“Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом.”
Дан.11:23
Начиная с этого стиха, мы переходим на новую страницу истории, и стиль пророчества Даниила также изменяется. Потому и мы определимся с нашим способом истолкования. Понимать события, описанные Даниилом с 22 стиха, станет проще, если учитывать, что теперь мы имеем дело не столько с иудеями по национальности, а со всеми истинными иудеями — христианской Церковью.
В предыдущей части главы посылания Даниила на царей в основном приписывались отдельным, наделенным силой, лидерам.[1] Однако “царь” означает также и царство, которое стоит за царем, и начиная с этой части акцент делается скорее — но не только лишь — на царствах, чем на царях. Строго историческое и буквальное изложение, характеризовавшее исторические события до сих пор, уступает место новому и всеохватывающему конфликту — истории Божьего народа (Церкви) и сильных земных царств, Северного и Южного. Когда мы вступаем в новую, христианскую эпоху, пророческий язык Даниила претерпевает значительные изменения: отныне он более символичен и сжат. Изменяется и тактика царя Северного: он действует лукаво, делая упор на объединение сил и на компромиссы.[2]
Уже в первые века своего существования Церковь (хотя и малочисленная) пришла к соглашению с царем, который пообещал ей свободу и богатство. В 313 году император Константин Великий дарует Церкви многочисленные привилегии в обмен на то, что казалось приемлемым компромиссом.[3]
“Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени.”
Дан.11:24
Пророчество указывает на изменение в тактике и амбициях царя: он “совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его”. Еще в Дан.7:24 Даниилу было сказано о некоем роге, который будет “отличный от прежних” зверей и рогов. С распадом Римской империи папство возглавило политические и военные дела бывшей Римской империи. Господь распространил Свою церковь и в самых богатых местах былой империи — на прекрасном побережье Средиземного моря.[4] Папство будет пытаться контролировать обширные остатки Империи, создав уникальную систему, которая призвана объединить религиозные и политические силы, одарив властью «преемника Петра». Эта система позволяла папству манипулировать близкими и далекими от Бога правителями.[5] Пророчество настолько точно, что оно упоминает даже то, что власть будет передана в руки этого царя лишь “на время”. Возможно, Гавриил здесь ссылается на пророческий период времени, упомянутый ранее в Дан.7:25 как “время, времена и полувремя”. Этот же срок повторяется в Дан.12:7, а также упоминается в Откр.11:2, 12:6, 12:14, 13:5. Это время чтобы показал свою силу маленький рог, время для зверя, выходящего из моря людей, время почти неограниченного папского контроля с 538 г. до 1798 г.[6]
“Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство.”
Дан.11:25

Так как политическая сила Египта была давно побеждена Римской империей, и потеряла былую славу, то теперь пророчество имеет дело с новыми царями Севера и Юга, как мы уже поняли. Преемником царя Северного на протяжении Средневековья было, безусловно, папство. Ни одна другая сила в истории не соответствует так верно библейским пророческим описаниям. Царем юга, с другой стороны, сделалась альтернативная религиозно-государственная сила – Ислам. На протяжении многих веков папству предстоит заниматься упорным подавлением мусульманского Юго-Востока. А Палестина и Иерусалим находились в самом сердце этого конфликта.
Многие современные толкования связывают Дан.11:23-30 с периодом Крестовых походов. В своей книге под названием “Книга Даниила”, Уильям Ши помещает Дан.11:23-30 ко времени Крестовых походов, начиная с “одиннадцатого по тринадцатый века”.[7] Мервин Максвелл относит Даниила 11:25-30 во времена крестовых походов с 1095 года до 1250 года нашей эры.[8]
Согласно Дан.8:9 этот маленький рог “чрезвычайно разросся к югу и к востоку, и к прекрасной стране”. Сотен тысяч людей делались воинами, крестоносцами, принеся клятвы; папа же даровал им неограниченные индульгенции – прощения любых грехов. Их эмблемой был крест — “крестовый поход” происходит от французского термина, означающего “взятие креста”. Один крестовый поход следовал за другим — так папы осуществляли свои намерения с помощью своих послушных слуг, королей. Крестовые походы доминировали в средневековой политической истории.[9]
“Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых.”
Дан.11:26
Откровение 17 и 18 главы говорят нам о довольно сложных и напряженных отношениях между Папством (царем Северным, вероотступнической религией) и другими земными царями. Откр.17:16 говорит о десяти рогах, которые возненавидят блудницу (Вавилон).
В первой части нашей книги я подробно говорил об этих десяти рогах, об их происхождении, их приходе в Европу, их отношениях с Папством. Я позволил себе предположить, что приход этих десяти рогов, или народов, государств – не случаен. Он является частичным исполнением пророчеств о приходе к Богу потерянных колен Израилевых. Все эти народы, пришедшие на смену Риму, «растерзавшие» его – являлись христианскими народами. На мой взгляд, это были братские народы, потомки потерянных колен Израилевых. Но об этом читайте и перечитывайте в первой части книги.
Но пророческая участь этих рогов не
завершается с низложением Рима, этой языческой блудницы. Им еще предстоит
растерзать последнюю блудницу, последний Вавилон. И хотя эта ненависть к
блуднице, и ее апогей – это еще событие будущего, по сути уже вся история
Римо-католической церкви — это история непрекращающихся конфликтов папства с
европейскими правителями. Откр.18:3 говорит: “и цари земные любодействовали с
нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее”. Тем не менее, борьба за
власть между Римской Церковью и земными князьями — это непрерывная борьба,
которая помешала Римской Церкви взять полный контроль над Святой землей.
Фактически, армии крестоносцев были буквально “сметены”, и многие пали убитыми.
Крестовые походы стали настоящим проклятием для Европы, лишив ее значительной
части населения.
[1] Мервин Максвелл (Mervyn Maxwell), Бог заботиться, часть 1: Послание Даниила для вас и вашей семьи (Pacific Press Publishing Association: Boise, Idaho, 1981), p. 283.
[2] Кантор Норман. Цивилизация средневековья. New York, NY: Harper Perennia, 1994.
[3] Андреас Альфёльди (Andreas Alföldi). Обращение Константина и языческий Рим. Перевод Гарольда Маттингли (Harold Mattingly). New York: Oxford University Press, 1998.
[4] Ян Хэзлетт (Ian Hazlett), ed., Раннее христианство: происхождение и эволюция до 600 года до н.э. Nashville, TN: Abingdon, 1991.
[5] Хэдрилл Уоллес (Hadrill, Wallace). Джон Мичел (John Michael). Запад, контролируемый варварами. 3rd ed. London: Hutchison, 1967.
[6] Мэннинг Генри Эдвард (Manning, Henry Edward). Временная власть наместника Иисуса Христа. 2nd edition. Portman Street, London: Burns & Lambert, 1862.
[7] Вильям Ши (William Shea), Книга Даниила, p. 253.
[8] C. Mervyn Maxwell, p. 293.
[9] Бенвенисти Мерон (Benvenisti, Meron). Крестоносцы на Святой Земле . 1st American ed.; New York: Macmillan 1972, c 1970. Брандейдж Джеймс (Brundage, James) A. Крестовые походы, документальное исследование. Milwaukee: Marquette University Press, 1962. Сибирри Элизабет (Siberry, Elizabeth). Критика крестовых походов: 1095-1274 годы. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1985.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
Открытая семинария — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
«Новости христианства» — Telegtam, ВКонтакте
No Comments