Солёное радио Исследования Монархия в Библии

Монархия в Библии

Помазание Саула

1 Царств, 8

Многие христианские критики монархии используют со времён Парижской коммуны отрывок из 1 Цар.8.

Каждый раз, когда я пытаюсь предостеречь от бунта или призвать к покаянию о содеянном кровавой революцией именно этим отрывком меня кто-нибудь да обличит. Это и неудивительно, что кидаются этим отрывком как камнем – он единственный во всей Библии который, как кажется, критикуют монархию.

Все другие тексты Библии говорят о монархии положительно.

Но чтобы этим отрывком в меня, или в кого-то еще, запустить – его прежде нужно оторвать от Библии. Превратить из хлеба в камень. И это тоже получается.

Но истинное благодатное чудо – это не в превращении хлеба в камень. Оставьте хлеб лежать, и он окаменеет. А вот превратить камень в хлеб – вот оно чудо. И сейчас мы увидим это чудо, которое совершает Господь в Священном Писании.

Мы увидим, как та самая история, которую оторвали от Библию, чтобы побить камнями смиренных, как эта история, давно превратившаяся, наверное, в глазах всех моих друзей в жесткий камень – как она превратится назад, в теплый и насыщающий душу хлеб.

Во-первых, надо сказать, что то, что произошло в 1Цар. 8 – это исполнение пророчества об обстоятельствах поставления царя, которое Бог дал еще Моисею.

Бог давно уже определил, чтобы в Израиле был царь. Но Он и показал, при каких обстоятельствах появится царь:

«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе» (Втор.17:14,15).

Именно это пророчество и сбылось в 1Цар.8.

В этом отрывке Бог не критикует израильтян за то, что они хотят царя, а критикует за то, что они хотят такого царя «как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1Цар 8:20).

То есть, они возжелали себе идола.

«Судить» и «вести войны» — это то, что делает Бог для Своего народа, о чем мы и читаем в книге Иисуса Навина. Они же захотели царя, который бы встал на место Бога, как у язычников, и делал то, что делает Бог.

Поэтому Бог говорит Самуилу, что «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7).

Тут, кстати, надо сказать, что в 1Цар.8  не Бог, а Самуил обиделся и оскорбился. Бога они не отвергли своим желанием царя. Они отвергли Бога уже давно, давным-давно, еще в Саду, и потом на каждом шагу отвергали Его.

А тут и Самуилу досталось – не приняли его коррумпированных сыновей в народные лидеры. Вот Бог и напомнил Самуилу, что давным-давно люди отвергли Бога. И видимым образом они сделали еще, изваяв себе золотого тельца.

Понимаете, есть хлеб духовный, то есть Слово Божие, которым мы должны питаться (а не камнями из него кидаться). Иисус Христос также называл Себя хлебом, сходящим с Неба.

А есть физический хлеб.

Есть физический хлеб мы, наверное, будем не всегда. Есть нечто лучшее для нас – та пища, которой мы еще не знаем. Но есть хлеб физический сейчас – это не значит «отвергнуть Бога». Просто надо беречься закваски фарисейской. В царях. А наипаче – в самих себе.

Но вернемся к нашему отрывку из 1Цар.8. Израильтяне настаивали на том, чтобы иметь царя, которого они сами бы себе избрали (см. 1Цар.8:18).

Не Бог – а они. И хоть Бог и сделал за них выбор, но выбор этот был не по сердцу царя, а по сердцу народа.

И Саул явился таким популярным лидером.

Он – именно тот лидер, какого народ хотел, которого народ избрал бы – если бы в ту пору уже была система всенародного голосования. Однако лидерство Саула приведет страну к кризису.

Для демократии является естественным выдвигать и продвигать таких лидеров, как Саул. В людях заложено естественное, богоданное желание царя, и демократия, которая царит в этой главе до безобразия, спекулирует этим желанием и улавливает людей в трагическую ловушку. Именно так произошло с Саулом.

С самого начала главы мы читаем о тех «представителях народа», которые говорят с Самуилом и которых Бог справедливо называет «голосом народа» (см. 1Цар.8:7).

Бог повелевает Самуилу послушать этого голоса.

Время покажет, что в этом голосе народа было от Бога, а что – от лукавого. От Бога было желание иметь царя. Уже Моисея, давно умершего, Священное Писание хочет видеть царем.

«Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми» (Втор.33:4,5).

Позднее в книге Судей мы видим неоднократное сетование Божие, которым и заканчивается книга Судей: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).

То есть, как показывает книга Судей, творили беззаконие.

Царь давно был нужен. И Бог ждал, что люди, наконец, поймут это. И, интересным образом, между книгой Судей, в которой царя еще нет, но идея монархии уже витает в воздухе, и Первой книгой Царств находится маленькая книжечка – книга Руфь.

И книга эта там потому, что Господь уже знал, кого Он поставит царем над Израилем. Бог ждал, когда народ поймет – что ему необходим царь, иначе будет разброд и ужас, порабощение и поражение. И только дав им царя по сердцу Своему Господь мог спасти их и донести до них самую главную весть с Небе – весть о том, что однажды на Земле воцарится Божий Сын. И Он произойдет из того же рода, из которого происходил царь по сердцу Божиему Давид.

И хотя, естественным образом, никакой земной царь не призван заместить или оттенить Бога Царя, они призваны были указывать на Него. Монархия была необходимо не только потому, что лишь она давала народу Божиему возможность (упущенную) иметь справедливое Царство и преуспевать.

Она указывала на Бога как на Главного Царя – Царя царей. Если бы монархия была такой плохой системой, какой ее сейчас пытаются представить, то Бог бы не называл Себя Царем. Он же не называет Себя депутатом каким-нибудь, или комиссаром, или председателем… Он – Царь.

А потому всякое восстание против земного царя в Библии воспринимается однозначно – как эхо восстания против Бога. И пусть цари несправедливы и несовершенны, а Бог справедлив и совершен – все равно Давид (в отличие от сопровождавших его олухов) понимает, что даже мерзавца Саула трогать грех.

Так вот, избранием Саула Бог подчеркнул, что демократия не пройдет, а если пройдет – то приведет к пропасти. А потому Бог берет дела в Свои руки и ставит народу Своего царя – такого, которого они сами бы не выбрали. Он ставит Давида.

Попытайтесь представить себе Новый Завет, Евангелие, Царство Божие без образа царя Давида. Бог поставил Себе царя по сердцу Своему. И Давид, и Соломон хотя не были совершенны, но были устремлены к Богу, рассуждали о Нем, молились Ему.

И через это Бог показал, каким должен быть царь – потому что таких царей у окружающих народов не было. А они хотели именно как у окружающих народов, у язычников. Вот Бог по жестокосердию их и дал им царя, как у язычников – Саула.

Да и еще даст целую плеяду нечестивых царей. Но и это было нужно – они были не случайно, они были Его бичами, наказующими своим нечестивым правлением нечестивый и грешный народ.

И вообще, совершенно не понятно, как можно 1Цар.8 рассматривать как анти-царский, когда Бог уже и раньше многократно обещал, что Он даст народу царя.

«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт.17:15,16).

«И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих…» (Быт.35:11)

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10)

Этот список можно продолжить. И это все – еще ДО избрания царя, до 1Цар.8.

А после этого – сотни и тысячи отрывков дает нам Писание в которых утверждается монархия. Но эти отрывки уже неинтересны бунтарям.

Кстати, в свое время перечитал много книг об истоках русской кровавой революции. И они все ведут… в семинарии.

Уже тогда будущие революционеры вырывали из контекста всей Библии 1Цар.8 – чтобы запустить им в голову царя.

Что ж, по плодам их узнаете их.

Я бы многое мог написать еще о 1Цар.8, сделать его подробную экзегезу, каждого слова – там много еще и грамматических моментов, которые не учитывают христианские критики монархии.

Но не буду цепляться за них, за структуру (удивительную) главы, за семантику… Оно и так, надеюсь, понятно.

Библия должна быть понятна всем, по крайней мере в таких ключевых вопросах. Я люблю экзегезу и в свое время сотни страниц написал, занимаясь экзегезой библейских текстов. Но сейчас стараюсь не прибегать к слишком уж научно-выглядящему анализу.

Потому что им часто прикрывают свою богословскую наготу. Будьте проще. Писание толкует Писание.

Автор: Жиганков О.А.


ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

1 комментарий для “Монархия в Библии”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читать также