Что на самом деле произошло в 1844 году?

Если 1844 год дата для вас не значимая, то вам не нужно читать дальше.

В адвентистском богословии 1844 год имеет огромное значение. Но может ли эта дата быть подтверждена Священным Писанием? Каждый последователь адвентизма и/или писаний Эллен Г. Уайт должен убедиться в том, что 1844 год имеет особое значение. Только Библия должна быть основанием для этой даты, а не какие-то сомнительные, ошибочные человеческие писания.

Однако в Библии нет основания для этой даты, потому что Библия отсчитывает время со ссылкой на правление определённых царей и т.д., и эти даты могут быть преобразованы только в годы до нашей эры, при содействии изучения светской истории. Поскольку среди ученых все еще существуют значительные разногласия даже по таким основным датам, как год рождения Иисуса Христа, точность в пределах одного или двух лет не может быть гарантирована.

Но сделаем скидку на этот момент ради более важных вопросов. Допустим, что все исторические даты, приведённые в адвентистских писаниях, точны до года.

Дата 1844 года была рассчитана Уильямом Миллером, баптистским проповедником-мирянином, на основе его интерпретации Библии и исторических данных, которыми он располагал. Его расчет был основан на видении, записанном в книге пророка Даниила, 8 глава.

Приняв за чистую монету английский перевод «вечеров и утр» как дни (см. Дан.8:14), Уильям Миллер вычислил дату 1844 года, применив принцип «день за год» и отсчитав 2300 лет. Но где же его отправная точка? Все адвентисты знают, что 2300 лет отсчитываются от «выхода повеления восстановить и построить Иерусалим», которое, как говорят, произошло в 457 году до н.э. (см. Дан.9:25), но является ли это библейски обоснованным учением? И можно ли каким-то образом связать «2300 вечеров-утр» Дан.8:14 с 490 годами пророчества из главы 9, которое было передано Даниилу 11 лет спустя?

Чтобы получить подтверждение из Слова Божьего, начнем наше исследование с Дан.9. Чтобы понять Дан.9:24, важно прочитать его в библейском контексте.

В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.

Даниил 9:1-2

Обратите внимание на фокус внимания Даниила. Обратите особое внимание на разделы, выделенные жирным шрифтом. Это примерно 538 год до нашей эры, за год до истечения семидесяти лет изгнания, предсказанного Иеремией.

И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: «Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих.

Даниил 9:3-5

Даниил ходатайствует за свой народ, исповедуя его грехи перед Богом.

«И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом. Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою» (Дан.9:11-13).

Даниил понимает, что то, что случилось с его народом — это прямой результат проклятия озвученного в законе Моисея. Но почему он особенно огорчен продолжающимся неповиновением народа? Беспокоит ли его, что Бог забыл об указанном семидесятилетнем периоде? Ответ кроется в том же законе Моисея. Вот, как сказано о проклятии, под которым находился еврейский народ в то время.

«Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши» (Лев.26:23-28).

Даниил был обеспокоен тем, что из-за их отсутствия покаяния семидесятилетнее наказание евреев будет семикратно увеличено в соответствии с проклятием кн. Левит, — 70 лет х 7 раз = 490 лет наказания. Осознавая эту серьезную угрозу, Даниил обращается к Господу с просьбой ради Его Имени.

«И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи» (Дан.9:17).

«Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан.9:19).

На ходатайственную молитву Даниила о судьбе его народа Бог отвечает непосредственно через Ангела Гавриила.

«И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению«. (Дан.9:20-22)

Это ответ, который пришел в ответ на заботу Даниила о своих нераскаявшихся братьях.

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего.

Даниил 9:24 (I ч.)

