«И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откровение 14:6-8).
Было ли движение Миллера 1-м и 2-м Ангелами из Откровения 14?
Согласно Э. Уайт, движение миллеритов 1843-1844 годов было исполнением вестей 1 и 2 Ангелов книги Откровение 14 глава:
«Пророчество исполнилось в вестях первого и второго ангелов. Они были даны в нужное время и совершили работу, которую Бог намеревался совершить через них»
Э. Г. Уайт, Ранние произведения, стр. 245.
Правда ли это? Действительно ли пророчество Откровения 14 исполнились в 1844 году? Прозвучали ли вести 1 и 2 Ангелов в вести миллеритского движения 1844 года? Выполнили ли они работу, описанную в Библии?
Библия ясно говорит, что ангельские вести Откровения 14 должны были быть провозглашены: «всякому племени, и колену, и языку, и народу«. Была ли весть Миллера о скором возвращении Христа возвещена всякому (каждому) народу, племени, языку, колену? Если нет, то было ли это действительно исполнением Откровения 14? Э. Уайт нарисовала картину движения миллеритов, как славное всемирное движение:
«Адвентистское движение 1840-1844 годов было славным проявлением силы Бога; первая ангельская весть проповедовалась миссионерами во всем мире, и в некоторых странах возник величайший интерес к религии, не наблюдавшийся нигде со времен Реформации XVI столетия»
Великая борьба, гл. 38, стр. 611
Так ли это? Можно ли сравнить интерес, вызванный движением 1844 года, с протестантской реформацией? Нет, если верить Джошуа В. Хаймсу. После Уильяма Миллера Джошуа Хаймс был выдающимся лидером движения 1844 года. Никто не мог лучше оценить прогресс движения 1844 года, чем старейшина Хаймс. Его показания, безусловно, более надежны, чем показания Э. Уайт, которая в то время была всего лишь болезненным 17-летним подростком. Обратите внимание на то, что Хаймс написал после Великого Разочарования.:
«… клич седьмого месяца был локальным и неполным. Он был ограничен этой страной….»
Joshua V. Himes, The Morning Watch, Feb. 20, 1845, курсив добавлен
Далее в статье Хаймс говорит, что «клич» (т.е. весть) не произвёл никакого эффекта в Европе. Хаймс знал, о чем говорит. Он руководил этим движением. Он путешествовал по всему Северо-Востоку Соединенных Штатов, продвигая это движение. Он контактировал с Англией. Если кто и был в состоянии оценить ход движения, так это Хаймс.
Там же
Действительно ли движение 1840-1844 гг. достигло «всякого народа»?
Исторические факты показывают, что движение миллеритов в основном ограничивалось Северо-Востоком США. Существует мало свидетельств того, что она проникла на Юг или Запад Соединенных Штатов, не говоря уже обо всем мире. В Юго-Восточной Канаде к этой вести проявился небольшой интерес, а в Британии — от 2000 до 3000 последователей. В нескольких рассеянных местах Европы была горстка верующих. На деле же, весть распространилась только на северо-востоке Соединенных Штатов, где оно собрало около 50 000 приверженцев.
Хотя весть достигла несколько миссионерских групп, было бы невероятным преувеличением, если не откровенной ложью, утверждать, что это было всемирное послание, которое дошло до всякого племени, языка и народа. Существует мало или вообще нет доказательств того, что эта весть когда-либо доходила до миллионов людей из таких народов, как:
- коренные американские индейцы, живущих в самих Соединенных Штатах
- жители Африки (движение появилось до того, как Дэвид Ливингстон проповедовал Африке)
- жители в Центральной и Южной Америке
- жители Китая, Японии, на Филиппинах и в Юго-Восточной Азии
- жители Индии, Пакистана и Центральной Азии
- подданные Османской империи и других арабских стран Ближнего Востока
- народы России и католических стран Европы
Если принять во внимание население мира со всеми его тысячами языков и этнических групп, честный человек был бы вынужден признать, что, вероятно, менее одного процента населения мира хотя бы слышали весть Миллера! Даже в 2020 году евангельская весть ещё не проникла во все языковые группы мира. Как могло послание, достигшее менее одного процента населения мира, быть исполнением пророчества, которое должно было пойти «ко всякому народу, колену, языку и народу»? Движение 1844 года не могло исполнить первые и вторые ангельские вести из Откровения 14, которые описывают всемирное послание, достигающее каждой нации, каждого языка и каждой этнической группы!
Отказ большинства миллеритов
Большинство миллеритов отказались от предположения, что их движение было посланием первого и второго ангелов. Даже Э. Уайт признает это в своей книге Ранние произведения:
«После великого разочарования 1844 года сатана и его ангелы усердно изобретали новые способы и приемы, с помощью которых можно было бы поколебать веру церкви. Они оказывали свое влияние на тех, кто приобрел опыты в возвещении вестей и имел вид благочестия. Одни из таковых указывали на исполнение первых двух вестей в отдаленном будущем, в то время как другие считали, что время их миновало и они уже давно исполнились. Под их воздействием многие из неопытных поколебались в своей вере. Они стали исследовать Библию с намерением — воздвигнуть свою веру, независимо от церкви. Видя это, сатана радовался. Он знал, что те, кто сорвался с якоря, подпадут под влияние всевозможных заблуждений и будут гонимы различными ветрами учений. Многие из тех, кто возглавлял первую и вторую ангельские вести, теперь отреклись от них, что способствовало разделению и дезорганизации всей церкви«.
Ранние произведения, гл. 28 стр. 266, 267
Э. Уайт обвиняет тех, кто указывал на «будущее» исполнение вестей первого и второго Ангелов, в том, что «сатана и его ангелы» были ответственны за их отказ от прежней веры. Вопрос: Зачем сатане понадобилось «расшатывать» веру людей в весть, которая явно была ложной? Любой, у кого есть карта и элементарные знания о мире, в котором мы живем, мог бы сразу сказать, что эта весть не была всемирной по масштабу, как описано в Библии. Можно было бы справедливо спросить: «Кто мог бы поверить, что это движение достигло каждой нации, колена, языка и народа»? Только те, кто был либо не образован, либо был настолько полон решимости верить в свою правоту, что предпочел поверить в заблуждение, а не в суровую правду.
Вечное Евангелие?
Первый Ангел в Откр.14:6 описывается как имеющий «вечное Евангелие». Проповедовали ли миллериты «вечное Евангелие»? По словам одного адвентистского учёного, который глубоко изучал писания миллеритов, нет: «Наконец, и, возможно, наиболее существенно, можно рассмотреть то, что опущено в (15) правилах Миллера. В них не упоминается ни Христос, ни спасение, ни Евангелие. В них практически полностью отсутствуют религиозные тексты миллеритских периодических изданий«.
Dr. Arasola, The End of Historicism, p. 59
Час Божьего суда?
Миллериты провозгласили, что час Божьего суда, описанный в Откр.14:7, начался: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его«. Что они понимали под этим судом? Они понимали, что это суд Божий над нечестивыми. Это единственно верное толкование текста Откровения 14. Суд Божий над нечестивыми является центральным пунктом этой главы:
«Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. … И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». (Откр.14:10, 11, 19, 20).
«Суд», объявленный первым Ангелом в Откр.14:7, относится к гневу Божьему, обрушившемуся на нечестивых. Гнев суда подробно описан в последующих текстах этой главы. Так учили и верили все миллериты.
Однако после 1844 года адвентисты столкнулись с дилеммой. Гнев Божий начался не так, как ожидалось в 1844 году. Как они могли продолжать утверждать, что весть первого Ангела исполнилось, когда суд над нечестивыми так и не произошёл? Чтобы объяснить эту очевидную неудачу, они придумали теорию, что суд относится к следственному суду на Небесах. Т.е., вместо того, чтобы суд был исполнением правосудия над нечестивыми, была предложена некая процедура в зале суда, где Бог обдумывает участь каждой души и принимает решение по каждому делу. Но такое «судебное» расследование нигде не встречается в Откровении 14. Тем не менее, адвентисты приняли это учение, потому что, хотя оно и нарушало контекст отрывка, но позволило им начать «суд» в 1844 году, к тому же позволяя им утверждать, что две первые ангельские вести уже прозвучали.
Невозможно, чтобы человек прочитав Откровение 14, пришёл к выводу о некоем «следственном суде». Если есть какие-либо сомнения, прочитайте следующие цитаты и задайте себе вопрос: описывают ли эти стихи следственный суд над праведниками или они описывают суд гнева над грешниками?
- текст 10 — «будут пить вино ярости Божией»
- текст 10 — «чаша гнева Его»
- текст 10 — «будут мучимы в огне и сере»
- текст 11 — «дым мучений их будет восходить»
- текст 19 — «бросил в великое точило гнева Божьего»
- текст 20 — «истоптаны ягоды«
- текст 20 — «потекла кровь из точила»
Как эти тексты могут описывать следственный суд??? Тот факт, что Откровение 14 описывает суд над нечестивыми — это ещё одно доказательство того, что вести первого и второго Ангелов не исполнились в 1844 году.
Адвентисты меняют смысл вести первого Ангела
Чтобы теория АСД соответствовала библейским пророчествам и реальным событиям, Э. Уайт и Церковь АСД постоянно меняли 1) смысл вести первого Ангела, 2) время начала вести и 3) время его окончания. В Ранних произведениях Э. Уайт очень ясно пишет, что Первая Ангельская Весть прозвучала в проповеди Уильяма Миллера о «пришествии Иисуса» в 1843/1844 годах:
«Я видела, что возвещение пророческой вести 1843 года было в плане Божьем. Господь хотел пробудить совесть верующих людей и поставить их в такие условия, при которых они твердо решили бы: или встать на сторону истины или же идти против нее. Служители церквей приходили к убеждению, что пояснение пророческих периодов было правильным и некоторые из них, оставив свою гордость, богатство и свои приходы, шли из одного места в другое, чтобы проповедовать небесную весть. Но так как эта весть была принята немногими из проповедников, то ее возвещение было возложено на простых людей. Одни из них оставили свои поля, другие закрывали свои конторы и магазины и шли возвещать первую ангельскую весть. Последняя оказала свое воздействие даже на некоторых видных людей, так что они оставляли свои занятия и становились в ряды скромных провозглашателей первой ангельской вести. Проповедники отказывались от своих сектантских взглядов и наклонностей и вместе с другими возвещали, пришествие Иисуса. Куда бы ни проникла эта весть, она всюду будила народ».
Ранние произведения, гл. 23, стр. 232
Вот что провозглашала Э. Уайт:
- Весть Уильяма Миллера было провозглашением неминуемого возвращения Иисуса (впервые было заявлено, что это произойдёт в период между весной 1843 и весной 1844 года, позже дату изменили на 22 октября 1844 года).
- Э. Уайт назвала эту весть и движение «истиной», хотя истиной это не было. На деле это была абсолютная ложь, потому что возвращение Иисуса не было неизбежным ни в 1843, ни в 1844 годах.
- Э. Уайт назвала это «вестью с небес», хотя мы знаем, что это была ложь, и она вводила людей в заблуждение относительно времени возвращения Христа. Зачем Небу посылать на землю ложную и обманчивую весть? Так ли действует Бог? В послании к Титу 1:2 сказано, что Бог «неизменный в слове». Современный перевод гласит, что «Он не может обмануть». Буквально выражение звучит как ἀ-ψευδής θεός — «не лгущий Бог» (другие значения слова ἀ-ψευδής: говорящий правду, правдивый, истинный, подлинный, не ошибающийся, безошибочный). Как поступают последователи такого Бога? Во 2 Коринфянам 4:2 читаем «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину». Синодальный перевод созвучен прочим переводам, и в том числе греческому тексту.
- Э. Уайт убеждает нас, что весть Уильяма Миллера о возвращении Христа на землю в 1843-1844 годах было исполнением вести первого Ангела из Откровения 14.
Э. Уайт продолжает свой рассказ:
«Тысячи полюбили истину, которую проповедовал Уильям Миллер и Бог повсюду воздвигал Своих служителей, чтобы они в духе и силе Илии возвещали народу эту торжественную весть».
Ранние произведения, гл. 23, стр. 233
И снова она говорит нам, что Уильям Миллер проповедовал «истину». Однако для тех, кто живет в 21 веке, прошло уже более 175 лет с момента этого события, и до боли очевидно, что в то время, когда он проповедовал, возвращение Иисуса не было «неизбежным» даже в самых смелых мечтах.
Э. Уайт продолжает:
«Не желавшие принять первую ангельскую весть, остались во тьме и гнев Божий возгорелся против них, потому что они отвергли свет посланный Им с неба».
Ранние произведения, гл. 23, стр. 236
Другими словами, Бог воспылал яростью и гневом, только потому, что некоторые христиане были достаточно подкованы в Писании, чтобы отвергнуть Миллера и последовать за Христом, который сказал: «О дне том и часе не знает никто, ни ангелы небесные, но только Отец мой«. (Мф.24:36). Почему же Бог так разгневался на христиан за их неверие в заблуждение? Разве Он не должен был радоваться, что Его дети не дали себя обмануть?
Более того, можно с уверенностью предположить, что в 1844 году большинство христиан обладали достаточными интеллектуальными способностями, позволяющими им понять, что Евангельская весть не охватила ещё даже половину мира. Вы же помните слова Иисуса: «И будет проповедано это Евангелие царства по всему миру во свидетельство всем народам, и затем придет ли конец»? (Мф.24:14)
Никого не должно удивлять, что в первой цитате (см. выше) Э. Уайт сказала, что «немногие» служители согласились провозгласить эту весть. По-видимому, очень немногие служители были готовы закрыть глаза на реальность того, что Евангелие еще даже не было передано всей земле. Другими словами, нужно отрицать реальность, чтобы принять учение Э. Уайт об этом.
Далее, Э. Уайт описывает «Бога», пылающего гневом на христиан, которые поверили словам Иисуса, но, которые отвергли предложенный им Миллером «свет с небес». На самом деле это был вовсе не свет, а ложь, заблуждение и тьма. По правде говоря, горел гневом не Бог, а Его враг — сатана, т.к. христиане распознали его заблуждение, изложенное Миллером и отвергли его. Если это единственное, что вы когда-либо знали об Э. Уайт, вы можете остановиться прямо сейчас и с абсолютной уверенностью сказать, что её весть не от Бога.
Это ужасное богохульство — утверждать, что сначала Бог передал христианам бредовую весть, которая прямо противоречит словам Христа, а затем разгневался, когда христиане отказались принять эту весть!
Э. Уайт противоречит самой себе в вести первого Ангела
Позднее, с возрастом, Э. Уайт, должно быть, осознала полную абсурдность того, что она «видела» в «видении» в первые дни, поэтому к тому времени, когда она опубликовала Великую борьбу в 1888 году она полностью изменила смысл первой ангельской вести:
«первая ангельская весть (Откр.14:7): «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» указывали на служение Христа во Святом святых в небесном святилище и на следственный суд, а не на Второе пришествие Христа, Который должен будет искупить Свой народ и истребить нечестивых».
Великая борьба, 1911 г., гл. 24, стр. 424. См. также Life Sketches Manuscript, p.112.
Удивительно! В цитате выше из книги Ранние произведения она говорит, что послание первого Ангела было «возвещением пришествия Иисуса». В Великой борьбе же она утверждает, что это не «пришествие Христа». Теперь нас убеждают, что весть первого Ангела — это «следственный суд». Как это может быть правдой? Был ли «следственный суд» частью проповеди Миллера? Нет, этого учения даже в мыслях у адвентистов не было до провала даты 1844 года, а Миллер в итоге отверг своё учение. Как могла весть первого Ангела о «следственном суде» прозвучать в 1843-1844 гг. и быть отвергнутой людьми (которых Бог, однако, разгневавшись отверг), если эту весть ещё даже е придумали до 1845 года? Это шедевр путаницы и заблуждения!
Но путаница на этом не заканчивается. Цитаты Эллен Уайт о вести второго Ангела продолжают сбивать с толку…
Весть второго Ангела
Вернёмся к Ранним произведениям. По словам Эллен Уайт, цель вести второго Ангела состоит в том, чтобы призвать христиан выйти из церквей, которые отвергли весть первого Ангела о возвращении Христа в 1843-1844 годах:
«Отказавшись принять первую ангельскую весть, церкви отвергли свет с неба и лишились благоволения Божьего. Они надеялись на свою собственную силу и противясь первой вести, оказались в таком положении, что не могли увидеть света второй ангельской вести. Но возлюбленные Божьи, которых притесняли, услышали вторую весть: «Пал, пал Вавилон» и вышли из своих церквей».
Ранние произведения, гл.24, стр. 237
«Перед окончанием второй ангельской вести я видела великий свет с неба, который озарял народ Божий. Лучи этого света были подобны яркому сиянию солнца. Я слышала голоса ангелов, которые громко возвещали: «Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему!»
Ранние произведения, гл.24, стр. 237
Обратите внимание на нечто важное. Э. Уайт говорит, что вторая ангельская весть была близка к завершению, когда летом и осенью 1844 года миллериты услышали «громкий клич». Теперь обратите внимание, как она говорит, что Бог отверг церкви в 1844 году:
«Когда церкви отвергли совет Божий, отвергнув адвентистскую весть, Господь отверг их. За первым ангелом последовал второй, возвещая: «Пал Вавилон, пал великий город, потому что он напоил все народы вином гнева блуда своего». Откровение 14:8. Адвентисты понимали эту весть как объявление о нравственном падении церквей вследствие их отвержения первой вести. Воззвание «Вавилон пал» было дано летом 1844 года, и в результате около пятидесяти тысяч человек покинули эти церкви.
Ellen White, The Story of Redemption/История спасения 1947 г., стр. 364-65.
В 1844 году христианским церквям сообщили, что Иисус вернется в указанном году. По большому счету, они отвергли эту весть. И оказывается, они были правы в своём действовании, потому что эта весть была полностью и абсолютно ложной. Но, по словам Э. Уайт, теперь они «отвергнуты» Богом, потому что отказались верить в заблуждение! Итак, теперь все церкви, не входящие в АСД, 1) не любят Бога, 2) не имеют веры в Его слово и 3) не имеют Святого Духа:
«После отвержения первой вести в церквях произошли печальные перемены. Как истина отвергается, так и заблуждение принимается и лелеется. Любовь к Богу и вера в Его Слово остыли. Церкви опечалили Дух Господень, и Он в значительной мере был удалён».
Ellen White, The Story of Redemption/История спасения 1947 г., стр. 366
Если это правда, то всем, кто не является членом АСД, лучше было бы бежать из своих нынешних церквей и присоединиться к церкви АСД, потому что адвентисты — единственные, кто любит Бога, верит в Его Слово и имеет Святого Духа. Остальные церкви холодны, отвергнуты и бесплодны!
Теперь обратите внимание на первую цитату (см. выше). Э. Уайт утверждает, что весть второго Ангела было призывом покинуть церкви из-за «морального падения церквей вследствие их отвержения первой вести». Согласно её интерпретации, суть вести второго Ангела такова: «Вы должны покинуть свою церковь, потому что ваша церковь не принимает неизбежного возвращения Христа в 1844 году». Но, ведь это абсурд!
Вполне возможно, позже Э. Уайт поняла абсурдность такого утверждения, потому что снова, как и в случае с вестью первого Ангела, она изменила своё мнение о значении вести второго ангела:
«[Откровение 18:1, 2 цитируется] Это та же самая весть, которая была дана вторым ангелом. Вавилон пал, «потому что напоил все народы вином гнева блуда своего». Что это за вино? Его ложные учения. Он дал миру ложную субботу, вместо субботы четвертой заповеди и повторил ложь, которую сатана впервые сказал Еве в Эдеме, — естественное бессмертие души».
Эллен Уайт, Ревью энд Геральд/Review and Herald, 6 декабря 1892 г.
Поразительно! Теперь вторая ангельская весть — это о посещении церкви в воскресенье и вера в естественное бессмертие души. Но эти вопросы даже не обсуждались в 1844 году! Как это может быть содержанием вести второго Ангела?
К счастью для адвентистов, у Э. Уайт есть объяснение этим меняющимся вестям. Первая и вторая ангельские вести должны были быть «повторены», и, по-видимому, сама весть меняется между её первым повторением и последующим:
«Весть второго ангела должна была дойти до Вавилона [церкви], возвещая о его падении и призывая людей выйти из него. Эта же самая весть будет провозглашена во второй раз».
Эллен Уайт, Ревью энд Геральд/Review and Herald, 12 сентября 1893 г.
«Первая весть должна быть повторена, возвещая Второе пришествие Христа в наш мир. Весть второго ангела должна быть повторена».
Ellen White, Manuscript Releases Vol. 16 (1990), p. 40
Итак, попробуем найти выход из этого лабиринта путаницы. Когда весть первого Ангела повторяется, эта весть о неизбежном «втором пришествии Христа», что на самом деле является той же вестью, что провозглашалась и в первый раз. Однако Э. Уайт сказала нам в Великой борьбе, что в первый раз, когда эта весть провозглашалась, она была о «следственном суде», хотя люди не знали и не понимали этого в то время.
Когда повторяется весть второго Ангела, речь идет о субботе и сне души, тогда как в первый раз речь шла об отвержении первой вести, которая на самом деле была о скором возвращении Христа, но в действительности должна была пониматься как «следственный суд».
Что? И в этом есть какой-то смысл? Это же совершенная путаница, приводящая к смятению!
Но Э. Уайт ещё больше подливает масла в огонь, когда в другом месте пишет, что вести первого и второго Ангелов не повторяются, не начинаются и не закончились, но на самом деле они начались в 1843 году и продолжают звучать:
«Бог отвел вестям из Откровения 14 место в ряду пророчеств, и их работа не должна прекращаться до конца земной истории. Весть первого и второго ангела остается истиной для этого времени и должна идти параллельно с тем, что следует далее».
Ellen White, 1888 Materials (1987), p. 804
Так зачем же нужно повторять весть, если её работа никогда не прекращалась? И почему Э. Уайт утверждала, что осенью 1844 года вторая весть подходит к концу, если, как выяснилось, её звучание не прекратится до конца времён?
Наконец, действительно ли христианские церкви были отвергнуты в 1844 году? Так, какой Эллен Уайт верить?
Эллен Уайт, 1882 | Эллен Уайт, 1888 |
Упомянутые здесь «ложные преобразования» еще предстоит увидеть более полно. Эта точка зрения в большей степени относится к тем, кто услышал и отверг свет учения о пришествии. Они предаются сильным заблуждениям. У таких не будет «подвигов души за грешников», как прежде. Отвергнув пришествие и предавшись обольщениям сатаны, «время их спасения прошло. Я видела, что таинственные знамения, чудеса и лжереформы будут все более умножаться и распространяться. Реформации, показанные мне, не рассеивали заблуждений и не вели к истине. Сопровождавший меня ангел повелел мне посмотреть, чувствуется ли среди сторонников подобных реформ душевное бремя за грешников, как прежде? Я взглянула, но не могла его увидеть, потому что время их спасения миновало. Ложные реформации или реформы», о которых здесь говорится, еще в большей степени будут происходить в будущем. Данное видение относится преимущественно к тем, кто слышал и отверг свет адвентистской вести. Таковые предались духу заблуждения. Они не чувствуют «душевного бремени за спасение грешников», какое они проявляли прежде. Так как они отвергли адвентистскую весть и предали себя обольщению сатаны, то «время их спасения миновало». Ранние произведения, глава 6 «Открытая и закрытая двери», стр. 45 | «Вторая ангельская весть из 14-й главы Откровения была впервые проповедана летом 1844 года, и в то время она была в большей мере обращена к церквам Соединенных Штатов, где наблюдался самый сильный духовный упадок и где это предостережение было почти повсеместно отвергнуто. Но эта весть второго ангела не достигла полноты в 1844 году. Тогда церкви пережили нравственное падение как следствие их отказа от света адвентистской вести; но это падение не было окончательным. Продолжая отвергать особые истины для своего времени, они падали все ниже и ниже. Но сейчас еще нельзя сказать: «Пал, пал Вавилон… потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы». Он еще не сделал этого. Дух приспособления к миру и равнодушия к испытывающим истинам для настоящего времени по-прежнему живет и укрепляется в протестантских церквах всех христианских стран, и это их торжественно и грозно обличает второй ангел. Но отступничество еще не достигло своей кульминации. Великая борьба, гл. 21, стр. 389 |
Заключение
Когда что-то помещают под микроскоп и начинают рассматривать, то эта вещь кажется большой. Но, уберите микроскоп, и вы увидите более широкую картину. Становится очевидным, что то, что когда-то считалось таким огромным, величественным и славным, на самом деле — крошечная крупинка, практически ничто. Движение миллеритов не было великим, величественным или славным движением. Это была изолированная вспышка фанатизма, о которой 99% населения мира даже не слышало. Миллер не был великим реформатором. Он вошел в историю, как человек, обманувший тысячи людей своими ложными догадками и неверным толкованием Библии. Движение 1844 года не было исполнением вести первого и второго Ангелов, как утверждала Э. Уайт. Пророчество не сбылось по двум причинам:
- Масштабы вести даже близко не соответствовали тому, что описано в Откровении 14. Менее 1% населения мира услышали весть. Едва ли это можно было описать как весть, обращенную к каждому народу, колену, языку и народу!
- Сама весть вообще не была тем, что описано в Откровении 14. Весть книги Откровение названо «вечным Евангелием», тогда как Миллер учил заблуждению относительно расчёта данных о скором возвращении Христа — практике, против которой предостерегал Иисус.
Это также не было похоже на протестантскую Реформацию. Это была печальная неудача фанатика, устанавливающего время, неудача, быстро канувшая в мрак истории. Э. Уайт и адвентисты изо всех сил пытались втиснуть «квадратные вставки» реальных событий в «круглые отверстия» библейских пророчеств, и результаты оказались катастрофическими. Как бы она ни приукрашивала историю, Э. Уайт не может привести свою версию истории в соответствие с правдой:
Эллен Уайт | Истина |
Весть первого Ангела — это адвентистская весть У. Миллера | Весть У. Миллера была ложной. Когда Христос не вернулся, как было предсказано, открылась ошибочность этой вести. Миллер признал, что заблуждался и что это движение было не от Бога. |
Бог разгневался, когда христиане отвергли послание Миллера, и Он отверг эти церкви, а Его Ангел сказал: «Время их спасения прошло». | Разгневался не Бог, а сатана, когда христиане не дали себя обмануть ложной вестью Миллера. |
А Э. Уайт постоянно меняет свою историю, чтобы она звучала более правдоподобно:
Э. Уайт 1 | Э. Уайт 2 | Э. Уайт 3 |
Весть первого Ангела — это адвентистская весть У. Миллера о скором Пришествии Христа | Весть первого Ангела — это не возвращение Христа, а следственный суд | Весть первого Ангела, при её повторении — это возвращение Христа |
Весть второго Ангела призывает христиан оставить тех, кто отвергает скорое возвращение Христа | Весть второго Ангела призывает христиан оставить тех, кто отвергает субботу и сон души | |
Первая и вторая ангельские вести закончились в 1844 году, но будут повторяться в будущем | Вести первого и второго Ангелов продолжают звучать | |
Вавилон пал, и время их спасения прошло | Ещё нельзя сказать, что Вавилон пал |
Было ли движение 1844 года вестью от Бога Или это было сильное заблуждение?
Решать вам.
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов