«В начале было Слово…».
Адвентистам об адвентизме и Православии
Исследование учения Адвентистов седьмого дня в свете книг Священного Писания, учения Церкви и истории
СОДЕРЖАНИЕ
Цикл передач слушать/скачать Я.Диска
Страница сайта с дополнительными статьями по циклу
Учение о Церкви. Ветхий Израиль и Церковь
Священное Предание или Священное Писание?
О всеобщем священстве верующих и реакции Церкви на разделения и ереси
Смотреть передачу ВКонтакте; YouTube; RuTube
«Вселенская Церковь включает, в себя всех, кто истинно верит во Христа. Но в последние дни, когда широко распространилось отступление от библейских истин, Бог призвал Свой верный Остаток, чтобы он соблюдал заповеди Божьи и хранил веру в Иисуса. Этот Остаток провозглашает наступление часа суда, возвещает спасение через Христа и проповедует приближение Его второго пришествия.»[1] (Курсив добавлен).
Про Вселенскую Церковь, видимую и невидимую, мы уже обсуждали ранее. Теперь же, авторы доктрин обращают внимание читателя на книгу Откровение, гл. 12, где упоминается некий срок: 1260 дней (ст.6), «время, времена и полвремени» (ст.14), интерпретируя этот срок, как 1260 лет. Тем самым авторы доктрин пытаются соединить этот период с неким периодом, упомянутым в Дан.7:25; 12:7 и, особенно, с Дан.8:14, пытаясь объяснить своё появление в этом мире и свою претензию на именование адвентизма Церковью Христа.
Заявляя о том, что Бог призвал остаток «чтобы он соблюдал заповеди Божьи и хранил веру в Иисуса», адвентисты говорят, что до этого момента для Бога это было не столь важным. И люди, пребывавшие нарисованной ими «вселенской церкви» вполне спасались каким-то своим образом. Но, если до 1844 года, верующие пребывающие в разных «церквях» получали спасение согласно своей вере и согласно открытому им свету, то зачем ужесточать условия спасения? И каким образом «распространилось отступничество», если до 1844 года, по утверждению АСД, не было основного/единого критерия спасения сохраняемого видимой Церковью, т.к. она пала, но было, как в древнем Израиле: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).
Но в своей интерпретации авторы Доктрин исходят из ошибочной концепции, уже не раз разоблачённой в наших исследованиях, о возможном отпадении тела-Церкви от Главы Христа. В данной части Доктрин теперь приводится в пример отпадения Церкви две женщины: чистая женщина, облечённая в Солнце (см. Откр.12) и женщина-блудница, сидящая на звере багряном (см. Откр.17).
«В библейском пророчестве чистая женщина символизирует собою верную Божью Церковь. Женщина, изображенная блудницей, символизирует собой Церковь-отступницу (см. Иез. 16; Ис. 57:8; Иер. 31:4, 5; Ос. 1- 3; Откр. 17:1-5).»[2] (Курсив добавлен).
Как уже было сказано не раз, у Христа была, есть и останется лишь одна невеста-Церковь. И как уже обсуждали ранее, ставить знак «равно» между ветхозаветным Израиль и новозаветной Церковью нельзя. Если и говорить об отступлении др. Израиля, то важно всегда помнить, что даже несмотря на его духовные падения, Бог ни разу не отверг его, не избрал вместо него какой-либо иной народ. Израиль с переданным ему учением Моисея, пророков был доведён до Первого пришествия Христа. Так же и Церковь, получившая от Христа учение, благодать Духа Святого, водимая Им не была и не будет заменена на какую-либо иную Церковь-невесту. Бог не может оказаться неверным Себе, ибо Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).
Но адвентизм учит, что Бог не смог сохранить невесту-Церковь от духовного прелюбодеяния и она к IV веку пала. И только в XIX веке Он смог, дав некое откровение о скором Втором пришествии Христа посредством ложного понимания некоего пророчества, указывавшего, оказывается, на другое событие Он создаёт новую Церковь-невесту, при этом отвергнув прежнюю. В желании закрепить свой статус, как Церкви Христа, почитаемая адвентистами за вестницу Божью Э. Уайт писала: «Будет казаться, что церковь вот-вот упадёт, но она не падёт. Она будет стоять, пока грешники Сиона не отсеются и не отделятся, как мякина отделяется от драгоценной пшеницы. Это будет ужасное испытание, но тем не менее оно должно прийти.»[3] (Э. Уайт, «События последних дней» Гл. 12. «Просеивание»).
Скажите, дорогие адвентисты, как могло так случиться, что первую Свою невесту-Церковь Бог не смог сохранить, а вторую, по заявлению Э. Уайт, Он сохранит вопреки всем грешникам, всякому греху, пытающемуся проникнуть в Церковь. Как так получилось, что первая Церковь допустила, согласно вашему учению, грех в свою среду и пала, а вторая этот самый грех сможет отвергнуть, а мякина-грешники будут просеяны? Разве вы можете доверять такому непостоянному, не всесильному Богу, который с самого начала не смог сохранить созданное Им Самим?
1260 лет и «знамения» Второго пришествия
«Сатана начал жестоко преследовать жену — Церковь (см. Откр.12:13), которая хотя и сильно пострадала, но тем не менее выжила. «Пустыня» — это новые и малонаселенные земли, которые служили убежищем для верных Божьих детей в течение 1260 пророческих дней, или 1260 буквальных лет (Откр.12:14-16; о принципе «день за год»[4] см. главу 4 этой книги).
В конце этого периода в ответ на знамения скорого возвращения Христа на арене великой борьбы появляется Божий народ, преданный истине среди всех испытаний. Иоанн называет эту верную группу «прочими (буквально — остатком) … сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). Дьявол с особой силой ненавидит этот Остаток (см. Откр.12:17).»[5] (Курсив добавлен).
Для начала приведу два высказывания из отцов Церкви по Откр.12:14.
«Рождающая и родившая в сердцах верующих младенца мужеского пола — Слово — и удалившаяся непорочною и неповрежденною от ярости зверя в пустыню, есть, как мы сказали, мать наша — Церковь. Пустыня, в которую она пришла и питается там тысячу двести шестьдесят дней, поистине свободна от зол, непроизводительна и бесплодна для тления, неудободоступна и неудобопроходима для многих, но плодоносна и питательна, и цветуща, и удободоступна для святых, исполнена мудрости и произрастающая жизнь. Это прекрасная и богатая растениями, и благовонная обитель добродетели, где льются ароматы, когда поднимается ветер с севера и приносится ветер с юга (Песн.4:16); и всё исполнено божественной росы, будучи увенчано неувядающими растениями бессмертной жизни, где и мы теперь собираем цветы и чистыми перстами плетём для царицы пурпуровый и блистательный венок девства.» (Священномученик Мефодий Олимпийский, Патарский (†311) «Пир десяти дев»)
А вот, что писал, упоминая свмч. Мефодия, три века спустя святитель Андрей Кесарийский:
«Когда, говорит, действующий в антихристе дьявол вооружится чрез него на Церковь, тогда избранные и достойнейшие, презрев гражданские доблести, суеты и мирские удовольствия, побегут, по словам великого Мефодия, в пустыню, чуждую всякой злобы и плодоносную для всех добродетелей и там избегут нападений воюющих демонов и злых людей. Не лишено вероятности и то, что и чувственная пустыня, как прежде мучеников, спасёт убегающих от наветов отступника и лжехриста в горах, пещерах и пропастях земных.
Три с половиною года, означаемые тысяча двумястами шестьюдесятью днями, есть время, в продолжение которого будет владычествовать отступление.
От него да избавит нас великий Подвигоположник, не попускающий быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10, 13), и да дарует нам крепкий помысел, неослабевающий и непреодолимый противными нападениями, чтобы, законно подвизавшись против начальств и властей тьмы, украсились мы венцом правды и удостоились почестей и наград победы. Ибо Ему, чрез немощных обращающему в бегство сильных воздушных князей, подобает победа и держава со Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.» (Андрей Кесарийский, свт. (†637) «Толкование на Апокалипсис») (Курсив добавлен).
Как видим, великие христиане ранних веков воспринимали и пустыню, и указанные в Апокалипсисе сроки иначе, нежели понимают появившиеся лишь в 19-м веке адвентисты. Но задам адвентистам вопрос, исходящий из текста Доктрин «на арене великой борьбы появляется Божий народ, преданный истине среди всех испытаний». Разве до 19 века не было народа Божьего «на арене великой борьбы»? Разве всё время до адвентизма не было народа Божьего, преданного истине? Разве пала Церковь Христа под гнётом испытаний? Ещё и ещё раз спрошу: как может так быть, что Бог сможет позаботится о «новой» церкви АСД в будущем и она, по словам Э. Уайт, не падёт, но лишь грешники-мякина отделятся в испытаниях от чистого зерна, а позаботиться о Своей истинной Церкви, теле Христа, единственной невесте Своей Он не смог, и она уже к IV веку пала? Какого же Бога исповедует адвентизм? Слабого, непостоянного, неверного Своему слову.
Возможно, адвентист скажет, что слово «появляется» говорит о том, что до определённого момента Церковь была сокрыта в пустыне. Но, согласно верного толкования этого места Писания, пустыня не только и не столько пустое географическое место, сколько место свободное «от зол», «бесплодное для тления», т.е. речь идёт о духовном пребывании Церкви, защищённой от тлетворного влияния мира. Что же до периода 1260 дней, то и об этом ясно сказано, что этот период не превышает в годах 3.5 лет.
Далее, авторы Доктрин предлагают ряд вопросов и своих ответов. Предлагаю внимательно разобраться в предложенных толкованиях адвентизма:
«Когда и где были эти преследования? Как и почему сатана преследует верную Церковь? Когда появился Остаток? Какова его миссия? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к Священному Писанию и истории.
Преследования христианской Церкви начались во времена языческого Рима, а затем верных христиан преследовали отступники в рядах самой Церкви. Это богоотступничество не должно вызывать недоумения: Иоанн, Павел и Христос предсказали его.»[6] (Курсив добавлен).
Итак, учителя адвентизма утверждают, что начало гонений было положено при языческом Риме. Но они не уточняют, кто именно начал эти гонения. Из истории и Писания нам известно, что первыми гонителями были те, кто некогда был избранным народом Божьим, — иудеи. Среди них был Савл, «гонитель Церкви Божией» (см. Флп.3:6), которому было доверено стеречь одежды убийц диакона Стефана (см. Деян.7:58). Когда же Савл, встретив Христа стал христианином, то и он попал под молотило гонений от тех, кто ещё недавно направлял его, Савла, против Церкви Христа. Несколько раз Савла, ставшего к тому времени апостолом Павлом, заключали в тюрьму, побивали камнями, избивали и, в итоге, увезли в Рим, где и казнили по римскому закону, ка римского гражданина.
В 44-м г. по РХ Ирод Агриппа I, желая показать своё рвение по иудейской вере, возбудил гонения на первых христиан, и убил одного из 12 апостолов, Иакова Зеведеева. Прочим апостолам удалось скрыться.
Позже, уже после смерти Ирода Агриппы, первосвященник Анан II[7] воспользовался установившемся в римской провинции безвластием и возобновил гонения на христиан. Как следствие, был казнён Иаков, первый Иерусалимский епископ. Апостол Пётр, вместе с другими христианами также подвергался гонениям от иудеев, и, как следствие, был казнён.
Гонения со стороны иудеев прекратились лишь после подавления великого еврейского восстания, начавшегося в 66 году и закончившегося уничтожением Иерусалима, разрушением Второго Храма, массовым избиением и рассеянием евреев в 70 году.
Что же значит выражение «верных христиан преследовали отступники в рядах самой Церкви», как не очередная ложь адвентизма?
Из истории известно, что верные истине христиане, отстаивающие учение Церкви, были гонимы. Например, свт. Афанасий Великий претерпел пять ссылок, в общей сложности в ссылках пробыл 17 лет. Несколько лет был вынужден скрываться из-за угрозы быть убитым. За что, спросите вы. За учение о Троице.
Ещё известно о прп. Максиме Исповеднике, которому отрезали язык и отрубили кисть правой руки, чтобы он не мог писать. И это за то, что он учил о двух волях во Христе.[8]
Нельзя не упомянуть о гонениях на православных от иконоборцев. О том, как император Лев Исавр иконоборец, ради устранения защитника Православия Иоанна Дамаскина приказал своему писцу подделав почерк Иоанна написать письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин описывает унижения, которым подвергаются христиане от мусульман. В этом же письме были отмечены слабые стороны омейядского государства и предложение императору помощи в свержении халифа Омара Ибн Абд аль- Азиза[9], т.к. Дамаск охраняется небрежно и войско императора овладеет им без труда. Другими словами, этим письмом Иоанна обвинили в гос. измене. Император же, в свою очередь, притворно выказал своё расположение халифу сказав, что такого изменника Иоанна следует казнить. В итоге, произошло нечто похожее на историю с проком Даниилом, когда его, оклеветанного, царь повелел бросить в ров со львами. Разгневанный халиф приказал отрубить И. Дамаскину руку и прогнать его прочь. Что и было сделано. Впоследствии с Иоанном Дамаскиным произошло чудо Божие, которое показало его невиновность и восстановило его в глазах халифа.
Как видим, от еретиков верные христиане претерпевали притеснения и скорби. Если же следовать логике адвентизма, то им следует прислушаться к таким людям, как Иоанн Дамаскин утверждавших веру Православную и в частности, например, учение о почтительном отношении к священным изображениям. Ведь адвентисты говорят, что отступники гнали истинных христиан: гонителем был император-иконоборец Лев Исавр, гонимым — православный христианин Иоанн Дамаскин, почитавший священные иконы.[10] Выводы делайте сами, дорогие адвентисты.
Пытаясь утвердить свою идею о неизбежном падении Церкви учителя адвентизма говорят:
«Во время Своей последней продолжительной беседы с учениками Иисус предостерёг их от грядущего обмана. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, — сказал Он. — Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:4, 24). Его последователи испытают время «великой скорби», но уцелеют (Мф. 24:21, 22).» (Курсив добавлен).
И снова ложь обличает саму себя. Говоря о «великой скорби» адвентизм подразумевает некое событие в будущем, когда антихрист явит свою великую силу физическую, силу обольщения и совращения людей. Но если, по утверждению адвентизма, Церковь выдержит это страшное время благодаря защите Христовой, то неужели для Церкви, рождённой в День Пятидесятницы и закалённой в борьбе с иудаизмом, язычеством и разными ересями не досталось от Христа сил для сохранения верности и сохранения веры? Неужели она не уцелела, но развратилась и развалилась на множество разноверующих групп и отдельных людей?
