«В начале было Слово…».
Адвентистам об адвентизме и Православии
Исследование учения Адвентистов седьмого дня в свете книг Священного Писания, учения Церкви и истории
Смотреть эту тему в нашей передаче ВКонтакте, YouTube, RuTube
Слушать/скачать аудио с моего Яндекс Диска
ЧАСТЬ 3
«Термины видимая и невидимая Церковь используются для того, чтобы показать две ипостаси, в которых предстает Церковь на земле. Сравнения, о которых шла выше речь, относятся главным образом к видимой Церкви.
Видимая Церковь — это церковная организация, которая призвана Богом для служения. Она исполняет великое поручение Христа: несет Евангелие миру (см. Мф.28:18-20) и приготавливает людей к Его славному возвращению (см. 1Фес.5:23; Еф.5:27). …
Невидимая Церковь, называемая также Вселенской Церковью, состоит из всех детей Божьих, живущих во всём мире. К ней принадлежат верующие видимой Церкви и многие, кто живёт согласно свету, дарованному им Христом (см. Ин.1:9), хотя они и не состоят в церковной организации. В эту последнюю группу входят те, кто никогда не имел возможности узнать истину об Иисусе Христе, но кто откликнулся на призыв Святого Духа и «по природе законное делает» (Рим.2:14).
Само существование невидимой Церкви показывает, что служение Богу — это в высшем смысле духовное понятие. «Истинные поклонники, — сказал Иисус, — будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:23). Поскольку истинное поклонение Богу имеет духовную природу, люди не могут со всей точностью определить, кто принадлежит Божьей Церкви, а кто нет.
Посредством Духа Святого Бог направляет Свой народ, принадлежащий к невидимой Церкви, в Церковь видимую. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). Только в видимой Церкви они могут узнать полноту Божьей истины, братскую любовь и радость общения, потому что Он дал видимой Церкви духовные дары, которые укрепляют её членов: каждого лично и всё братство в целом (Еф.4:4-16). После своего обращения Павел познакомился с видимой Церковью Божьей, а затем принял участие в её служении (см. Деян.9:10-22). И сегодня Бог чудесным образом ведёт Свой народ в Свою видимую Церковь, отличительными признаками которой являются верность Божьим заповедям и вера Иисуса. Став членами этой Церкви, новообращённые смогут участвовать в завершении Божьей миссии на земле (см. Откр.14:12; 18:4; Мф.24:14, а также главу 12 этой книги). Также считается, что понятие «невидимая Церковь» включает в себя единую Церковь небесную и земную (Еф.1:22,23) и Церковь, укрываемую Богом в течение долгого времени преследований (Откр.12:6, 14).»[1]
Видимая Церковь
Несмотря на отвержение адвентистами преемственности в Церкви, т.к. это одно из важнейших доказательств того, что Православная Церковь берёт своё начало от апостолов, всё же они понимают его необходимость. И это понимание выражено, хотя и в искажённом виде, в упомянутом абзаце словами «Видимая Церковь — это церковная организация».
Адвентисты отвергают преемственность в Церкви. «Понятие «апостольское преемство» может иметь очень широкую палитру значений: от строго формального понимания как исторического преемства хиротоний, восходящего к апостолам, до понимания близкого к апостольству как существенному свойству Церкви»[2]. Но заключается и выражается она не только в исторической чреде рукоположений епископов, но и в апостольской преемственности истины и благодати; непрерывном рождении святых в Церкви, — исполненных веры и чистой жизни, творивших и творящих чудеса, предсказывавших будущее, молитвенно ходатайствующих и ныне, после окончания своей земной жизни, о чём есть не мало свидетельств верующих; непрерывное сохранение одной и той же веры Церкви; непрерывное сохранение древнейшего названия Церкви[3]; почитание, выставление в пример веры и жизни через иконопочитание, изучение письменных трудов и жизнеописаний всех христиан, в каждом из столетий с I по XXI. Церковь не стесняется открывать верующим труды отцов, учителей, святителей, подвижников, но наоборот всячески призываем, чтобы христиане следовали их вере и жизни, потому что в их письменных трудах отражена та же самая вера и та жизнь, к которой стремимся и мы.
После начала закрепления учения адвентизма на официальном уровне[4], термин «организация» стал равнозначен слову «Церковь», что видно и по сей день. Организация может менять своё учение (доктрины). Для организации вполне приемлемо наличие «многообразий в понимании», читай ереси, в учении. Упорно внедряя в умы людей свою формулу «Церковь = Организация» адвентизм, тем самым показывает, что он имеет преемственность с апостольской Вселенской Церковью, сначала быв «невидимой» Вселенской Церковью, но в определённый момент, будучи «вызванным из мира»[5] стал видимой «Церковью остатка». Э. Уайт не смущалась, говоря, что «адвентисты седьмого дня по своему исповеданию являются народом Божьим».[6]
В Писании и истории мы видим, что Церковь всегда была видимой, имеющую свои границы. Для того, чтобы присоединиться к Церкви необходимо как в I век, так и сегодня принять Крещение. Именно Крещением человек входит за ограду Церкви. Но только Крещение без веры и соответствующих вере дел (см. Иак.2:26; Мк.16:16) не удержит человека в границах Церкви. Нарушение единого учения также удаляет человека из Церкви, «Дела плоти известны; они суть: … (соблазны,) ереси … и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). Апостол Иоанн предупреждал: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Ин.2:22-23). Как уже было замечено в Предисловии, пионеры адвентизма не сильно заботились о единстве в учении о Божестве. Среди них были верующие арианских (антитринитарных) взглядов. К таковым относились Джеймс Уайт и Эллен Хармон, впоследствии ставшей женой Дж. Уайт. И если Эллен позже изменила свои взгляды в вопросах божественности Христа и Духа Святого, — хотя арианские взгляды можно проследить и в её поздних сочинениях, — то Джеймс остался при своих взглядах до конца своих дней. Итак, апостолы ясно говорили, что упорное искажение учения (догматов) Церкви отсекает от единства с истинной Лозой и Главой Церкви.
Евхаристия/Причастие — это ещё одно выражение границы видимой Церкви: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16); «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).
«Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своею плотью, самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Кто отдал вам самого себя здесь, то тем более (сделает для вас) там. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть, и кровь, чрез которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам. Эта кровь придает нам вид цветущий и царский; рождает красоту неизобразимую; не дает увядать благородству души, непрестанно напояя её и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не вдруг становится кровью, но (сначала) бывает чем-то другим; а эта кровь не так, но тотчас же напаяет душу и сообщает ей некую великую силу.
Эта кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю Кровь, а ангелы собираются. Она – спасение наших душ, Ею радуется душа, Ею украшается, Ею согревается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду, и оружие имея духовное. Но я не сказал ещё о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя»
Святитель Иоанн Златоуст.
Невидимая церковь адвентизма
Следующим шагом, перед окончательной[7] идентификацией себя с Церковью Христа, адвентизм продвигает лжеучение о «невидимой церкви». Оно необходимо для того, чтобы вывести себя из множества прочих групп, сект, организаций, взявших на себя имя Христа.
«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Именно этот текст авторы Доктрин используют, чтобы показать наличие в мире выдуманной ими «вселенской невидимой церкви». Но, как уже было сказано ранее, Церковь — это тело Христа, со своими законами, с Главой — Христом, с иерархией, имеющей в себе жизнь Христа заключённой в Его крови — Евхаристии. Что из вышеперечисленного есть в «невидимой церкви»? И разве наличие просвещения гарантирует освящение во Христе? Дальнейшие слова ап. Иоанна показывают, что нет: «В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:10-13). Итак, этот текст не говорит о некой фантастической церкви вне реальной Церкви, но о действиях Бога по спасению всякого человека. Но именно каждый конкретный человек принимает решение о том, принять этот свет и войти в Церковь Христа или же отвергнуть приглашение. Только принявшие Христа и выполнившие Его условия по присоединению к Его телу и имеющие жизнь в Нём могут быть частью Церкви.
Продолжая развивать своё ложное учение адвентизм цитирует ап. Павла утверждая, что в «невидимую церковь» входят все, кто действует согласно своей совести. Но, разве об этом пишет апостол? «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:12-16).
Как видим, апостол А) сравнивает иудеев, кичащихся законом, т.е. Торой, и язычников, которые Тору не имели, но порой жили согласно написанного в ней; Б) сравнивает две эти категории, которые будут судимы. И не нужно останавливаться лишь на второй главе и конкретно 14 тексте. Апостол развивает свою мысль дальше. В третьей главе он показывает, что неверность иудеев никак не отменила праведность Божью, см. Рим.3:3, 4, что делами никто не может оправдаться, даже язычники, у которых «дела закона в сердце». И подводя к главной мысли он пишет: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру…» (Рим.3:24-25). Мысль о том, что только во Христе человек получает спасение ап. Павел продолжает развивать дальше в своём послании. В итоге он приходит к закономерному выводу, что «… мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5). Что только в едином теле Христа верующие могут быть крепки и каждый имея то или иное дарование может послужить другим членам тела. В этом и всех прочих посланиях ап. Павла нет и намёка на некую «невидимую церковь», на возможность спасения вне тела Христова — Церкви. Даже если человек «по природе законное делает», но находится вне тела Христа, он не может рассчитывать на спасение, т.к. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:23).
Помимо вышесказанного возникает вопрос: если составляющие «вселенскую невидимую церковь» люди, «кто откликнулся на призыв Святого Духа и “по природе законное делает”» (Рим.2:14) достойны спасения, то зачем им нужна Церковь видимая? Только лишь ради «братской любви», «радости общения» и «духовных даров»? Разве в этом смысл и цель создания Христом Церкви? Однозначно, нет.
Авторы Доктрин продолжают убеждать, что «истинное поклонение Богу имеет духовную природу, люди не могут со всей точностью определить, кто принадлежит Божьей Церкви, а кто нет», при этом ссылаясь на Ин.4:23. Духовная природа поклонения не подразумевает неведения верующих о том, в Церкви ли они или нет. Дух должен быть в согласии с истиной, а «истина во Иисусе». Таким образом, если человек отрицается истины, то им движет не Дух Божий. В противном случае, человек определённо знает, что, исповедуя истину, он находится в Церкви, у которой есть вполне видимые границы.
Об истинной невидимой Церкви
Единственная невидимая Церковь, о которой нам известно, это небесная Церковь святых. Она едина с видимой во всём — в правом учении, в правильном прославлении Бога, т.к. члены этой невидимой для нас Церкви — это люди всех веков, кто право учил и право славил Бога. О таковых сказано апостолом Павлом, что верующие приблизились «к собранию первенцев», «к духам праведников, достигших совершенства» и о упомянутых категориях апостол говорит в контексте небесного Царства Бога. О важности правого/истинного/чистого учения о Боге было сказано ещё в книге Иова:
«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас[8] за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов.42:7-8) (Выделение жирным добавлено мной).
Итак, как видно из слов апостола Павла, на небе кроме Бога и святых Ангелов находится Церковь/собрание первенцев, духи праведников. И в небесный Город, согласно слов ап. Иоанна, «… не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). Все те, кто проповедовал ложь, ереси, искажал учение Церкви, даже если таковые были в Церкви и именем Христа делали великие дела, все таковые будут отвергнуты Господом: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:22-23).
[1] Там же. Церковь видимая и невидимая.
[2] Священник Николай Емельянов. Догматическое учение об апостольском преемстве. (https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-uchenie-o-tserkovnyh-tainstvah-tom-2/2_33)
[3] В какое время христианская Церковь стала именоваться «Православной»? Источник: https://bibleblog.ru/protestantam-o-pravoslavii/
[4] См. Предисловие.
[5] Ревью энд Геральд, 19 августа 1909 г.
[6] Избранные вести, т.2, стр. 315
[7] Об этом поговорим в главе посвящённой учению АСД о «церкви остатка».
[8] О заступнических молитвах святых мы будем говорить в разделе, посвящённом библейской антропологии человека.
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов