Я неоднократно говорил в своих статьях, что почитание субботы на Руси было отличительной чертой древнерусской христианской традиции, пришедшей на Русь еще с апостолом Андреем и подавленной (но не уничтоженной) Софьей Палеолог и ее римским и греческим окружением. Таким образом, еще до Петра Первого, систематически уничтожавшего все русское на Руси, вплоть до своего сына, у него были «предтечи», устроившие на Руси кровавую инквизицию, которая убила первого коронованного на Руси государя Дмитрия Иоанновича и нанесла сокрушительный удар славянскому христианству. Тем не менее, даже после сожжения старо-русских субботников греческими инквизиторами, в народной памяти и в церковных обычаях суббота осталась жива как день покоя и отдыха. И одним из самых ярких свидетельств этому является обычай Параскевы Пятницы.

Слово «параскева» (греч. παρασκευη параскэуэ) означает «приготовление [к субботе]; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)…» В народе говорили: «Кто дело в пятницу начинает, у того оно будет пятиться». Пятница, другими словами, была не для того, чтобы начинать новые дела, но чтобы заканчивать дела старые в приготовлении к субботе. Почитание субботы как священного дня покоя в народной христианской традиции Древней Руси было таким значимым, что пятнице придавалась роль дня полу-священного — ведь с заходом солнца начинался субботний день, а к нему надо было успеть приготовиться: помыть дом и себя, приготовить еду, навести порядок, успокоиться.

В русской традиции образ пятницы как дня приготовления к субботе интересным образом ассоциировал с великомученицей, пользовавшейся любовью первых христиан на Руси — святой Параскевы, или просто Пятницы, которая стала духовной матерью православных верующих на многие века. К ее мощам приходили просить защиты и исцеления, а ее образ носили на оборотной стороне иконы с изображением Богородицы. На Руси ее знали под несколькими именами: Прасковья, Петка, Пана, Параша, а сербы дали ей имя Света Петка. Широкую известность получила резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши. Она почитается в Русской православной церкви чудотворной и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Отец Параскевы был сенатор и оставил ей солидной состояние, на которое она открыла приют для бедных и странников, нуждавшихся в крове. Когда Диоклетиан учинил гонения на христиан, Параскева оказалась в числе арестованных. Палачу было приказано содрать всю одежду с юной девушки и стегать ее воловьими жилами, одновременно склоняя ее к принятию язычества. Но великомученица только молила Бога дать ей сил пережить все мучения. На Руси Пятница пользовалась особой любовью у православных женщин, которые почитали пятничный день, откладывая все свои дела и рукоделие. Ее икона была настолько популярна, что находилась в домах христиан наравне с иконой Николая Чудотворца и Божьей Матери.
Храмы во имя святой Параскевы издавна назывались Пятницами — и таких храмов до сих пор сохранилось множество. Но в десятки и сотни раз было больше небольших придорожных часовенок, путевых столбов, крестов, которые устанавливали — и до сих пор устанавливают — на распутьях и перекрестках дорог. Сами перекрестки тоже носили названия «пятниц». Они служили сразу нескольким целям:

(1) они напоминали путникам, что в субботу надо стараться быть в церкви и дома, а не в пути-дороге; (2) они были рекомендованным расстоянием субботнего пути (в субботу люди старались не идти, без нужды, далее окружавших их «пятниц»; (3) до «пятниц» провожали родных и знакомых, когда те уезжали из населенного пункта; (4) если вечер пятницы заставал путника в пути, то он мог смело остановиться в любом доме, который находился между двумя «пятницами» — часовенками или крестами, которые отмечали начало и конец населенного пункта. В повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» между главными героями — Алексеем и Лизой, изображающей крестьянку, — происходит следующий диалог: «И ты не обманешь меня? Не обману. Побожись. Ну вот те святая пятница, приду.»
В традиционном сознании Параскева Пятница представлялась в образе красивой девушки или молодой высокой стройной женщины. Высоких женщин в народе так и называли — «долговязой пятницей». Отличительными чертами народного образа Параскевы Пятницы были тС наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, так как эта святая была покровительницей женщин и их занятий. Крестьянки повсеместно считали ее «бабьей святой» — своей заступницей, а праздники Параскевы Пятницы получили название «бабьих», или «женских».
Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ей девушки задавали в своих молитвах вопрос, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помочь этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». В этот день девушки на Руси соревновались в своем рукоделии и в умении готовить пищу, ткать, вести хозяйство. Такая пословица как «Не красна изба углами (образами, иконами), а красна пирогами» в особенности обретала актуальность по пятницам.
Некоторые полагают, что почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Это ошибочное мнение происходит из ошибочного представления о том, что христианство пришло на Русь только с греками, в 10-м веке. На самом же деле христианство пришло на Русь еще в первом веке, вместе с апостолом Андреем первозванным. Все эти столетия христианства от нас теперь стараются скрыть, но уже не получается.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
Открытая семинария — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
«Новости христианства» — Telegtam, ВКонтакте
No Comments