«Окончание этих гонений будет отмечено грандиозными знамениями в природе, которые укажут на близость возвращения Христа (см. Мф. 24:29, 32, 33).»[11]
«Растянув» 3.5 года (1260 дней) на годы и притянув «за уши» текст из Мф.24, адвентизм, таким образом, попытался оправдать и ложное исчисление Миллера о дате возвращения Христа, и последующую выдуманную теорию о двух отделениях в небесном святилище, и о двухфазном служении в нём Христа, и свою миссию возвещения «трёхангельской вести».
Что же до привязки упомянутых Христом событий, которые должны произойти перед Его Вторым пришествием, то и здесь адвентисты выдали желаемое, за действительное в попытке оправдать своё появление в религиозном мире.
Во-первых, говоря о таких явлениях, как падение звёзд, помрачение солнца, землетрясение и т.п. стоит понимать, что они должны идти друг за другом, только в таком случае их можно рассматривать как нечто знаковое, предупреждающее о некоем близком важном событии, грядущем в мир. Но используемые адвентистами такие события как метеоритный дождь, землетрясение в Лиссабоне и солнечное затмение в качестве доказательств исполнения слов Христа и вот-вот грядущего Второго пришествия — не выдерживают критики. Между упоминаемыми ими событиями проходило порядка 25-30 лет. А если учесть, что с момента последнего события, метеоритного дождя, прошёл уже 191 год[12], то назвать их «знаками пришествия Христа» никак не получится. С таким же успехом, знаком пришествия можно назвать, например, извержение Везувия и гибель города Помпеи в 79 году.
Землетрясение. Э. Уайт утверждала, что Лиссабонское землетрясение стало «самым ужасным землетрясением, которое когда-либо было зарегистрировано»[13]. Но так ли это на самом деле? Из истории известно, что по разрушительности самое страшное землетрясение произошло в Китае в 1556 году, в результате которого погибло 830 000 человек, что почти в двенадцать раз больше, чем при Лиссабонском землетрясении. Но, может быть, магнитуда лиссабонского землетрясения была самой большой? И здесь адвентистов ждёт разочарование. Самое сильное по магнитуде землетрясение было зарегистрировано в 2004 году на Суматре, Индонезия, 9.1 баллов. Количество жертв исчисляется 281 000 человек, что также превышает Лиссабонское землетрясение.
Итак, землетрясение на Суматре не только погубило в четыре раза больше людей, чем Лиссабонское землетрясение, но оно произошло на 249[14] лет ближе к ожидаемому пришествию Христа!
Итак, очередной раз можно увидеть, что учение адвентизма не выдерживает элементарной проверки историческими фактами и простой логикой.
«Павел также предостерегал христиан: «По отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29, 30). Эти «волки» поведут Церковь к «отступлению», или «отпадению».» (Курсив добавлен).
Опять видим, как адвентизм противоречит словам своей «пророчицы» сказавшей, что «церковь не падёт». Ап. Павел сказал, что будут те, кто будет искажать учение Церкви, ради совращения христиан. Но мы не найдём и единого слова апостола Павла или других апостолов о том, что Церковь падёт.
А используя слова ап. Павла 2Фес.2:3, 4, 9, 10 и приписывая ему идею падения всей Церкви адвентисты сами показывают волками, входящими в стадо Христово. При внимательном прочтении его слов ясно, что апостол говорит об антихристе, беззаконнике и всех, кто верит его лжи. И о таковых антихристах, предшественниках главного антихриста, говорил и ап. Иоанн (см. 1Ин.4:1, 3). Кстати, говоря в своём послании об антихристе ап. Иоанн говорил о бывших уже в его время еретиках, учивших, что Иисус не Сын Божий (см. 1Ин.4:15; 1Ин.5:5), отрицавших Его воплощение (см. 1Ин.4:1-3) и мессианское значение (см. 1Ин.1:22). О таковых апостол говорит, что они хотя и были в Церкви, но вышли из неё, ибо по сути своей не принадлежали телу Христа (см. 1Ин.2:18, 19). А в книге Откровение видно, что еретиками были иудействующие (см. Откр.2:9; 3:9). Один из ближайших преемников ап. Иоанна святой Ириней, епископ Лиона в своём труде «Против ересей»[15] отмечал главу иудействующих еретиков — Керинфа, который действительно был иудеем. А Епифаний свидетельствует[16], что этот Керинф был из числа восстававших против ап. Павла и Петра, т.к. апостолы крестили язычников без обрезания (см. Деян.13:3, 15).
Итак, следуя словам апостола Иоанна видно, что не Церковь духовно падает, но те, кто следует всякого рода лжи и ереси. Именно таковые извергаются из тела Христова, создавая нередко свои еретические сообщества.
Что такое «остаток» согласно Библии
Адвентизм учит, что «Выражение «прочие» означает «оставшиеся», или «остаток» (Откр.12:17). В Библии Остаток изображён как небольшая группа Божьего народа, которая, несмотря на бедствия, войны и отступление, осталась верна Богу. Этот верный Остаток послужил как бы корнем, из которого Бог произрастил Свою видимую Церковь на земле (см. 2Пар.30:6; Езд.9:14, 15; Ис.10:20-22; Иер.42:2; Иез.6:8; 14:22).» (Курсив добавлен).
Первое, что нужно учесть, это слова Христа о Своём народе, о Церкви: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). Читая эти слова в контексте, мы видим, что они были сказаны в присутствии тысяч народа, который собрался ко Христу (см. Лк.12:1). Можно сколько угодно стоять около Христа, слушать Его слова, даже получать от Него хлеб, но при этом не быть в Его стаде-Церкви. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). А среди прочего, воля Отца заключается не в том, чтобы создавать самочинные собрания со своими учениями, но в том, чтобы пребывать в Церкви Христа, сохраняя и подвизаясь «за веру, однажды преданную святым» (Иуд.1:3). Итак, нельзя сказать, что остаток, это некая часть, некогда целого, большего по количеству народа, но в итоге отступившего от Христа. Церковь изначально была малочисленной, по сравнению с многочисленными последователями всевозможных еретических и ложных учений.
Послужил ли этот остаток «невидимой церкви» «как бы корнем, из которого Бог произрастил Свою видимую Церковь на земле»? Рассмотрим текст Откр.12:17 и предлагаемые авторами Доктрин тексты Писания, чтобы ответить на этот вопрос.
«И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). Чтобы разобраться в том, кто же эти «прочие», или «оставшиеся», или «потомки», нужно обратиться к первому пророчеству о Спасителе, данному в Быт.3:15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Как известно, у женщины нет семени. Семя есть только у мужчины. Таким образом здесь помимо пророчества о будущем Спасителе говорится о том, что Его рождение в мир будет чудесным, необычным. Так же стоит обратить внимание на то, что, говоря о семени, Бог говорит о нём в единственном числе, таким образом указывая на одного, конкретного Спасителя. Ап. Павел подтверждает это, говоря: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал.3:16).
«И разгне́вася зми́й на жену́ и и́де сотвори́ти бра́нь со оста́вшим се́менем ея́, и́же соблюда́ют за́поведи Бо́жия и име́ют свиде́тельство Иису́с Христо́во» (Откр.12:17. ЦСЯ гражд.).
Рассмотрим использованное в Откр.12:17 слово λοιπός (липóс). Его значения: «остальной», «оставшийся», «будущий», «потомки».
Замечу, что в греческом тексте нет слова «от» перед словом «семени». Церковнославянский перевод, кстати, буквально отражающий греческий текст как ветхо-, так и новозаветных текстов, верно передаёт смысл, а именно: «брань с оставшимся семенем её». Здесь нет и намёка на некую часть, сохранившуюся после падения/отступления Церкви. По сути, здесь говорится о брани против Христа, а выражена эта брань, враждой, направленной на Церковь. Поэтому всякий, кто противостоит Церкви, называя её языческой, падшей и т.п. по сути противостоит Христу.
Как уже отмечал ранее, Церковь — это целый, единый организм Христов на Земле, Глава у которой — Христос Спаситель. И все люди, противящиеся Церкви в итоге отпадают от неё, т.к., таковые по словам ап. Иоанна «вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (см. 1Ин.2:19).
Если и рассматривать это слово, как указатель на некую часть от целого, то только в смысле разделения всех людей Земли, — целое, — на «оста́вшим се́менем ея́» и «прочие (λοιπός ‘липóс’), не имеющие надежды» (см. 1Фес.4:13). Прочие, не имеющие надежды — это весь погибший мир, отвергший Иисуса Христа и Церковь Его. Но даже здесь видно, что с одной стороны те, кто есть «прочие» этого мира, составляют в то же время целое, единых в своём противостоянии Богу. Так и Церковь, по отношению к миру — она «прочие», «остаток», «остаток семени её», сама же являющейся целым, единым организмом, не подвластной силам ада, воюющем против неё.
Приведу ещё такой образ и вывод из рассматриваемой темы. От женщины чудесным образом рождается Христос, Который в определённое время из Своего ребра, проткнутого римским воином, образно говоря, творит Себе жену-Церковь. Некий дракон восстаёт на жену-Церковь и на тех, кто так же рождается в ней, но уже «от Семени её», т.е. не сама жена рождает, но Семя её, т.е. Христос (см. Гал.3:16). Рождается человек в святом Крещении, см. Ин.3:5-7. Он становится одним из остальных, будущих, потомков этого Семени. Может ли такой рождённый в Крещении человек снова духовно умереть? Конечно, если не пребудет в теле Христа или если заразится духовным раковым заболеванием — ересью, заблуждением, ложью и т.п. Таковой будет отсечён от тела Христова.
Теперь посмотрим предложенные в Доктринах тексты Писания Ветхого Завета, в которых, по утверждению авторов учения АСД заложен тот же смысл остатка, о котором сказано в Откр.12:17.
«И пошли гонцы с письмами от царя и от князей его по всей земле Израильской и Иудее, и по повелению царя говорили: дети Израиля! обратитесь к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских» (2Пар.30:6).
Есть две вещи, которые нужно помнить всегда. Первое — Бог никогда не менял однажды избранного Им народа Израиля на какой-либо иной народ. Второе — учение избранного народа данное ему Богом до прихода Мессии было тем же, каким его получил Моисей.
В исследуемом нами тексте переводчики XLL использовали слово καταλειφθέντας (каталиффэ́нтас), начальная форма — καταλείπω (катали́по) имеющее значения «оставлять», «покидать», «предоставлять». В текстах ВЗ это слово используется именно в значении остатка/оставшегося от чего-то прежде целого, как об этом сказано в 2Пар.30:6. В тексте на иврите также использовано слово שאר, буквально означающее «остаток», «уцелевший».
«Неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения? Господи Боже Израилев, праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицом Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицом Твоим» (Ездр.9:14, 15).
В тексте на иврите использовано слово שְאֵרִית — «остаток», «уцелевшее». Как видим из смысла самих слов, они указывают на остаток от чего-то ранее целого.
Этот текст в переводе XLL звучит несколько иначе Синодального. Приведу здесь перевод Езд.9:14: «За то, что обратились, дабы уничтожить заповеди Твои и взять в жёны народы земные; чтобы не был раздражён на нас до окончания, чтобы не быть остатку (ἐγκατάλειμμα/энкатáлимма) и сохраняющемуся (διασῳζόμενον/диасодзóмэнон). Господь Бог Праведный, потому что были оставлены сохранённые, как в день сей…». Слово энкатáлимма означает «остаток» в значении «потомство». Слово диасодзóмэнон значит «спасать», «сохранять». Таким образом смысл и этого текста в сохранении некоей части от разрушенного прежде целого.
«И будет в тот день: остаток (καταλειφθέν/каталиффэ́н) Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток (καταλειφθέν/каталиффэ́н) обратится, остаток Иакова – к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток (κατάλειμμα/катáлимма) его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис.10:20-22).
Переводчики XLL в этом месте Писания использовали то же слово, что и во 2Пар.30:6, означающее остаток от прежде целого. На иврите שְאָר — «остаток», «прочее». Значения, указывающее на часть от прежде целого.
«И сказали Иеремии пророку: да падёт пред лицо твоё прошение наше, помолись о нас Господу Богу твоему обо всем этом остатке (καταλοίπων/катали́пон), ибо из многого осталось (κατελείφθημεν/катэли́ффимэн) нас мало*, как глаза твои видят нас» (Иер.42:2. В XLL это 49 глава).
*Букв. «осталось нас мало из множества». И в этом тексте видим слова, которые указывают на остаток/часть от прежде целого народа. На иврите использовано слово שְאֵרִית означающее «остаток», «уцелевшее».
«Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча, когда вы будете рассеяны по землям» (Иез.6:8).
Здесь сам текст говорит об оставшейся части от некогда целого народа. Перевод XLL не использует слово «остаток». Текст Иез.6:7, 8звучит так: «И будут падать раненые посреди вас, и познаете, что Я — Господь в этом происшедшем, из вас уцелевших от меча, в рассеивании вас между народами и по странам». В тексте на иврите используется слово יתר — «оставшийся», «остальной».
«И тогда останется в нём остаток (ὑπολελειμμένοι/гиполилэммэ́ни), сыновья и дочери, которые будут выведены оттуда; вот, они выйдут к вам, и вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навёл на Иерусалим, о всем, что Я навёл на него» (Иез.14:22).
И здесь авторы XLL используют слово со значением «остатки», «оставшееся» после чего-либо целого. Так же это слово имеет значение быть оставленным в качестве чего-либо, например, оставленный в качестве наследства. В тексте на иврите использовано то же слово, что и в Иез.6:8. Остаток в ВЗ — это часть избранного народа, которого Бог за их грехи наказывал, а порой отправлял в плен к языческому народу. Но даже в этом наказании остаток сохранял целостную веру своих отцов, традиции.
Итак, из всех указанных в Доктринах текстах ни один не указывает на то, что: 1) остаток, это какой-то иной народ, этнос, который придёт на смену однажды избранному Богом народу Израиля, но духовно падшему; 2) Израиль — это полностью идентичный прообраз Церкви Нового завета; 3) целая, единая, нерушимая Церковь, пребывающая на Земле — не корень, т.к. Христос, Глава Церкви, сказал о Себе «Я есмь корень» (см. Откр.22:16). Вплоть до Второго пришествия Христа она останется на Земле, видимой для всякого, кто захочет и будет способен присоединиться к ней. Таким образом выражение в Доктринах, что остаток будет «как бы корнем, из которого Бог произрастил Свою видимую Церковь на земле» неверно, ложно и искажает учение о Церкви и Христе.
Характерные признаки остатка
Адвентизм учит, что остаток должен «появиться на сцене истории после 1260-летнего периода преследования и быть людьми, «сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).[17]
Последуем предложению авторов Доктрин и рассмотрим каждый упомянутый признак.
1. Вера Иисуса.
Говоря о том, что у остатка, подобно Христу, будет «непоколебимое доверие к Богу и авторитету Писания», что эти люди будут верить, что «Иисус Христос пришёл спасти этот мир» и верить «во все библейские истины, которым учил Христос» авторы Доктрин лукавят. Им нужно подогнать это выражение под свои доктрины. Такой вывод основан на следующих словах адвентистов:
«Следовательно, Божий Остаток провозгласит о вечном Евангелии спасения через веру во Христа. Он даст предостережение миру о том, что час Божьего суда наступил, и приготовит других к встрече с грядущим вскоре Господом. Остаток будет участвовать в завершении всемирного миссионерского движения (см. Откр.14:6, 7; 10:11; Мф. 24:14).»[18] (Курсив добавлен).
Говоря о том, что именно остаток и только в конце времён провозгласит о вечном Евангелии адвентизм снова лжёт о Церкви, якобы падшей. Но именно Церковь во все века хранила, защищала и провозглашала вечное Евангелие. Говоря о том, что остаток «приготовит других» ко Второму пришествию Христа адвентизм искажает им же приведённый текст Мф.24:14, где сказано, что Евангелие будет проповедано «во свидетельство», а не в приготовление. Привязывая тексты Откр.10:11 и 14:6, 7 к своей идее «миссионерского служения остатка» адвентизм откровенно связывает несвязываемое, т.к. в 10 гл. слова Ангела обращены конкретно к апостолу Иоанну, а в гл. 14 речь идёт о единой Церкви, проповедующей единое учение. А описание следование одного Ангела за другим показывает неразрывность во времени провозглашения вестей, а не то, как о том учит адвентизм, разрывая это провозглашение во времени.
«Иоанн упоминает вестника, разносящего воззвание силою Церкви, которая расширяется вдаль и вширь и должна распространиться ещё более. Он употребляет единственное число вместо множественного или, упоминая одного, намекает на единство уникальной Церкви, словно указывая на проповедников вечной жизни. Ибо правильно говорится, что он проповедует вечное Евангелие, которым проповедник научается заботиться о вечном спасении. Тем, что проповедуется, характеризуется тот, кто проповедует.» (Епископ Примасий, †560. «Комментарий на Откровение») (Курсив добавлен).
Говоря о том, что «остаток будет участвовать в завершении всемирного миссионерского дела» адвентизм показывает миссионерскую леность Церкви Христа на протяжении веков, опять же, её духовное развращение, сделавшее её неспособной к проповеди и Бога, неспособного сохранить Свою Церковь, наделить её Своей силой для проповеди Евангелия и лишь в конце веков каким-то образом собрав адвентистские остатки всё же «завершить миссионерское дело».
2. Заповеди Божьи.
Говоря о заповедях адвентизм подразумевает заповедь о субботе и свою трактовку этой заповеди, того, как «правильно» соблюдать её. Доказать это легко. Когда человек решает покинуть адвентизм, то первый или один из первых вопросов к нему от членов этой организации таков: «а как же суббота?» или «а как же ты теперь будет соблюдать субботу?», или разные варианты этого вопроса.
Но говорится ли в Откр.12:17 именно и исключительно о декалоге? Разве не существует других заповедей Божьих? О законе 10 заповедей мы ещё поговорим в соответствующем разделе наших исследований. Сейчас лишь скажу, что, говоря о заповедях Божьих и апеллируя к Ин.15:10 адвентизм опять, в который уже раз(!), обличает себя сам.
«Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин.15:10). В этих словах Христа мы видим, что для того, чтобы пребывать в Его любви нужно соблюдать Его(!) заповеди так, как и Он соблюл заповеди Отца. Почему адвентизм не учитывает к обязательному соблюдению заповеди Христа высказанные Им в Нагорной проповеди, например, «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22). Как видим, в этих словах Христос изменяет понимание конкретной заповеди. Почему адвентисты не исповедуют этот грех Богу? Почему оскорбления у авдентизме не считаются за смертный грех? А ложь, ереси, разделения, несущие погибель в которых виновны адвентисты, разве не нарушение слов Христа: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). «По слову их»! Апостолам Христом была дана власть и мудрость учить. Но не только учить, а сохранять полученное от Бога учение. Ап. Павел предупреждал, что «Дела плоти известны; они суть: … разногласия, ереси, … и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал.5:19-21). Как можно говорить, что адвентизм — это Церковь Христа, если его начало было положено на заблуждении, покрытой дальнейшей ложью и ересью. Как можно говорить о «постепенном развитии истины», когда не истина развивалась в адвентизма, а ложь, подстраиваясь под условия времени? Например, понимание темы Троицы. Ведь известно, что пионеры адвентизма практически все были антитринитариями, включая и Э. Уайт, претендовавшую на титул «вестница Божья». И эта арианская ересь до сих пор отражена в определённых её трудах. О каком же развитии истины в адвентизме может идти речь?
Ещё момент. Говоря о «неизменном нравственном законе», адвентисты апеллируют к Мф.5:17-19: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном». Но о декалоге ли здесь речь? Законом, как известно, назывался не только и не столько декалог, 10 заповедей, но Тора, в которой прообразно в системе жертв был предсказан приход в мир сей Божьей Жертвы. Именно во Христе исполнился этот закон. А говоря о малейшей заповеди, о какой именно заповеди декалога, говорил Спаситель? И если этот закон 10 заповедей так неизменен, то почему Христос менял его (см. Мф.5:21-22)?
3. Свидетельство Иисуса.
В Откр.19:10 Ангел называет «свидетельство Иисусово» «духом пророчества». Помимо того, что адвентисты ограничили Церковь тремя пунктами, которым, по их мнению, должна соответствовать Церковь последних дней, так ещё они снова обличили себя своими словами.
«Остаток будет руководствоваться свидетельством Иисуса, передаваемым посредством дара пророчества»[19] (Курсив добавлен).
По утверждению адвентистов, Св. Писание «является мерилом нравственности, критерием практического опыта, исчерпывающим изложением доктрин и достоверным сообщением о деяниях Бога в истории мира»[20]. По их же учению, «когда Библия принимается верой, она толкует сама себя»[21]. Если Писание — единственный критерий и практическое руководство, то зачем, в таком случае, необходим дар пророчества, к тому же данный лишь одному человеку[22], и не при заключительных днях истории Земли, а за очень долгое время до Второго пришествия Христа? Что есть литературные сочинения этого человека, если не предание организации АСД, в котором этот человек если не создаёт, то довольно жёсток направляет создание учения адвентизма?
«По обетованию Божьему, этот дар Духа проявлялся и будет проявляться постоянно, на протяжении всей истории Церкви, доколе «все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Поэтому пророческий дар является одним из главных характерных признаков Остатка»[23]. (Курсив добавлен).
