Адвентизм Книга Великая борьба

Вальденсы

Исследование книги Эллен Уайт «Великая борьба»

Цикл посвящён исследованию книги Эллен Уайт «Великая борьба». В каждой отдельной статье я буду исследовать 1 или 2 главы. В круглых скобках указываю номер абзаца и привожу в нём место, которое требует либо дополнительной корректирующей информации, либо открыто содержит заблуждение, ложь. Отдельные фразы в том или ином абзаце, на которые нужно обратить особое внимание, я буду выделять подчёркиванием. Свой комментарий я буду предлагать либо после цитирования абзаца или его части, либо писать внутри абзаца, выделив его жирным и взяв в круглые скобки.

Помимо текста в конце статьи буду прилагать ссылку на архив Солёного Радио на Яндекс Диске, где я размещаю это же исследование в аудио формате. В аудио может содержаться несколько больше информации по обсуждаемой главе, нежели в публикуемом текстовом варианте.

Возможно, что некоторые моменты достойные внимания я пропустил или отразил недостаточно полно. В таком случае вы, дорогой читатель, можете дополнить эти пробелы написав комментарий по теме исследуемой главы.

Буду признателен адвентистам седьмого дня, если среди них найдутся те, кто аргументированно укажет в данном моём исследовании на ошибки в отношении моего понимания рассматриваемого текста «Великой борьбы»!

***

Читать разбор 3 главы

Глава 4

Вальденсы

О вальденсах

Другие названия: Воды, Заптаты, Инсаббататы, Лионские бедные, Лионские нищие, Саботаты, Уничижённые

Еретическое движение, возникшее в христианстве средневековья и сохранившееся до настоящего времени.

Основатель движения вальденсов — Пьер Вальдо. Он создал в 1176 г. общину, члены которой называли себя «совершенными». Изначально вальденсы не считались еретиками, так как просто проповедовали Евангелие, однако их невежественность и малограмотность приводили к богословским заблуждениям и ошибкам, что быстро привело к запрету на их проповедь.

Движение распространилось в XII веке среди французских крепостных крестьян и ремесленников Франции. Позднее движение вальденсов распространилось в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании. К вальденсам примкнули некоторые мелкие ереси южной Франции, в частности, генрихианцы и петрубосиане.

В основе движения вальденсов лежал протест крестьян против организационных особенностей католической церкви. Вальденсы заимствовали у Доната* положение о том, что христианские таинства оскверняются от прикосновения к ним порочных рук, следовательно, священник, живущий в грехе, не имеет права совершать никакие таинства.

*Донатисты считали себя наследниками Церкви эпохи гонений. Их экклезиология основывалась на трудах Тертуллиана и сщмч. Киприана Карфагенского («вне Церкви нет спасения»). Церковь представлялась донатистам как «праведный остаток» — «Церковь святых». Ради сохранения учения о святости Церкви они были готовы пожертвовать учением о ее вселенскости и универсальности. Поэтому некоторые донатистские богословы высказывались в том смысле, что истинная Церковь осталась лишь в Африке.

Главным отличием донатистов было учение о действительности только тех таинств, которые совершены праведным епископом. Крещение, совершенное вне истинной, по их мнению, Церкви, донатистами не признавалось действительным, равно как и хиротонии, совершенные предателями (так называли тех, кто предавал властям о тех, кто хранил запрещённые книги). Донатисты считали, что, отпав от Церкви, человек полностью утрачивает полученную в крещении благодать. Поэтому каждый, кто приходил в общину донатистов, должен был заново принять крещение, клириков же низводили в разряд кающихся. Однако донатисты были непоследовательны в своем учении: в частности, во время схизмы Максимиана те максимианисты, к-рые переходили на сторону Примиана, не перекрещивались.

Среди донатистов было развито почитание мучеников. Мученичество считалось главным признаком истинного христианства. Гробницы мучеников-донатистов становились местами массовых паломничеств. Большую роль у донатистов играли епископы. Епископ почитался как посредник между христ. народом и Богом. Хотя среди них всегда выделялся один как главный, он все равно считался «первым среди равных». Донатисты были настроены против монашества. Они отвергали союз Церкви с гос. властью. Даже христ. императоры, по их мнению, были предшественниками антихриста.

Хотя донатисты были раскольниками, «не погрешавшими в основах веры», ряд положений, защищавшихся ими, в частности в учении о Церкви и таинствах, нек-рыми св. отцами признавались еретическими. Блаж. Иероним, говоря о Донате, замечал, что его утерянное творение «О Святом Духе» содержало учение, близкое к арианскому; взгляды донатистов опровергал и блж. Августин.

Вальденсы не отвергали духовенство как таковое, но призывали повиноваться только священникам, ведущим апостольский образ жизни. Тем самом вальденсы давали импульс к разрушению всей внутренней церковной организации, так как из учения вальденсов напрямую следовало, что богослужения и требы, даваемые подавляющим большинством священнослужителей того времени, бесполезны и не имеют никакого эффекта. С другой стороны, идеи вальденсов не могли не получить самого широкого отклика в народных массах, недовольных поборами со стороны церкви.

Вальденсы отрицали право церкви иметь собственность, собирать десятину, отвергали некоторые католические таинства, поклонение иконам, почитание креста, догмат о чистилище. Вальденсы придавали большое значение тому, что исповедь перед мирянами, ведущими апостольский образ жизни, так же действительна, как и перед священником, что существенно подрывало значение таинства покаяния, хотя церковь к этому времени еще и не признавала исключительность покаяния перед священнослужителем.

В 1179 г. на Латеранском соборе вальденсы присутствовали наравне с представителями церкви, хотя и предъявили свое толкование Священного писание с ходатайством проповедовать его в своей интерпретации. Немного позднее вальденсы обратились к папе Луцию III с просьбой разрешить им организовать орден проповедников, но получили категорический отказ со ссылкой на то, что вальденсы носили сандалии, монашеские мантии и разрешали проповедовать женщинам.

Вальденсы признавали только три аспекта нравственности: запрет лжи, клятвы и пролития крови, даже на войне и по приговору суда. Вальденсы категорически выступали против индульгенций, считая их выдумкой духовенства, подрывающей веру в Бога.

Для проповеди вальденсы использовали собственный перевод Нового завета на простонародный язык, который изучался ими с невероятным усердием. Многие вальденсы знали наизусть все книги Евангелия.

В 1184 г. на Веронском соборе вальденсы были преданы проклятию, это отлучение было подтверждено на Нарбоннском соборе. Вальдо был изгнан из Лиона, проповедовал в Италии и Германии и скончался в Богемии в 1197 г. В 1190 г. вальденсы согласились на публичный диспут с представителями церкви в Нарбонне, где продемонстрировали свое неприятие «греховного» духовенства и изложили свои основные положения. Хотя это не была явная ересь, церковь расценила ее именно так. Однако к концу XII в. движение вальденсов начало очень быстро расти, вызывая крайнюю обеспокоенность церкви. В 1194 г. был издан эдикт Альфонса II Арагонского, призывающий преследовать вальденсов как еретиков. Им было предписано покинуть страну до дня, следующего за днем всех святых. Любому, кто даст приют вальденсу, грозило обвинение в государственной измене и конфискация имущества. Вальденсы были поставлены вне закона, в отношении них была разрешено любое действие, кроме увечья и убийства. Последующие эдикты прямо предписывали светским властям отправлять упорствующих вальденсов на костер.

Учение вальденсов было осуждено на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 году. К этому времени вальденсы распространились на всем пространстве Европы — от западной Франции до Чехии. Они уже не представляли собой идеологически единое течение, а расходились (иногда существенно) во взглядах на таинства и духовенство. К примеру, в XIII в. савойские вальденсы не верили в то, что Святые дары суть тело и кровь Христа; итальянские вальденсы только после долгих споров и колебаний приняли одно из основных положений теории вальденсов о том, что богослужения, совершаемые недостойным священником, не имеют значения; в конце XIV в. вальденсы из Кёльна отрицали пресуществление в то время как остальные вальденсы его принимали; страсбургские вальденсы отрицали какое-либо различие между духовенством и мирянами; французские и ломбардские вальденсы в XIII в. считали, что таинство евхаристии может быть совершено только священником, получившим посвящение, при этом радикально расходясь во мнении на то, должен ли этот священник быть чистым от смертных грехов или нет. Французские вальденсы XII в. почитали Вальдо и его помощника Вивэ и утверждали, что те находятся в раю. Ломбардийские вальденсы допускали лишь, что Вальдо находится среди избранных и только в том случае, если перед смертью примирился с богом. Это различие во взглядах вылилось в сложную дискуссию и едва не вызвало раскол в 1218 г. Вальденсы Померании в конце XIV в. утверждали, что, если человек умрет в течение года с момента исповеди, душа его попадет прямо на небо. Они же верили, что каждые семь лет двое из священников возносились к вратам рая, где их учили божественной мудрости.

К концу XIII в. вальденсы, изначально отрицавшие церковную иерархию, сформировали собственную иерархию, состоящую из трех степеней: диакона, священника и епископа. При этом различие между светскими и духовными лицами у вальденсов было сведено к минимуму. Кроме церковной иерархии, вальденсы имели привилегированную касту «Совершенных», ведущих свое происхождение от первой общины Вальдо, в задачу которых входило поучение верующих и обращение неверующих. Совершенные отрекались от собственности и семьи, многие из них сохраняли строгое целомудрие. Они были единственными из вальденсов, которым разрешалось по обстоятельствам давать клятву.

Папа Сикст IV в XV веке предпринял против вальденсов крестовый поход.

В 1545 году французские войска учинили расправу над вальденсами.

Преследование вальденсов продолжалось и в более поздние времена.

Многие идеи вальденсов были реализованы в эпоху Реформации протестантами.

Численность вальденсов на конец XX в. — около 45 тысяч человек, проживающих преимущественно в Италии, Уругвае и Аргентине.

***

(1) В каждом столетии находились свидетели Божьи — люди, которые верили во Христа как единственного Посредника между Богом и человеком, которые смотрели на Библию как на единственное мерило жизни и соблюдали истинную субботу. (И снова автор готовит читателей к идее о том, что для древних верующих авторитетом была только Библия, и что только верные Богу люди соблюдали субботу. Но мы уже говорили ранее, что суббота не только не была во главе учения Церкви, но довольно рано первые христиане стали праздновать день Воскресный. К тому же автор снова и снова обращает внимание читателей на учение РКЦ и совсем не знает и, соответственно, не учитывает учения Церкви Православной, где ясно и чётко сказано, что Спасителем и сотериалогическим Посредником между Богом и людьми может быть только Иисус Христос.)

(2) Никогда человечество в достаточной степени не поймет того, сколь многим обязан мир этим людям. Их судили как еретиков, идеи их оспаривали, каждый их поступок был опорочен, их рукописи извращались, искажались и запрещались. Однако, невзирая ни на что, они оставались неколебимы и из поколения в поколение передавали свою веру во всей чистоте как священное наследие для грядущих поколений. (Очередной ход, чтобы подготовить читателя к тому, чтобы в дальнейшем представить определённую группу верующих, как тех, кто сохранил чистоту веры. Но была ли там упомянутая чистота?)

(3) История народа Божьего на протяжении мрачных столетий римского владычества записывалась на небесах — в летописях, составленных людьми, она отражена очень слабо. Как мало мы можем прочесть о них, разве только в обвинениях их гонителей! (Т.е. автор просто берёт и выбрасывает, не упоминает свидетельства христианских авторов, ни коим образом не причастных к гонениям, которые писали о тех или иных еретических учениях и учителях-еретиках. Об одной из таких ересей я уже упомянул в начале этой главы — ересь донатизма, о которой писал, например, блаженный Августин Иппонийский.)

(6) Из Ирландии вышел благочестивый Колумба со своими соратниками, которые собрали со всей страны детей Божьих на одиноком острове Иона и превратили его в центр миссионерской деятельности. (Святой Колумба (настоящее имя, Кримтан, прозванный современниками Колумба(н), что означает «Голубь Церкви», 7 декабря 521 — 9 июня 597) — ирландский святой, монах, проповедник христианства в Шотландии. Т.е., этот человек жил и проповедовал в 6-м веке. Святой Колумба считается одним из т.н. «двенадцати апостолов Ирландии». В 563 году святой Колумба основал Аббатство Айона — первый монастырь на территории нынешней Шотландии — и был там настоятелем. Умер во время службы у алтаря. Соблюдал ли это святой субботу? Вряд ли.) Среди тех евангелистов был человек, соблюдавший библейскую субботу, и через него эта истина стала достоянием народа. На острове Иона была учреждена школа, которая посылала своих миссионеров не только в Шотландию и Англию, но и в Германию, Швейцарию и даже Италию. (Есть книга, на которую иногда ссылаются отдельные адвентисты-богословы, для защиты слов Э.Уайт о том, что вальденсы соблюдали субботу. Книга называется НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ЦЕРКВЕЙ ПЬЕМОНТА, автор Пьер Алликс, страницы издания 168-170, страницы оригинала 153-155. Интересно то, что автор не утверждает субботствование вальденсов, но разоблачает другого автора, некоего Д’Ашери, в том, что тот не только смешивает разные группы верующих, т.е. называет одних именем других, но и перепутал учения этих групп: патарены, вальденсы, катары манихеи, при этом ссылаясь на некоего такого же автора-невежда. Вот то место книги, которое часто приводится в защиту вальденсов, как соблюдающих субботу:

«Он, т.е. Д’Ашери, обвиняет некоторых из этих катаров в том, что они придерживаются доктрин, являющихся простым манихейством, но затем смешивает с ними других, которые являются чистым арианством, а также других, которые, по-видимому, защищались патаренами.

Очевидно, что среди них он смешал некоторые, которые поддерживали патарены, враги римского идолопоклонства, как, например, то, что утверждали катары:

Что крест есть начертание зверя, о котором мы читаем в Откровении, и мерзости, стоящей на святом месте.

Говорят, что блаженный папа Сильвестр был антихристом, о котором упоминается в посланиях св. Павла, как о сыне погибели, превозносящем себя выше всего, что называется Богом; ибо с этого времени, говорят, Церковь погибла.

Из этого отрывка мы ясно видим, что он смешивает патаренов, или вальденсов, с манихеями, поскольку это мнение было вальденсов, а не манихеев, как считают сами паписты.

Он также излагает в качестве одного из их мнений, что Закон Моисея следует соблюдать согласно букве и что необходимо соблюдать субботу, обрезание и другие обряды закона.

Они считают также, что Христос, Сын Божий, не равен Отцу и что Отец, Сын и Святой Дух, эти три Лица, не являются одним Богом и одной сущностью; и вдобавок к этим своим заблуждениям они осуждают и осуждают всех учителей Церкви и вообще всю Римскую Церковь. Теперь, когда они попытаются защитить это свое заблуждение свидетельствами, взятыми из Нового Завета и Пророков, я, с помощью благодати Христовой, закрою их уста, как Давид сделал это с Голиафом, их собственным мечом».

Говоря о субботе, Пьер Алликс не относит её соблюдение к вальденсам, но к тем еретическим группам, порой трудно идентифицируемым, о которых говорилось выше в этой главе.

Таким образом, здесь вообще не идет речь о вальденсах, которых столь превознесла Елена Уайт за соблюдение субботы. Этот текст можно рассматривать лишь как свидетельство того, что в средневековье кто-то где-то в Пьемонте зачем-то соблюдал субботу, делал обрезание и соблюдал иудейский закон, но это были никак не вальденсы. И не факт, что адвентистам с этими неведомыми субботниками вообще по пути.)

(7) В VI столетии католические миссионеры начали трудиться над обращением саксонцев-язычников. (О каких «католических миссионерах» идёт речь, когда в VI веке РКЦ не было в помине?)

и далее в этом же абзаце

Тогда проявился истинный дух папства. Римский посланник заявил: «Если вы не желаете принять братьев, которые принесли вам мир, тогда вы примете врагов, которые принесут вам войну. Если вы не объединитесь с нами, чтобы указать саксонцам путь жизни, тогда вы получите от них удар смерти». И это были не пустые угрозы. Против свидетелей библейской веры пошли в ход насилие, кровопролития, заговоры, ложь, пока наконец церкви Британии либо уничтожили, либо вынудили подчиниться власти папы. (Итак, как снова видим, у автора полное игнорирование истории и смещение акцентов.

1. Папами или отцами в Церкви традиционно называли выдающихся богословов и церковных деятелей, сыгравших важную роль в развитии христианской догматики, в организации Церкви и выразивших церковное учение и свой христианский духовный опыт в особенно ясной, глубокой и убедительной форме. Вероучительный авторитет отцов и учителей Церкви признаётся в православной, католической, несторианской и монофизитской традициях, хотя перечень отцов и учителей может быть разный.

2. Итак, как известно, для переговоров с христианами Англии, их ещё называют «Кельтская Церковь», прибыл Августин Кентерберийский, первый архиепископ Кентерберийский, один из основателей христианства в Англии. По поручению папы Григория I он пришёл в Англию для установления единства веры с римским патриархатом Церкви.

Для справки: исторически патриархаты первого тысячелетия по Р. Х., — Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, — сложились на основе административного деления Римской Империи рубежа III–IV в., когда император Диоклетиан с одной стороны создал вместо 57 Римских провинций около 100 новых уменьшенных, при этом Рим приобрёл особый статус 101й административной единицы, с другой — Диоклетиан объединил провинции в 12 диоцезов (т.е. «область», «управление»), в свою очередь образовавших 4 префектуры, — Восток, Иллирик, Италия, Галлия. Возвышению Римской, а впоследствии и Константинопольской, кафедр до Патриарших способствовало также уникальное положение этих городов не просто как центров территорий, а отдельных административных образований.

Христиане, жившие в то время в Англии, были потомками бриттов, принявшими христианство еще во времена Римской империи. Они принадлежали к той группе, которую сейчас называют общим названием: «Кельтская церковь», и имели свои особенности в литургии, календаре и иерархии.

Для справки: Кельтская церковь — собирательный термин, под которым обычно подразумевают церковные структуры, существовавшие в раннем Средневековье в Бретани и на заселённой кельтскими народами части Британских островов. В современной историографии термин считается устаревшим и неточным, так как в описываемый период на упомянутых территориях не существовало ни отдельной от Рима единой церковной организации, ни самой концепции о общности населяющих их народов. Характерные для этого региона религиозные практики предлагается описывать как кельтское или островное христианство.Итак, Августин пытался убедить их принять единый обряд и подчиниться римскому патриархату, но большого успеха не добился. Он сказал им: «Если вы не желаете принять братьев, которые принесли вам мир, то тогда вы примете врагов, которые принесут вам войну». Это было предупреждение о том, что англосаксы, которые были язычниками, могут напасть на них и уничтожить их христианство. Что в очень скором времени и случилось.

Фифлы, публикане, ткачи, патарены, катары или альбигойцы, богомилы или фаундагиагиты, все это практически одно и то же. Разнообразие названий не означает разницы в реальности, никаких других нюансов, кроме географического разделения людей. Все они были так или иначе объединены идеями манихейства.

Совсем другое дело – вальденсы, Лионские нищие или Ломбардские нищие (не путать с Бедняками Христовыми), принадлежали совсем к другой реальности. В первой четверти XII века появилось религиозное течение, чисто реформаторское. Его можно различить по документам в Рейнских землях, как писал Эвервин. В Дофинэ это был Пьер де Брюи, в Аквитании – монах Генрих, в Италии – Арнольд из Брешии. Эти движения выкристаллизовались под конец XII века вокруг сподвижников Вальдо из Лиона и итальянских диссидентов, возможно, арнольдистов, и постепенно завоевали всю Европу.

Эти Бедные или вальденсы, в отличие от перечисленных выше, ограничивались реформистской критикой обычаев клира Римской Церкви, а также требованием абсолютной бедности (они проповедовали нищенство), и свободной проповеди. В то время, как катары работали, а проповедовать мог только клир. С самого начала между катарами и вальденсами была напряженная атмосфера и велись острые дискуссии.)

(11) Одна из основных причин отделения истинной церкви от Рима была его ненависть к библейской субботе. (Очередная историческая глупость автора. Во-первых истинная Церковь, основанная Христом на Своей крови, Главой которой Он является, и которая есть Его тело, которую врата ада не могут одолеть, была всегда одна — Православная Кафолическая Церковь. Её историю даже при небольшом желании и усилии можно легко проследить от апостолов. Термин «православная» появляется уже во II веке, а в IV веке этот термин становится названием Церкви Христовой. До 1054 года, когда римская поместная община откололась от Вселенской Церкви в связи впадения в разного рода ереси, осуждённых Вселенской Церковью, последняя состояла из пяти патриархий, больших поместных общин: Иерусалимский, Константинопольский, Александрийский, Римский и Антиохийский. Поэтому заявлять, что «истинная церковь отделилась от Рима» — невежественно. Всегда меньшее отделяется от большего. Ап. Иоанн также писал, что «Они вышли от нас, но не были наши» 1Ин.2:19. Во-вторых, Церковь Христа никогда не боролась с субботой, но совершала и совершает особые богослужения в этот день. РКЦ же во всех важных моментах богословия стремились отделиться от Православной Церкви, и удаление ими заповеди из декалога был одним из таких шагов разрыва.)

(12) Вальденсы первыми в Европе осуществили перевод Священного Писания. За сотни лет до начала Реформации они уже читали Библию в рукописных списках на своем родном языке. (Здесь стоит сказать, что перевод вальденсов сложно назвать прямым переводом. Скорее это был литературный перевод, с массой всяких вольностей. Так, например, выражение «Сын человеческий» в их переводе звучит как «Сын девы».) Они обладали подлинным Словом Истины, и это сделало их предметом особенной ненависти и преследования. Они объявили римскую церковь отступническим Вавилоном, изображенным в книге Откровение, и ценой жизни мужественно сопротивлялись ее пагубному влиянию. (Вообще, вальденсы не стремились отделиться от официальной католической церкви. Но при этом они пошлина конфликт с ней, поскольку провозглашали право мирян свободно (без участия и контроля священнослужителей) читать Библию и другие священные книги, комментировать их и проповедовать, а позднее подвергли сомнению католическое учение о таинствах. В 1179 году вальденсы отправились в Рим, чтобы получить благословение папы римского Александра III, однако он запретил им проповедовать своё учение. Преемник Александра III, папа Луций III на соборе в Вероне в 1184 году отлучил их от церкви, а Иннокентий III на Латеранском соборе в 1215 году подтвердил это отлучение. Т.е. их противостояние Риму было в связи с отказом им в свободной проповеди и свободном толковании Писания. Вот, только у меня вопрос к адвентистам: как поступите вы или ваши руководители, если ваши собраться начнут проповедовать не то, чему учит оф. организация АСД?Кстати, помимо борьбы с католиками, вальденсы противостояли катарам через публичные проповеди и полемические трактаты некоего Дуранда из Оски — сподвижника Вальдо, впоследствии вернувшегося в лоно католической церкви.) Долгие преследования вынудили некоторых пойти на уступки, постепенно жертвуя главными принципами истины, другие продолжали мужественно отстаивать ее. Это были вальденсы, которые во время мрачных веков отступничества отвергли власть Рима, иконопочитание как идолослужение и продолжали соблюдать истинную субботу. (На самом деле вальденсы никогда субботу не соблюдали. Дело в том, что сами себя вальденсы называли insabbati, что в переводе с латинского значит «ходящие в сандалиях» (sabbatum), подобно апостолам. Это слово ошибочно было истолковано и связано с субботой. И, как следствие, соблюдение субботы было привязано к вальденсам.)

(13) Там на протяжении целого тысячелетия свидетели истины сохраняли древнюю веру. (Вальдо основал свое движение в 1173 г. Поэтому говорить о тысячелетии никак не получается. Так же при всём желании не получится проследить преемственность вальденсов от неких ранних христиан, которые, по мнению Э.У, «ревностно хранили субботу»: «В течение первых столетий истинная суббота соблюдалась всеми христианами.» (стр. ориг. 52). Кстати, все желающие узнать о том, какой день соблюдали первые христиане или ранняя Церковь, могут почитать труды доникейских отцов Церкви. Вам многое откроется.)

(17) Нежные, заботливые родители любили своих детей разумной любовью и поэтому приучали их к самоотречению. (К самоотречению призывало учение вальденсов. Однако, почему-то ни Э.У., ни современные адвентисты не следуют этому учению. Более того, некоторые из т.н. служителей АСД не чураются помимо служения в организации вести личный бизнес, хотя это идёт в разрез с руководством для служителей, «Рабочим курсом».)

(18) Ради истины вальденсы пожертвовали земным благополучием, им приходилось трудиться с неистощимым терпением, чтобы добыть себе кусок хлеба. (Только спустя несколько веков вальденсы стали заниматься земледелием, т.е. стали вести оседлый образ жизни. До этого они были постоянно в движении. Только благодаря заступничеству протестантских государств, в особенности Пруссии, король Сардинии Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу и гражданские права.)

(41) Само существование этого народа, сохраняющего веру первой церкви, являлось постоянным свидетельством отступничества Рима, и это было причиной самой лютой ненависти и гонения. (Помимо вальденсов в то время, как, впрочем, и во все другие времена, появлялись различного рода группы верующих. заявлявших, что именно они имеют некое особое понимание истины. Таковые еретики были с первых дней существования Церкви, о чём предупреждали апостолы.)

***

Слушать/скачать аудио формат этой главы можно с архива Солёного радио на Яндекс Диске, смотреть разбор этой главы на YouTube канале.

***

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.