Душа/Человек Размышления на тему

Зачем нужно воскресение в теле?На чтение 6 мин

Необходимо продолжить ту тему, которую я начал в своей недавней публикации Серафим Саровский, его смерть и воскресение и главная ересь архиереевНапомню, что речь шла о том обличении, с каким Серафим Саровский выступил против того, что он называет главным отступничеством церкви, главным отступничеством иерархов — замены главной вести Евангелия о воскресении в физическом теле на церковное учение о «спасении души», где душа живет без тела. Таким образом, весть о воскресении мертвых, ради которой жил и умирал и воскресал Иисус Христос — уходит на задний план. В продолжение вышеупомянутой публикации мне хотелось бы (1) привести на этот раз практические примеры того, как этот сдвиг отразился на жизни верующих людей; и (2) как всегда обратиться за последним словом к Священному Писанию. Сегодня мы всю эту глубочайшую тему не исчерпаем, но хотя бы приоткроем.

Начну с пункта первого: как этот сдвиг понятий повлиял на, скажем, рядового верующего? Еще раз повторяю: с точки зрения церковной догматики речь идет именно о сдвиге, о смещении акцентов, а не о замещении понятий. В церковной догматике есть-таки понятие о воскресении мертвых — хотя его иногда трудно уловить и к чему-то привязать, и практически обозначить. Но вот на уровне рядовых верующих часто речь идет уже не о смещении, а о замещении понятий.

Не так давно беседовал с одной попутчицей — очень набожной, приятной православной женщиной. Когда я упомянул о том, что близится Второе пришествие Иисуса Христа и воскресение мертвых, она просто отмахнулась. «А зачем мертвым воскресать? Они уже живы — одни в аду, другие в раю. Зачем им тело? Нет, ничего такого не будет. Все будет так, как есть: человек умирает, и сразу попадает на Суд. А с Суда — две дороги: в ад и рай. Другой не бывает. Не будет никакого воскресения мертвых — это никому не нужно».

Этот разговор, конечно, можно было бы рассматривать как частный случай, как исключение из правил. Но это был не первый и не последний такого рода разговор в моей практике. Вчера, кстати, опять состоялся подобный. Это «народное православие» помогло мне понять глубину проблемы. По этой самой причине и Серафим Саровский обратился к этой теме, назвав небрежность в учении о воскресении в теле — главной ересью церкви и ее иерархов. Почему же это так важно? Почему необходимо сохранить евангельский акцент на воскресении тела, и не сдвигать его в сторону «спасения души»?

Начну с того интереснейшего факта, что все религии мира — всех стран, времен и народов — обещали людям «спасение души». Каждая языческая религия на этом построена. Надо следовать определенным правилам при жизни, определенным ритуалам по смерти, надо заплатить священнику (индуистскому, языческому и т.д.) — и вам будет объявлено, что душа того человека, за которого вы заплатили — будет комфортно устроена в загробном мире. Вся религия Египта, к примеру, была на этом основана: человек «гарантированно» получал хорошую загробную жизнь, если следовал предписаниям жрецов, и если погребальные и отпевальные ритуалы были проведены соответствующим образом. Дело, как говорится, в шляпе.

Странным — даже диким, как казалось — исключением из всего этого балагана по загробному устройству души была религия богооткровенная, периода Ветхого Завета. Вы в курсе того, что Ветхий Завет — Слово Божие — нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах НЕ обещает людям «спасения души»? Не сулит загробной жизни? Ни за какие добрые дела, ни за какие ритуалы или деньги? Такого понятия просто нет! И даже о воскресении — молчок.

Есть у Иова смутные надежды, что Бог восстановит его распадающееся тело — и Бог сделал это, уже при жизни Иова. Есть у Иезекииля отрывок о сухих костях, которые вдруг обретают жизнь — но отрывок этот говорит о национальном восстановлении, говорит языком поэтическим. Вот, пожалуй, и все.

Что же это такое, скажете вы. Что это за религия такая? Зачем она нужна? И у вас появится еще один повод поругать иудеев — на этот раз за их «глупую» религию, не дающих никаких надежд на загробную жизнь. Вот у других народов — классная религия. Совершил обряды, заплатил священнику (или жрецу) — и дело в шляпе. И не надо всю жизнь жить и бояться — что будет после смерти? Если есть деньги — а цены вполне доступные — то все можно уладить.

Эту дешевку пришел разогнать Сын Божий — Иисус Христос. Он воскрес во плоти — в теле, в прославленном теле. И Он, и только Он — имел право объявить правду, объявить Благую весть, объявить истинные намерения Бога в отношении человека — воскресение в теле! Никто, ни одна религия прежде не говорила об этом — все твердили о загробной жизни души. Но все то были человеческие, языческие, выдуманные религии. Бог же молчал. Молчал, пока в воскресении Сына Своего Иисуса Христа — не раскрыл Свои удивительные планы.

Я уже говорил в предыдущей статье о той знаменитой беседе между апостолом Павлом и греческими философами, где те слушали его внимательно и даже увлеченно — до тех пор, пока Павел не заговорил о воскресении мертвых. Тут-то он их и потерял:

Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их.

Деяния 17:30-33

Греки, а вместе с ними — и весь мир: (1) не могли поверить в воскресение в теле и (2) не хотели верить. Для них жизнь души без тела казалась превосходнейшей формой жизни. Зачем опять в тело? Тело болеет, тело стареет, тело грешит, страдает, умирает. Зачем оно нужно?

Никто не знал, не ведал, не думал, не мечтал о воскресении тела. Даже ученики Иисуса не ожидали такого поворота дела, и Иисусу приходилось неоднократно доказывать ученикам, что Он воскрес в теле, что Он — не просто дух, или душа:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Ин. 20:26-28

В другом случае:

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.

Луки 24:37-43

Выводы

Бог создал нас в теле — не как бракованный продукт, не как недоработку, которую смерть только и может исправить. Скажу по секрету (доказывать тут не буду, некогда и желания нет), что именно сотворение человека во плоти вызвало зависть Люцифера и других ангелов, которые и восстали тогда против Бога. Они были — духи. А человеку Бог дал и дух и тело. Человек мог видеть Бога и миры иные, и он мог есть малину, лежать на траве и ощущать каждой клеточкой своего тела самое легкое дуновение ветра, прикосновение любимой руки, поцелуй губ… Человек, созданный (по образу и подобию Божию!) в теле — связывал собою и вмещал в себе Божий горний мир, и Божию прекрасную Землю, наш Дом. Мы этого до сих пор не оценили, не возблагодарили Бога.

Нет, друзья, тело — это не ненужная тряпка, которую, когда придет время — бросают. Да, в этом мире, в который проник грех, где грехом пришли тяготы, болезни и смерть — тело может причинить много скорбей, это верно. И потому люди, глядя на свое состарившееся отображение в зеркале, преодолевая боль в желудке и пояснице, невольно задумываются о жизни без тела.

Но у Бога есть лучшая идея. Он решил воскресить нас к жизни на Земле в новом, прославленном, красивом, узнаваемом, но бессмертном теле, которое когда-то потеряли Адам и Ева. Мы, созданные по образу и подобию Божию, в отличие от ангелов — созданы в теле. Тут есть о чем задуматься.

Благодарите Бога за то тело, которым Он вас наделил. Не стоит ворчать и сетовать на это тело — его жалкое состояние есть результат греха первородного и греха, увы, вашего, и ваших предков. Но благодарите все равно — это часть вашего богоподобия. И однажды вы, благодарившие Бога за ущербное тело, плачущие, смеющиеся иногда над собой, над своими немощами — получите тело прославленное, нетленное.

Когда мы понимаем, помним, что замыслил Бог, когда надежда наша, в отличие от язычников, в воскресении в теле, в вечной жизни на Земле — то очень, очень многое меняется в нашем видении мира, в нашем характере, наших планах, приоритетах, социальной жизни… Нет, не зря Серафим Саровский так обрушился на религиозный эстаблишмент за жуткое смещение акцентов. Это смещение акцентов с христианской веры в воскресение в теле — в языческое «спасение души» — подорвало силы христианской Святой Руси, ослабили дух народа и привело, в конечном итоге, к безбожной революции.

Я знаю, что возникли у вас вопросы, даже догадываюсь — какие. Что ж, я готов на них ответить, но уже не сегодня. Тему не закрываю.


Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя или НИК и эл. почту (возможно, даже нерабочую) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Поддержите наше служение: поделитесь статьёй на вашей странице/в группе в любой соцсети. На этой странице можно оказать финансовую поддержку.


Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

3.9/5

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.