Выбор читателей История народов история Руси руны

Рунические надписи, отражающие лингвистические контакты между западнославянскими землями и Южной Скандинавией, ч. 2

Неразборчивые надписи

Прежде всего, следует подчеркнуть, что неформальные надписи на кости часто неразборчивы. Люди, которые их вырезали, вероятно, не расчитывали на то, чтобы спустя сотни лет их будут все еще читать. В некоторых норвежских параллелях с Тёнсберг, Берген и Тронхейм можно предположить, что резчики рун были пьяны или просто навеселе. Бедренная кость из Ralswiek tu и Starigard / Oldenburg может служить тому примером. Кривые руны на необычном предмете из мыльного камня Alt Lübeck 2, вероятно, принадлежат этой же группе. Однако следует отметить, что доля значимых надписи из западнославянских земель вроде бы на том же уровне или даже выше, чем, например, городские находки из Лунда, Сигтуны, Гамлебиена в Осло и Дублин.

Заявления о собственности

Другой известный вид надписи — это заявление о собственности, такие как: «Н.Н. владеет мной » или « Н.Н. владеет тем или иным объектом ». Последний тип засвидетельствован на игровом изделии из города Калдуса, которое было найдено в 2002 году. Изделие выполнено из рога и относится к очень распространенному типу артефакта. Надпись, по всей вероятности, был вырезан на берега реки Висла. Калдус был важным торговым центром на этой реке, о чем свидетельствуют находки камерных могил и следов прочей скандинавской деятельности. По имеющейся информации, игровая деталь была найдена в слою мусора под романским церковным зданием (Lerche Nielsen 2003 [2005]). Надпись гласит: ion a tafl «Джон владеет игровой фишкой (или игрой) ».

Помимо того, что это самая ранняя запись, интересно само древнескандинавское слово тафл, личное имя древнескандинавское Йон. Йон — самое раннее христианское личное имя, которое стало распространенным в Скандинавии (сравните список зарегистрированных случаев в Peterson 2007: 141). Первая находка из укрепленной крепости Альт Любек в шести километрах ниже по реке от современного Любека — это лезвие ножа, на котором есть аналогичная надпись baa: knif: koþa…, Pā (i) ā knīf gōða [n], «Паи« павлин »владеет хорошим ножом (на котором и вырезана надпись) ». Толкование рунических надписей в 1952 г. Йоханнесом Брондум-Нильсеном стали широко известны. Он предположил, что надпись состоит из редкой конструкции родительного падежа плюс отсутствует именительное окончание и гласной сварабхакти: Pāa knīf [r] gōðær. Я упоминаю об этом, потому что его интерпретация довольно часто встречается в рунологической литературе.

Палка Волина

Рассмотрим свидетельства деревянной палки Волина, которая согласно каталога Viking og Hvidekrist No. 258 (Filipowiak 1992) была обнаружена в фундаменте дома в гавани, которая, вероятно, принадлежала скандинавскому торговцу. Видна только верхняя часть надрезанных символов, и поэтому надпись может интерпретироваться как орнаментальная или руническая. Если последнее, то это можно сравнить с руническими находками с так называемой «Головоломкой тридцати» — или « Ludus Sancti Petri ». Однако датировка одиннадцатым столетием действительно кажется очень ранней, поскольку надпись содержит скандинавские параллели из высокого средневековья.

Надписи с личными именами и рунный ряд

Значительное количество городских рун состоит из личных имен. Вероятно, это просто резчик рун с удовольствием написал свое имя. Такие же надписи очень распространены, например, граффити из римского города Помпеи и современные бейджи. Старигард / Ольденбург 2, кажется, представляет собой различные попытки написать древнескандинавское имя Ørn или идентичное существительное, означающее «орел». №3 имеет личное имя Факси, что также означает «лошадь». Старигард / Ольденбург 1 имеет на вогнутой стороне надпись þorki, скорее всего, незаконченный рендеринг Þōrkill или, возможно, rgæiʀʀ. Противоположная сторона имеет начало рунного ряда fuþo, футарк плюс две руны — как — из середины раздела hnias. Эта надпись проливает свет на другую старую находку — кусок кости из Поморского камня, найденного при раскопках на укрепленной вершине поселения в 1956 году. Руны кур, возможно, отражают личное имя (Larsson 2002: 41 со ссылками), но я считаю это довольно сомнительным,Тогда как fuþ, скорее всего, можно интерпретировать как начало футаркинской письменности.

Альтернативное объяснение — fuð также означает «женские гениталии» — было предложено датским рунологом Эриком Мольтке в его работе (1985: 463–64). Хотя двусмысленное значение могло быть умышленно и несмотря на то, что надписи с «неценцурным» смыслом фу существуют, наиболее вероятно, что запись футарка сама по себе продемонстрировала навыки резчика, возможно, в некоторых случаях — процесс резки (Knirk 1994, Seim 1999). Полный футарк можно найти на Starigard / Oldenburg 8 и — с обычными опечатками — на AltLübeck 3. Силлабарий или письменное упражнение Starigard / Oldenburg 4 имеет на выпуклой стороне надпись, которая кажется, должна иметь смысл, но оказывается чистой чепухой: abi: bataba: iestaba. В моей более ранней публикации об этой надписи я перечислил некоторые «слова» который можно было бы тут прочитать.

