«В начале было Слово…».
Адвентистам об адвентизме и Православии
Исследование учения Адвентистов седьмого дня в свете книг Священного Писания, учения Церкви и истории
ЧАСТЬ 1
Смотреть видео по этой теме в ВК, в YouTube
Слушать/скачать аудио с моего Яндекс Диска
Неудивительно, что в учении, как и на «евангельских» программах адвентистов тема Церкви не стоит на первом месте. Этому есть объяснение. Т.к. адвентизм — это одно из ветвей неопротестантизма, то для него логично сначала показать отдельные моменты своей причастности к Библии: рассказать о Боге, грехопадении, о Христе, немного о древней истории иудеев, о декалоге и в частности о субботе. А уже потом на этом фоне о церкви. Но не исторической, Христовой Церкви, а об адвентистской, которая «единственная истинная», т.к. соблюдает субботу, у неё есть «дар пророчества» в виде Э. Уайт, которая пережила «’великое разочарование’, как в своё время и ученики Иисуса Христа» и, о чудо, которой доверена некая «истина последнего времени». И для того, чтобы притязание адвентизма на звание Церкви Христовой были ещё более убедительней, нужно историю истинной Церкви представить полной грязи, отступления и окончательного духовного и морального падения.
Но мы не адвентисты и строить здание будем не со стен, окон или крыши, а с фундамента, с вопроса о Церкви. И для этого вернёмся ненадолго к ранее упомянутому Предисловию, к той его части, где авторы низводят мистическое тело Христово, — Церковь, до некоей блудницы, а себя показывают «восстановителями развалин».
«Чтобы определить место адвентистов седьмого дня в истории христианской Церкви, мы вкратце напомним читателю, что за двухтысячелетний период своей истории в самом христианстве определились следующие направления[1]:
1) до XI в. всё христианство формально, за немногим исключением, считалось неделимым, хотя и имело свои территориальные самостоятельные центры в Константинополе, Риме, Александрии, Антиохии, Иерусалиме;[2]
2) в 1054 г. произошло разделение Церкви на восточную, с центром в Константинополе, и западную, с центром в Риме. Так окончательно сформировались Католическая и Православная церкви;[3]
3) подобно тому, как большой корабль после долгого плавания в океане нуждается в очистке своих бортов от всевозможных наростов, так и Церковь нуждается в очищении. Поэтому в XVI в. в Европе началась Реформация, целью которой было очистить Церковь от средневековых заблуждений и восстановить утерянные библейские истины;[4]
4) в результате Реформации возникли протестантские церкви. Их было несколько: Евангелическая (лютеране), Англиканская и Реформаторская;[5]
5) впоследствии, с XVII по XIX в., в протестантизме образовались более радикальные направления[6], которые продолжили дело дальнейшего восстановления библейской истины — баптисты, методисты, адвентисты и некоторые другие».[7]
Итак, из прочитанного видим, что адвентизм с самого начала закладывает бомбу в самое основание — сомнение в словах Спасителя о несокрушимости Церкви, о Его способности и возможности научить Церковь божественным истинам. Возможность впадение в ереси отдельных людей или даже групп приписывается всей Церкви, читай, всему телу Христову.
Здесь важно сразу определиться с термином «церковь», т.к. от этого будет зависеть правильное понимание вопроса о её духовном состоянии.
Итак, экклесией (греч. ἐκκλησία, ekklesia) в древней Греции называлось народное собрание, имевшего функции верховного государственного органа, которому принадлежала вся законодательная и исполнительная власть.[8] В контексте книг НЗ слово экклесиия приняла значение «собрания людей объединённых единой верой в Иисуса Христа». При этом, как видим из слов Христа и посланий апостолов, этой экклесии так же была дана власть:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15-17) — верховная власть Церкви выносит окончательное решение по отношению к противящемуся христианину;
«А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:3-5) — здесь апостол проявляет данную ему власть от Господа вершить суд над согрешившим;
«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин.20:22, 23 — Христос наделяет Своих апостолов особой властью прощать или не прощать грехи;
«… мы, собравшись, единодушно рассудили … ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…» (Деян.15:25-28) — важные для Церкви решения принимаются соборно под влиянием Духа Святого.
С этим согласны и авторы Доктрин, перечисляя то, чем является Церковь Христа: «Иисус Христос — воплощённое Слово — наделил Церковь авторитетом. Свидетельство тому мы находим в Библии, записанном Слове Божьем. Церковь — это Божья семья; её члены как сыновья и дочери Божьи строят свою жизнь на основе Нового Завета. Церковь — это тело Христово, единая община, глава которой есть Сам Христос. Церковь — это невеста Христа, ради которой Он умер, чтобы освятить и очистить её. Когда же Он во славе вернется на землю, то представит её Себе славной и верной Церковью, приобретённой Своей кровью, Церковью святой и непорочной (Основание веры, 11).»[9] (Курсив добавлен)
В последующих абзацах вполне ясно, недвусмысленно утверждается истина, провозглашённая Христом и Его апостолами о нерушимости Церкви: «Он утвердил христианскую Церковь на Самом Себе, Живой Скале. Его тело было принесено в жертву за грехи мира — по Скале был нанесён смертельный удар. Но ничто не может одолеть Церковь, возведённую на твёрдом основании, которое положил Он Сам. И текут из этой Скалы целительные воды к жаждущим народам (см. Иез.47:1-12; Ин.7:37, 38; Откр.22:1-5) … Время показало и ещё покажет, что ничто не в состоянии погубить Церковь или помешать ей выполнять поставленную самим Богом задачу: прославлять Имя Его и приводить людей к Спасителю (см. Деян.4:12, 13, 20-33).»[10] (Курсив добавлен)
Странно, но несмотря на вполне разумные заявления, основанные на Писании, адвентисты учат, что Церковь всё же отпала от Главы. Об этом было упомянуто выше. Такие манипуляции с подменой смыслов в дальнейшем позволяют вкладывать в умы слушателей свои учения, которые не основаны на Писании, но кажутся таковыми.
Невозможно просто взять и заявить об отступлении Церкви. Для этого необходимо подготовить в умах слушателей почву. Для начала авторы Доктрин приводят список текстов о Церкви, начиная от отдельных общин и заканчивая небесной Церковью:
«… кто в Новом Завете назван «церковью»:
1) верующие, собранные для богослужения на особом месте (см. 1Кор.11:18; 14:19, 28);
2) верующие, живущие в определенной местности (см. 1Кор.16:1; Гал.1:2; 1Фес.2:14);
3) группа верующих, собирающихся в чьем-либо доме (см. 1Кор.16:19; Кол.4:15; Флм.2);
4) группа общин на географической территории (см. Деян.9:31);
5) все братство верующих по всему миру (см. Мф.16:18; 1Кор.10:32; 12:28; ср. Еф.4:11-16);
6) все творение, на небе и на земле, сохранившее верность Богу (см. Еф.1:20-22; ср. Флп.2:9-11).» (Курсив добавлен)
Курсивом я выделил тексты, которые не подходят под предложенное описание. А слова «сохранившее верность Богу» совершают ту самую подмену значений, которая шаг за шагом уводит слушателя/читателя с пути правильного понимания смыслов.
Чтобы ещё больше закрепить идею о возможности падения несокрушимой Вселенской Церкви, авторы Доктрин приводят описание ветхозаветного Израиля — народа Божьего, который пережил множество падений, был наказываем Богом и в итоге распял своего Мессию.
«Природу христианской Церкви можно лучше понять, если обратиться к ее ветхозаветным истокам и различным сравнениям, которые используются в Новом Завете применительно к ней.
Корни христианской Церкви.
Ветхий Завет изображает Церковь как организованное сообщество народа Божьего. С давних времен богобоязненные семьи — потомки Адама, Сифа, Ноя, Сима и Авраама были хранителями Божьей истины. Эти семьи, в которых отец выполнял роль священника, были своего рода Церковью в миниатюре[11]. Бог исполнил щедрые обетования, данные Аврааму. Таким образом, это верное Богу семейство постепенно стало целой нацией. Израильский народ должен был осуществлять то, к чему был призван Авраам, — служить благословением всем народам (см. Быт.12:1-3), являя Божью любовь ко всему миру.
Народ, который Бог вывел из Египта, был назван «Собранием (в оригинале — церковью) в пустыне» (Деян.7:38). Сам Бог именовал их «царством священников и народом святым» (Исх.19:6), Божьим «святым народом» (Втор.28:9; ср. Лев.26:12) — Его Церковью.»[12] (Курсив добавлен)
Миссия невыполнима?
«Иудеи призваны были «служить» другим народам. Они должны были побудить эти народы примкнуть к Божьему народу. Другими словами, Бог вызвал их для того, чтобы пригласить другие нации (см. Исх.19:3-6). Посредством Израиля Он хотел создать самую большую Церковь на земле, Церковь, в которой представители всех народов мира могли бы совершать богослужение, познавать истинного Бога и затем, возвращаясь к своему народу, благовествовать весть спасения.
Несмотря на постоянную Божью заботу, Израиль впал в идолопоклонство, национализм, гордость, эгоизм и замкнулся на себе. Божий народ не исполнил своего назначения.
Рождение Иисуса Христа в мир было для Израиля поворотным моментом. Избранный народ ожидал такого Мессию, Который освободил бы их от римского ига, а не Того, Кто мог даровать им внутреннюю свободу. Предав смерти Иисуса Христа, Израиль явил миру свою духовную несостоятельность. Голгофа стала наглядным свидетельством внутренней испорченности этого народа. Словами: «Нету нас царя, кроме кесаря!» (Ин. 19:15) они отказались от Божьего руководства в жизни своей нации.
На кресте две противоположные миссии достигли своей кульминации. Первая — миссия Церкви, которая показала свою полную несостоятельность. Церковь была настолько поглощена собой, что не узнала своего Основателя. Вторая — миссия Христа, Который по Своей великой любви к людям умер вместо них, чтобы дать им спасение и вечную жизнь.
В то время как крест ознаменовал собою конец миссии исторического Израиля, воскресение Христа положило начало христианской Церкви и ее миссии…»[13] (Курсив добавлен)
Адвентизм не оригинален утверждая, что др. Израиль не выполнил свою миссию. Такой однозначный вывод на неоднозначную историю некорректен. Появляется, наверное, самый главный вопрос: если бы др. Израиль возвестил по всей Земле весть о едином Боге, пригласил все прочие нации к совершению богослужений, создалась бы самая большая Церковь на Земле, то для чего было бы приходить Христу и умирать? И от чьих рук, если все народы приняли бы религию Израиля? Ведь предали Христа свои (см. Ин.1:11).
Другой некорректный вывод заключается в том, что древний Израиль выполнил свою миссию. И основывается он как раз на предательстве Христа иудеями. Т.к. согласно пророчеству о том, что самый близкий поднял пяту на Помазанника, см. Пс.40:10; Ин.13:18, предательство должно было исходить от своих же.
Но правильного ответа на вопрос о исполнении Израилем своей миссии, — нет. Всё зависит от той точки, с которой человек смотрит на историю Израиля. Однако именно это и позволяет адвентизму манипулировать ответом, выдавая желаемое за действительное. Всё это необходимо для продолжения идеи отступничества, но уже в новозаветное время.[14]
Другой однобокий взгляд на миссию Церкви выражен в следующем абзаце:
«Новозаветная Церковь значительно отличается от своей ветхозаветной предшественницы. Апостольская Церковь стала независимой от израильской нации организацией. Национальные различия потеряли свою актуальность, Церковь стала вселенской. Вместо национальной появилась миссионерская Церковь, существующая для того, чтобы выполнить первоначальный Божий замысел. Ее основатель, Иисус Христос, дал поручение Своим последователям: «Научите все народы» (Мф. 28:19).»[15]
Адвентизм изначально был настроен на распространение своего учения. Посредством различной литературы, уличной проповеди, различных палаточных собраний, различного уровня учителя возвещали адвентистское лжеучение. Этот принцип можно назвать «Научили тебя, научи других». К такому однобокому взгляду привела ложная идея Богоизбраности адвентизма. Мысль, что адвентисты — это народ остатка обязывала и обязывает их к активной проповеди. Все прочие описания Церкви хотя и признаются адвентистами, но отходят на второй и третий планы, уступая место лишь миссионерству. Прежде, чем мы обратимся к тому, как видели Церковь Христос и апостолы, кратко рассмотрим вопрос возможности отступничества Церкви, т.к. от ответа на него зависят все остальные вопросы, касающееся истинности и чистоты учения Церкви; верности слов Христа о Церкви и, как следствие, возможности доверия Ему.
Может ли Церковь впасть в ересь, т.е. отпасть от чистоты учения, от Христа? Может ли церковь, как община верующих, впасть в ересь?
Говоря об впадении церкви в ересь важно определиться с её, церкви, границами.
Несомненно, в Писании НЗ есть слова о том, что некая группа людей, возможно целая община отошла от чистоты учения. В Гал.1:6-9 ап. Павел упрекнул верующих Галатии в том, что они последовали ложному учению, последовав за иным евангелием, отступив от Христа: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово». Ап. Пётр во втором своём послании также предостерегает о лжепророках и лжеучителях, приносящих лжеучения в народ Божий: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1-3). Ап. Иоанн призывает проверять духов, т.к. уже в его время появилось много лжепророков, см. 1Ин.4:1-3. В послании семи церквям также есть упрёки от Христа тем общинам, которые допустили проникновение лжи или ереси в свою среду, см. Откр.2:14, 15, 20.
Итак, Писание ясно говорит, что отдельные люди или общины могут впасть в заблуждение или в ересь. Другими словами, их может одолеть сатана.
Но относится ли это ко Вселенской Церкви?
Вселенская или Кафолическая Церковь по словам Христа не может быть одолена силами ада, она не может отпасть от истины: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Несмотря на заблуждения или ошибки отдельных членов церкви или целых общин сама сущность Церкви непоколебима. Это обещание Христа.
[1] Адвентисты упорно продвигают теорию ветвей в христианстве. Только убедив себя и других в этой лжи они, как и прочие протестанты, могут предъявлять претензию на то, чтобы называться Церковью Христовой. Но Писание не знает подобной теории. Во времена ВЗ был только один избранный народ — Израильский. И как бы он не падал духовно, Бог не заменил его другим народом, но довёл его вплоть до Первого пришествия Христа. В книгах НЗ нет и намёка на возможность появления некоей «невидимой» Церкви или некоей ветви, или ветвей истинной Церкви в то время, когда вся Церковь по словам (нео)протестантов падёт. Все ветви, которые появляются сами по себе или отпадают от единого дерева — ложные и, по словам Спасителя, такие ветви в итоге бросают в огонь, см. Ин.15:6. О «невидимой церкви» будем говорить в одной из следующих статей.
[2] Желая показать шаткость Церкви, адвентисты выдали очередную ложь исказив историю. Церковь была едина, хотя в ней уже со времён апостолов были люди, которые пытались разделить тело Христово. Однако это не привело к падению Церкви. Упомянутые «территориальные самостоятельные центры» — это поместные общины единой Церкви, которые были объединены единым учением и противостояли различным ересям, пытавшимся проникнуть в Церковь.
[3] История Православной Церкви берёт начало со слов Христа: «создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Церковь, созданная Господом Иисусом Христом на апостольской вере, стала называться Православной формально со II века, официально — с IV века: II и III Вселенского Собора. Слово «Православие» (по-гречески: ὀρθοδοξία [ортодоксиа]) появляется в Церкви во II в. по причине появления ложных учений и использовалось как прилагательное к слову вера: правильная она или нет. Говоря о католицизме, то также не верно утверждать, что в 1054 году «окончательно сформировалась Католическая церковь». Её формированию начало только было положено.
[4] Главной целью реформации было не «очистить корабль от всевозможных наростов» в виде «средневековых заблуждений» и восстановления «утерянных библейских истин». Начальная цель была вполне прозаична — восстание против злоупотреблений духовных иерархов католицизма. Конечно, будет неверным отрицать наличие целей духовного преобразования, но и ставить их во главу угла Реформации будет неверным. Дальнейшие действия реформаторов и их учения показали, что, противостав одной власти и выйдя из-под её влияния, они стали создавать свою, со своими, вполне прогосударственными порядками, навязывая правила поведения своим последователям. А все противящиеся им либо изгонялись, либо уничтожались этими поборниками «чистого евангелия».
[5] «Разве разделился Христос?», см. 1Кор.1:13.
[6] Вернее сказать, образовались и продолжили образовываться сексты из сект.
[7] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня, Предисловие к русскому изданию. Издательство «Источник Жизни», 2002.
[8] См, напр., Суриков И.Е. Как назывался высший орган власти в античном демократическом полисе? // Античная цивилизация: политические структуры и правовое регулирование. Доклады международной интернет-конференции. — Ярославль, 2012. — С. 8—20.
[9] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня. Глава 11, Церковь. Издательство «Источник Жизни», 2002.
[10] Там же.
[11] Вряд ли можно назвать упомянутых патриархов с их племенами «Церковью в миниатюре» с заглавной буквы, т.е. Вселенской Церковью. Их нельзя даже назвать «поместной общиной», т.к. таковая обязательно должна быть частью целого, т.е. некоего большего общества и исповедовать, хранить и передавать учение этого целого. Но ничего подобного в жизнеописании этих патриархов мы не находим. Правильнее будет искать корни новозаветной Церкви только с начала становления теократического Израиля.
[12] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня. Глава 11, Церковь. Издательство «Источник Жизни», 2002.
[13] Там же.
[14] Этому ложному учению посвящён п.12 доктрин, раздела учения о Церкви, «Остаток и его миссия».
[15] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня. Глава 11, Церковь. Издательство «Источник Жизни», 2002.
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов