Выбор читателей Исследования История Руси

Великая Тартария пресвитера Иоанна (ч.3)На чтение 12 мин

Из первой и второй публикаций читатели Духовного миллионщика и Открытой семинарии уже могли ознакомиться как с ранней историей, так и со многими картами Великой Тартарии. В этой публикации мы продолжим знакомиться с новыми и новыми картами, и узнаем новые детали истории этого государства — нашего государства. Я буду сопровождать текст обильными обращениями к картографии.

О Тартарии написано:

…ТАРТАРИЯ (в давние времена известная как Скифия, по имени их первого правителя Скифа… называется своими обитателями монгулами Тартарией – по имени реки Тартар, которая омывает её большую часть.Это огромная Империя (не сравнимая по величине ни с одной страной, кроме заморских владений короля Испании, которые она также превосходит и между которыми налажено сообщение, в то время как у последней они очень разрознены), простирающаяся на 5400 миль с востока на запад, и на 3600 миль с севера на юг; поэтому её Великий Хан или Император владеет многими царствами и провинциями, содержащими великое множество хороших городов…

Дионисий Петавиус, географическое описание мира к «Всемирной истории», 1659 год.

И ещё.

На востоке она граничит с Китаем, морем Син, или Восточным океаном, и проливом Аниан. На западе – горами Imaus (Гималайский хребет), хотя существуют тартарские орды, которые признают власть Хана, по другую сторону от них; на юге – рекой Ганг и Оксус (Oxus), которую сейчас мы называем Abia (совр. Аму-Дарья), Индостаном и верхней частью Китая, …Каспийским морем и Китайской стеной. На севере – со Скифским, или Студёным, океаном, на побережье которого столь холодно, что там никто не живёт. Кроме того есть ещё богатое и великое царство Катай (Cathai), в центре которого находится город Камбалу (Cambalu или Cunbula), раскинувшийся на 24 итальянских мили по реке Полисанги (Polisangi). Существуют также царства Тангут (Tangut), Тендук (Tenduc), Камул (Camul), Таинфур (Tainfur) и Тибет (Thebet), а также город и провинция Кайндо (Caindo). Однако, по общему мнению, сегодня Тартария разделяется на пять провинций.

Дионисий Петавиус, географическое описание мира к «Всемирной истории», 1659 год.

Подобное же географическое и государственное устройство Азии мы находим и на множестве дошедших до нас древних карт. К примеру, описанное Петавиусом в деталях подтверждается:

  • картой 1697 года, Phillip Cluverius, «Scythia et Tartaria Asiatica» / «Скифия или Азиатская Тартария» — см. часть II, глава «Скифы«;
  • картой С.У. Ремезова из атласа «Чертёжная книга Сибири», 1699-1701 годы. На одной из карт прямо написано «Великая Тартария» на русском

Большой атлас Блау, 1665 год представляет карту Московского царства Романовых от Исаака Мааса (Isaac Massa, 1586-1643 г, голландский торговец, путешественником, посол в Московии)- «Карта Северной и Восточной России». На землях, где сегодня расположена Сибирь, написано «Тартария».

Огромная работа по сбору материала по теме Тартарии была проделана Дмитрием Белоусовым. Многие материалы, иллюстрации, которые представлены здесь, собраны были им, а также каналом Забытая история и многими другими энтузиастами и исследователями, которым я очень благодарен. В свою очередь вижу своей задачей представить, наконец, систематическую картину Великой Тартарии — которая бы находилась в гармонии с библейской и пророческой картиной мира.

Тартария присутствует, и в деталях разобрана также:

  • на гигантском медном глобусе, изготовленном в 1672 году для шведского короля Карла XI;
  • на «Карте России или Московии»1675 г. амстердамского картографа и издателя Фредерика де Вита (Frederick De Wit; 1630-1706 гг). На его карте тоже показана граница между Московским царством и Тартарией.
  • на голландской карте 1680 г. Фредерика де Вита «Великой Тартарии, Великой Могольской Империи, Японии и Китая» («Magnae Tartariae, Magni Mogolis Imperii, Iaponiae et Chinae, Nova Descriptio»,Amsterdam);
  • Тартария подробно представлена на картах семьи Николаса Фишера (семья картографов XVII века — амстердамец Николас Иоаннис Фишер / Claes Jansz Visscher, Nicholas Fisher, 1587-1652 гг. и его сын Николас I Фишер, 1618-1679 гг): «Карта Московии или Великой Руси» (1681 год), «Большая карта мира» (карта издана впервые в 1683 году).

Я еще побалую читателя интересными и красивыми картами Тартарии, представленные самыми известными картографами всего мира. Но зададимся вопросом: что было известно европейцам о Великой Тартарии кроме ее подробнейшей геополитической картины, представленной на картах?

И тут мы неизбежно возвращаемся к целому пласту Европейской памяти о Великой Тартарии — именуемой в европейской литературе также как «Царство пресвитера Иоанна» (точнее «царство старейшин Иоаннов»), о котором Открытая Семинария писала прежде. Здесь я немного повторюсь, и представлю еще новые интересные карты и документы.

Царство пресвитера Иоанна

Одной из главных исторических реалий Средних веков, государством, о котором в Западной Европе сохранилось огромное количества исторических документов, писем и сказаний, являлось царство пресвитера Иоанна, которое начиналось в Европе и простиралось глубоко в Азию.

Интересно, что несмотря на то, что никакое другое европейское или азиатское государство (периода до 18-го века) никогда не было так хорошо представлено источниками, так широко дискутируемо современниками и так подробно описано историками, на сегодняшний день «официальная история» называет это царство выдумкой и всеми силами высмеивает.

Такое оголтелое отрицание существования самой признанной и уважаемой современниками империи мира имеет вполне ясную идеологическую заданность. Мы понимаем это, когда понимаем, что царство пресвитера Иоанна — это ни что иное, как Святая Русь, или Великая Тартария.

Никому (кроме нас с вами, конечно, да и то не всех) не хочется признать, что Святая Русь, или великое Царство пресвитера Иоанна, действительно существовала, и что мы живем на обломках этого царства. Ведь русские, как почему-то хочется сегодня всем понимать, в те времена «жили в лесу, молились пню, венчались вкруг ели, и черти им пели«. Прости меня, Господи!

И даже самые-пре-самые русские ура-патриоты не знают и не хотят знать о Великой Тартарии, о Царстве Иоанна — потому что тогда им придется признать, что они являются патриотами вовсе не Святой Руси, а того, что осталось от нее. Поэтому сегодня если вы поищите информацию про Царство Иоанна-пресвитера, то вам выдадут материалы полные насмешек, материалы о «фантастическом», «выдуманном», «никогда не существовавшем» государстве.

А вот мы и посмотрим с вами на факты, а вы сами, без глупых или проплаченных пересмешников решайте — было это царство или его не было?

Средневековая Западная Европа была убеждена в существовании на Востоке огромного царства некоего христианского властителя «пресвитера Иоанна», потомками которого были великие ханы «монгольской» империи и князья Руси. Об этом великом царстве европейцы были прекрасно осведомлены по крайней мене с начала XII века. А к XIII-XV веков в Европе вряд ли нашелся бы человек, который не слышал бы об этом великом царстве.

Первые упоминания о царстве Иоанна относятся к периоду крестовых походов (конец 11–13 веков), когда европейские христиане надеялись вернуть Святую Землю (Палестину) захваченную мусульманами. В 1071 году Иерусалим был завоеван турками-сельджуками. Основываясь на сообщении о пресвитере Иоанне, сделанном епископом Хью Гебальским в Сирии (современный Джбайль, Ливан) в 1145 году папскому двору в Витербо (Италия), история эта впервые была записана епископом Отто Фрайзингским, Германия, в его Хрониконе (1145). Согласно этому документу, Иоанн, богатый и могущественный «священник и царь», по общему мнению, прямой потомок волхвов, посетивших Младенца Христа, одержал победу над армией мусульманских царей Персии в битве при Экбатане. Далее он намеревался продолжить свой путь к Иерусалим, но этому помешали трудности, сопряженные с переходом через реку Тигр.

Сражение, о котором упоминает Хью, могло быть битвой при Катване, Персия, в 1141 году, когда монгольский хан Елю Даши, основатель империи Каракитай в Средней Азии, победил сельджукского султана Санджара. Исследователи считают, что титул правителей Каракитая был Гур-хан или Кор-хан, который, возможно, был изменен фонетически на иврите на Йоганан или на сирийском языке на Юганан, в результате чего получилось латинское Johannes или Иоанн.

Хотя гур-ханы, как считается, были монгольскими буддистами, многие из их лидеров были известны как христиане, которые не состояли в согласии с Римом и Византией. Отсюда их стали считать христианами несторианами, хотя никаких сведений о собственно несторианстве не существует. Ясно лишь, что были они христианами, не состоящими в зависимости от Рима и Византии — не их традиции.

Согласно докладу францисканского миссионера Виллема ван Рейсбрука в 1255 году, дочери последнего гур-хана и жены найманского короля Кучлюга из Средней Азии, были христианками. Кючлюг, отца которого звали Та-ян Хан (Великий король Иоанн по-китайски), был побежден великим монгольским правителем Чингисханом в 1218 году. О том, что его царство было христианским сообщают в 1221 году Жак де Витри, епископ Акко в Палестине, и кардинал Пелагиус, сопровождающий его в путешествии по Азии. Крестоносцы в Дамиетте в Египте сообщили Риму о поражении мусульман неким царем Давидом, сыном или внуком и наследником империи пресвитера Иоанна. Этот царь Давид, по мнению многих исследователей, был не кем иным, как Чингисханом.

