Послание к Евреям ясно утверждает, что во исполнение прообраза Дня Искупления Христос через крестную смерть/воскресение/вознесение вступил в особое служение, прообразом которого было второе отделение святилища.
В таком случае, доктрина АСД о святилище ошибочна!
Свидетельство Послания к Евреям
Сын — Он «сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте» (Евр. 1:3).
Так как у нас есть великий Первосвященник, прошедший небеса, Иисус Сын Божий, «будем твердо держаться исповедания нашего … Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати…» (Евр.4:14-16).
У нас есть надежда, «которая для души, как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евреям 6:19-20).
Смысл того, что мы говорим в том, что «мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1).
Во второе отделение святилища входил только первосвященник, и то только раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил за себя и за грехи, совершённые народом в неведении. Этим событием и действиями Святой Дух показывал, что путь во Святое святых был закрыт до времени, пока стояла земная скиния. Христос же вошёл в самое Небо не с кровью тельцов и козлов, но во Святое святых раз и на всегда со Своей собственной кровью. Ибо Христос вошёл не в рукотворное святилище, которое было только копией истинного, но Он вошёл в само Небо, чтобы явиться нам в Божьем присутствии ( см. Евр.9:7-25).
Поэтому у нас есть смелость, «входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20).
Важными выражениями являются «десница Божия», «престол благодати», «за завесой», «через завесу», «путь во святая святых», «новый и живой путь», «в святое место»,»служитель святилища, «первосвященник», «как первосвященник каждый год входит во святилище», «кровь приносится во святилище».
Одно и то же выражение с греческого переводится по-разному: «святейший из всех», «святейший», «святое место», «святилище», «самое святое место». Это выражение — ἅγια «ta hagia» (ха́гиа). Таким образом, Послание к Евреям неоднократно подтверждает, что во время написания этого письма Христос уже вошёл в «ta hagia» — т.е. Он уже начал служение в «ta hagia».
Практически каждый ученый христианской эпохи считал, что ἅγια означает самое внутреннее (внутреннейшее, см. Евр.6:19) святилище — т.е. второе отделение, называемое «святым местом» в Лев. 16:2,3, 16,17,23,27. Адвентисты подвергли это сомнению на основании формы множественного числа, утверждая, что множественное число показывает, что имеются в виду обе части. Но сегодня ни один компетентный адвентистский исследователь греческого языка не придерживается такой позиции. Стоит повторить, в Послании к Евреям ясно сказано, что во дни написания послания Христос уже находился в ἅγια — термин, соответствующий второму или внутреннему отделению земного святилища.
ἅγια находится «за завесой». Это место, куда входят раз в год: «первосвященник входит во святилище (ἅγια) каждогодно с чужою кровью» (Евр.9:25). Как видим, именно второе отделение или второй шатёр назывался ἅγια — святое святых или «самое святое», и именно в него каждогодно, т.е. раз в год первосвященник входил с кровью жертвы.
В этом отделении находится Божий престол. Каждый входящий туда оказывался (и оказывается) «одесную Бога». В Евр.6:19,20; 10:19,20 подчёркивается, что Христос во время написания Послания к Евреям уже прошел через завесу в «ἅγια«. Открытие нового и живого пути в «ἅγια» символизировался разрывом внутренней завесы во время смерти Христа на Голгофе, и именно к этому событию относится Евр.10:19,20. В Евр.9:7,8 сказано, что «ἅγια» — это эквивалент «второго отделения». Тексты в Евр. 9:12,24,25 так же, как в Евр.9:7,8 указывают на то же самое, что это была «ἅγια«, в которую один только первосвященник входил один раз в год в День Искупления. Автор послания неоднократно повторяет, что то, что в прообразном служении делал первосвященник раз в год, Христос уже совершил раз и на всегда.
Нет никакого намека на то, что Христос вошёл в первое отделение. И в самом деле, служение в первом отделении в Послании к Евреям не упоминается вообще. Нет даже намёка на то, что Христос начал одну фазу служения, а в будущем начнёт вторую. Такой подход лишает смысла свидетельства послания к Евреям.
Следует подчеркнуть, богословы АСД признали, что выражение «за завесой» применимо ко второй завесе.
Евреям, 9:6-8
Теперь посмотрим на эти же истины с другой стороны.
Значение двух отделений святилища и очищение второго подробно раскрывается только в Послании к Евреям и особенно в главе 9.
Что касается служения Христа, то, как уже говорилось, Послание к Евреям недвусмысленно утверждает, что при Своём вознесении Он вошел «за завесу» и что верующие в тот день ожидали, что Он скоро выйдет, чтобы благословить ожидающее собрание (см. Евр.9:28). Как уже было сказано, в послании ничего не говорится о двух фазах служения Христа в Небесном святилище. Акцент делается на уже совершенном искуплении, уже достигнутом искуплении — работе, уже проделанной и совершенной раз и навсегда, в отличие от затянувшихся левитских богослужений. Ко времени написания этого послания грех уже был устранен (см. Евр.1:3; 9:12, 26; 10:11-14), и наш Царь-Первосвященник воссел одесную Бога.
АСД избегали простых и сильных утверждений в Послании к Евреям различными аргументами.
- «За завесой» означает «за первой завесой».
- Ta hagia — это термин множественного числа, и поэтому он относится к входу Христа в святилище с двумя отделениями для выполнения двух фаз служения.
- То, что раннее святилище было тенью и прообразом Небесного, говорит о том, что служение Христа состоит из двух фаз.
Но у этих аргументов есть проблемы:
- Невозможно подтвердить, что «за завесой» означает «за первой завесой».
- Все греческие учёные признают, что ἅγια — это форма множественного числа с единственным значением. ἅγια находится «внутри» или «сквозь» завесу. Христос должен был пройти через завесу, чтобы войти в ἅγια. ἅγια — это место, куда первосвященник входил раз в год. Эти истины ясно изложены в 10:19,20 (ср. 6:19,20); 9:7,8,12,24, и делают невозможным утверждение, что этот термин охватывает обе части.
Аргументы АСД игнорируют простой смысл Послания к Евреям 9:6-8. Эти тексты утверждают, что первое отделение имело значение только до тех пор, пока существовало служение в первом отделении (см. Евр.9:8). То есть служение в первом отделении имело отношение только до креста и никак после него.
В 9:6-8 говорится, что первая скиния (то есть первое отделение, см. тексты 2, 6), в которую ежедневно входили священники, имела свой статус только до тех пор, пока не пришла реальность, см. тексты 9-14. Теперь, когда «Христос пришел» и «вошёл со Своей кровью» в ἅγια, то служение в первом отделении прекратило своё существование. Служение в первом отделении земного святилища теперь не имело смысла, т.к. на Небесах есть только служение ἅγια — это самое святое, Святое святых из всех прообразов второго отделения. Ограниченный доступ к Богу и вечно незавершённая работа священников, о чём как бы говорило наличие первого отделения, контрастируют с дерзновением, с которым все верующие могут теперь войти во второе отделение с великим Первосвященником, благодаря Его вечному, раз и навсегда совершённому искуплению.
Читатель должен заметить, что «второе» в тексте 7 тождественно с ἅγια в тексте 8. То есть второе отделение, в центре внимания писателя, была «святейшей из всех» (или «святым местом» в смысле Лев. 16:2,3, 16,17 и т.д.), ἅγια, которая теперь стала явной (или «открытой») через жертву Христа на кресте. Евр.9:8 с его ссылкой на «путь» следует сравнить с использованием того же термина в Евр.10:20, где ясно сказано, что это «путь» «через завесу».
Комментарии по хронологии не следует игнорировать. В тексте 8 у нас есть «доколе» или «пока», но в тексте 10 у нас есть параллель «до времени». Таким образом (текст 8) «доколе стои́т прежняя скиния» по смыслу тождественно с «установлены были только до времени» (текст 10). Таким образом, мы видим, что «время улучшения» эквивалентно тому, что было представлено «вторым», «самым святым из всех», ἅγια.
Эта же мысль содержится в 10:1, где нам сказано, что прообразные приношения указывали на грядущие блага. Таким образом, всегда существует контраст между временем до креста, представленным служением крови животных земными священниками, и временем после креста, когда Христос открывает неограниченный доступ к самому престолу Бога.
Как первое отделение было для второго, так и первое святилище левитской эпохи было для небесного святилища. После 6-го текста апостол никогда не говорит о первом отделении, поскольку отныне его главная цель — Небесное святилище, и оно всегда обозначается как ἅγια «за завесой».
Тот факт, что земной первосвященник ежегодно входил в ἅγια с кровью (см. Лев. 16:25), ясно показывает, что ἅγια — это самая внутренняя часть святилища, открытая для входа только в День Искупления. Сделать ἅγια в тексте 8 и в других местах святыми местами (т.е. множественным числом) привело бы к бессмысленности большинства текстов, использующих этот термин. Например, в 9:25 написано, что первосвященник раз в год входил в два отделения, тогда как то, что он входил раз в год, было внутреннейшим отделением.
Глава, в которой мы находим этот ключевой отрывок из 9:6-8, — это глава Нового Завета, посвященная Дню искупления. Акцент делается на первосвященнике (ἅγια, один раз в год, кровь быков и козлов, доступ за завесу — всё это мотивы Йом Киппура. Вход нашего Царя-Первосвященника через завесу к престолу Божьему встречается на протяжении всего послания (см. 1:3; 2:17; 4:16; 6:19,20; 8:1; 9:8,12,24-25; 10:19; 13:11). Этот вход исполнил День искупления. Окропление тёплой несвернувшейся кровью ковчега сразу после убийства жертвы никак не могло указывать на 1844 год.
Евр. 9:23 не может быть законно истолковано, как относящееся к будущему. Применение адвентистами этого текста к 1844 году, — а для автора послания это событие было далёким будущим, — ошибочно. Первое слово текста 24 связывает очищение с тем, что первосвященник делал ежегодно, и подтверждает, что теперь это сделал Христос. См.тексты 26-28, в которых далее уточняется, что очищение святилища было избавлением Христа от греха через жертву Самого Себя (идентично значению пролития крови в тексте 22).
Уместно спросить, что нужно было бы написать в послании к Евреям, если бы взгляд адвентистов на двухфазное небесное служение был правильным. В этом случае в таком месте, как Евр.9:8, можно было бы ожидать чего-то вроде: «Таким образом, Святой Дух показывает нам, что будет также две фазы небесного служения, как и на земле». Далее, мы ожидаем, что позже в этой главе мы найдём упоминание о Небесном служении в первом отделении, а затем также обещание, что в конечном счёте Христос когда-нибудь в будущем начнёт Своё последнее служение «за завесой».
Мы также ожидаем ссылки на Дан.8:14 и утверждение, что это следственный суд. Но, ничего из этого нет, и неудивительно, что богословы АСД не советуют искать в Послании к Евреям поддержку схемы святилища согласно АСД.
Наиболее распространенным возражением против вышеупомянутого тезиса является третье, озвученное ранее, что, поскольку земное святилище было тенью и прообразом небесного, должен быть небесный эквивалент первого отделения, за которым следует более позднее «служение во втором отделении». Но автор Послания к Евреям действительно применяет символизм служения, состоящего из двух частей (ежедневное служение в первом отделении и годовое служение во втором), а не, как это показывают адвентисты, к двум фазам, осуществляемым Христом после вознесения, а скорее первое служение (ежедневное), представляющее Моисееву систему жертвоприношения животных, которое заканчивалось на кресте, а другое (ежегодный День искупления), представляющее Христа на кресте, вознесение и восседание одесную Бога.
Послание к Евреям и адвентисты
Объясняя Дан.8:14, ранние СДА в значительной степени опирались на Послание к Евреям 9. Но когда читаешь Послание к Евреям 9, сразу бросаются в глаза некоторые вещи. В нем нет явного намека на книгу Даниила и, конечно же, на Дан.8:14. Очищение святилища применяется, но всегда к тому, что уже произошло до написания послания. Для автора Послания к Евреям очищение-это прошлое, а не будущее. В этой главе Лев. 16 неоднократно применяется к его дню, а не к нашему.
Доказательства должны приниматься или отвергаться не из сектантских предрассудков, а на здравых библейских основаниях.
- Комментаторы согласны с тем, что ссылки в Послании к Евреям 9 относятся ко Дню Искупления. Мы не знаем ни одного классического комментария на послание к Евреям, который не видел бы в Евр.9:8, 12, 24, 25 День Искупления.
- Опять же, мы не знаем ни одного известного экзегета, который не признал бы, что эти стихи подтверждают, что День Искупления уже начался во времена автора Послания Евреям.
- Большинство комментаторов текста ссылаются на тот факт, что форма множественного числа здесь имеет единственное значение. Грамматики перечисляют hagia среди этих существительных в Новом Завете во множественном числе по форме, но в единственном числе. Небо и мир — другие. Форма передает многообразие или полноту.
- Выражение «за завесой» или «через завесу», встречающееся до и после гл. 9, говорит о входе первосвященника во Святое Святых в День Искупления. Следовательно, завеса — это завеса перед отделением Святое святых.
Послание к Евреям, 9
Служение Иисуса показано лучшим, чем служение Аарона
Год за годом Аарон должен был проходить через (за) завесу с кровью жертвенного животного в День Искупления. Но Христос вошёл в неё сразу же после принесения Себя в жертву, раз и навсегда. Теперь мы во внешнем дворе ожидаем Его выхода из Святого святых. «Еще немного, и грядущий придет и не замедлит…» (Евр.10:37).
Аарон мог приближаться к божественному присутствию только раз в год, но Иисус воссел по правую руку Бога, чтобы пребывать с там постоянно. Аарон входил с трепетом, Иисус — Победителем. Аарон был всего лишь священником, но Иисус ещё и Царь. Аарон подходил с фимиамом, чтобы не умереть, и его служение закончилось с его смертью. Наш «Аарон» не нуждается в какой бы то ни было защите, и Его служение бесконечно.
Ограниченный доступ до Креста
Язычники могли входить в выделенный им дальний двор, женщины-еврейки — во двор для женщин, мужчины-евреи — в свой двор, левиты — до первой завесы, священники — до второй, первосвященник — «за завесу», но только раз в год и только на очень короткое время.
С самого начала этой темы сказано, что завеса ограничивала доступ, а смерть была наказанием для тех, кто наруша это ограничение (см. Лев.16:2).
«Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евреям 9:8-12).
Запечатанное внутреннее отделение говорило об ограничении доступа во времена до крестной смерти Мессии
Всё служение земного первосвященника и его помощников не могло усовершенствовать совесть молящегося. Оно касалось только внешних вопросов. Когда первосвященник вошел во Святое святых, Он не обеспечил себе никакого вечного искупления, а только временную отсрочку. Но Иисус служит в более великом святилище, Небесном, и вошёл «раз и навсегда», не с жертвой животного, но с заслугами Своей собственной жертвы, обеспечив этой смертью вечное искупление для всех.
«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:13-14).
Все очистительные церемонии, включая посвящение святилища и День искупления, имели отношение только к образам, но во Христе совершилась реальность.
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр.9:24).
Обратите внимание, что ко времени написания Послания к Евреям очищение святилища и вход в него Христа уже имели место.
Иисус не входил в Небеса, чтобы снова и снова «приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:25-26).
Аарон знал, что раз в год ему придётся проходить одну и туже процедуру служения. Но служение Христа одно и на все времена.
«Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28).
День искупления в Послании к Евреям, 9
День искупления упоминается семь раз: «один раз в год». «во второе [отделение]», «за завесу», «кровь тельцов и козлов», «воспоминание грехов, повторяемое каждый год», «только первосвященник», «через завесу,» сначала за его собственные грехи, а затем за грехи народа».
Кроме того, Послание девять раз упоминает Христа, как Первосвященника. Тема Послания — первосвященническое служение Христа, и единственным отличительным служением первосвященника был День Искупления.
Чтобы подчеркнуть превосходство нового устройства, автор сначала обрисовывает, в общих чертах, старое и подчёркивает его ограничения по качеству и времени. Ветхозаветное состояло только из внешних таинств, приносящих церемониальное очищение людям, не имеющим прямого доступа к Богу, и было «рабочим» только до пришествия Мессии. Он говорит нам, что как первое отделение было для второго, так и Моисеева скиния — для Небесного святилища.
Обратите внимание на его слова.
«При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение, а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего» (Евр.9:6-9).
«Однажды», «ἅγια» и «кровь тельцов и козлов» — всё это относится ко Дню искупления.
Обратите внимание на следующие параллели:
«Во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр.9:7).
«Не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12).
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью» (Евр.9:24-25).
«Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:19-20).
«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20).
«Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою» (Евр.10:22).
Все эти отрывки имеют отношение к вхождение в присутствие Божье:
9:7 — земной первосвященник вошёл в День Искупления
9:12 — Христос исполнил этот прообраз после пролития Своей крови
9:24 повторяет суть текста 12. (Обратите также внимание на параллель между «большей и совершенной скинией», «не такого устройства» в ст. 11 и «истинного», «самого неба» в ст. 24)
10:19-22 — увещает христиан следовать за Христом верой и дерзновением, поскольку они также теперь цари-священники и не должны, подобно типичному первосвященнику, трепетать при приближению к Богу.
Итак, Послание к Евреям подчеркивает, что кровь Христа открыла доступ к присутствию Божьему, о чём свидетельствует вход Первосвященника в Святое святых в День Искупления.
D. Ford, abridged from Daniel 8:14 — Chapter 2
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов