Выбор читателей История народов История Руси

Славное Царство пресвитера Иоанна — Святая Русь глазами европейцевНа чтение 6 мин

Одной из главных исторических реалий Средних веков, государством, о котором в Западной Европе сохранилось огромное количества исторических документов, писем и сказаний, являлось царство пресвитера Иоанна, которое начиналось в Европе и простиралось глубоко в Азию. Интересно, что несмотря на то, что никакое другое европейское или азиатское государство (периода до 18-го века) никогда не было так хорошо представлено источниками, так широко дискутируемо современниками и так подробно описано историками, на сегодняшний день «официальная история» называет это царство выдумкой и всеми силами высмеивает.

Такое оголтелое отрицание существования самой признанной и уважаемой современниками империи мира имеет вполне ясную идеологическую заданность. Мы понимаем это, когда понимаем, что царство пресвитера Иоанна — это ни что иное, как Святая Русь.

Весь, казалось бы, глупый пафос отрицания существования этого царства — на самом деле является очень целенаправленным, планомерным, навязчивым и навязанным. Потому что на сегодняшний день никому (кроме нас с вами, конечно, да и то не всех) не хочется признать, что Святая Русь, или великое Царство пресвитера Иоанна, действительно существовала, и что мы живем на обломках этого царства. Ведь русские, как почему-то хочется сегодня всем понимать, в те времена «жили в лесу, молились пню, венчались вкруг ели, и черти им пели«. Прости меня, Господи!

И даже самые-пре-самые русские ура-патриоты не знают и не хотят знать о Царстве Иоанна: потому что тогда им придется признать, что они являются патриотами вовсе не Святой Руси, а того, что осталось от нее. Поэтому сегодня если вы поищите информацию про Царство Иоанна-пресвитера, то вам выдадут материалы полные насмешек, материалы о «фантастическом», «выдуманном», «никогда не существовавшем» государстве. А вот мы и посмотрим с вами на факты, а вы сами, без глупых или проплаченных пересмешников решайте — было это царство или его не было?

Пресвитер Иоанн, миниатюра 16-го века

Так вот, средневековая Западная Европа была убеждена в существовании на Востоке огромного царства некоего христианского властителя «пресвитера Иоанна», потомками которого были великие ханы «монгольской» империи и князья Руси. Об этом великом царстве европейцы были прекрасно осведомлены по крайней мене с начала XII века. А к XIII-XV веков в Европе вряд ли нашелся бы человек, который не слышал бы об этом великом царстве.

Первые упоминания о царстве Иоанна относятся к периоду крестовых походов (конец 11–13 веков), когда европейские христиане надеялись вернуть Святую Землю (Палестину) захваченную мусульманами. В 1071 году Иерусалим был завоеван турками-сельджуками. Основываясь на сообщении о пресвитере Иоанне, сделанном епископом Хью Гебальским в Сирии (современный Джбайль, Ливан) в 1145 году папскому двору в Витербо (Италия), история эта впервые была записана епископом Отто Фрайзингским, Германия, в его Хрониконе (1145). Согласно этому документу, Иоанн, богатый и могущественный «священник и царь», по общему мнению, прямой потомок волхвов, посетивших Младенца Христа, одержал победу над армией мусульманских царей Персии в битве при Экбатане. Далее он намеревался продолжить свой путь к Иерусалим, но этому помешали трудности, сопряженные с переходом через реку Тигр.

Сражение, о котором упоминает Хью, могло быть битвой при Катване, Персия, в 1141 году, когда монгольский хан Елю Даши, основатель империи Каракитай в Средней Азии, победил сельджукского султана Санджара. Исследователи считают, что титул правителей Каракитая был Гур-хан или Кор-хан, который, возможно, был изменен фонетически на иврите на Йоганан или на сирийском языке на Юганан, в результате чего получилось латинское Johannes или Иоанн.

Хотя гур-ханы, как считается, были монгольскими буддистами, многие из их лидеров были известны как христиане, которые не состояли в согласии с Римом и Византией. Отсюда их стали считать христианами несторианами, хотя никаких сведений о собственно несторианстве не существует. Ясно лишь, что были они христианами, не состоящими в зависимости от Рима и Византии — не их традиции.

Согласно докладу францисканского миссионера Виллема ван Рейсбрука в 1255 году, дочери последнего гур-хана и жены найманского короля Кучлюга из Средней Азии, были христианками. Кючлюг, отца которого звали Та-ян Хан (Великий король Иоанн по-китайски), был побежден великим монгольским правителем Чингисханом в 1218 году. О том, что его царство было христианским сообщают в 1221 году Жак де Витри, епископ Акко в Палестине, и кардинал Пелагиус, сопровождающий его в путешествии по Азии. Крестоносцы в Дамиетте в Египте сообщили Риму о поражении мусульман неким царем Давидом, сыном или внуком и наследником империи пресвитера Иоанна. Этот царь Давид, по мнению многих исследователей, был не кем иным, как Чингисханом.

Карта Меркатора обозначает территорию, зависящую от Пресвитера Иоанна желтой границей

Летописец 13-го века Альберик де Труа-Фонтен записал, что в 1165 году пресвитер Иоанн послал письмо нескольким европейским правителям, в частности Мануилу I Комнину, византийскому императору, и Фридриху I Барбаросса, императору Священной Римской империи. Письмо было на латыни и было переведено на разные языки, включая иврит и старославянский. Хотя письмо было адресовано византийскому (греческому) императору, греческий текст письма не известен, и его антивизантийский уклон демонстрируется тем, что к византийскому императору обращаются как к «правителю римлян», а не «императору».

В письме царство пресвитера Джона описывается как земля природных богатств, процветания граждан, мира и справедливости. Предпочитая простой титул «пресвитер» (старейшина, старец), Иоанн заявлял, что намеревается прийти в Палестину со своими войсками, чтобы сразиться с мусульманами и вернуть христианам Гроб Господень, место захоронения Иисуса.

В ответ на посольство пресвитера Иоанна папа Александр III в 1177 году послал ответ Иоанну, «возлюбленному сыну Христа». Судьба этого письма неизвестна, хотя, вероятно, его целью было заручиться поддержкой пресвитера Иоанна в спорах папы Александра III с Фридрихом Барбароссой. В XIII и XIV веках различные миссионеры и мирские путешественники, такие как Джованни да Пьян дель Карпини, Джованни да Монтекорвино и Марко Поло, отправлявшиеся на Восток в поисках царства пресвитера Иоанна, установили прямой контакт между Западом и Иоанном. Они сделали поправку указав на то, что пресвитер Иоанн является государем прежде всего громадного народа — монголов.

В «Повести о Давиде, христианском царе татар», о пресвитере Иоанне говорится как об отце или деде христианского владыки Давида. Епископ Акко Жак де Витри проповедовал, что «жестокие воины» Давида, несторианского «правителя обеих Индии», придут на помощь крестоносцам, чтобы сразиться с сарацинами. Свои аргументы де Витри обосновывал тем, что во время осады крепости в руки христиан попало письмо, написанное на арабском языке и сообщающее о нападении христианского царя Давида на земли сарацинов (Jacques de Vitry, 2000).

Где же было царство Давида, наследника пресвитера Иоанна? Средневековые владыки Европы, миссионеры, путешественники и картографы в один голос отождествляли это царство с Монгольской империей. То, что Монголия является государством пресвитера Иоанна, подтверждались тем фактом, что среди монголов было значительное количество христиан, по всей видимости, членов Ассирийской церкви Востока, миссия которой была успешной даже в Китае.

В 1221 году папа Гонорий III сообщил своему духовенству, что «царь Давид, в народе именуемый пресвитером Иоанном» сражался с «султаном Персии», завоевал его земли и уже был около Багдада, в то время как грузины также выступали против сарацинов (Annals of Dunstable, 1866 г.).

Пресвитер Иоанн — владыка Азии. Иллюстрация 15-го века к книге о путешествиях Марко Поло.

Выводы

Надо пока приостановиться, чтобы не «забросать» читателя обилием информации о царстве пресвитера Иоанна, и сделать уже хотя бы первые предварительные выводы. В этой статье я сделал акцент на восточных пределах этого царства — и еще намерен вернуться к восточному аспекту. Но есть еще и европейская часть этого царства Иоанна — о которой мы тоже, надеюсь, в скором времени поговорим. И совсем нетрудно нам будет увидеть (если отбросить идеологические помехи и насмешки) в царстве пресвитера Иоанна — Святую Русь. Действительно, была только одна христианская страна к востоку от Западной Европы, таинственная и загадочная для западноевропейцев, которая подпадает под характеристики царства пресвитера Иоанна — это Святая Русь.

Единственное, что может еще как-то смущать в рассуждениях о Руси как о царстве пресвитера Иоанна — это территориальные масштабы. Ведь в традиционном представлении Русь в ту пору была маленьким кусочком земли между Киевом и Новгородом. А царство пресвитера Иоанна, согласно источников, простиралось глубоко в Азию и включало в себя империю монголов. Надеюсь в последующих публикациях продолжить эту тему, продолжить обзор источников о царстве Иоанна (которому могла бы позавидовать любая страна Европы или Азии), а также пролить новый свет на то историческое явление, которое принято называть «монголо-татарским игом».

Автор: Жиганков О.А.


Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя или НИК и эл. почту (возможно, даже нерабочую) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Поддержите наше служение: поделитесь статьёй на вашей странице/в группе в любой соцсети. На этой странице можно оказать финансовую поддержку.


Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

4.2/5

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.