Семьдесят седмин или недель (буквально семьдесят семёрок) — это 490-летний период, использующий принцип интерпретации «день за год». Этот период времени соответствует времени гнева Божьего (см. Дан.8:19), продлению наказания Иуды за их мятеж в соответствии с семикратным проклятием закона Моисея (см. Лев.26:25-28). В этот момент важно понять причину, по которой Бог определил этот «определенный» Им период времени. Мы видели, что 490 лет — это в семь раз больше первоначального 70-летнего периода изгнания, который был предсказан Иеремией, и если это толкование верное, оно должно быть в согласии с теми причинами, которые привёл Ангел.

Чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.

Даниил 9:24 (II ч.)

Мы видим, что божественная цель 490-летнего периода согласуется и имеет отношение к борьбе с национальным грехом.

Однако ответ на этом не заканчивается. Даниил, без сомнения, знал, что согласно пророчеству Исаии (см. Ис.44:28) царь по имени Кир издаст указ, который положит конец 70 годам, назначенным Иеремией, и предоставит евреям свободу вернуться на родину и восстановить свой храм и город. По Божьей милости и милосердию (и ради Его Имени, как просил Даниил) Бог согласился выполнить Своё обещание, несмотря на бунт изгнанников. Итак, в следующем тексте Даниил заверяется, что будет повеление восстановить и построить Иерусалим, хотя это будет сделано скорее во время смуты, чем в мирное время.

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

Даниил 9:25

Исследователи Библии и историки сходятся во мнении, что повеление Кира восстановить храм было отдано в первый год его правления, и на самом деле восстановление храма было начато около 537 года до н.э. и завершено к 515 году до н.э. во второй год правления персидского царя Дария. Храм был завершен в третий день месяца Адар, в шестой год правления царя Дария (см. Езд.6:15) Это было около 515 года до нашей эры.

Примечание. Почему же тогда Ездра отчасти приписал строительство храма Артаксерксу (см. Ездра 6:14)? Артаксеркс, внук Дария I и правнук Кира, начал свое правление после смерти своего отца Ксеркса в 465 г. до н.э. (примерно через пятьдесят лет после завершения строительства храма) и его правление продолжалось до 425 г. до н.э. Лишь на седьмом году своего правления, в 457 г. до н.э., Артаксеркс послал священника Ездру в Иерусалим с дарами для служения в храме Божием. Следовательно, если Артаксеркс из Ездры 6:14 — это Артаксеркс из Ездры 7:12-26, тогда Ездра 6:14 — анахронизм*. Возможно, имя царя Артаксеркса было включено Ездрой из глубокого уважения к царской щедрости выраженной в дарах, сделанных царем для украшения храма, и признания интереса Артаксеркса к храму как потомка Дария.

* Анахронизм — намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.

Однако фактическая дата восстановления храма не имеет решающего значения, так как период в 490 лет начинается с даты повеления восстановить и построить Иерусалим, а не с начала строительства храма. Однако восстановление храма можно рассматривать как начало восстановления города, поскольку храм был его центром, поэтому дата указа логически предшествовала бы возведению храма.

Примечание: Книга Аггея говорит нам, что во второй год правления царя Дария восстановление домов новых поселенцев предшествовало завершению строительства храма. (Аггей 1:1 и далее)

В своей книге «Великая борьба» Эллен Г. Уайт утверждает, что указ Кира о восстановлении храма, его повторное утверждение Дарием и завершение Артаксерксом вместе составляют «повеление восстановить и построить Иерусалим», которое отмечает дату 457 года до н.э. Но в то время, как библейский указ Кира, около 537 года до н.э., исполняет пророчество, его утверждение по указу Дария и Артаксеркса нельзя объединять для начала даты, с которой начинается 490-летний период. Причина ясна, т.к. дата должна начинаться «от о указа восстановить и построить Иерусалим». Указ Артаксеркса — это указ, дающий священнику Ездре разрешение восстановить работу священства в храме. Предположение, что три декрета можно рассматривать как единое целое, является первым и основным предположением теории Э. Уайт.

В книге «Великая борьба» глава 18, Э. Г. Уайт утверждает, что, «Семьдесят седмиц были объявлены ангелом с момента выхода указа о восстановления и постройки Иерусалима. Если бы можно было найти дату этого указа, то была бы установлена отправная точка великого периода в 2300 дней. 

Этот указ содержится в седьмой главе книги Ездры. В самом полном виде он был издан Артаксерксом, царём Персии, в 457 году до н.э. Но в книге Ездры 6:14 говорится, что дом Господень в Иерусалиме был построен «по повелению Кира, Дария и Артаксеркса, царя Персидского». Эти три царя, создав, подтвердив и завершив указ, довели его до совершенства, требуемого пророчеством, чтобы ознаменовать начало 2300 лет».

Исследуйте внимательно этот указ, записанный в Езд.7:12-26, и вы не найдёте в нём повеления «восстановить и построить Иерусалим». Более того, вы не найдете приказа построить храм, так как храм был построен примерно за 58 лет до этого указа!

Чтение указа 457 года до н.э. покажет, что это независимый указ, данный священнику Ездре с целью помочь восстановлению левитских и священнических обязанностей в храме. Хотя верно, что храм и его надлежащее служение были в некотором смысле окончательно завершены в соответствии с указом Кира, Дария и Артаксеркса (см. Ездра 6:14), всё же остается показать, что «выход повеления восстановить и построить Иерусалим» было результатом этих трёх декретов.

Различие между восстановлением и строительством Иерусалима и восстановлением его храма может быть незначительным, но, тем не менее, в нём мы обнаруживаем ещё одно предположение (третье), а именно, что объединенные интересы Кира, Дария и Артаксеркса к храму в Иудее можно приравнять к «выходу повеления восстановить и построить Иерусалим».

Если мы не должны делать подобного предположения, принимая, что указ «восстановить и построить Иерусалим» был дан персидским царём Киром, то мы должны показать из Писания, что указ Кира соответствует критериям восстановления и строительства Иерусалима, а не только восстановления храма.

Пророк Исаия дал это пророчество, показывая, что повеление Кира касалось как строительства Иерусалима, так и Храма.

«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ис.44:24-28).

Кир умер в 529 году до н.э. Чтобы это пророчество исполнилось, Кир должен был издать свой указ до 529 года до н.э. Периоды «семи седмин» и «шестьдесят две седмины» должны были начаться в период его правления. Труды иудейского историка Флавия Иосифа Флавия подтверждают, что «Кир также послал послание правителям, находившимся в Сирии, содержание которого приведено ниже:

«ЦАРЬ КИР СИСИННАМ И САТРАБУЗАНАМ ПЕРЕДАЁТ ПРИВЕТСТВИЕ»

Я разрешил всем иудеям, живущим в стране моей, вернуться в свою страну и отстроить свой город, и построить храм Божий в Иерусалиме на том же месте, где он был прежде …»

Древности Кн. 11 Гл. 1

Теперь рассмотрим пророчество Иеремии, которое, как вы помните, упоминал Даниил в своей молитве (см. Дан.9:1).

«Вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер.25:11-12).

«Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» (Иер.29:10).

Выражение «чтобы возвратить вас» — это еврейское слово shuwb (Стронг 7725). Точно такой же еврейский глагол (hifil, инфинитивная конструкция) используется в Дан.9:25 для «восстановления»*. Таким образом, согласно пророчеству Иеремии, «восстановление» должно было произойти после семидесяти лет изгнания. Согласно Ездре, пророчества Иеремии, включая его пророчество о «восстановлении», исполнились в первый год правления персидского царя Кира по его указу.

* Biblia Hebraica Stuttgartensia , (Deutsche Bibelgesellschaft Stuttgart) 1990.

«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Езд.1:1-2).

Отсюда мы видим, что приведённые выше библейские свидетельства подтверждают обе части пророчества Даниила — восстановление и строительство Иерусалима. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что «отправление повеления восстановить и построить Иерусалим» следует датировать 537 годом до нашей эры.

Примечание: Как было сказано ранее, Книга Аггея говорит нам, что люди, вернувшиеся из изгнания, построили свои собственные дома до строительства храма во втором году правления Дария (см. Аггей 1:1,4 и 9). Город Иерусалим восстанавливался ещё в 522 г. до н.э.! В 444 г. до н.э. царь Артаксеркс разрешил Неемии вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить город (см. Неем.2:1—8). Осмотрев город, Неемия сказал жителям Иерусалима: «Вы видите, в каком мы бедствии, что Иерусалим опустел, и ворота его сожжены огнём». Затем Неемия приступил к восстановлению ворот и стен города в соответствии с полномочиями, данными ему царём. Если повеление «восстановить и построить Иерусалим» включало в себя повеления о «создании, подтверждении и завершении» трёх царей, на которые ссылается Э. Уайт, то, несомненно, это важное повеление Неемии для завершения восстановления и перестройки города Иерусалима (особенно его стены и ворот) нельзя игнорировать. При расчёте начала 490 лет необходимо учитывать дату 444 г. до н.э.

Эта дата представляет проблему для тех, кто полагает, что необходимо отсчитывать 490 лет от 537 года до н.э., конечно, это привело бы к 47 году до н.э. — дате малозначимой. Но если мы правильно поймём этот отрывок, нам не придётся играть в считалочку. Бог ясно сказал, что определён период в семь седмин и период в шестьдесят две седмины (подразумевается третий период на одну седмину) и, что эти периоды должны были исполниться после того, как был издан указ о возвращении (537 г. до н.э.) Если мы поймём диалог между Даниилом и Богом, мы увидим, что Даниил просил ответов, основываясь на его переживании о возвращении изгнанников. В ответ Бог сначала сообщает ему, что Он исполнит Свое определённое наказание в соответствии с семикратным Законом. Затем, в стихе 25а, Он заверяет Даниила, что пророчество Иеремии будет исполнено, несмотря на это. Бог предлагает более подробную информацию, когда Он определяет три отдельных периода наказания. Период из 7 семёрок (седмин) должен пройти до прихода некоего помазанника, принца.

Четвёртое предположение Э. Уайт состоит в том, что это относится к Иисусу Христу. Эта интерпретация основана на переводе Библии короля Иакова. Переводы RSV и NAB затрудняют отстаивание этой точки зрения. Голдингей* предполагает, что если помазанный лидер должен был прийти после семи семёрок, «то этот термин, вероятно, относится либо к Зоровавелю, либо к Иисусу».

*John E. Goldingay ‘Daniel’ in Word Biblical Commentary (Word Books: Dallas) 1989.

«Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан.9:25).

Но эти три отдельных периода трудностей не обязательно должны быть последовательными. Они являются лишь исполнением семикратного проклятия закона. Бурная история евреев с момента их возвращения из ссылки даёт достаточно места для исполнения 490 лет наказания. Таким образом, любая попытка вычислить даты основывается на предположении, что перевод короля Иакова правильно интерпретирует текст и, что назначенные периоды последовательны. Это также требует, чтобы «помазанник», о котором идет речь, был Иисусом Христом. Это добавляет ещё три предположения, так что общая сумма для этой теории теперь равна семи.

Связь с 2300-дневным пророчеством

Но с арифметикой Уильяма Миллера возникает ещё одна проблема: чрезвычайно трудно установить, что 2300 «дней» из Дан.8 и 490 лет из Дан.9 имеют общую отправную точку. Эти два периода времени не имеют звуковой связи! Эта связь Даниила 8 и 9 является восьмым предположением теории.

Видение в Дан.9 не может рассматриваться, как объяснение видения в Дан.8. Эти два видения были разделены несколькими годами. Первое видение было на третьем году царствования Валтасара. Около 548 года до н.э. Мольба Даниила произошла в 539 г. до н.э.

Ангел сказал Даниилу:

«И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшёл, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение» (Дан.9:20-23).

Следует отметить, что второе слово «видение» в Дан.9:23 — mareh (маре) (Стронг 4758), и оно не используется для описания видения, увиденного в экстатическом состоянии. Еврейское слово, обозначающее тип видения в Дан.8 (см. стих 1 и первое использование этого слова в 9:21), — это слово hazon (хазон) (Стронг 2377), означающее «божественное откровение». Оба слова также встречаются в Дан.8:15 — hazon переводится, как «видение», а mareh — как «явление».

«И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа» (Дан.8:15).

Ясно, что повеление даровать Даниилу понимание прозвучало в самом начале его мольбы (текст 23). Ангелу Гавриилу, «быстро летящему» (текст 21), не потребовалось и девяти лет, чтобы прибыть. Он пришёл не для того, чтобы дать понимание предыдущему видению Даниила. Даниилу уже было дано толкование этого видения около девяти лет назад. Задача Ангела состояла в том, чтобы убедить Даниила задуматься над текущим вопросом и получить понимание в ответ на его мольбу! (ср. Дан.9:3 и 9:23)

Чтобы узнать правду о 2300 днях, ещё раз взглянем на божественный вопрос и примем к сведению божественный ответ, записанный в книге Даниила, 8.

И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому‐то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».

Даниил 8:12-14

Изучив вышеприведенные тексты, можно логически предположить, что отсчёт начинается с того момента, когда служба в святилище была прервана, поскольку 2300 «дней» были даны как период времени, в течение которого будет длиться видение о ежедневных жертвах, преступлении запустения и т. д.

Было ли святилище заброшенным на протяжении 2300 лет? Ещё нет! Прекратились ли ежедневные жертвоприношения на 2300 лет? Ещё нет!

Возможно, видение относится к Небесному святилищу? Неужели Небесное святилище было опустошённым в течение 2300 лет? Нет, потому что наш Первосвященник в этот момент служит в совершенном Небесном святилище от нашего имени!

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» (Евр.9:11).

Если Небесное святилище совершенно, оно не могло быть опустошено! Могли ли ежедневные жертвоприношения прекратиться на Небесах в течение 2300 лет? Нет, в Небесном святилище нет ежедневных жертвоприношений! Есть только одна Небесная Жертва!

«Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр.7:26-27).

Отложим в сторону предвзятые представления, и продолжим изучение видения Даниила, описанного в главе 8.

«В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде» (Дан.8:1).

Даниил не сразу понял смысл видения.

«И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа» (Дан.8:15).

Затем пришло божественное повеление, чтобы Даниил понял смысл видения!

«И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лицо мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени» (Дан.8:16-19).

Теперь сопоставим видение и его божественную интерпретацию.

Таким образом, козёл вырос очень большим. Но когда он стал сильным, большой рог сломался, и вместо него вышли четыре знатных рога к четырем ветрам небесным.А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь
Дан.8:21

он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.
Дан.8:22
И из одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно вырос к югу, к востоку и к Славной земле. И он вырос до воинства небесного; и поверг он часть воинства и часть звёзд на землю и попрал их. Он даже превозносил себя до князя воинства; и отнялись от него ежедневные жертвы, и место святилища было повержено. Из-за греха войско было отдано рогу, и рог противостоял ежедневным жертвоприношениям; и он поверг истину на землю. Он делал всё это и процветал.Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;
Дан.8:23
и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых
Дан.8:24
и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою.
Дан.8:25
Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому‐то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».
Дан.8:8-14
Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам».
Дан.8:26

По божественной интерпретации козёл мужского пола — это Греция. Как и предсказал Бог через пророка Даниила, после мидо-персидской империи на арену истории вышла власть Греции при Александре Македонском. И, согласно Слову Божьему, Александр погиб (в возрасте 33 лет), а его царство было разделено между четырьмя его военачальниками в 301 году до н.э. Эти четыре династии продержались до первого века до н.э. Епифан в 167 году до н.э. исполнил пророческие слова Даниила с пугающей реальностью.

Иосиф Флавий, известный историк, живший во времена апостолов, так описал трагические события того времени (Иудейские древности Книга 12, глава 5).

И когда царь построил идольский жертвенник на Божьем жертвеннике, он заколол на нем свиней и таким образом принес жертву не по закону и не по иудейскому религиозному обычаю той страны. Он также заставил их отказаться от поклонения своему Богу и поклоняться тем, кого он считал богами; и заставил их строить храмы, и воздвигать идольские алтари в каждом городе и деревне, и приносить на них свиней каждый день. (254)

Он также приказал им не обрезывать своих сыновей и пригрозил наказать любого, кто нарушит его запрет. Он также назначил надзирателей, которые должны были заставить их делать то, что он приказал. (255)

И действительно, было много иудеев, которые выполняли приказы царя либо добровольно, либо из страха наказания; но лучшие люди с самыми благородными душами не обращали на это внимания.Они с большим уважением относились к обычаям своей страны, чем переживали о наказании, которым он угрожал непослушным, из-за чего они каждый день подвергались великим страданиям и горьким мучениям, (256) ибо их били палками, плетьми, и тела их разрывали на куски, и распинали, пока они были еще живы и дышали; они также задушали тех женщин и их сыновей, которых они обрезали, как повелел царь, вешая их сыновей на их шеи, когда они были на крестах. А если и находили какую-либо священную книгу закона, то ее уничтожали; а тех, у кого эти книги были найдены — убивали.

Но видение Даниила также предсказало «очищение святилища» через 2300 «дней». Упоминая о периоде 2300, стоит отметить, что буквально выражение звучит, как «2300 вечеров-утр». Еврейское слово, обозначающее день, — «йом». (например, Йом Кипур). Но «йом» в этом тексте не используется. Эти «дни» на самом деле «вечера» (евр. `ereb 6153) и утрами (евр. boqer 1242), относящиеся к ежедневным жертвоприношениям (см. Езд.3:3, 2 Пар.2:4, 13:11, 31:3). Слово «дни», в английском переводе, не буквальный перевод. Поэтому, в данном случае нельзя применять принцип «день за год», поскольку нет прецедента года, соответствующего утренней или вечерней жертве! Не случайно это видение названо «видением вечеров и утр» (Дан.8:26), а не видением дней. Это видение и число 2300 должны относиться к количеству жертвоприношений, которые будут опущены в то время, когда жертвоприношения будут запрещены во время правления «небольшого рога». Это 2300 буквальных вечерних и утренних жертвоприношений.

К счастью, мы можем проверить эту интерпретацию пророчества. Если храм действительно был «очищен»/»восстановлен» после пропуска 2300 жертвоприношений, то смысл видения найден. Верный своему слову Господь Бог принёс облегчение от страданий, которые претерпел в то время его народ, и восстановил осквернённое святилище. События того времени красочно описаны в книгах Маккавеев и других исторических источниках. Иосиф Флавий также записал события очищения святилища около 164 года до н.э. (Иудейские древности, книга 12, гл. 8).

Случилось так, что все это было совершено в тот самый день, когда их богослужение прекратилось и через три года превратилось в нечестивое и обычное употребление; ибо так случилось, что храм был опустошен Антиохом, и так продолжалось три года. (321)

Это опустошение произошло с храмом в сто сорок пятом году, в двадцать пятый день месяца Апеллея и в сто пятьдесят третью олимпиаду: но он был посвящен заново, в тот же день, двадцать пятого числа месяца Апеллея, в сто сорок восьмом году и в сто пятьдесят третью Олимпиаду. (322)

И это опустошение произошло согласно пророчеству Даниила, которое было дано за четыреста восемь лет до этого; ибо он заявил, что македонцы отменят это поклонение [на некоторое время]. 7. (323)

Теперь Иуда праздновал праздник восстановления жертв храма в течение восьми дней; и не упускал никаких удовольствий по этому поводу: но он насыщал их очень богатыми и роскошными жертвами; и он прославлял Бога и радовал их гимнами и псалмами. (324)

Более того, они были так рады возрождению своих обычаев, когда после долгого перерыва неожиданно обрели свободу своего культа, что они сделали законом для своего потомства, что они должны соблюдать праздник, в связи с восстановлением храмового богослужения, на восемь дней. (325) И с того времени и по сей день мы празднуем этот праздник и называем его Ханука. Я полагаю, причина была в том, что нам явилась эта свобода, превосходящая все наши надежды; и что оттуда было имя, данное этому празднику.

Во времена Христа Ханука (праздник Огней, празднование очищения святилища) назывался праздник Обновления:

«Настал же в Иерусалиме праздник Обновления, и была зима» (Ин.10:22).

Иисус отправился в Иерусалим во время этого праздника, хотя это было опасно для него. Этот праздник был праздником «очищения святилища». Можно было бы задаться вопросом, почему Христос так стремился отпраздновать этот праздник, если на самом деле это была традиция, которая искажала исполнение этого важного пророчества.

Теперь может случиться так, что деяния Антиоха Епифана и страдания евреев после изгнания представляют собой прообраз, а не окончательное исполнение этого пророчества. Возможно, еще есть будущее исполнение, которое сбудется, но ясно, что видение Даниила предсказало эти самые события задолго до того, как они произошли. На самом деле некоторые утверждают, что пророчества Даниила относятся к «времени конца» (см. Дан.8:17,19) и «последним дням» (см. Дан.10:14). Но более пристальный взгляд на эти тексты показывает, что слова о последних днях или днях конца указывают на Израильское царство.

И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лицо мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» … и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени

Даниил 8:17-19

Последние дни гнева относятся к 490 годам Божьего наказания Израиля, как обсуждалось ранее.

А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням»

Даниил 10:14

Обратите внимание, что Господь снова называет тех, кто находится под Его неодобрением, «народ твой», а не «Мой народ».

Подведём основные итоги нашего исследования.

1. Отправной точкой для отсчёта 490 лет можно считать только принятие повеления о восстановлении и постройки Иерусалима.

  • (а) Если повеление построить храм начинается с 490 года, то датой начала должен быть 538 год до н.э. — год, когда Кир издал указ о строительстве храма в Иерусалиме.
  • (б) Если, с другой стороны, имеется в виду само строительство Иерусалима, то дата отличается, но, согласно пророчеству Исайи, всё ещё находится до 529 года до н.э.
  • в) Если это тройственное повеление, берущее начало от Кира и завершённое Артаксерксом, то указ Артаксеркса к Неемии о восстановлении города Иерусалима в 444 году до н.э. (см. Неем.2:5) кажется гораздо более значительным как дата «завершения», чем указ к Ездре о восстановлении Иерусалима. восстановлении закона и храмовом служении (см. Езд.7:12-26).
  • г) метод толкования указа, как тройственного указа и установление даты предполагаемого «завершения», а не «выхода», не могут быть подтверждены Священным Писанием.

2. Доказательства, связывающие 2300 «дней» и период в 490 лет, крайне слабы. Видение в Дан.9 не может рассматриваться, как объяснение видения в главе 8. Эти два видения были разделены несколькими годами. Первое видение было на третьем году царствования Валтасара. Около 548 года до н.э. Молитву об освобождении Даниил вознёс в 539 году до н.э. (см. Эдвард Рис — Хронологическая Библия Риса стр. 1147 и 1158).

Текст Дан.9:23 был неправильно истолкован, чтобы доказать, что второе видение объясняет первое. Однако следует помнить, что слово «видение» в Дан.9:23 — это mare (Стронга 4758) и действительно означает «осознание», «восприятие». Еврейское слово, обозначающее видение (как оно используется в другом месте книги Даниила), — это слово hazon (Стронг 2377) означает «божественное откровение».

Ясно, что повеление даровать Даниилу понимание (букв. заставить его понять) прозвучало в начале его мольбы (см. ст. 23). Ангелу Гавриилу, «быстро летящему» (ст. 21), не потребовалось девяти лет, чтобы прибыть. Он пришёл не для того, чтобы добавить информацию к ранее истолкованному видению Даниила, а для того, чтобы призвать Даниила рассмотреть текущий вопрос и получить восприятие в ответ на его мольбу! (Ср. Дан.9:3 и 23)

3. Позволяя Писанию объяснять себя, период в 490 лет понимается, как заранее определённый период наказания в ответ на продолжающееся непослушание евреев. Теперь мы можем прочитать пророчество Даниила 9 в новом свете. 

Внутри периода 490 лет есть еще два предопределенных периода по 49 лет и 434 года соответственно. Эти два периода просто предшествуют приходу Помазанника, не более того. Это только человеческое предположение, что эти периоды должны следовать последовательно. Теперь нет необходимости согласовывать эти периоды с известными датами, чтобы найти «отправную точку».

538 г. до н.э. отправная точка может быть легко принята, так как это наиболее буквальное и простое толкование Писания. Мы можем быть удовлетворены тем фактом, что евреи претерпели в общей сложности 483 года наказания до прихода Мессии. Мы также можем пересмотреть некоторые из сложных теорий семидесятой недели Даниила, которые не обязательно должны быть такой загадкой. На самом деле оставшиеся семь лет наказания вполне могли пройти в период после Христа и до разрушения Иерусалима и храма в 70 г. н.э.

4. Более внимательное изучение 2300 «дней» показывает, что буквально это утренние и вечерние жертвоприношения. Следовательно, принцип «день за год» не может быть применён к этой цифре, как к фактическим дням или неделям. В Писании нет прецедента для применения этого принципа к утренним и вечерним жертвоприношениям. Существует достаточно исторических свидетельств того, что восполнение отсутствовавших 2300 буквальных жертвоприношений во дни Антиоха Епифана и последующее очищение святилища действительно имело место (см. Книги Маккавеев). Это событие было настолько значительным, что стало ежегодным праздником, который евреи празднуют до сих пор.

Итак, предположение Миллера о том, что принцип «день за год» можно применить к «вечерам и утрам», было его девятым предположением. Он также был убеждён, что «очищение святилища» относится к возвращению Христа. Это, его десятое необоснованное предположение, действительно стоило дорого. Многие доверились толкованиям Миллера и собрались вместе, чтобы ожидать пришествия Господа в 1843 году. Они снова собрались в 1844 году, но результатом было лишь горькое разочарование.

Из вопросов, затронутых в этой статье, можно увидеть серьёзные недостатки доктрины 1844 года. Уильям Миллер признал свою ошибку. Другие не могли признать свою ошибку и сфабриковали сложные интерпретации этих пророчеств, чтобы облегчить своё разочарование.

Разоблачение ошибочности доктрины 1844 года и всего, что она представляет, наносит сокрушительный удар по самому корню адвентизма. Без 1844 года вся сеть лжеадвентистского учения рушится с оглушительным треском!

Священные Писания явно опровергают доктрину 1844 года. Пришло время вернуться к Библии и только к Библии. Пришло время принять Святого Духа как нашего Учителя и игнорировать вводящие в заблуждение доктрины человеческих «учителей».

Да благословит вас Бог в ваших поисках Его.

Автор: Дэвид Хилл


Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Поддержите сайт — жмите Like и делитесь статьёй в соцсетях!


Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

89950cookie-checkЧто на самом деле произошло в 1844 году?

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.