Однако теперь, на мой взгляд, кажется более правдоподобным, что повторяющееся ба-би — это следы так называемого силлабария, который является методом обучения орфографии. Несколько средневековых норвежских примеров были опубликованы Карин Фьельхаммер Сейм (1998). Гораздо более старый пример из Сигтуны был недавно опубликован Хельмером Густавсон (2007). На вогнутой стороне безошибочно видно озорная надпись: кукр: кус куту | кыс, «пенис поцелуй вульву, поцелуй». В большинстве других городских поселений имеются аналогичные пикантные надписи, которые имеют параллели в сагах.

Письмо Starigard / Oldenburg 6 — ребро было изменено так, чтобы оно напоминает деревянную руническую палку. Хотя письма были найдены в Бергене, этот тип надписи не знаком в других скандинавских городских поселениях с рунными находками. Надпись: bermin: erinde: þat: ik: ei: hafa: skyrte, Bær mīn rindæ þat ek æi hafa skyrtæ «Передайте мои сообщения так что у меня нет потерь / недостатков », конечно, также можно рассматривать как амулет, но я предпочитаю рассматривать его как прямое послание. Концовка -æ указывает на Южную Скандинавию, а форма без разрыва местоимения эк «я» может — но не обязательно — указывать на Ютландию. Нам конечно хотелось бы узнать побольше об обстоятельствах, стоящих за этой надписью!

Загадка

Наконец, на Старигарде / Ольденбурге 7 есть надпись, которая должно быть интерпретируется как пословица: (-) ак: эйги: ха: а: хафи: ути: хелтр: так: ху … [Т] ак иги ха ā хафи бути. Hældr tak ху [п]. «Не ищи уключину в море, лучше используй верхнюю часть мачты (для подъема парус) » На противоположной стороне кости есть еще не интерпретированная надпись: Уран марум. Подобные пословицы хорошо известны в древнескандинавской литературе. Даже внутри рунического корпуса есть параллели, например, из города из Лунда (Мольтке 1985: 460): Bindi rīsti mālrūnu / āraʀ ara ru fiaðraʀ. «Банди разгадал загадку (?):« Весла орла — перья ».

Обсуждение

Что можно вывести из корпуса надписей, найденных к югу от Прибалтика? Во-первых, более ранние ученые мало обращали внимания на эти находки. В 1968 году немецкий ученый Ханс Юрген Эггерс представил хороший обзор рунического корпуса, но помимо примерно тридцати рунических монет из серебряных кладов в Померании, рун было слишком мало, чтобы делать выводы. По-видимому, основным интересом Эггерс было задокументировать простое наличие рун к югу от Балтийского моря и показ рун железного века и рассказывать анекдоты о рунических махинациях.

Покойный Вольфганг Лаур включает рунические находки из Альт-Любека и первые находки из Старигарда / Ольденбурга в его Runendenkmäler в Шлезвиг-Гольштейне и в Нордшлезвиге, но только в последнем издании незадолго до смерти Лора в 2006 году все надписи с голштинской были включены.Сегодня, на мой взгляд, мы можем дать более полную картину: большинство рун к югу от Балтийского моря были найдены в городских районах, а именно в гаванях Волин и Ральсвик и в укрепленных на вершинах холмах в Альт-Любеке, Старигарде / Ольденбурге и Камень-Поморском — около личных покоев славянской знати.

Вообще говоря, история находки напоминает городские находки в Скандинавии: например, единственная руническая надпись из Вордингборга на юге Селланда была найдена в самых старых слоях, которые существовали до короля. Рунические надписи как в отношении типов надписей, так и языковой компетенции совпадают с другими скандинавскими городскими находками в Хайтаби, Шлезвиг (Стоклунд & Düwel 2001), Лунд (Мольтке 1985), Лёдёзе (Svärdström 1982), Сигтуна, Тёнсберг (Гослинг 1989), Гамлебиен Осло (Liestøl 1977, Liestøl & Nestor 1987), Берген (Liestøl 1964) и Тронхейм (Hagland 1990, Хагланд мс). Количество разборчивых надписей даже превышает рунические находки из колонии викингов в Дублине (Barnes, Hagland & Page 1997).

Это существенное скандинавское присутствие можно интерпретировать по-разному. Возможно, это могли были скандинавские военнопленные или заложники, которые должны были заключить мирный договор — они могли вырезать эти надписи. Скандинавская королевская гвардия, состоящая из могучих варягов разной национальности, также несет ответственность за сообщения. Наконец — и на мой взгляд наиболее правдоподобно — скандинавские торговцы могли иметь постоянные торговые представительства в славянских городах, как Виндебодер — Королевский Датский городок Роскилле.

Вывод

Главный вывод, который можно сделать из рунических свидетельств, состоит в том, что средневековые источники, по всей видимости, преувеличивают конфликт между скандинавами и их соседями по Балтийскому морю, вероятно, из-за идеологических причин, относящихся к эпохе крестовых походов. Рунные камни могут рассказать о смерти тех или иных иноплеменников, но это, несомненно, должно выражать индивидуальную храбрость и честь а не общее негативное отношение к иностранцам. На самом деле большая часть рунических камней свидетельствует о мирной торговой деятельности. Хотя небольшие кусочки кости могут показаться скучными для изучения, они дают более правдоподобный отчет очевидца с точного времени и места этих событий.

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


О Библии, вере и жизни


+2

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.