Адвентизм

Уильям Миллер: действительно ли он был великим реформатором?

Уильям Миллер родился в 1782 году. С 9 до 18 лет он учился в школе, после чего дальнейшего образования он не получил. Женившись в 1803 году, Уильям занялся сельским хозяйством. В молодости он отказался от своего баптистского воспитания и стал деистом. Миллер стал масоном и «продвинулся до высшей степени, какую могли дать ложи в стране или в этом регионе».

(Sylvester Bliss, Memoirs of William Miller, pp. 21-22.

Примечание: Интересно, что в изданной адвентистами книге Пола Гордона «Вестник полночного крика«, автор также ссылается на указанную выше книгу, но опускает упоминание о вступление Миллера в масонскую ложу (см. гл.3, «Патриот или христианин»)

Миллер служил в войне 1812 года капитаном, а после чего вернулся к вере баптистов. Миллер начал интенсивно изучать Библию, и в 1818 году он пришел к выводу, что Христос вернется в 1843 году, основываясь на своем понимании Даниила 8:14. Впервые он представил свои выводы в документе, опубликованном в 1822 году. В 1831 году Миллер был рукоположен в сан баптистского проповедника и начал читать лекции в различных церквях, делясь с ними своими теориями о скором возвращении Христа.

Хотя Миллер никогда лично не устанавливал точную дату возвращения, он сократил время прихода Христа до конкретного года:

«Мои принципы вкратце таковы, что Иисус Христос снова придет на эту землю, очистит и овладеет ею вместе со всеми святыми где-то между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844 года»

 Everett N. Dick, William Miller and the Advent Crisis, pp. 96-97.


Миллеру удалось собрать небольшое количество последователей, и его ученики с любовью называли его «Пророк Миллер» и «Отец Миллер».

Примечание: одна из его последовательниц, Эллен Г. Уайт называла Уильяма Миллера «отцом Миллером». В 1884 году она писала: «Те, кто занимается провозглашением вести третьего ангела, исследуют Писание по тому же плану, который принял отец Миллер. В небольшой книге, озаглавленной « Взгляды на пророчества и пророческую хронологию», отец Миллер дает следующие простые, но разумные и важные правила для изучения Библии…»

«Ревью энд Геральд», 25 ноября 1884 г. См. «Дни заблуждений» Клары Эндикат Сирс/»Days of Delusion» by Clara Endicatt Sears, чтобы узнать о термине «Пророк Миллер».

После того, как 21 марта 1844 года прошло без возвращения Христа, «пророк Миллер» признал свою ошибку перед своими последователями. Когда Сэмюэл Сноу предложил новую дату, 22 октября 1844 года, Пророк Миллер поначалу не хотел ее одобрять. Однако в конце концов Сноу убедил Миллера, который подписал подтверждение даты в начале октября 1844 года. 12 октября 1844 года «пророк Миллер» опубликовал это письмо редактору Midnight Cry/Полночный крик:

«Я благодарю Бога за этот свет. Моя душа так полна, что я не могу писать. Мои сомнения, и страхи, и тьма — все ушли. Я вижу, что мы все еще правы… и моя душа полна радости, мое сердце полно благодарю Бога… О, как бы я хотел кричать, но я буду кричать, когда придет Царь Царей» … «Мне кажется, я слышу, как вы говорите: «Брат Миллер стал фанатиком!» Очень хорошо — называйте меня, как хотите. Мне все равно — Христос придет в седьмом месяце и благословит всех нас»

Уильям Миллер, письмо Джошуа Хаймсу, опубликованное в Midnight Cry, 12 октября 1844 г., цитируется по Clara Endicott Sears, Days of Delusion, глава 9 (1924 г.).

После провала даты 1844 года «пророк Миллер» отказался от общественного служения, но продолжал ожидать скорого возвращения Христа до своей смерти в 1849 году.

Эллен Уайт одобряла Уильяма Миллера

Э. Уайт с любовью писала об «отце Миллере», считая его современным «Иоанном Крестителем»:

«Как Иоанн Креститель провозгласил первое пришествие Иисуса и подготовил путь для Его пришествия, так и Уильям Миллер и те, кто присоединился к нему, провозгласили второе пришествие Сына Божьего»

Ellen G. White, Early Writings/Ранние произведения, стр. 229.

В своей эпической книге «Великая борьба» миссис Уайт ставит Миллера рядом с великими протестантскими реформаторами, такими как Лютер и Уиклиф. В этой книге она посвящает целую главу «американскому реформатору». (Ellen G. White, Great Controversy/Великая борьба, глава 18, «An American Reformer»/Американский реформатор»). Она сравнивает призыв Миллера проповедовать свои теории о дате возвращения Христа с Божьим призывом пророка Елисея:

«Как Елисей был призван следовать за своими волами в поле, чтобы получить мантию посвящения на пророческое служение, так и Уильям Миллер был призван оставить свой плуг и открыть людям тайны Царства Божьего»

Э. Уайт «Великая борьба», стр. 331.

Какую же «тайну Божию» Миллер приготовил для народа? О возвращении Христа в 1843/1844 году:

«В 1818 году он пришел к торжественному убеждению, что примерно через двадцать пять лет Христос явится для искупления Своего народа»

Э. Уайт «Великая борьба», стр. 329


Таким образом, Елена Уайт ясно дает понять, что Миллер был призван проповедовать весть, которая по сути была ложной, — весть, которая заставила бы тех немногих, кто поверил и принял ее, испытать великое разочарование, когда Иисус не вернулся, как планировалось.

Понимая, что мы делаем в отношении Уильяма Миллера, зная, что он установил ложные даты возвращения Христа, зная, что эти ложные даты были основным акцентом его послания, зная, что его послание, пусть и искреннее, ввело в заблуждение тысячи людей, действительно ли он заслуживает находиться среди гигантов христианской веры? Был ли он действительно великим реформатором?

Сравнение и сопоставление Миллера с протестантскими реформаторами


Все великие протестантские реформаторы были руководителями своих церквей, хорошо образованы, обладали выдающимися научными способностями и имели далеко идущее влияние. Э. Уайт упоминает эти факты в книге «Великая борьба»:

Уиклиф

«Дж. Уиклиф получил гуманитарное образование. Страх Господень был для него началом мудрости. В колледже он был известен своим пламенным благочестием, а также замечательными талантами и солидной ученостью. В своей жажде знаний он стремился познакомиться со всеми отраслями науки. Уиклиф получил образование в области схоластической философии, церковных канонов и гражданского права, особенно в своей стране … Сила его гения, широта и основательность его знаний вызывали уважение как у друзей, так и у врагов. Его сторонники с удовлетворением увидели, что их защитник стоит на первом месте среди передовых умов нации…»

Э. Уайт «Великая борьба», стр. 80

Гус и Иероним

«Вначале Гус учился в уездном училище, а затем поступил в Пражский университет, куда был принят бесплатно… В университете Гус вскоре выделился своим неусыпным прилежанием и блестящими успехами, а непорочная жизнь и мягкие, приятные манеры снискали ему всеобщее уважение… После окончания университета он стал священником и вскоре, отличившись и на этом поприще, был приглашен к императорскому двору. Он также стал профессором, а впоследствии и ректором того университета, в котором получил образование. Буквально за какие-то несколько лет скромный ученик, не имевший средств платить за свое обучение, сделался гордостью страны, и его имя стало известно всей Европе.
«Блеск гениальности, красноречие и ученость — дары, завоевавшие популярность, — были в высшей степени присущи Иерониму, но в тех качествах, которые составляют подлинную силу характера, Гус был выше»

Э. Уайт «Великая борьба», стр. 98, 102

Лютер

«В возрасте восемнадцати лет он поступил в Эрфуртский университет… Память, живое воображение, сильные мыслительные способности и неутомимое усердие вскоре поставили его в передовой ряд среди его соратников». «Лютер был рукоположен в священники и был призван из монастыря на должность профессора в Виттенбергском университете. Здесь он занялся изучением Священного Писания на языках оригинала». «По возвращении из Рима Лютер получил в Виттенбергском университете степень доктора богословия»

Э. Уайт, «Великая борьба», стр. 121, 125

Лефевр

«Лефевр, человек обширной учености, профессор Парижского университета»

Э. Уайт, «Великая борьба», стр. 212


Лидеры английской Реформации

«Барнс и Фрит, верные друзья Тиндейла, встали на защиту правды. За ними последовали Ридли и Кранмер. Эти лидеры английской Реформации были учеными…»

Э. Уайт, «Великая борьба», стр. 248


Реформаторы часто выступали перед королями и высшими государственными чиновниками:

«Другие учителя, высоко ценившиеся своими способностями и ученостью, присоединились к провозглашению евангелия, и оно приобрело приверженцев среди всех сословий, от домов ремесленников и крестьян до дворца короля»

Э. Уайт, «Великая борьба», стр. 214


Теперь же сравните то, что вы только что прочитали о великих протестантских реформаторах, с Уильямом Миллером:

Протестантские реформаторыУильям Миллер
Занимали ответственные должности в своих церквяхБыл фермером, а не церковным лидером, хотя и был масоном 33-й степени
Были высокообразованными; они прошли обширную подготовку по истории церкви и принципам толкования Библии.«Не пользовался преимуществами университетского образования» (Э.У. «Великая борьба», стр. 317) и не имел формального обучения принципам библейского толкования.
Свободно говорили на оригинальных библейских языкахНе понимал оригинальных библейских языков
Были известны своими научными трудамиНе занимался научной деятельностью
Были призваны говорить перед королями и правителямиНет доказательств того, что его послание когда-либо достигало национальных лидеров
Учения сосредоточены на Евангелии Иисуса ХристаУчения были практически лишены Евангелия
Отказались отречься от своих учений; некоторые были замученыОтрёкся и признал, что его учения были ошибочными
Их учение привело миллионы людей к лучшей и более счастливой жизни.Его заблуждения привели тысячи людей к горькому разочарованию

Заключение

Изучая результаты жизни Уильяма Миллера, трудно понять, как можно поставить его в один ряд с великими протестантскими реформаторами. Кроме того, кажется большим преувеличением относить его работу к таким великим библейским деятелям, как Елисей и Иоанн Креститель. Хотя Миллер мог быть искренним в своих усилиях, его интерпретации Библии были фанатичными и неверными, и движение, которое он вдохновил, теперь считается не более чем досадным пятном в христианской истории.

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.