Слова «дар Духа проявлялся и будет проявляться постоянно, на протяжении всей истории Церкви» лишний раз подтверждает уже не раз сказанную мной истину о нерушимости и неделимости Церкви, о том, что она руководима Богом от первого дня, через все века до Второго пришествия Христа. И т.к., по утверждению самих адвентистов, этот дар дан Христом для руководства Церкви, то отпадает даже малая вероятность отпадения всего тела от своего Главы. К тому же проявление этого дара, как и других даров, никогда не ограничивалось каким-либо одним получателем, как в случае с т.н. «вестницей Божьей» Э. Уайт. В своём послании к Ефесянам апостол Павел пишет не об одном человеке, получившем тот или иной дар, но о как минимум нескольких, используя слова во множественном числе (см. Еф.4:11). Да и утверждать, что пророческий дар — это «один из главных характерных признаков Остатка» — неверно, т.к. пророки бывают разные, и Христос предупреждал о появлении лжепророков. Сказать, что дар пророчества особо выделен Богом, всё равно что сказать о даре языков, что он стоит особняком, возвышается над прочими дарами. Но ап. Павел предупредил Церковь говоря, что помимо многоразличности даров в Церкви, для различения духов также необходимо водительство Духа Святого: «иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:10).
Весть трёх Ангелов — миссия остатка?
Согласно учению АСД «Остаток должен был появиться на мировой арене после периода великого преследования (см. Откр.12:14-17). Потрясающие события Великой французской революции, повлёкшие за собой пленение папы в конце 1260-летнего периода (1798г. по Р.Х.), исполнение трёх великих знамений вселенского характера, когда земля, солнце, луна и звезды возвестили о близости возвращения Христа, — всё это вызвало небывалый интерес к изучению библейских пророчеств. Повсеместно люди ожидали скорого пришествия Иисуса. Многие христиане по всему миру признавали, что наступило «последнее время» (Дан. 12:4).»[24] (Курсив добавлен).
О периоде 3,5 года, ошибочно представленным адвентистами периодом в 1260 лет, уже было сказано выше. Говорить о том, что учение адвентизма о вот-вот грядущем Втором пришествии Христа признавали по всему миру также неверно. Исторические факты показывают, что движение миллеритов в основном ограничивалось Северо-Востоком США. Существует мало свидетельств того, что это учение проникло на Юг или Запад Соединённых Штатов, не говоря уже обо всём мире. В Юго-Восточной Канаде к вести миллеритов проявился небольшой интерес, а в Британии было 2-3 тысячи последователей. Ещё была горстка поверивших этому учению в нескольких отдельных местах Европы. На деле же, адвентистская весть распространилась только на северо-востоке Соединённых Штатов, где оно собрало по одним данным около 50 тысяч, по другим около 100 тысяч приверженцев.
Несостоявшаяся дата 22.10.1844г. подтолкнула адвентистов, упорствовавших в своём фанатизме, отвергавшем предупреждение Христа о невозможности знать время Его возвращения, к назначению новых дат Второго пришествия. Но, т.к. каждая новая несбывшаяся дата приводила к оттоку последователей адвентизма, было принято решение прекратить попытки высчитывать дату, и сфокусироваться на иных пунктах религиозного учения, чтобы удержать оставшихся людей и как-то выделить адвентизм из всех прочих протестантских групп. На этом основании появилось учение о «закрытой двери»; субботе, как дне-печати Бога; позже, учение о небесном святилище с двумя отделениями и двухфазном служении в нём Христа; о Вавилоне-блуднице — папстве и его «дочерях» — протестантских церквях.
Трёхангельская весть.
Согласно доктринам адвентизма, «три ангельские вести, описанные в Книге Откровение 14:6-12, представляют собой провозглашение веры Остатка, цель которого — полностью и окончательно восстановить евангельскую истину.»[25]
Не будем останавливаться на теме ложного учения о «полном восстановлении истины», подразумевающего духовное падение Церкви и, соответственно, забвение, утрата евангельской истины. Об этом уже говорили выше достаточно. Остановимся на учении АСД о трёхангельской вести, которая, якобы, символизирует адвентизм, как Божий остаток последнего времени.
Для начала стоит отметить, что, как и прочие доктрины, учение о трёхангельской вести претерпевало эволюционное изменение. «Первоначально вести первых двух ангелов указывали только на 1844 г., что подчёркивало невозможность для внешних после этого срока присоединиться к адвентистам («закрытая дверь спасения»). Однако впоследствии «дверь спасения» как бы «открылась» для внешних, а «трёхангельская весть», имея разные моменты начала, одинаково стала вести всех ко Второму пришествию. Такого рода колебания, характерные для адвентистов и в других вопросах, ясно показывают, что источником их вероучения было человеческое мудрование Э. Уайт и других основателей адвентизма.»[26]
На иллюстрации[27] ниже показана эволюция учения АСД о вести трёх Ангелов.

Если понимание этих вестей было от Бога то, почему такое серьёзное изменение в понимании второй вести? Неужели Бог, сначала указавший на закрывшуюся дверь для всех отвергнувших «истину» о 1844 годе, потом передумал и приоткрыл дверь для таковых? Может ли так поступать Бог? Не ошибающийся ли грешный человек подвержен подобному поведению?
Следующее, на что нужно обратить внимание, это отсутствие привязки вести трёх Ангелов к конкретным предшествующим событиям во времени/истории. Событие, которое мы можем уже сейчас уверенно определить. Единственное, к чему можно привязать начало этих вестей, это начало суда.
Весть первого Ангела
«И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр.14:6, 7). (Подчёркивание добавлено мной).
Ап. Пётр писал, что суд уже начался с дома Божьего: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет.4:17). (Подчёркивание добавлено). Пётр указывает, и грамматика греческого языка это подтверждает, что на момент написания апостолом Послания время суда уже началось с дома Божьего. Последующее слово «начнётся», отсутствует в тексте на др. греческом.
О уже начавшемся суде писал и ап. Павел: «Всё это – свидетельство тому, что Бог судит справедливо и что в конце концов вы будете признаны достойными Божьего Царства, за которое вы и страдаете.» (2Фес.2:5).
Как в кн. Откровение 14, так и в указанных посланиях используется слово имеющего корнем слово “κρίσις” «кризис», имеющего значения: «различение», «суждение», «судебное разбирательство», «суд», «приговор». Таким образом, согласно Писанию, суд уже шёл в период жизни апостолов. А провозгласил этот «кризис» Иисус Христос, когда жил на этой земле: «Ныне суд, — “κρίσις”, — миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.» (Ин.12:31). «Ныне», не значит буквально «сегодня». Ныне — это о некоем периоде, в который начнётся суд. А начался суд в момент смерти Христа на кресте. Об этом писал пророк Исаия, а позже его пророчество процитировал евнух ефиоплянин в беседе с дьяконом Филиппом: «В уничижении Его суд, — “κρίσις”, — Его совершился» (Деян.8:33 ср. Ис.53:8[28]). Итак, кризис-суд уже начался. Начался он с дома Божьего, который есть Церковь Христова. Об этом сказал Христос, об этом предупреждали апостолы. Весть же первого Ангела лишь усиливает, как финальный аккорд, это предостережение, последний призыв «всякому племени и колену, и языку, и народу» (см. Откр.14:6). «Слова «по средине неба» указывают на небесную высоту ангела. Это не земные благовестники – «ангелы церквей» и не Сам Христос, но в буквальном смысле небесный ангел, которого видел Иоанн. Как летящий по средине неба, он призван возвести людей на небо и возвестить земле волю небес.»[29]
Таким образом, попытка привязать весть первого Ангела к движению миллеритов-адвентистов 1843-1844 гг. основывавшихся на ложной вести о вычисленном Втором пришествии Христа — не имеет под собой основания.
«Весть о часе суда особо указывает на время, когда Христос на последнем этапе Своего первосвященнического служения в небесном святилище выступил в роли Судьи[30]».[31] (Курсив добавлен).
Основа адвентизма — учение о двусоставном небесном святилище, включающем в себя отделения «святое» и «святое святых», а также двухфазном служении в нём Христа. Это ложное учение разберём в 23 главе этой книги.
Относительно времени начала провозглашения вести первого Ангела в Комментарии Адвентистов седьмого дня на книгу Откровение сказано:
«Час: или же время, но не буквальный час, ср. употребление слова «час» с Иоан.4:21:23; 5:25:28; Откр.14:15.
Представляя себе в таком разрезе, тогда не трудно понять выражение «час суда», как общее время, когда будет происходить суд, а не как точное указание момента его начала. Таким образом, можно сказать, что первая ангельская весть была возвещена раньше 1844 года, когда действительно работа ещё не началась.
Суда: «Адвентисты Седьмого Дня понимают, что это суд, который начался в 1844 году, очищение небесного святилища. Этот суд не носит исполнительный характер, как это будет во время пришествия Христа, когда каждый получит свою награду. Это видно из того, что трёхангельская весть в Откр.14:6-12 ст. предшествует Второму пришествию Христа (14 ст. и дальше).
Весть о суде сопровождается воззванием к обращению и предостережению, что говорит о том, что день спасения ещё не окончился.
Люди ещё имеют возможность обратиться к Богу и избежать грядущего гнева. Подойдя к этому исторически, можно сказать, что проповедь Вильяма Миллера и его соработников в период от 1833 по 1844 годы относительно окончания периода 2300 дней в 1844 году считается как начало вести первого ангела» (Ф. Д. Николь. «Полночный крик» 284).»[32] (Курсив добавлен).
Итак, с одной стороны, согласно адвентизму, «час суда» — это весть, которую начали провозглашать в неопределённый во времени/истории срок. Но в то же время, период с 1833 по 1844 гг. — это то самое время начала её провозглашения. Так, где же действительное время начала? Да, у слова «час» (гр. “ὥρα” гóра) есть значения «промежуток времени», «время», «период», «пора», «продолжительность», буквальный «час». Но даже в таком случае, как может быть, что время проповеди уже настало, а «действительно работа ещё не началась», да и смысла в провозглашении той вести ещё не было, т.к. до провозглашаемого события, т.е. «перехода Христа из одного отделения святилища в другое», ещё было далеко? Говоря о том, что час суда уже наступил, Ангел имеет в виду именно то, что он говорит: время пришло и событие в этом времени уже совершается.
«Призывая нас «поклониться Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр.14:7; ср. Исх. 20:11), весть эта направляет наше внимание к четвёртой заповеди.»[33]
О субботе, её роли в истории Израиля, её пониманию апостолами и Церковью поговорим в 20 главе этой книги.
Весть второго Ангела
«Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8).
Второй Ангел следовал вместе с первым. Слово “ἀκολουθέω” (акулофэ́о) буквально значит «сопровождать», «идти вслед за». Но есть ещё одно интересное значение этого слова: «вытекать», «следовать» в значении логического вывода, например, «если существует двойка то, следовательно, (или «то отсюда вытекает») что существует единица». Это слово применяется и к третьему Ангелу. Таким образом, вести всех ангелов не только неразрывны во времени, т.к. один Ангел сопровождает другого, т.е. они идут вместе, след в след, но и логически их вести вытекают одна из другой.
Итак, второй Ангел идёт рядом с первым без отрыва во времени, сопровождая его и провозглашая данную ему весть для этого мира. Но, согласно учению АСД, второй Ангел начинает свою проповедь во времени позже, приблизительно с 1833 года, когда начал проповедовать У. Миллер, т.е. позже возвещения вести первым Ангелом.
Авторы доктрин пишут: «Многие считают, что для Петра название «Вавилон» было псевдонимом Рима (1Пет.5:13). … Большинство протестантов эпохи Реформации, а также постреформационного периода называли Церковь Рима духовным Вавилоном».[34]
Но здесь присутствует логическая и историческая ошибка. То, что апостол Пётр называл живущих в Риме, как бы живущими в Вавилоне не означает, что церковь Рима, после своего отступничества от Единой Церкви, назвавшей себя Католической, т.е. «Вселенской», автоматически становится апокалиптическим Вавилоном. Эта часть церкви — отломившаяся ветвь, отсечённая часть тела, но никак не Вавилон.
Чем же был Вавилон исторический по отношению к Богу и что есть Вавилон апокалиптический? Из библейской истории мы узнаём, что первый Вавилон не был так сказать тёмной частью какого-либо избранного народа Божьего. Такового народа в то время ещё не было.
«Событие смешения языков и рассеяние племён случилось во время праправнука Симова Фалека, который назван так своим отцом Евером именно потому, что во дни его «разделилась земля», – Фалек (с евр. Пелег) значит разделение (Быт. 10:25). Фалек родился на 631 году от потопа (Быт. 11:16)».[35]
«Смотри, сколько сделано, чтобы память об этом сохранилась во вся веки. Во-первых, разделение языков, но ещё более и прежде этого, самое наречение имени, потому что имя «Фалек», которое Евер дал своему сыну, значит «разделение». Потом название места – место названо смешением, что и значит Вавилон. Наконец сам Евер остался с тем же языком, чтобы и это служило ясным знаком разделения. Видишь, какими мерами Бог восхотел это событие сохранить навсегда в памяти (у людей) и спасти от забвения? С тех пор уже отец должен был рассказывать сыну о причине разности языков, и сын старался узнать от отца, почему так названо то место. Вавилоном названо то место потому, что оно означает смешение, что «тамо смеси Господь Бог устна всея земли и оттуду рассея их». Это название места, мне кажется, равно означает и то, что Бог смесил языки, и то, что от этого люди рассеялись».[36]
Итак, Вавилон появился спустя более полутысячи лет после Потопа, как следствие неверия в Бога и/или Богу, несмотря на Его обещание не губить землю Потопом. Другими словами — это символ отрицания власти, авторитета и верности Бога. Комментируя Откр.14:8 святитель Андрей Кесарийский писал:
«По значению имени, Вавилоном называют смешение настоящего мира и смущение житейское».[37]
Так и есть. Этот мир с его отрицанием авторитета Бога установил свои правила спасения. Но Бог смешает и авторитет мира, и его правила показав, что всё это есть «томление духа» (см. Еккл.1:14).
Но Вавилон не один. У него есть дочери. Дочери эти не обязательно должны быть религиозного содержания, т.к. суть Вавилона, блудницы, захватить в свои сети людей разного мировосприятия. Это и отломившаяся ветвь от истинной Лозы, и различные религиозные протестантские образования и прочие религиозно-философские направления.
Но адвентизм, ради продвижения своей идеи борьбы с католицизмом, упорно утверждает:
«Подобно тому как в течение первых веков христианства Римская церковь отступила от Богом установленных принципов, многие современные протестантские церкви оставили великие библейские истины Реформации».[38] (Курсив добавлен).
О какой «Римской церкви», «отступившей от Бога», да ещё и «в первые века христианства» идёт речь? Понятно, что адентизм воспринимает раннюю Церковь именно Римской, а точнее Католической, правящей всеми христианами, позволившей язычеству заменить истину. Но история не знает такой самостоятельной, властвовавшей церкви. Это очередная выдумка адвентизма для оправдания своей борьбы против придуманного врага.
Последний призыв иного Ангела в Откр.18:2-4 оповестит о последнем шансе людям, оставить заблуждения, еретические и сектантские образования и войти в Церковь Христа рождённую в День Пятидесятницы прошедшую всю историю новозаветного периода без отступления от Христа, сохранив истину и провозглашая её людям Земли. Этот призыв Ангела созвучен со словами Христа: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). Во все века было одно стадо, с единым учением одного Пастыря.
Весть третьего Ангела и «человек греха»
«Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр.14:9-12).
«Зверь, изображённый в Откр.13:1-10, — это союз Церкви и государства, процветавший в христианском мире многие века и представленный Павлом в образе «человека греха» (2Фес.2:2-4), а Даниилом — в виде «маленького рога» (Дан.7:8, 20-25; 8:9-12).»[39] (Курив добавлен).
Очередное голословное заявление адвентизма. Нет ни единого подтверждающего текста Писания. К тому же, это продолжение лжеучения о «падшей Церкви», нужного для оправдания появления и существования адвентизма в середине 19 века. Ссылаясь же на ап. Павла и его слова об отступлении и появлении антихриста, названного человеком греха, адвентисты упускают из внимания тот факт, что это отступление произойдёт накануне пришествия Христа, что удерживающий Дух Святой не даёт проявиться беззаконию до определённого времени.
Отступление. Говорить, что человек отступил от Христа, значит говорить абстрактно. Физически Христа на Земле сегодня нет. Но Он присутствует в Своём теле — Церкви. Потому, говоря об отступлении, корректно говорить об отступлении от Церкви, от сохранённого и провозглашаемого Церковью учения. А это отступление есть не что иное, как отсечение себя от Лозы. В истории Церкви были не малые отступления. Были великие ересиархи, пытавшиеся внести в единое тело Христово ереси. Одним из таких ересиархов был печально известный епископ Арий, закончивший свою жизнь в отхожем месте.
Уже во время апостолов были те, кого можно было назвать антихристом, т.е. тем, кто шёл против Христа и хотел быть вместо него, тем, кто вставал на путь отступничества. «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1Ин.2:18). Таким образом, финальное отступничество, это не отступничество Церкви, но отступничество от Церкви. И главным ересиархом будет некий человек-антихрист.
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3, 4).
«Здесь [апостол] говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он погубит многих и приведёт к отступлению… Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет — но человек некий, который воспримет всю его силу и действие. И откроется, говорит Павел, человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит всем поклоняться себе вместо Бога».[40]
«Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол: (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришёл, не уверовали бы. … Он [антихрист] будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит (апостол), только над погибающими».[41]
Итак, отступление — это реакция на кризис веры тех, кто называл себя православными христианами, но на деле таковым на оказался. Антихрист — это примиритель всякой религии и безбожия этого мира, это самый главный либерал всех времён и народов, это отец толерантности и чувственной любви, позволяющей сосуществовать всем и всякому в одном пространстве. Главное, чтобы человек отрёкся от авторитета Христа и признал авторитет антихриста. «Когда будет внесена окончательная ясность, то «начертание зверя» примут те, кто отвергает Божий памятник Творения — библейскую субботу и избирает днём поклонения и почитания воскресенье…»[42].[43]
[1] «В начале Было Слово…» Глава 12 «Остаток и его миссия»
[2] Там же.
[3] См. также «Избранные вести, т.2, стр. 380, 1886 г.
[4] Об этом принципе поговорим в соответствующем разделе.
[5] «В начале Было Слово…» Глава 12 «Остаток и его миссия».
[6] Там же, Гл. 12, раздел «Великое отступничество».
[7] Анан (Анна) II — сын первосвященника Анна (Ханан бен Ханан). Иудейский первосвященник во времена царя Агриппы II в 62 году на протяжении трёх месяцев. Персонаж исторических трудов Иосифа Флавия. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
[8] Об этом поговорим в разделе о Божестве.
[9] Омар Ибн Абд аль- Азиз Ибн Марван (681- 720) — восьмой халиф омейядской династии.
[10] Ещё о святых мучениках Церкви https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1144
[11] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Великое отступничество».
[12] На декабрь 2024 г.
[13] Э. Уайт, «Великая борьба», стр. 308.
[14] На декабрь 2024 г.
[15] Adv. haer. 1:25,1; 3:11,1
[16] Haer. 28, n. 2.
[17] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Характерные признаки Остатка».
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Основание веры АСД https://esd.adventist.org/adventist-beliefs/fundamental-beliefs/1-svyashhennoe-pisanie/
[21] Урок 13. 21–27 декабря. Эпилог: познание Иисуса и слова Его. Среда | Богословие «от вышних» или «от нижних» https://esd.adventist.org/2024/12/21/urok-13-21-27-dekabrya-epilog-poznanie-iisusa-i-slova-ego/
[22] Более подробно о «даре пророчества» Э. Уайт поговорим в следующей главе.
[23] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Характерные признаки Остатка».
[24] Там же. «Возникновение Остатка последних дней».
[25] Там же. «Миссия Остатка».
[26] Священник Евгений Веселов, «Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: Православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы», Глава 4. Эсхатология адвентистов седьмого дня; 4.1. Очерк истории движения адвентизма и эволюция доктрины адвентистов седьмого дня; 4.1.1. Общая характеристика эволюции эсхатологических взглядов адвентистов седьмого дня, стр. 412.
[27] Там же.
[28] Синодальный перевод с масоретского неточен по отношению к цитированию этого текста Исаии евнухом. Но Септуагинта в точности совпадает с процитированным текстом.
[29] Протоиерей Геннадий Фаст, «Толкование на Апокалипсис», Гл.14.
[30] О служении Христа и об учении АСД о «двух отделениях небесного святилища» поговорим в 23 главе.
[31] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Миссия Остатка».
[32] Комментарий Адвентистов седьмого дня на книгу Откровение, глава 14.
[33] Там же.
[34] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Миссия Остатка», «Весть второго ангела».
[35] Епископ Виссарион (Нечаев), «Толкование на паремии из книги Бытия».
[36] Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на книгу Бытия. Беседа 30».
[37] Свт. Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис».
[38] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Миссия Остатка», «Весть второго ангела».
[39] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Миссия Остатка», «Весть третьего ангела».
[40] Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на 2-е послание к Фессалоникийцам».
[41] Там же.
[42] «В начале Было Слово…» Глава 12, раздел «Миссия Остатка», «Весть третьего ангела».
[43] О субботе и дне воскресном, о печати Божьей и начертании зверя поговорим в главе 20.
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, Telegram-chat, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов
Добавить комментарий