание приписываемых ему «поздних» трактатов).
Первый вариант перевода, созданный, скорее всего, под руководством оксфордского наставника свободных искусств Николаса Херефорда, представлял собой просто корявый подстрочник. Он, очевидно, не предназначался для широкого распространения, а должен был служить подспорьем для проповедника, которому потребуется во время проповеди процитировать Священное Писание. Уже после смерти Уиклифа был сделан второй, более вольный перевод, получивший широкое распространение и названный «Библией Уиклифа».
Умер Уиклиф в декабре 1384 г. во время мессы и был похоронен на церковном кладбище.В 1415 г. собор в Констанце, отправивший на костер Яна Гуса, признал Уиклифа «ересиархом», и в Англию было направлено повеление выкопать его бренные останки из могилы, сжечь их и развеять прах по ветру. В 1428 г. это приказание было исполнено.
(2) Время полночи для мира прошло. Во многих странах мрак постепенно рассеивался под лучами восходящего солнца. (Читая эти и подобные этому заявления складывается впечатление, что буквально весь мир был под страшным управлением РКЦ. Э. Уайт упорно ни в начале своей книги, ни позже не желала видеть и понимать, что РКЦ — не Церковь Христа, а лишь часть, отколовшаяся от Его тела. Но т.к. ей просто необходим был внешний враг, то для продвижения учения адвентизма РКЦ подходила как нельзя лучше.)
(4) Уиклиф получил светское образование, и для него страх Господень означал начало мудрости. В колледже он был известен споим ревностным благочестием… (Выше вы могли прочитать, какой у него был «страх Господень»).
(5) Еще будучи студентом, Уиклиф начал изучать Библию. В то время, когда Библию можно было прочитать лишь на каком-либо древнем языке, только ученые люди могли найти путь к источнику истины, которая оставалась тайной для необразованного народа. (Про перевод Уиклифа уже упоминали. Однако стоит заметить, что за столетия до этого уже были совершены переводы больших фрагментов Библии на английский язык. Несколько монахов и учёных перевели отдельные части Библии Вульгаты на древнеанглийский. Такие переводы обычно были в форме прозы или в виде подстрочных глосс, т.е. буквальный перевод, написанный над латинскими словами. Полных переводов Библии в то время было очень мало. Большинство книг Библии существовали отдельно и читались как отдельные тексты.)
(6) И в Слове Божьем он нашел то, что столько времени искал. Там увидел он подробный план спасения, Христос предстал как единственный Ходатай за человека. Уиклиф всего себя посвятил служению Христу и твердо решил проповедовать открытые им истины. (Опять общие фразы, не имеющие ничего общего с историей Дж. Уиклифа.)
(12) Многие были встревожены возрастающей алчностью монахов, которая, казалось, не знала границ. «Монахи и римские священники, — говорили они, — пожирают нас, как раковая опухоль. Бог должен освободить нас или же народ погибнет».
(https://archive.org/details/historyofreforma0000merl_j9w4/page/580/mode/2up) (Казалось бы, цитата и цитата, ничего особенного. Но предлагаю прочесть её всю, до конца: «Пока они (т.е. монахи) развлекались, бунтуя за богато накрытыми столами, они посылали идиотов проповедовать вместо них басни и легенды, забавлять и грабить народ. Если какой-нибудь господин говорил о том, чтобы подать милостыню бедным, а не монахам, они восклицали против такого нечестия и говорили угрожающим голосом: «Если вы это сделаете, мы покинем страну, но вернемся с легионом ярких шлемов». Возмущение было на высоте. «Монахи и священники Рима разъедают нас, как язву. Бог должен избавить нас от них, иначе этот народ погибнет. … Горе им! Чаша гнева начинает переполняться. Мужей святой Церкви будут презирать, как падаль, как псов, выгонять на открытое место». Т.е. как видим, автор цитаты приводит чьи-то слова, — ссылку на источник он не приводит, и в этой его цитате возмущённые люди утверждают, что в святой Церкви есть люди, о них было сказано выше, которым провозглашается «Горе!», грехи которых навлекут гнев на всех мужей Божьих. Т.е. понятие о наличии Церкви никуда не делось. Никто не призывал выходить из Церкви, как это постоянно стремится показать Э.У. Я сейчас не утверждаю истинность РКЦ, но показываю, что ни Дж. Уиклиф, ни впоследствии Лютер не считали себя кем-то ещё, кроме как католиками.)
Кстати, ранее, обсуждая главу 4, «Вальденсы» упустил из виду один момент, на который мне указало исследование вышеупомянутой цитаты. В абзаце 7 Э.У. пишет:
«Тогда проявился истинный дух папства. Римский посланник заявил: «Если вы не желаете принять братьев, которые принесли вам мир, тогда вы примете врагов, которые принесут вам войну. Если вы не объединитесь с нами, чтобы указать саксонцам путь жизни, тогда вы получите от них удар смерти». И это были не пустые угрозы. Против свидетелей библейской веры пошли в ход насилие, кровопролития, заговоры, ложь, пока наконец церкви Британии либо уничтожили, либо вынудили подчиниться власти папы».
Чуть выше в этом же 7-м абзаце она написала: «В VI столетии католические миссионеры начали трудиться над обращением саксонцев-язычников».
Но, позвольте узнать, о каких «католических миссионерах» идёт речь, когда в VI веке РКЦ не было в помине? Более того, папами или отцами в Церкви традиционно называли выдающихся богословов и церковных деятелей, сыгравших важную роль в развитии христианской догматики, в организации Церкви и выразивших церковное учение и свой христианский духовный опыт в особенно ясной, глубокой и убедительной форме. Вероучительный авторитет отцов и учителей Церкви признаётся в православной, католической, несторианской и монофизитской традициях, хотя перечень отцов и учителей может быть разный.
Итак, как снова видим, у автора полное игнорирование истории и смещение акцентов. Как известно, для переговоров с христианами Англии, их ещё называют «Кельтская Церковь», прибыл Августин Кентерберийский, первый архиепископ Кентерберийский, один из основателей христианства в Англии. По поручению папы Григория I он пришёл в Англию для установления единства веры с римским патриархатом Церкви.
Для справки: исторически патриархаты первого тысячелетия по Р. Х., — Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, — сложились на основе административного деления Римской Империи рубежа III–IV в., когда император Диоклетиан с одной стороны создал вместо 57 Римских провинций около 100 новых уменьшенных, при этом Рим приобрёл особый статус 101‑й административной единицы, с другой — Диоклетиан объединил провинции в 12 диоцезов (т.е. «область», «управление»), в свою очередь образовавших 4 префектуры, — Восток, Иллирик, Италия, Галлия. Возвышению Римской, а впоследствии и Константинопольской, кафедр до Патриарших способствовало также уникальное положение этих городов не просто как центров территорий, а отдельных административных образований.
Христиане, жившие в то время в Англии, были потомками бриттов, принявшими христианство еще во времена Римской империи. Они принадлежали к той группе, которую сейчас называют общим названием: «Кельтская церковь», и имели свои особенности в литургии, календаре и иерархии.
Для справки: Кельтская церковь — собирательный термин, под которым обычно подразумевают церковные структуры, существовавшие в раннем Средневековье в Бретани и на заселённой кельтскими народами части Британских островов. В современной историографии термин считается устаревшим и неточным, так как в описываемый период на упомянутых территориях не существовало ни отдельной от Рима единой церковной организации, ни самой концепции о общности населяющих их народов. Характерные для этого региона религиозные практики предлагается описывать как кельтское или островное христианство.
Итак, Августин пытался убедить их принять единый обряд и подчиниться римскому патриархату, но большого успеха не добился. Он сказал им: «Если вы не желаете принять братьев, которые принесли вам мир, то тогда вы примете врагов, которые принесут вам войну». Это было предупреждение о том, что англосаксы, которые были язычниками, могут напасть на них и уничтожить их христианство. Что в очень скором времени и случилось.)
(42) Как раз в то время, когда в своем приходе в Люттерворте Уиклиф приготовился к совершению обряда причастия, он упал, пораженный параличом, и вскоре скончался. …
(45) Он был воспитан в безусловном уважении к римской церкви как к Божественному, безупречному авторитету и, вне всякого сомнения, с благоговением принимал сложившиеся сотни лет назад традиции; но он оставил все это, чтобы обратиться к священному Слову Господа. (Если он «оставил всё это», то как в таком случае, он мог участвовать в проведении мессы (см выше абз. 42)?)
(45) … он объяснял, что Библия представляет собой совершенное откровение Божьей воли, а Дух Святой является ее единственным толкователем, и каждый человек, изучая Священное Писание, должен с его помощью осознать свой долг и обязанности. (Дух Святой один. Св. Писание — одно. Так, почему же сегодня столько направлений в протестантизме и внутри отдельных деноминаций также не мало разделений. И при этом каждая деноминация, каждый протестант утверждает, что именно им открыто Духом Божьим истина? В итоге, каждый протестант понимает «свой долг и обязанности» согласно своего испорченного ума. Но разве Дух Божий разделился? Разве Св. Писание можно толковать превратно? Нет, и Дух и Писание едины. Так и учение в Церкви Христовой должно быть едино. И оно едино только в одном месте — Православной Церкви. С самого своего рождения в День Пятидесятницы она восприняла учение от Святого Духа и была Им наставляема, как и обещал Спаситель. И все, кто не желал согласовываться с этим учением, преподанным от Духа Святого впадал в ереси и расколы, и в итоге отпадал от единого тела Христова. Таковыми изначально были и всевозможного вида протестанты, произошедшие от отколовшейся части Церкви. Мёртвое не может родить живое, и чистый не произойдёт от нечистого.)
***
Читать главу 6
Слушать/скачать аудио формат этой главы можно с архива Солёного радио на Яндекс Диске, смотреть разбор этой главы на YouTube канале.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов