Недавно мне порекомендовали посмотреть видео (церковь АСД в Заокском), где разбирался текст Лук.23:43 сказав, что в этом разборе дают сильные ответы на упомянутый текст. Посмотрел. Решил провести своё исследование. Делюсь.
«Будешь со Мною в раю»
«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:42-43).
Сказанное Иисусом выражение обычно читают одним из двух способов:
1. «… говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю»
2. «… говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю».
Казалось бы, что вопрос заключается лишь в запятой. Но, в запятой ли только дело?
О Шеоле и Рае. Куда должен был попасть разбойник?
Буквальное значение греческого слова παράδεισος (паради́сос) «рай» — «парк», «сад». На иврите Рай называют «Ган-Эден» («Сад Эдемский»), так он назван в книге Бытие 2:8-3:24. Так же есть другие названия: «Олам а-Ба», т.е. «Будущий мир», «Грядущий мир», и «Олам а-Нэшамот» — «Мир душ» (ивр.).
Для начала стоит отметить, что иудеи верили, и это отражено в книгах ВЗ, что души всех людей, праведных и нечестивых, попадают в шеол (см., напр. Быт.37:35 — плач Иакова по Иосифу; Пс.88:49 — все люди попадают в шеол). Однако сам шеол разделён на две части: одна для душ праведных, другая для душ нечестивых. Этот момент отражён в книге Еноха:
Тогда Рафаил… сказал: ‘Это пустоты, где будут собраны… души умерших… Здесь будут собраны все души сынов человеческих. Они будут пребывать в этих местах до Судного дня и до назначенного срока’. Затем я спросил обо всех пустотах: ‘Почему одно отделено от другого?’ И он ответил мне: ‘Эти три созданы для разделения духов мёртвых. И это разделение сделано для духов праведников… Так же и грешники отделены…’
Ен.22:3, 4, 9, 11
Кто-то может сказать, что КЕ не каноническая, апокрифическая, но от этого она не теряет своей ценности и богодухновенности. На неё ссылался Христос и апостолы, она была в чести у иудеев до их рассеяния, после поражения в войне в 70-м году н.э.
Итак, участь всякого человека — смерть и попадание в шеол.
Христос же утверждает, что возьмёт разбойника с Собой в рай. И, похоже, минуя Шеол.
Конечно, справедливо будет заметить, что во время жизни Христа на Земле, как, думаю, и ранее, и сейчас среди иудеев не было единого мнения относительно вопроса посмертного состояния человека. Чего стоит одно лишь существование саддукеев, отрицавших это.
Но, вернёмся к словам Христа. Говоря о том, что разбойник будет с Ним в раю (Ган-Эден), Он, тем самым, предсказал ему:
1. что Сам Иисус умрёт в этот же день (т.е. ныне)
2. что разбойник умрёт в этот же день (т.е. ныне)
3. что разбойник будет с Иисусом в том «парке».
Σήμερον (си́мэрон) – сегодняшний день, ныне.
Теперь стоит обратиться к самой фразе «Говорю тебе ныне будешь со Мною в раю». В упомянутом мною видео, на канале церкви АСД в Заокском, посвящённого трудным текстам Писания, один из участников обсуждения сослался на некоего человека. Цитата:
Один из исследователей подсчитал все случаи использования автором этого Евангелия, — Лукой, подобной конструкции — «говорю тебе ныне» и дальше, в Евангелии и (книге) Деяния апостолов где-то 20 таких конструкций, и в 16 из них следует читать ‘так говорю тебе ныне‘.
Решив проверить это заявление, я обратился к Евангелию Луки и книге Деяний. В результате, я обнаружил, что в Ев. Луки эта конструкция используется всего один раз, а именно, в исследуемом нами тексте — Лук.23:43. Всего слово «говорить» в разных падежах используется 24 раза. Но нигде это слово не используется в связке «говорю ныне» или «говорит ныне». Единственным исключением, где используется слово «говорить» и «сегодня» можно считать Лук.22:34 — «Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня». Но, как видим, здесь конструкция совершенно иная.
А в книге Деяний из 18 раз, где используется слово «говорить», конструкция «говорю ныне» не используется вообще.
Потому, стоит проверять информацию из каких-либо источников, прежде её оглашения.
На что ещё стоит обратить внимание, так это на различие в названии мест, упомянутых разбойником и Христом. Обращаясь ко Христу с просьбой вспомнить о нём, разбойник говорит о «Царстве Твоём». Отвечая на его просьбу, Христос говорит о парке (рае). Почему такая разница? Однозначно, не верно будет утверждать, что рай и Царство Мессии — это такие синонимы. Но об этом поговорим как-нибудь в следующий раз.
Кстати, просьба «Помяни меня Иисус…» никак не относится к практике поминовения усопших. Это так, к слову.
«Не прикасайся ко Мне…» (Ин.20:17. См. так же Мф.28:9)
«Я ещё не восшёл к Отцу Моему»
Указывая на невозможность немедленного посмертного восхождения Христа в рай, а значит невозможность немедленного взятия разбойника туда же, защитники полной аннигиляции ссылаются на слова Иисуса, сказанные Им Марии после Своего воскресения: «Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (Ин.20:17). Таким образом они пытаются показать, географическую, если можно так сказать, связь места пребывания Отца и непосредственно рая (сада).
Но, разве Бог-Отец находится в парке, саду? Разве Его престол стоит в парке? Или небесный «парк» — это всё же отдельное место от того места, где пребывает Бог, где стоит Его престол?
Читая первые главы книги Бытие, мы видим, что в тот рай, парк или сад Бог приходил для встречи с Адамом. Но Бог не жил и не живёт в раю. Конечно, кто-то скажет, что Бог не ограничен пространством. Верно, и Давид пишет об этом: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю (гр. Ад, евр. Шеол) — и там Ты!» (Пс.138:7, 8). Но подобные тексты говорят лишь о том, что от Бога невозможно скрыться. Но о месте обитания Бога, о месте Его правления говорится вполне определённо. На земле сначала это была скиния, потом храм, на Небе же — также определённое место, обозначенное престолом, а потом, в книге Откровение, Новым Иерусалимом и опять же, престолом.
Но, вернёмся к рассматриваемому нами тексту. В Ев. Ин.20:17 Иисус предупреждает Марию не прикасаться к Нему. Греческий текст использует слово ἅπτω (гáпто), первое значение которого, «завязывать», «прикреплять» и только в шестом значении это слово можно перевести как «прикасаться», «дотрагиваться». Т.е. Христос предупреждает Марию от того, чтобы она удерживала его от восхождения к Отцу. К Отцу, но не в рай.
Другую картину нам открывает текст Мф.28:9 — «они (женщины), приступивши, ухватились за ноги Его». Греческий текст использует здесь слово κρατέω (кратэ́о) — «удерживать», «властвовать над», «задерживать» и т.п.
Заметьте, что между встречей Марии с Иисусом в Гефсиманском саду и Его встречей с женщинами, шедшими с вестью о воскресении к ученикам прошло совсем немного времени (см. Мф.28:8). Но уже при этой их встрече женщины ухватываются за ноги Иисуса и Он никак не отказывает им в этом действии. Более того, Христос уделяет время для короткого разговора с женщинами (см. ст.10). Почему? Неужели Иисус уже восходил к Отцу? Вряд ли. Более того, в том же Ев. Ин.20:27 Иисус предлагает Фоме вложить палец в рану от гвоздей и копья. Кто-то, возможно, скажет, что это событие произошло через восемь дней после встречи Иисуса с учениками. Да, но где библейские свидетельства того, что именно в эти восемь дней Иисус восходил к Отцу?
Вообще, все разговоры о том, что тело Иисуса в момент Его встречи с Марией было «огненным», не до конца «сформировавшимся» в небесное тело — не более, чем досужие домыслы, не имеющие под собой основания. Так же и утверждение, что в восьмидневный период Иисус восходил к Отцу и потому, после этого, Фоме было позволено трогать Иисуса, не более чем необоснованное Писанием предположение.
Итак, как видим, текст Ин.20:17 не даёт нам право утверждать, что тот факт, что Иисус ещё не взошёл к Отцу на момент Его встречи с Марией, с учениками, но взошёл только спустя сорок дней, говорит о том, что в тот же день, день их смерти Он не мог взять с Собой в рай душу разбойника.
Вывод
Рассмотрев эти тексты можно сказать, что Иисус обещая разбойнику взять его с Собой в рай в тот же день, день их смерти, исполнил обещание. Ибо нет неправды в Боге.
В следующей статье рассмотрим тему схождения Христа в преисподнюю.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов