Библия и современность Выбор читателей Размышления на тему

Весёлое ирландское христианство

Несколько лет назад мне довелось побывать в Ирландии — пройти по следам святого Патрика. На этом «Острове святых», как Ирландию до XII века называли, у меня было все время такое чувство, что я где-то в Северной Руси — на Валааме, что ли. И это, наверное, не случайно — история обращения Ирландии в христианство (неразрывно связанная с именем святого Патрика) во многом напоминает (только в более жестком виде) историю обращения Северной Руси, когда туда пришел апостол Андрей. Напомню, что святой Патрик принес христианство в Ирландию в первой половине пятого столетия. Первый раз он попал туда будучи похищен ирландскими пиратами — викингами. Викинги были одним из славянских племен, которые пришли в Ирландию в качестве наемной Римской армии. Когда же римская армия покинула Ирландию, многие бывшие наемники остались и сделались, по сути, господами той земли.

Во время своих испытаний юный Патрик переосмыслил свое формальное христианство и понял, что так жить больше нельзя. Отныне он будет подражать Христу, даже если это будет вызывать непонимание и негодование других — чего, кстати, хватало. Но не историю Патрика я хотел бы напомнить вам, друзья — о ней и без меня много написано. А вот что мне хочется тут сделать, так это показать удивительное сходство ранней ирландской и ранней русской христианской традиции.

Св. Патрик проповедует ирландским королям. Витражи собора в Карлоу
Св. Патрик проповедует ирландским королям. Витражи собора в Карлоу

Давно было замечено — в том числе и моим учителем, о. Павлом Мейендорфом, что вероисповедание древних ирландцев во многом напоминало древне-византийскую традицию, и еще более древнюю традицию апостолов. Отчасти это объясняется тем, что святой Патрикий Ирландский (Патрик) учился вере в монастыре Лерин, где первыми наставниками и учителями были святые Иоанн Кассиан Римлянин и Викентий Лиринский — придерживающиеся Восточной, Сирийской христианской традиции. Я не буду говорить тут о богословских тонкостях этой традиции, а подчеркну лишь ее дух — выливающийся в самые различные формы. А духом ирландских кельтов была радость! Они воспринимали христианство — как великую радость, и все их обряды, традиции и акценты были сосредоточены на радости, ликовании и праздновании — в честь той победы, которую Иисус Христос обрел на кресте. Они сами называли себя «ликующими христианами».

Такое явление, конечно, укоренено в народной среде, в обычаях и характере народа. Кельтское язычество, к примеру, характеризовалось восторженным отношение к природе. Если для европейцев природа была местом приложения сил, делом, бизнесом, то для кельтов природа была исполнена красоты. По этой причине волшебные существа кельтской мифологии открыты людям, то есть совершенно не враждебны. Приняв христианство, кельты стали замечать присутствие Бога везде, во всем творении. Бог был для них не далеким и грозным, как для римлян, но родным и близким — участником во всех их обыденных делах. Ирландцы взяли свои старые веселые языческие песни, переделали слова, и стали воспевать про Бога.

Произошло примерно то, что произошло при принятии христианства русскими волхвами и народом: радость и ликование от Благой вести, от Спасения, от обретения Царя царей! Известно, что и раннее славянское христианство, о котором я написал целую книгу, было традицией прославления и радости. В отличие от римской холодности, византийского аскетизма и египетской отстраненности, Северная христианская традиция пылала жаром радости и ликования! Надо было дарить людям подарки, закатывать пиры, слагать новые песни, танцевать, радоваться, смеяться. Представьте себе такое вот христианство. Трудно, не правда ли? Даже монастыри в Ирландии служили не столько местом уединения, сколько служили всему народу: «Кто может счесть хаотические толпы и бесчисленные людские потоки, стекающиеся изо всех провинций: кто-то идет за пропитанием, кто-то — немощный, в поисках здоровья, кто-то для того, чтоб увидеть праздник, кто-то с большими дарами…» (Когитоз, автор жития святой Бригитты).Вся карта небольшого острова V-VIII веков покрыта монастырями. В то время богослужение совершали в основном в домах верующих — в этом не было ничего зазорного. Ведь христианство, в понимании ирландцев (да и древних русичей) — это не религия формы, но живая вера всей семьи.

Редко, но можно иногда увидеть св. Патрика серьезным
Редко, но можно иногда увидеть св. Патрика серьезным

Кстати, в Ирландии даже «монахам» не воспрещалось иметь семью. Часто «монастырями» являлись просто-напросто небольшие коммуны верующих, состоящие из нескольких семей. Вместе было веселей и спокойнее — и защищённее. Другой особенностью кельтского христианства было изучение Библии. В то пору, как в Европе Библия подпадала (с развитием папства) в категорию запрещенной литературы, доступной только избранным, в Ирландии Библия изучалась всеми и повсюду. Патрик основал первую школу в Армаге в 459 году, а вслед за ней возникли десятки и сотни новых школ. Ирландцы не боялись Библию — они изучали ее. Кельты будто ожидали прихода христианства — как и русские волхвы, кстати сказать. А приняв христианство, они преобразили все лучшее, чем жил их народ, наполнили все новым смыслом: песни, радость, веселье, семья, отдых, труд, взаимоподдержка…

Одним из отличительных особенностей раннего кельтского, как и раннего славянского христианства было празднование субботы. Суббота, как библейский день покоя, отделенный Богом от начала мира и в Четвертой заповеди, сделалась для кельтов днем особой радости — «сказочным днем», как они ее называли. Дело в том, что в кельтском язычестве было сказание о Волшебной стране, в которой всегда царит радость. Христианство указало на эту страну, как на грядущее Царство Божие, а субботний день стал своего рода частичкой, кусочком, предвкушением этого Царства. А так как в Царстве Божием, в представлении кельтов, следовало (еще бы!) радоваться и веселиться, то суббота сделалась у них днем радости и веселья. Люди пели песни, ходили друг к другу в гости, танцевали, кушали, прославляли Бога — словом, делали все, что было в их силах, чтобы прославить Бога в своей благодарности Христу. Не буду говорить тут о грустном — о том, как «огнём и мечом» (на этот раз буквальными) все эти радости приструнила и повывела «святая инквизиция». И не только в Ирландии потрудились такие инквизиторы-энтузиасты, которые считали христианство религией плача, обряда и формы — религию похоронную. И в России они, увы, потрудились не менее. Но, знаете что, вся эта наносная чепуха, все эти формы. все эти запреты и церемонии — они уже всем начинают надоедать. Русское христианство, как и христианство ирландское — это не религия плача, не обряд с кислой миной на лице, не грозные восклицания и льющиеся слезы — по крайней мере, не только это. Живое христианство — это живая и радостная жизнь с Богом. Когда Бог не прячется за высокими стенами монастыря, а приходит и к доярке, и к столяру, и к поэту, и ко мне, грешному, тоже.

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


О Библии, вере и жизни


+2

You Might Also Like

2 комментария

  • Reply
    Ан8
    27.11.2020 at 21:35

    Мир Вам дорогой брат во Христе! Действительно наш Бог есть Бог радости! Новый Завет, да и Ветхий, неоднократно утверждает эту истину. Очень интересны Ваши сьатьи о славянах, сам русский, с библейской точки зрения, вот и здесь порадовался за свой народ. Очень хочется духовного пробуждения для русского народа, Богоискания, которое было… Благослови Вас Господь.

    +2

  • Reply
    Духовный миллионщик
    14.12.2020 at 21:14

    Спасибо! Очень рад вашему сообщению. Будем вместе продолжать искать Бога, и богоискание сделается «заразным». Тогда Россия и возродится!

    +1

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.