Выбор читателей Размышления на тему Россия

Секрет успеха Болотова

В предыдущей публикации об Андрее Тимофеевиче Болотове мы уже говорили о том важном уроке, который он извлек во время своей службы в протестантской Пруссии. Первый урок состоял в том, чтобы благодарить Бога за все обстоятельства жизни — и тогда перед тобой раскрывается подлинная картина твоей жизни, и тогда только и возможно человеку реализоваться по максимуму в этой жизни — или, как говорил сам Болотов — исполнить волю Божию.

Болотова Дача. Комната для детей.
Болотова Дача. Комната для детей.

Второе, чему научился Болотов в протестантской Пруссии, было глубокое понимание того, что всякое служение на благо людям — является служение Богу. У него, который одно время хотел оставить службу военную с тем, чтобы поступить на службу духовную, в Пруссии произошел переворот сознания. Он всегда хотел посвятить жизнь служению Богу, но в России под служением Богу подразумевался уход в монастырь. А Андрей Болотов был слишком очарован жизнью, природой, историей, наукой, своей женой, своим хозяйством и детьми — чтобы прятаться от жизни. В Пруссии он научился, что Богу мы служим тогда, когда служим людям. И что успех нашего служения людям — есть доброе и высокое признание Богом твоей жизни и служения.

Обо всех этих принципах я уже писал в своем небольшом цикле Как скромный библиотекарь превратил самую бедную страну Европы в самую процветающую? и Возможна ли Швейцарская модель в современной России? Очень советую вам прочитать или даже перечитать эти интересные материалы. А читая страницы Дневников и Записок Болотова мы как будто читаем инструкции по применению этих же принципов в жизнь в русском обществе. Андрей Тимофеевич жил и служил России, своим согражданам, своим сельчанам по тем же принципам, по которым развивался успех Швейцарии и Германии. Спасение человека, его добрые отношения с Богом выражаются в успешности служения этого человека обществу.

Успех нужен (необходим) был Болотову не для того, чтобы упиваться роскошью, но чтобы эффективнее служить людям: кормить, одевать, врачевать, просвещать. Деньги ему нужны были не ради денег, а ради расширения своего служения людям. Радость от успехов в тех областях жизни, которые считались «низкими», «простолюдинскими» утверждала его в осознанной радости того, что труды его — а значит и он сам — угодны Господу. Интересно читать письма и записки Болотова разных лет в которых его тяготит мысль о том, что в России существует какое-то, как кажется, бесконечное разделение на «клир и мир». Быть клириком — значит быть монахом и служить Богу где-то в лесу, молитвою и голодом. Быть мирянином — значит быть человеком светским, далеким от религии, от служения Богу. Уже в одном из своих ранних писем он писал об этом соблазне русского общества:

Рисунки яблок выведенных Болотовым в своем именье. Рисунок сделан его рукой.
Рисунки яблок выведенных Болотовым в своем имении. Рисунок сделан его рукой.

«Но все сии обстоятельства и ниже самая охота моя к книгам и ко всяким любопытным упражнениям не в состоянии бы была спасти меня от них и от всех соблазнов и искушений, каким почти ежедневно подвержен я был от сих моих товарищей и друзей, употребляющих даже самые хитрости и обманы для запутывания меня в сети, если б не вступила в посредство сама судьба и невидимой рукой не отвлекла меня от пропасти, на краю которой я находился. Она учинила сие, произведя вдруг совсем неожидаемую в обстоятельствах моих и такую перемену, которая отлучила меня от прежних товарищей моих…»В Кенигсберге он понял, что ни слава военного, ни прятки монаха — не предначертаны ему Богом. Благодаря Бога за всякие трудности и испытания, Болотов пришел к пониманию Божией воли о себе в делании на благо людям (а следовательно — и Богу) того, к чему влек его Господь, чему научал, что положил ему на сердце делать. Болотов приходит к выводу, что любящий Бога человек должен не столько подавлять свои «страсти», но отдаваться им для доброго дела.

Болотова Дача
Болотова Дача

Это заставляло многих соотечественников относиться к нему с подозрением, видеть в нем сектанта и еретика. Даже его собственные крестьяне не могли поверить в то, что их хозяин не хочет их обдурить и содрать с них три шкуры, но хочет послужить им. Андрею Тимофеевичу, чтобы облагодетельствовать крестьян, приходилось пускаться на всякие хитрости. К примеру, когда он хотел научить неподатливых и чрезвычайно костных и консервативных крестьян есть картошку и помидоры, ему долгое время не удавалось этого сделать. И только когда вместо того, чтобы давать крестьянам картошку и помидоры он запер их в сарай, под присмотр пьяного спящего сторожа — он сумел добиться того, что крестьяне приходили, втихаря брали картошку, стали ее кушать и сажать. Но Болотов никогда не роптал за такое непонимание со стороны соотечественников, за все благодарил Бога и видел во всем руку Божию и новые возможности служения обществу. Уезжая из Кенигсберга, потом, спустя несколько месяцев из Питера (где он оказался не понят и не у дел) в свою деревню он не плакал, не ругал не принявший его свет, а писал в своем Дневнике:

«Сколь много должен я благодарить Его за то! А что оный имел и здесь попечение обо мне, это доказал мне ясно последний случай, и почти очевидное вспоможение, оказанное им мне при отставке моей. Вообще, мог ли я, при отъезде моем из Кенигсберга думать и помышлять, чтоб я в такое короткое время мог так многое увидеть, так многое узнать, и так скоро получить то, что желало всего более мое сердце? Не очевидное ли и в этом во всем было распоряжение судеб и промысла обо мне Господня?.. Мог ли я, даже за месяц до сего то думать и помышлять, чтоб я теперь уже был совершенно на свободе и так скоро находиться буду в путешествии, и куда же? На свою родину и в деревню, которую за полгода до сего никогда и видеть не надеялся?.. Ах! все это действовала невидимая рука Господня и не обязан ли я Ему за то бесконечною благодарностию? «Я вообще много интересных отрывочков из Писем и Дневников Болотова для вас собрал, но время и место не позволяют всем делиться. Может, сами когда почитаете. А я надеюсь, что вы запомните, а возможно и усвоите — эти два важнейшие принципа, которые сделали Болотова воистину великим человеком: безусловная благодарность Богу и служение Богу через служение ближним.

Уютная Болотова Дача. Клуб Циферблат.
Уютная Болотова Дача. Клуб Циферблат.

На пути из Дворянинова (музея Болотова) мы заехали на Болотову дачу, разместившуюся на территории бывшего поместья Андрея Тимофеевича. Болотова Дача — это проект, которым давно занимаются мои знакомые Настя и Сергей, и другие. Но я там был впервые. А это такая эко-деревенька и уютный клуб, в котором можно недорого и вкусно покушать, отдохнуть, погулять, поиграть в игры, пообщаться с друзьями. побыть на выходных (или в отпуске) на природе. Я пишу это не ради рекламы места (у них хватает посетителей), а как иллюстрацию того, что принципы Болотова живут и процветают. Сережа учился в духовной семинарии, но стал не пастором — а людям служит. Возможно и вы, друзья Открытой Семинарии — реализуете свой творческий потенциал на 100 процентов, раскроете все свои дары и таланты в служении Богу и людям. В добрый путь!

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


О Библии, вере и жизни


+3

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.