Библия и общество Мысли на тему

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?На чтение 19 мин

Бог и вправду ищет Себе поклонников — ну а кому же еще поклоняться-то, если не Богу? Справедливо. У Бога много поклонников, которые поклоняются, как сказал Христос, сами не зная чему или кому — говорил Он это о формальных верующих всех времен и народов. Поэтому Он Сам ищет Себе поклоняющихся — и находит, везде находит. И с ними Богу хорошо, и им с Богом хорошо очень. И я хочу привести из Евангелия историю, в которой Иисус Христос и словами, и делами говорит — каких именно поклонников ищет Себе Бог. Вот и проверьте самого себя — нашел вас Бог, как поклонника, или еще ищет. И нашли ли вы — Его?

И еще, эта история является моделью для нас, безошибочной подсказкой — как христианину относиться к мусульманину? Точно так же, как отнесся Иисус Христос к тому народу, который по праву можно было бы назвать — мусульманами времен Иисуса Христа. Это были самаряне, которые в этой истории и служат пророческим образом того, как встретятся, однажды, скоро, с Белым царем, христианин и мусульманин, и как поклонятся Единому Богу. Аминь!

Первым человеком, которому Иисус Христос сказал, открыто и прямо, что Он и есть Мессия была… женщина самаритянка, к тому же побывавшая замужем пять раз, живущая с очередным, шестым сожителем. Не могу не привести здесь всю эту историю, которая читается на одном дыхании. Но будем прерывать дыхание и давать краткие комментарии. Именно этой историей Иисус Христос раскрывает — кто есть православный, то есть правильно прославляющий Бога, правильно поклоняющийся Ему, и как Он хочет, чтобы мусульмане прославили Сына. Четвертая глава Евангелия от Иоанна начинается следующим образом:

«Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. 4 Надлежало же Ему проходить через Самарию». (Иоанна 4:1-4)

Ортодоксальные (православные, в переводе — орто «правая» доксия «слава») иудеи жили в Иудее. У них был и первосвященник, и Собор, и Храм, и вся на свете власть над народом — кроме власти казнить (но это легко было исправить, как оказалось). Но каждый раз, когда Иисус приходил в Иудею, к «Своим», Его гнали, о Нем сочиняли нелепые слухи, против Него настраивали народ, не принимали в синагогах, готовились убить…

А вот в Галилее, где Иисус, естественно, выбрал для Себя жить, ситуация была иной. Все ученики Иисуса Христа были из Галилеи (кроме Иуды Искариота, предателя, который был из ортодоксальной Иудеи). В Галилее Христос и совершил почти все Свои чудеса — потому что люди верили в Него. Иудеи презрительно называли Галилею языческой — хотя в Галилее в целом жили израильтяне, верующие в того же Бога, имеющие то же самое Писание, хотя и некоторые отличия в толковании.

Гордые иудеи, кичащиеся своей ортодоксией, храмом и священниками, относились к галилеянам как к сектантам, как к недобратьям, как к еретикам, от которых в принципе не может быть ничего доброго. Что-то это мне все напоминает, да и история ходит кругами, как говорил премудрый Соломон: «Нет ничего нового под солнцем». Но читаем нашу евангельскую историю далее:

«Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». (Иоанна 4:5-6)

Самария была для ортодоксального иудея примерно тем, чем мусульманский, арабский мир Востока является для православных. Cамаритяне, как и иудеи, и галилеяне, верили в Единого Бога (Аллаха). Но у них было отчасти различное Писание и очень разные религиозные традиции. Самаритяне этнически состояли из остатков израильтян, смешавшихся и ассимилировавших с другими народами (которые Ассирия привела на место уведенных в плен 10 колен Израилевых). У самаритян, как считали иудеи и даже галилеяне, не было полноты откровения. Самаряне действительно принимали за Божие откровение только первые пять книг Библии — Пятикнижие Моисея. Его они считали боговдохновенным, по нему жили, приносили свои жертвы, поклонялись. Действительно, во многом, в очень многом поклонение и вера самаритян напоминало поклонение и веру современных мусульман.

И вот там, в Самарии, Иисус первый раз открывается. Да кому? Женщине-самаритянке, притом далеко не безгрешной. Иудеи, в припадке своей безумной гордости, считали самарян нечистыми. Все, к чему прикасались самаряне — было нечисто, осквернено. Это надо было выбросить, лучше — сжечь. Почему вы думаете ученики куда-то тут делись? Да они пошли купить продуктов за пределы Самарии — пока они только вошли в нее из Иудеи. Так что они пошли назад километров семь, чтобы купить хлеба, хотя прямо перед ними было самарянское село, в котором они могли купить свежий хлеб и любые продукты, притом намного дешевле, чем в Иудее.

Но Иисус их тогда не остановил, не упрекнул. Он прекрасно понимал, что с фанатиками говорить на эти темы невозможно — они не поймут. С ними надо жить. Им надо показать — жизнью и смертью — каких поклонников на самом деле ищет Господь. И как Ему правильно поклоняться.

И Он показал, и ученикам Своим, и нам с вами.

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи». (Иоанна 4:7-8)

Это была невероятная просьба. Для иудея эта вода была нечистой, как и сосуд, как и женщина, его держащая. И женщина это сразу заметила и напомнила Иисусу:

«Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». (Иоанна 4:9)

Конечно, иудеи с самарянами сообщались, вели кое-какую торговлю, даже браки были смешанные. Но в целом иудеи и самаряне считали друг друга не просто еретиками (как в случае с галилеянами), а людьми фактически другой религии. Этим и объясняется «ритуальная нечистота» всего самарийского для иудея.

Послушаем немножко разговор Иисуса Христа (Ему тогда было тридцать лет от рождения) и этой еще молодой самарийской женщины:

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоанна 4:10-12)

Интересно, что как и мусульмане самаряне гордятся своей преемственностью от Авраама и Иакова, и предпочитают исторические места странствий Авраама и Иакова в качестве своей родины. Да и этнически можно указать на значительные сходства между самарянами, смешавшимися с другими семитскими народами (в том числе и от сыновей Исава) и современными мусульманами, арабским миром.

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». (Иоанна 4:13-15)

Не знаю, был ли сарказм в этих словах женщины? Не знаю… Даже Сара смеялась, когда услышала, что в сто лет забеременеет.

«Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда». (Иоанна 4:16)

Иисус здесь и проверяет ее, и напоминает о том, о чем должна знать каждая правоверная женщина — она не должна вот так одна общаться долго с незнакомым мужчиной — особенно если у нее есть муж.

«Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». (Иоанна 4:17-18)

Вот она, реальность — и смех, и слезы. Нет у нее мужа… Спишь с ним — значит муж. Иисус не смотрел, сколько раз она была венчана, сколько свадеб отыграла, сколько раз регистрировалась в ЗАГСе. Она была при шестом уже муже.

«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». (Иоанна 4:19-20)

Вот, молодечик она — не стала спорить, врать про свою жизнь. Но дальше, как и у всякого «правоверного», или «ортодокса», или как человека ни назови, даже у женщины, далекой от религии, возникают в голове прочно заложенные туда религиозными учителями шаблоны: «Мы правильно поклоняемся Богу, вы — неправильно. Мы — хорошие, вы — плохие. Мы — спасены, вы — потеряны…» Она должна была все это выплеснуть, все это принести в разговор. Потому что она была живой женщиной, ищущей любви, ищущей Бога, а ей уже сказали, что вот так и так. А она видит, что не так, а признаться самой себе не смеет. Она женщина. Ей нужна опора. Поэтому Иисус и посылает ее за мужем. Поэтому и Сам открывается ей:

«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев». (Иоанна 4:21-22)

Говоря о том, что «спасение от иудеев», Иисус говорил про Себя. Он, Агнец Божий, приходил от колена Иудина, из дома Давидова. Он продолжает:

«Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Иоанна 4:23-24)

Так вот каких поклонников ищет Бог! Народ формально-религиозный во все времена думает, что Бог принимает поклонение, которое производится специальными людьми, в специальное время, на специальном месте, по специальному ритуалу… И если что-то в этом ритуале не так, и если у других ритуал не такой, то они все еретики поганые. А Иисус тут говорит, что настало время, когда важна будет не форма, не место, а поклонение «в духе и истине». Что же это значит? Женщину тоже интересовал этот вопрос, и она была достаточна сведуща в Писаниях, чтобы понять, что такого рода радикальную перемену в поклонении может осуществить только одно Лицо — Мессия. И она говорит об этом:

«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё». (Иоанна 4:25)

В Пятикнижии Моисеевом не так много написано о грядущем Мессии, но все же есть, написано. Эта женщина не знала — каким будет этот Мессия, насколько Он будет Богом, насколько человеком; она не знала, предвечен Он или от вечности, не знала, единосущен ли Он Отцу, или гетеросущен, первородный Он или единородный… Не знала ничего из того, что, если честно, людям знать-то и не дано. Все, что она знала — и все, что мы по большому счету можем знать — это то, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Вот Он и пришел, и возвестил — что полоняться Богу надо в духе и истине, а не в том или ином религиозном обряде.

«Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». (Иоанна 4:26)

Вот так вот! Первый раз открылся! Ученикам еще ничего не сказал, да они бы пока еще и не поняли. Они в магазинчик иудейский бегали, потому что все им тут было нечисто. Если бы не Иисус, то никогда бы и нога их не ступила в Самарию. Это Он пошел, решил «срезать» путь. Кстати, ничего Он не срезал. Там срезалось пути — на два дня, если идти Самарией. И, заметьте, эти два бонусные дня Иисус оставался в Самарии.

Два дня Он пробыл в этом селении самарян, в котором все для Него было чисто, и все для учеников было нечисто. И все же им пришлось попыхтеть, помучиться, оставаться в том селении и жить (в нечистых самарянских домах!) — потому что их Учителю вздумалось тут задержаться:

«В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему». (Иоанна 4:27-30)

Вот, надо так, как эта женщина — говорить всем о Мессии, который нам открылся, об Иисусе Христе. Она знала о Нем не больше нашего, куда меньше, но она всех обежала, всем сообщила — Мессия пришел!

Думаю, для учеников было немного обидно, что Иисус так радикально не разделял их сектантские настроения. А ревность? Они приходят к своему Учителю и видят, как со всех сторон бегут самаряне и называют Его Мессией! А им, ученикам, Иисус (по крайней мере согласно Евангелию от Иоанна) еще даже и не открывался. Как же Он мог! Почему открылся грешной самарянке, а не открылся правоверному Иуде, который отправился за Иисусом из такой святой, религиозной Иудеи в такую мерзкую «нечистую» Самарию? Почему Иисус сделал столько чудес для самарян, а в Иудее ничего не мог сделать?

Все это, безусловно, ранило религиозные чувства иудеев и даже галилеян (тогдашних «протестантов»). Все это выбивало привычную почву из под ног: ведь все они знали, какой Бог, чего Он хочет, какие Ему надо молитвы читать, как вокруг алтаря ходить… А Иисус приходит и говорит, что это все не важно. Не важно на каком месте поклоняются люди, не важно, что они при этом делают (поклонение самарян очень разнилось от поклонения иудеев). Важно то, что они поклоняются Богу «в духе и истине».

В духе и истине. То есть жить по-Божески, по правде. А уж Дух Божий не ограничен никакими стенами, организациями. В предыдущей главе Иисус только что объяснил осторожно выходящему из своего сектантства Никодиму, что Дух дышит где хочет.

Вот как заканчивается эта история, история Христа и самаритянки:

«И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник». (Иоанна 4:39-45)

Вы вообще понимаете — что здесь происходит? Шел первый год служения Иисуса Христа, первые месяцы. Он даже ученикам не говорил, Кто Он. И вот, Его прославляют, прямо как мы сейчас: «Он — истинно Спаситель мира, Христос». Пройдет три года, и Его распнут ортодоксальные иудеи. Распнут за то, за что уже в самом начале служения его так прославляли самаряне!

Выводы

История принятия Иисуса Христа как Спасителя самарянами для меня звучит как вдохновенный призыв пересмотреть наши отношения с братьями-мусульманами. Ситуация уже парадоксальная: мусульмане называют христиан братьями, мусульмане ожидают прихода Белого русского царя (Махди), мусульмане ждут вслед за этим Второе пришествие Исы (Иисуса), Спасителя. В отличие от многих христиан. Это уже происходит, уже сегодня, и если вы откроете глаза, то увидите. Но некоторые высокооплачиваемые христиане делают как будто все возможное (как в свое время ортодоксальные иудеи), чтобы не пустить мусульман ко Христу.

Я уже касался этой темы, надеюсь вернуться к ней еще в ближайшем будущем — теме христиано-мусульманских отношений. Здесь лишь скажу, обобщая, основываясь на этой евангельской истории, на примере Самого Иисуса Христа и самарян в этой истории: так же будет и с мусульманами. Они придут и поклонятся Христу, в то время как ортодоксы будут всех ругать, что поклоняться надо только вот так и так, что надо мусульманам сначала признать бесконечные доктринальные формулы, о которых у самих христиан нет никакого единства (часто и понимания), поменять одежды, обычаи, образ жизни — а потом уже прийти ко Христу.

А все куда проще: люди признали Христа обетованным Мессией, Спасителем мира — и Он принял их признание, поклонение. Это было первое, да и последнее в четырех евангелиях поклонение Иисусу Христу со стороны целого селения. Иисус Христос не просто сказал им, что поклоняться надо в духе и истине. Он принял их поклонение, показав, что оно — в духе и истине.

Ведь они, самаряне, тоже должны были смирить себя. Они ненавидели иудеев, с которыми у них были давнии распри. Они читали на лицах учеников Иисуса презрение, готовность выхватить меч, драться с ними. Самаряне даже не читали, что писали про Мессию иудейские пророки, которых они не принимали. Они понятия не имели, какова, как говорят богословы «онтологическая», и какова «акцидентальная» природа Иисуса Христа. Но они приняли Иисуса как Спасителя, они приняли даже Его недружелюбных учеников. И они, самаряне, были первыми, кто поклонился Иисусу «в духе и истине». Оказывается, для этого много и не надо — лишь признать, что Иисус Христос есть обетованный от начала Самим Богом Спаситель мира. Тот Самый, о Котором говорил Бог. Вот и все.

«Миссионеры» пытаются обратить мусульман не в христианство, а в Никео-Цареградский символ веры. Для того, чтобы хотя бы прочитать все чрезвычайно сложные и запутанные формулировки первых хотя бы семи соборов (я преподавал их историю в подробностях тридцать лет) потребовалось бы по крайней мере две недели. А за ними идут другие формулировки, доктрины, анафемы, потом новые доктрины, новые анафемы…

Но Иисус Христос принял поклонение от самаритян и назвал его истинным, и возрадовался ему: (1) не потому, что они хорошо усвоили церковный догмат о природе Христа, в определенной формулировке определенного года, с неким «точным описанием формулы божества»; (2) не потому, что у них оказался какой-то самый древний и правильный ритуал поклонения; (3) не потому, что вынужден был согласиться с древностью их традиции и преемства Он сказал, что ищет тех, кто поклонятся Ему в духе и истине. Когда самаритяне признали Его Христом, Спасителем мира — Он нашел, Он принял их поклонение.

Да, друзья, это было первое поклонение, служение Иисусу — как Мессии, Христу, Спасителю мира! И оно было в Самарии. И Иисус не спрашивал поклоняющихся Ему: какой они деноминации? какого символа веры придерживаются? какого года их обновленный символ? чьей патриархии? с решениями каких соборов они знакомы? Он даже не спрашивал их — что они думали о Его сыновстве, Его вечности, Его природе. Ничего не спрашивал! Они поклонились Ему как Спасителю Мира — и попали в самую точку: их поклонение стало первым, оно было принято, оно поставлено в основу наших отношений с мусульманами, верующими в Единого Бога.

Христианские философы, облеченные полномочиями государства, искренне старались вывести наиболее точную формулу Бога — формулировку, дающую исчерпывающее представление о Боге. Но исчерпывающего представления о неисчерпаемом Боге быть не может.

Мне кажется, когда придет Белый царь, который не выше своего учителя, Иисуса Христа, то ситуация повторится. Первыми, возможно, кто узнает его, кто поспешит на службу к нему — будут сегодняшние наши братья-самаряне, братья-мусульмане. Они станут щитом вокруг него, они верные. Потом узнают царя современные галилеяне, слушавшие его, но не слышавшие. И только потом подтянутся иудеи — современные ортодоксы от христианства. А разве не так и предупреждал Господь: последние становятся первыми, и первые — последними.

Когда мусульмане приходят ко Христу, Он не спрашивает их: как они относятся ко всем тем догматам, которые разделяют христиан и мусульман, и которые послужили причиной целых столетий непрерывных кровавых войн и создают основную напряженность и сегодня. Что будет, если христиане перестанут вести себя по отношению к мусульманам, как гордые иудеи по отношению к самарянам? Что будет, если мы последуем примеру Христа и примем, вместе с Ним, то искреннее поклонение, которое воздадут Ему вскоре в духе и истине мусульмане?

P. S. Если вы православный — слава Богу! Будьте православным! Только не давите других, признающих Христа Спасителем. Не вам их судить. И помните, что главенствующей религии, ортодоксии (как показывает безошибочно опыт Священного Писания и многих столетий) свойственны ставшие уже традиционными проблемы… Надо осознавать свои слабые места, предупрежден — вооружен. Как сказал Христос,

«… потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен Грядый во имя Господне!» (Луки 13:33-35)

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя или НИК и эл. почту (возможно, даже нерабочую) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

4.7/5

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.