Ещё одно доказательство, что царство пресвитера Иоанна— не выдуманное государство, страна с таким названием (и собственным флагом, гербом и правителем) упоминается с 16 и до начала 20 веков.

Посмотрите, к примеру, что обрезала Википедия: Адиль Гирей Великий Хан Тартарий Перекопской, Крымской, Ногайской. Вырезано оказалось небольшое упоминание о тартарской принадлежности хана и о том, какие земли в неё входили. Потому что Тартария неизбежно ассоциировала со славным царством пресвитера Иоанна — о котором надо было всеми силами забыть. Но забыть было трудно.

Летописец 13-го века Альберик де Труа-Фонтен записал, что в 1165 году пресвитер Иоанн послал письмо нескольким европейским правителям, в частности Мануилу I Комнину, византийскому императору, и Фридриху I Барбаросса, императору Священной Римской империи. Письмо было на латыни и было переведено на разные языки, включая иврит и старославянский. Хотя письмо было адресовано византийскому (греческому) императору, греческий текст письма не известен, и его антивизантийский уклон демонстрируется тем, что к византийскому императору обращаются как к «правителю римлян», а не «императору».

В письме царство пресвитера Джона описывается как земля природных богатств, процветания граждан, мира и справедливости. Предпочитая простой титул «пресвитер» (старейшина, старец), Иоанн заявлял, что намеревается прийти в Палестину со своими войсками, чтобы сразиться с мусульманами и вернуть христианам Гроб Господень, место захоронения Иисуса.

В ответ на посольство пресвитера Иоанна папа Александр III в 1177 году послал ответ Иоанну, «возлюбленному сыну Христа». Судьба этого письма неизвестна, хотя, вероятно, его целью было заручиться поддержкой пресвитера Иоанна в спорах папы Александра III с Фридрихом Барбароссой. В XIII и XIV веках различные миссионеры и мирские путешественники, такие как Джованни да Пьян дель Карпини, Джованни да Монтекорвино и Марко Поло, отправлявшиеся на Восток в поисках царства пресвитера Иоанна, установили прямой контакт между Западом и Иоанном. Они сделали поправку указав на то, что пресвитер Иоанн является государем прежде всего громадного народа — монголов.

В «Повести о Давиде, христианском царе татар», о пресвитере Иоанне говорится как об отце или деде христианского владыки Давида. Епископ Акко Жак де Витри проповедовал, что «жестокие воины» Давида, несторианского «правителя обеих Индии», придут на помощь крестоносцам, чтобы сразиться с сарацинами. Свои аргументы де Витри обосновывал тем, что во время осады крепости в руки христиан попало письмо, написанное на арабском языке и сообщающее о нападении христианского царя Давида на земли сарацинов (Jacques de Vitry, 2000).

Где же было царство Давида, наследника пресвитера Иоанна? Средневековые владыки Европы, миссионеры, путешественники и картографы в один голос отождествляли это царство с Монгольской империей. То, что Монголия является государством пресвитера Иоанна, подтверждались тем фактом, что среди монголов было значительное количество христиан, по всей видимости, членов Ассирийской церкви Востока, миссия которой была успешной даже в Китае.

В 1221 году папа Гонорий III сообщил своему духовенству, что «царь Давид, в народе именуемый пресвитером Иоанном» сражался с «султаном Персии», завоевал его земли и уже был около Багдада, в то время как грузины также выступали против сарацинов (Annals of Dunstable, 1866 г.).

Выводы

Была только одна христианская страна к востоку от Западной Европы, таинственная и загадочная для западноевропейцев, которая подпадает под характеристики царства пресвитера Иоанна — это Святая Русь. Она же — Великая Тартария.

Я знаю, в традиционном представлении Русь в пору своего становления была маленьким кусочком земли между Киевом и Новгородом. А царство пресвитера Иоанна, согласно источников, простиралось глубоко в Азию и включало в себя империю монголов. Как же они соотносились друг с другом?

Надеюсь в последующих публикациях продолжить эту тему, продолжить обзор источников о царстве Иоанна (которому могла бы позавидовать любая страна Европы или Азии), а также пролить новый свет на то историческое явление, которое принято называть «монголо-татарским игом».

Автор: Жиганков О.А.


Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя или НИК и эл. почту (возможно, даже нерабочую) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Поддержите наше служение: поделитесь статьёй на вашей странице/в группе в любой соцсети. На этой странице можно оказать финансовую поддержку.


Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

4.4/5

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.