В течение примерно десяти лет после 1976 года усилились попытки определить, сколько Э. Уайт скопировала из других источников. «Пророчица здоровья» получила значительное внимание — как положительное, так и отрицательное — из-за выявления небольших объёмов копирования, расположенных в параллельных столбцах.
Отчасти вдохновлённый моими исследованиями, Уолтер Т. Ри, пожилой адвентистский пастор и давний поклонник Э. Уайт, начал тщательно искать новые параллели. В 1982 году он опубликовал свою книгу «Белая ложь», которая потрясла адвентистское сообщество, открывая огромные масштабы заимствований найденных в произведениях Э. Уайт.
Последующий труд У. Ри над серией «Конфликт веков» показал, согласно его слов, что «вне всякого разумного сомнения, более 80% материала, заключённого в этих книгах, было взято из сторонних источников».
У. Ри доказал, что Э. Уайт широко заимствовала из других источников в написании «Свидетельств для Церкви, тт. 1-9» (1868-1909), «Дух пророчества» (1877-84), «Путь ко Христу» (1892), «Очерки из жизни Павла» (1883), «Великая борьба» (1884 и более поздние издания), «Патриархи и пророки» (1890), «Мысли с горы благословения» (1896), «Желание веков» (1898), «Наглядные уроки Христа» (1900), «Образование» (1903), «Служение исцеления» (1905), «Советы учителям» (1913), «Деяния апостолов» (1911), и посмертно изданные «Пророки и цари» [1916).
См. Также У. Ри, Письмо к редактору, Спектр, XIV (октябрь 1983 года): 63-64, где он даёт оценку в 80 %.
Чтобы определить для себя масштабы проблемы, лидеры церкви потратили сотни тысяч долларов, для оплаты учёному Фреду Вельтману, специалисту по Новому Завету в Тихоокеанском унионном колледже. Он должен был точно оценить, как Уайт составляла книги, которые, как она утверждала, написала именно она. После тщательного изучения 15 из 87 глав книги «Желание веков» (ЖВ), высоко почитаемого описания Уайт жизни Иисуса, Вельтман пришел к выводу, что «В среднем мы можем сказать, что 31,4 процента текста ЖВ до некоторой степени зависят от литературных источников«.
В отличие от исследователей, обвинявших помощников Э. Уайт в наличии плагиата в её книгах, Вельтман пришёл к выводу, что «Э. Уайт, а не её литературные помощники, занималась литературным заимствованием«. Его исследование показало, «что Э. Уайт временами чувствовала себя свободной брать буквальные, дословные выражения из сочинений других авторов, но по большей части она перефразировала свои источники. В целом, чем ближе кто-либо сможет вернуться через текстовую традицию назад, к написанному рукой Э. Уайт, тем больше будет степень литературной зависимости».
После таких результатов, в том числе и ранее невообразимого факта, что Уайт заимствовала текст из художественных произведений, вряд ли уже имело значение, выявят ли будущие исследования один, или ещё сто случаев плагиата. Репутация Уайт в литературном превосходстве и оригинальности лежала в руинах, а её честность была поставлена под сомнение.
Второе финансируемое церковью исследование «пророчицы», на этот раз историком корпорации Ellen G. White Estate Рональдом Грейбилом, также возвратилось бумерангом. Работая в корпорации в Такома Парк, штат Мэриленд, Грейбил одновременно получил докторскую степень по Американской религиозной истории в близлежащем Университете Джона Хопкинса. Имея свободный доступ к неопубликованным рукописям Уайт, он решил сосредоточиться на личной жизни пророчицы, как жены и матери. Получившийся портрет не был привлекательным.
Грейбил открыл, что к 1870-м годам брак четы Уайт настолько ухудшился, что порой они жили отдельно. «Если они должны были ‘пройти оставшийся путь раздельно’ — описывает Грейбил её письмо к Джеймсу в 1874 году, — она надеялась, что, по крайней мере, они не будут ‘пытаться сбивать друг друга … Я считаю, что для наших трудов нам лучше всего быть разъединёнными, и каждому из нас самому полагаться на Бога’.»
Во время своего визита в Калифорнию два года спустя, Елена сообщила своей подруге Люсинде Холл, что Джеймс пытался её контролировать, — в то же самое время, когда он в Мичигане жаловался на её попытки контролировать его.
«Мой муж теперь счастлив. Благословенная новость!» — саркастически заявила Эллен в письме к Холл. «Если он только останется счастлив, я бы всегда хотела оставаться в стороне от него. Если моё присутствие отрицательно сказывается на его счастье, не дай мне Бог когда-либо быть связанной с ним … Я не думаю, что мой муж действительно желал моего общества».
Своему мужу она резко писала: «Я буду использовать ту старую голову, которую дал мне Бог, пока он не откроет, что я неправа. Твоя же голова не подходит моим плечам. Держи её там, где она принадлежит, а я постараюсь чтить Бога, используя свою. Я буду рада услышать тебя, но не трать своё драгоценное время и силы на то, чтобы читать мне лекции по вопросам простых мнений».
Иногда у Елены возникали сны или видения, в которых её «небесный» проводник указывал на недостатки Джеймса, заверяя её, что она заслуживала большего уважения за то, чего они достигли. Она недипломатично напоминала Джеймсу, что он был “высоко привилегирован, будучи соединённым с той, кого Бог ведёт, наставляет и учит.”
В 1880 году она запретила ему присоединиться к ней на Западном побережье. В следующем году он умер.
Хотя она любила своих детей и часто беспокоилась об их духовном и физическом здоровье, она не была прочь манипулировать ими, указывая на свой «небесный авторитет»
«Я написала вам письма, продиктованные Божьим духом, и умоляю вас не пренебрегать моими усилиями», увещала она однажды сына Эдсона по одному случаю. В другом она писала: «Бог научил твою мать, а она научила тебя твоим ошибкам».
Часто она играла в фавориты, осыпая похвалой Уилли — своего “лучшего мальчика,” свою “радость” — одновременно напоминая Эдсону, “что его жизнь была ‘ошибкой,’ ‘хуже чем бесполезной,’ и ‘провальной.’
К сожалению для Грейбила, он пытался перехитрить церковных лидеров, представив две версии своей диссертации: полную версию своему комитету в Университет Джонса Хопкинса, а подчищенную — своим боссам в корпорации Ellen G. White Estate. Обнаружение двуличности Грейбила вызвало небольшой скандал.
Как отметил один из обеспокоенных церковных лидеров, версия диссертации для Университета Хопкинса «оставляет неверное впечатление о Елене Уайт. Кажется, что она говорит о том, что она была жаждущей власти женщиной, у которой были видения по команде. Она предполагает, например, что когда у Джеймса Уайта возникнут проблемы с другими церковными лидерами, у г-жи Уайт будет видение, чтобы помочь ему».
Неудивительно, что Грейбил потерял свою работу — и своё положение самого учёного защитника Уайт. В странном объявлении об увольнении Грейбила из корпорации Ellen G. White Estate президент Генеральной конференции сообщил членам церкви, что Грейбила сначала отправили в “административный отпуск”, а затем “перевели” в Home Study International, заочную школу, в отчасти потому, что он подошел к «исследованию Елены Уайт с точки зрения светского историка, который пытается объяснить ее роль … исключительно с гуманистической точки зрения».
(Нил К. Уилсон, “Переназначенный сотрудник корпорации Ellen G. White Estate,” Обзор Пришествия, 2 февраля 1984 года, стр. 31)
После трудного пребывания на историческом факультете в том, что сейчас является Университетом Сьерра, Грейбил перешёл в Медицинский центр Университета Лома Линда, где он сейчас работает координатором по связям с общественностью.
Руководство адвентистов относилось не очень любезно к тем, кто критически писал о «пророчице». Сразу после завершения своего противоречивого эссе об историческом научном исследовании Уайт — но до того, как его уволили, — Билл Петерсон перешёл из Университета Эндрюса в Университет Мэриленда.
Герольд Вайс под давлением президента Генеральной Конференции, который призвал университет уволить его, бежал из Эндрюса в соседний Колледж Св. Марии в Саут-Бенд.
Рой Брэнсон потерял свою заявку на должность в Эндрюсе и свои шансы на рукоположение в качестве служителя; в течение многих лет церковные лидеры отвергали попытки нанять его в систему образования деноминации (хотя сейчас он преподает в Колумбийском Унионном Колледже, Адвентистской школе в Мэриленде).
Университет Лома Линда уволил Джонатана Батлера в тот момент, когда он начал писать полномасштабную биографию Уайт (по причинам, в значительной степени не связанным с его научной работой), вытеснил Верна Карнера с факультета, и избавился от меня без формального увольнения, пообещав годичное выходное пособие в обмен на заявление об отставке.
Уолтер Ри потерял свою работу и (временно) свою пенсию после тридцати шести лет служения. Положив «в стол» публикацию своего исследования (и попросив, чтобы я даже не упоминал о нём в «Пророчице здоровья«), Дон МакАдамс какое-то время преуспевал в качестве администратора в Адвентистской системе образования, хотя позже он оставил церковную работу.
Рональд Л. Намберс «Пророчица здоровья»