«В начале было Слово…».
Адвентистам об адвентизме и Православии
Исследование учения Адвентистов седьмого дня в свете книг Священного Писания, учения Церкви и истории
Смотреть передачу ВКонтакте; YouTube; RuTube
Бог ведёт Свою Церковь посредством откровения, передаваемого Духом Святым сначала апостолам, а затем ученикам апостолов и ученикам их учеников. Вполне логично, что Писание не первично, первично Предание. Ап. Павел неоднократно предупреждал христиан, что необходимо держаться того предания, что передавал он и другие апостолы: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Как видим, апостол указывает на два вида предания: устное — слово, и письменное — послание.
На сегодняшний день термин «предание» имеет несколько значений. Под Священным Предание Церковь понимает полноту, совокупность различных источников, как устных, так и письменных, в которых изложена вера Церкви, её опыты христианской жизни.
«К устному Преданию святитель Василий Великий относил крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, чин освящения воды крещения и елея помазания, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные изустно и прочно вошедшие в церковную практику. Впоследствии эти обычаи были зафиксированы в письменном виде — в творениях Отцов Церкви, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в литургических текстах. Значительная часть того, что изначально было устным Преданием, стало письменным Преданием, которое продолжало сосуществовать с устным Преданием.»[1]
Что же важнее, Предание или Писание? Вообще, такой вопрос для Церкви не стоит. Само его обсуждение было порождено протестантизмом, отказавшемся от опыта и истории Церкви и взявшем для себя лишь часть церковного Предания, выраженного в текстах апостолов и евангелистов, часть, которую сама Церковь отнесла к разделу Священного Писания. Таким образом протестантизм не только крайне обеднил себя в плане духовного опыта многих поколений христиан и церковной истории, но и нарушил единое учение Церкви, начав придумывать многочисленные свои учения, толкования приписывая их влиянию Духа Божьего. “Sola Scripture” — одно из таких лжеучений М. Лютера, подхваченное и растиражированное всеми его разношёрстными последователями. Протестанты, нео-протестанты, внеконфессионалы твердят как мантру два слова: «Только Писание», не понимая, что самого этого принципа в Писании нет. Наличие десятков тысяч протестантских направлений обличает утверждающих, что христианское учение и жизнь протестантов строится исключительно на Писании. Адвентизм не избежал этого обличения.
«Несмотря на то, что Христос руководит Своей Церковью посредством Святого Духа, единственным мерилом всей деятельности Церкви является Слово Божье. Все члены должны повиноваться этому Слову, потому что оно является законом в абсолютном смысле. Авторитету Писаний должны подчиняться все общественные нравы, обычаи и культурные традиции (см. 2Тим. 3:15-17).»[2] (Курсив добавлен)
Выше не раз уже было показано, как адвентизм манипулирует текстами Писания, историей и смыслами. Говоря о «мериле деятельности Церкви» авторы Доктрин упускают из вида вопрос об авторитете тех, кто излагает тот или иное учение. Как определить, что излагаемое учение от Бога, а не от больной головы говорящего? К тому же адвентизм низводит Христа и Духа Святого до уровня обычных служащих, которые находятся в подчинении у некой неизменной инструкции. Но, что говорит нам Христос? «Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам…» (см. Мф.5:21-44) Спаситель явно показывает Себя высшим Авторитетом. Он выше того, что было сказано ранее. Не Им управляет то, что было «сказано древним», а Он диктует условия согласно Своей воле.
Утверждая, что Церковь основывала своё учение или свою деятельность на Св. Писании, адвентизм, как и протестантизм в целом, исходит из ложной предпосылки о самопоявлении и самодостаточности некоего канона священных текстов.
О «самодостаточности» Писания
Адвентисты любят цитировать слова ап. Павла адресованные Тимофею: «Притом же ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:15-17).
Итак, этот текст преподносится как основа для учения о самодостаточности Писания. Но на деле мы видим, что апостол указывает Тимофею на факт того, что написанное в ВЗ указывает на того, кто должен был прийти в мир и уже пришёл. Указывают на то, что вера в Пришедшего и исполнившего это Писание даёт спасение. Что в этом тексте апостол говорит о книгах НЗ? Ничего. Т.к. этих книг как часть Св. Писания ещё не было. Всё, что писали апостолы Павел, Пётр, Иуда, Иаков, Иоанн, всё записанное евангелистами — всё это называлось Св. Преданием. Канон из известных нам книг ещё не был составлен Церковью.
Нельзя также не отметить того факта, что если бы книги ВЗ были самодостаточны, то вряд ли потребовались бы труды апостолов, не только в виде толкования отдельных текстов пророков ВЗ, говоривших о Христе, но и в виде нового учения, которого в текстах ВЗ либо не было, либо оно было выражено лёгкими мазками. И эти мазки апостолы развивали в законченную картину. «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном» (Евр.6:1-2).
Я согласен с теми адвентистами, кто говорит, что необходимо учитывать контекст времени и цель написания тех или иных книг Ветхого и Нового заветов. Ведь такое отношение к текстам Писания даёт понимание, что у новозаветных авторов не было целью составить некое руководство для потомков с ответами на все вопросы, с описанием литургии христиан I века, с описанием детально проработанного учения Церкви. Написанное было откликом на актуальные вопросы, нужды христианской Церкви I века. В дошедших до нас книгах, которые включены в НЗ канон описываются далеко не все события в которых оказывались Христос или апостолы, не все слова поучений, что были произнесены ими же, не все наставления апостолов Церкви, что передавались устно (устное Предание) или в посланиях (письменное Предание). Нет описаний того, как погребать усопших христиан. Нет точных описаний правил проведения богослужений. Мы встречаем информацию о том, что христиане постились перед принятием важных решений (см. Деян.13:3), для духовного укрепления (см. 1Кор.7:5), но не видим развёрнутого учения об этом. В общем, если Св. Писание самодостаточно, почему в нём не изложено христианское учение целиком?
Если бы тексты Писания были самодостаточны, то все понимали бы их одинаково. Но наличие в протестантизме десятков тысяч организаций, групп показывает, что Библию все они толкуют по-разному. И отвергнув истинное Предание Церкви эти «лукавые делатели» (см. 2Кор.11:13) себе и другим на погибель стали изобретать своё «предание человеческое» (см. Кол.2:8), при этом извращая Предание Церкви, как они извратили и прочие Писания (см. 2Пет.3:16).
Священное Предание
Упрекая православных христиан в том, что мы обращаемся к Св. Преданию [3], адвентисты забывают о том, что ап. Павел сам обращался к Преданию, как к авторитетному источнику информации. В этом же послании он упоминает неких Иамврия и Ианния. В Писании мы не находим упоминания о них и их отношении к Моисею. Однако ясно, что Павел обращается к устному преданию, а, возможно, и к письменному, но не вошедшему в ветхозаветный канон и не получивший статуса Писания. Ап. Иуда при написании своего послания также обращался к внебиблейскому источнику, книге Еноха (см. Иуд.1:14 ср. с Ен.2:1).
В своих посланиях ап. Павел нередко употреблял термин «предание» по отношению к тому, чему учил он и другие апостолы, учителя Церкви (см. 1Кор.11:2. 2Фес.2:15; 3:6). Я уже упоминал ранее, что невозможно найти в книгах ВЗ основания или отклика на некоторые толкования ап. Павла. Значит он поучал эти откровения непосредственно от Христа, о чём он упоминал в послании Галатам 11:12. И эти откровения он передавал Церкви. Среди прочих откровений было и предание об Иисусе Христе, как Первосвященнике по чину Мелхиседека, о котором апостол подробно рассказал в послании к Евреям. Кстати, нигде не указано, что автором этого послания был апостол Павел. Это зафиксировано только в Предании Церкви, которое протестанты упорно отвергают.
Христиане первого века, впрочем, как и второго, основывали свою веру не только на текстах книг ВЗ, но на учении, предании апостолов, а после смерти последних на предании их учеников. Говоря простым языком, апостолы показывали христианам, что Иисус — это тот самый Мессия/Христос, о котором говорилось в некоторых текстах Торы, у пророков и даже в поэзии, Псалмах. Они толковали эти тексты, как относившееся именно ко Христу. Наравне с этим апостольским Преданием, апостолы передавали новые учения о крещении, о Страшном Суде, о воскресении мёртвых и пр. Всё это было «новым вином» и вливать его в «мехи ветхие», т.е. в ветхозаветное понимание было равносильно пролитию вина на землю.
В IV веке Церковь объединила тексты евангелистов и апостолов в канон дав ему статус Священного Писания выделив его из всего Св. Предания, но не отделив. И единая Церковь, а никто иной, руководимая Духом Божьим, сделала то, что сделала. И этот канон, названный Церковью книгами Священного Писания Нового Завета, признают все. Почему же протестантизм отказался от Св. Предания? Потому что без него гораздо проще подтасовывать тексты Писания под свои противоречивые учения. Потому что без Св. Предания можно объявить своё новообразование Церковью и при этом не важно, в каком веке ты появился.
Ещё замечу, что, утверждая о якобы духовном падении Церкви к IV веку адвентизм принимает тот самый канон Писания, который собрала и определила та самая «падшая» Церковь. Каким же образом адвентизм понял, что книги, включённые в Канон те самые, что должны быть там? Если Церковь уже была падшей, то и Дух Божий должен был отступить от неё. И в таком случае, все дальнейшие действия «падшей» Церкви были не под влиянием Духа, но не более, чем деяниями людей-отступников. Да и вообще, как адвентисты определили, что написанному в Библии можно доверять? Ведь «церковники» «падшей» Церкви могли существенно исказить тексты. Но, тем не менее, адвентизм принимает, например, учение о Троице, т.е. учение, о котором не сказано в Писании конкретным текстом, как того требуют все сторонники Западной Реформации.
«Колесо в колесе»
Думаю, Св. Предание и Св. Писание можно сравнить с видением пророка Иезекииля «колеса в колесе»: «Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез.1:16-18). Для протестанта сложно понять, как это, что Св. Писание — это часть Св. Предания и что не Св. Писание прежде, но сначала Св. Предание было. Но это только для нежелающих понять эта мысль неясна. И Св. Предание, и Св. Писание едины и в то же время они как колёса из видения — прекрасны на вид; подобие у них одно; по устроению — одно из другого и оба едины; может показаться, что идут они в разные стороны, но на самом деле они неразделимы и гармоничны; и наполнены вокруг глазами и свидетельствами святых Божьих.
[1] Азбука веры: «Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд». лекция председателя ОВЦС, председателя Синодальной Библейско-Богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона в Великотырновском университете (Болгария). (https://azbyka.ru/svyashhennoe-pisanie-i-svyashhennoe-predanie-pravoslavnyj-vzglyad#ch_0_1)
[2] Там же. Священное Писание наделено Христовой властью.
[3] Читать/скачать статьи разных авторов с Я. Диска «Солёного радио» на тему Священное Предание и Священное Писание.
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов