Часть 1
Русское общество после глобальных потрясений нашего социалистического прошлого начало пытаться заполнить пустоту в душе, обращаясь опять к религиозным течениям. Но мотивом их обращений может быть и не всегда это чувство пустоты. Да и как видеться, чаще всего это попытка получить какие-то земные блага от « высших, неотмирных сил». Ярким примером этому может служить не бывалая популярность в девяностых годах прошлого века разного рода целителей- экстрасенсов.
Другой спектр, обозначенной выше проблемы, выражен в ярких представителях «христианского язычества», под этим термином разумеется, что такого порядка люди из- за разных причин склонны, убивая дух следовать букве, наделять вещи излишне апотропеическими (защитными) функциями, магизмом и т.п. . Справедливо заметить, что такие люди всегда были, начиная с IV века, когда христианство перестало быть религией отбора и стало религией массы.
Далее заметным проявлением такого «христианства» мы можем рассмотреть в крещении Руси. Причиной тому, вероятно, является ключевой критерий, который стал решающим, в решении князем Владимиром крестить Русь. «Повесть Временных Лет» сообщает нам о нем- красота богослужения. В этом ракурсе самоочевидно, что приняв у греков обрядовые формы, не возможно было для сознания язычников перенять красоту богословия. И по сему где-то язычество одевается в христианские одежды. А на протяжении всего времени и до сих пор подобное двоеверие продолжается. Мы это наблюдаем и в синодальную эпоху, даже иногда святые отцы (примеры указаны ниже) были не чужды подобного рода суждениям. На советском пространстве, была полная свобода по отношению к суевериям, а гонения на церковь, все более уничтожали правильное восприятие христианства, оставляя только внешнюю форму, а в современное время как и в IV веке «языческое мышление» стало тянуться в христианство, аргументируем это словами свт. Иоанна Златоуста: «… И не только привески ты употребляешь у себя, но и заговоры, вводя в дом свой пьяных и из ума выживших старух, и не стыдишься и не краснеешь, после такого любомудрия прилепляясь к таким делам? И вот что всего тяжелее в этом обольщении: когда мы увещеваем и отклоняем от него, думающие оправдываться говорят, что женщина, заговаривающая таким образом, есть христианка и ничего другого не произносит, кроме имени Божия…» . В приведенном отрывки из проповеди святителя, видно и без комментариев, что это не чуждо и современным людям. Следует заметить, что и Христос боролся с такими рода проявлениями, особенно которые ставили выше Торы- «предания старцев».
Причины подобного рода представлениям могут быть самые разные: христианский фундаментализм, церковный ригоризм и консерватизм, сопровождающийся отсутствием образовательного уровня в области богословских наук и чаще всего не желание получать его. Все это может привести не только к суевериям и магизму, но и к расколам.
Обвиняя людей действующих в традициях Вселенской Церкви, замыкаясь только на « советском православии» ( в силу своей недообразованности) создающий крайний маргинализм, в ереси обновленчества или вешая клеймо модерниста, создают сами новую традицию, а под час и мораль.
Ниже описываемое лежит в поле личного опыта автора. Что придает до известной степени субъективизм суждениям, но то о чем идет речь имеет место и на других приходах и епархиях православной церкви.
Цикл размышлений по вопросу суеверий настоятеля Петропавловского храма отца Алексия (Садкова).
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов