Адвентизм Печать зверя

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 1

Существует ли тайный заговор с целью осуществления Национального воскресного закона для преследования христиан, соблюдающих субботу? В этой книге факты отделены от вымысла.

Автор, Дирк Андерсон. Первое издание книги 1999, второе — 2022

Его странное происхождение

Уильям Миллер

Чтобы понять происхождение Национального воскресного закона, нужно вернуться к бурным 1840-м годам. Это была эпоха беспрецедентных религиозных споров на северо-востоке Соединенных Штатов. Спор был сосредоточен вокруг времени возвращения Христа. Все началось с того, что фермер, Уильям Миллер, ставший проповедником, начал кампанию, с целью предупреждения различных общин верующих, что, согласно его расчетам библейских пророчеств, возвращение Христа было неизбежным.

По мере того как популярность Миллера росла, нашлись и другие проповедники-возрожденцы последнего времени, которые со всякого возвышенного места стали распространять эту тревожную весть. Хотя Миллер и его соратники потерпели серьезную неудачу, когда Христос не вернулся, как было предсказано в 1843 году, вскоре выяснилось, что в расчетах Миллера была допущена «ошибка». После некоторых дебатов единоверцы Миллера наконец согласились с новой датой — 22 октября 1844 года. И снова лидеры движения стали возвещать во всех общинах, где их ещё принимали, и попытались пробудить людей предупреждением о скором возвращении Христа.

В то время как большинство христиан и серьезных исследователей Библии отвергли Миллера как заблуждающегося фанатика, некоторые были впечатлены его «библейскими доказательствами» возвращения Христа в 1844 году. Они хотели знать, действительно ли в Библии установлена дата возвращения Христа. Христиане стали призывать библеистов изучить «доказательства» Миллера, чтобы определить, действительно ли они точны. Ученые, знакомые с библейскими пророчествами и оригинальными языками Библии, изучили пятнадцать «доказательств» Миллера и обнаружили, что в них есть серьёзные недостатки (ошибки).

Например, в одном из доказательств Миллер добавил 1335 дней из 12-й главы Даниила к числу 666 из 13-й главы Откровения и каким-то образом получил 1844 год.*

«Это может быть доказано числами в Откровение 13:18:

«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его — шестьсот шестьдесят шесть», — в связи с Даниилом 12:12, как цитировалось ранее.

Этот текст показывает количество лет, что Рим будет существовать под богохульной главой язычества, после того, как он соединился в союз с народом Божьим. Начиная со 158-го г. до н.э., добавьте 666 лет, и мы перейдём к нашей эре, к 508 году, когда ежедневное жертвоприношение было прекращено. Затем сложив 1335 (из Дан.12:12) и 508, вы получите год 1843»

* Уильям Миллер, 15-е доказательство, цитируется в «Истории верующих во Второе пришествие», стр. 689

Примечание: после неудачи 1843 года это доказательство было пересчитано, чтобы указать на 1844 год. Ученые указывали на многочисленные несбывшиеся библейские пророчества как на доказательство того, что возвращение Христа еще не близко. Они объяснили, как Миллер стоял на опасной почве, игнорируя явное указание Христа о том, что никто не знает дня Его возвращения (см. Мф.25:13).

Обеспокоенные служители разных деноминаций предупреждали верующих об обмане и лжи учения Миллера. По мере того, как христиане всё больше осознавали серьезные ошибки в учениях Миллера, церкви начали закрывать свои двери перед ним и его единомышленниками. Между двумя группами посыпались обвинения, и вражда подняла свою уродливую голову. Миллериты утверждали, что немиллериты не хотят возвращения Господа. Немиллериты яростно отрицали это и высмеивали миллеритов, как нездоровых фанатиков. Некоторые миллериты, которые были членами основных церквей, настолько противопоставили себя, что церкви были вынуждены изгнать их из своих прихожан, что ещё больше разожгло враждебность с обеих сторон.

По мере приближения предполагаемой даты возвращения Христа ситуация ухудшалась. Миллеритов высмеивали, на них писали пасквили, изгоняли из сообществ. Хулиганы пускали жирных свиней на их лагерных собраниях и рушили их палатки. Миллериты становились всё более агрессивными в своих нападках на церкви и духовенство. Лидер миллеритов Чарльз Фитч повысил уровень враждебности, назвав христианские церкви «вавилонскими»:

«Если ты христианин, выйди из Вавилона. Если ты хочешь стать христианином, когда явится Христос, выйди из Вавилона, выходи сейчас…«

Ronald Numbers and Jonathan Butler (editors), The Disappointed/Разочарованные (Knoxville: University of Tennessee, 1993), p. 197

Хотя Уильям Миллер и его соратники первоначально привлекли внимание некоторых христиан в начале 1840-х годов, к 1843 году движение начало рушиться. По мере того, как библейские ученые разоблачали ошибки в доказательствах Миллера, волна начала оборачиваться против него и его фанатичных учений. Последователь миллерита Джозеф Бейтс сокрушался:

«Президенты и профессоры богословских семинарий, учёные и необразованные, служители и миряне, религиозные и политические газеты и предвзятые люди упорно трудились, честными и грязными средствами, чтобы опровергнуть то, что они называли «доктриной Миллера».

Джозеф Бейтс, Автобиография старейшины Джозефа Бейтса (Battle Creek MI: Steam Press, 1868), 270.

Эти группы были настолько успешны в разоблачении недостатков в учении Миллера, что движение начало терять импульс. Таким образом, усилия миллеритов по привлечению новых приверженцев доктрины установления времени были загнаны в тупик, и Миллер и его соратники отреагировали гневно. Они осудили христианские церкви как «падший Вавилон», ложно обвинили их в нежелании возвращения Христа, удалились от христианских церквей и начали собираться в домах и арендованных залах. Ожесточенная вражда расцвела между двумя группами, но каждая сторона была виновна за последовавшей волной вражды.

По мере приближения предполагаемой даты возвращения Христа многие миллериты продавали свои фермы и предприятия и вкладывали сбережения своей жизни в миссию миллеритов, чтобы распространять весть о скором возвращении Христа. К 22 октября 1844 года движение сумело собрать около пятидесяти тысяч последователей, почти полностью на северо-востоке Соединенных Штатов. Как и все фанатические движения, это движение, по-видимому, имело особую привлекательность для необразованных, молодых и тех, кто склонен следовать новомодными религиозным возбуждением.

Когда 22 октября 1844 года пришло и прошло без возвращения Христа, последователи Миллера были сильно разочарованы. Многие понесли финансовые потери и разорились. Многие продали свои средства к существованию или потратили сбережения своей жизни, чтобы распространить послание. Теперь они были бедны, обездолены и несчастны. Некоторые были настолько опустошены, что покончили с собой. Движение распалось, и Миллер, наконец, признал, что он ошибался. Некоторые из его последователей совсем отказались от веры во Христа. Некоторые оказались в психиатрических лечебницах. Другие постепенно начали возвращаться в свои бывшие церкви со стыдом и унижением.

Тем не менее, была небольшая группа, которая отказалась вернуться в свои бывшие церкви по разным причинам. Некоторые не были готовы проглотить свою гордыню и вернуться в церкви, которые они так недавно осудили как «синагоги сатаны» (см. Откр.2:9; 3:9, «сборище сатанинское», букв. «синагога сатаны»). Некоторые не желали терпеть порицания и выговоры своих бывших собратьев. Бывшие миллериты, которые не оставили веру и не вернулись в свои прежние церкви, начали создавать свои собственные церкви, которые в конечном итоге стали известны как адвентистские церкви.

Раскол между «адвентистами» и «не адвентистами» сформирует фундамент, на котором позже будет построено учение о воскресном законе. После Великого Разочарования (как позже было названо произошедшее событие), адвентисты нуждались в теме, которой они могли бы выделить себя от других христианских деноминаций, которые они так недавно называли Вавилоном.

Первоначально проблема разделения заключалась в том, что не адвентисты не верили в неизбежное возвращение Христа в 1844 году. Однако после того, как Миллер признал свою ошибку, этот вопрос потерял импульс. Что же еще могло отличить адвентистов от не адвентистов? Какую причину они могли придумать, чтобы остаться выделенными/особыми? Именно здесь вмешался Джозеф Бейтс. Он оставил свой след в истории адвентистов, разработав доктрину, которая в конечном итоге привела к учению о Национальном воскресном законе.

Джозеф Бейтс

Джозеф Бейтс — отец воскресного закона

Джозеф Бейтс, бывший морской капитан, проживал в Фэрхейвене, штат Массачусетс. Посетив собрание, на котором Миллер представил свои пятнадцать доказательств скорого возвращения Христа, Бейтс принял это учение и начал его пропагандировать. После разочарования Бейтс возглавил небольшую ячейку обескураженных адвентистов в Фэрхейвене. Бейтс боролся с разочарованием, пытаясь понять, как Миллер и его коллеги могли так ошибаться. Хотя у него не было формальной подготовки в принципах библейского толкования, он начал изучать библейские пророчества в надежде обнаружить какую-то дополнительную истину, которую Миллер пропустил. В своих исследованиях Бейтс придерживался неортодоксального подхода, который сильно отличался от подхода традиционных библеистов. Например, Бейтс взял непророческие отрывки из Ветхого Завета и «обнаружил» пророчества последнего времени, скрытые в этих отрывках. Как и другие адвентисты того времени, он также полагал, что Книга Откровение разворачивается в событиях движения миллеритов.

За время глубокого изучения Бейтс узнал о том, что суббота — это библейская суббота, из трактата, написанного проповедником-миллеритом по имени Томас М. Пребл. (Пребл, баптистский проповедник свободной воли, принял субботу в 1844 году и, как полагают, узнал об этом от баптистки седьмого дня по имени Рэйчел Оукс. Пребл написал статью о субботе, которая появилась в адвентистском журнале «Надежда Израиля» 28 февраля 1845 года)

Когда Бейтс узнал, что истинный день богопоклонения — суббота, а не воскресенье, он, наконец, обнаружил то, что считал веской причиной того, почему адвентисты должны оставаться отделёнными от других христианских деноминаций. Адвентисты были отделены от влияния христианских церквей, чтобы они могли с большей готовностью принять учение о субботе от баптистов седьмого дня. Бейтс пришел к убеждению, что Бог дает адвентистам короткий испытательный срок перед своим возвращением, чтобы проверить их на предмет того, будут ли они соблюдать субботу, как седьмой день.

Джозеф Бейтс и закрытая дверь

К 1845 году адвентисты начали раскалываться на отдельные группы. Основная группа адвентистов, в которую входил Миллер и большинство бывших лидеров миллеритов, продолжала соблюдать воскресенье и приняла учение о смертном сне души. Позднее эта группа стала церковью христиан адвентистов. Было также несколько разрозненных групп, которые приняли доктрину субботы. Большинство из этих групп позже объединились, чтобы сформировать Церковь Божью (седьмого дня). Наконец, была одна небольшая группа хранителей субботы во главе с Джозефом Бейтсом, которая стала известна как «адвентисты закрытой двери».

После Разочарования многие адвентисты поверили, что Христос закрыл дверь спасения для тех, кто отверг послание Миллера (Мф.25:10). Они верили, что находятся в затяжном времени, и все еще верили, что Христос неминуемо вернется. Однако после того, как Миллер признал свою ошибку и отверг учение о закрытой двери, почти все адвентисты отказались от этого учения. Однако, Бейтс и его последователи были одной из немногих групп, которые продолжали придерживаться жёсткой позиции, согласно которой любой христианин, отвергший послание Уильяма Миллера об установлении времени, был навсегда и безвозвратно потерян.

Благодаря своим библейским исследованиям Бейтс убедился, что дверь спасения навсегда закрыта для всех тех, кто отверг послание Миллера. Бейтс начал преподавать эту доктрину другим группам адвентистов. Позже эти группы превратились в секту Адвентистов Седьмого дня. В 1847 году Бейтс опубликовал книгу, в которой цитирует Миллера:

«Мы проделали свою работу, предупреждая грешников и пытаясь пробудить официальную церковь. Бог в Своем провидении закрыл дверь. Мы можем только побудить друг друга быть терпеливыми. Никогда со времен Апостолов не проводилась такая разделительная линия, как в 10-й или 23-й день 7-го еврейского месяца. С тех пор они говорят: «они не доверяют нам». Теперь, исполнив волю Божью, мы нуждаемся в терпении, чтобы получить обетование, ибо Он говорит: «Вот, Я скоро приду, чтобы вознаградить каждого по делам его»

William Miller, Voice of Truth/Голос истины, Dec. 11th, 1844, как цитируется в Joseph Bates, Second Advent Waymarks and High Heaps, p. 86.

Несмотря на то, что к тому времени, когда Бейтс опубликовал эту цитату, Миллер уже давно отверг идею о том, что дверь закрыта, и свободно признал, что это ошибка, Бейтс продолжал считать, что существует линия разделения, проведенная между адвентистами и не адвентистами. Он верил, что адвентисты были единственными, кто мог быть спасен, и дверь спасения была закрыта для христианских церквей, которые отвергли Миллера. Подобно Фитчу, Бейтс считал «номинальные церкви» частью ложной религии Вавилона:

«И наконец, в протестантских церквях раздается крик: «Выйди из нее, народ мой». Каков же теперь ответ? Тысячи и тысячи людей обрывают свои связи, и выходят, в полной уверенности, что этот громкий крик обращен к ним, а церкви, которые они покидают, — падший Вавилон, потому что они отвергли послание, которое предшествовало этому. «Настал час его суда». Их дома, которые они закрыли противясь посланию о Втором Пришествии, оставлены им опустошенными. Бог оставил их в их собственном смятении. … Доктрина адвента была последним и завершающим испытанием, которое Бог дал Своему народу, чтобы он вышел и отделился от всех неправедных неверующих»

Джозеф Бейтс, Автобиография старейшины Джозефа Бейтса (Battle Creek MI: Steam Press, 1868), стр. 69, 70

Ожесточенная вражда Бейтса против основных протестантских церквей очевидна, поскольку он использует насмешливые термины «опустошенный», «беспорядок» и «неправедный», для их описания. Поразительно, но Бейтс объявил протестантские церкви Вавилоном только потому, что они отвергли послание, которое сам автор признал признал ложью! По сути, Бейтс утверждал, что протестантские церкви были потеряны, потому что они отвергли ложное учение!

Бейтс продолжал придерживаться еретического убеждения, что не-адвентисты не могут быть спасены после 22 октября 1844 года, и что всякая работа для потерянных душ должна быть прекращена. Как и все единоверцы из «закрытых дверей», он не предпринимал никаких личных усилий для спасения заблудших душ. В 1847 году он написал:

«Тогда, конечно, закончились 2300 дней видения, потому что после этого будет задержка. Не забывайте и об этом. «Ибо в назначенное время будет конец». Здесь также закончилась наша последняя работа по предупреждению мира, и наш труд окончен. Почему? Потому что всякая весть предупреждения завершена. И произошло молчание на небесах в течение получаса, целой недели или семи с половиной дней. Здесь мы говорим, что наш славный Первосвященник начал очищение святилища и «получил Свое царство, власть и славу», «Новый Иерусалим».

Там же, с. 84.

В Книге Левит Бейтс обнаружил, что в День Искупления первосвященник семь раз обмакивал палец в кровь, чтобы «очистить» и «освятить» сынов Израилевых (см. Левит 16:19). Бейтс, по-видимому, не знал, что еврейское слово «времена» относится к событиям, а не к продолжительности (Стронг H6471). Предполагая, что этот стих означает время, Бейтс ухватился за него как за краеугольный камень своей доктрины закрытых дверей. Применяя библейский пророческий принцип «день за год» к «семи временам», Бейтс подсчитал, что адвентисты находились в семилетнем периоде, в течение которого они могли быть очищены и освящены, но только если они приняли доктрину о субботе. Таким образом, он пришел к выводу, что дверь спасения будет оставаться закрытой в течение семи лет, с 1844 по 1851 год. По истечении этих семи лет, в октябре 1851 года, Христос вернется, чтобы забрать домой тех адвентистов, которые приняли субботу, которую он назвал печатью Божьей. Вот как он описывает эту доктрину в своей книге:

«Семь пятен крови на Золотом жертвеннике и перед крышкой ковчега, я вполне верю, представляют продолжительность судебного разбирательства над живыми святыми во Святом Святых, все это время они будут находиться в своих муках, даже семь лет; Бог Своим голосом избавит их, «ибо кровь очищает душу» (Лев. 17:11). Тогда число семь завершит день искупления».

Джозеф Бейтс, Символическое и буквальное Святилище, стр. 10-13.

Следуя по стопам сомнительных библейских толкований Уильяма Миллера, Бейтс, по-видимому, имел свои собственные методы толкования Библии, которые остаются загадкой и по сей день. Независимо от того, как Бейтс пришел к выводу, что эти «семь пятен крови» на алтаре были семью годами, теперь у него была основная теология, чтобы установить субботу как отличительный знак между истинным Израилем Божьим и Вавилоном. В течение семи лет адвентисты будут «испытываться» в субботу, и это испытание определит, кто получил Печать Божью и кто получил Начертание Зверя. Бейтс утверждал:

«… это послание было обращено к Божьему народу, чтобы проверить его искренность и честность во всем слове Божьем…»

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 114./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 114.

В кульминационный момент этого семилетнего периода, в 1851 году, Христос вернется на землю. Те, кто принял субботу и тем самым получил «печать Божью», будут спасены. Те адвентисты, которые отвергали субботу, возвращались в церкви, соблюдающие воскресенье, получили «начертание зверя». Они будут потеряны вместе со всеми нехристианами.

Учение Бейтса о печати Божьей и начертании зверя позже станет основой учения адвентистов седьмого дня о событиях последнего времени.

Бейтс и конец света

В то время, как для большинства откровенных наблюдателей не было никаких доказательств неминуемого конца света, Бейтс находил доказательства везде, куда бы он ни посмотрел. Как и большинство миллеритов, Бейтс предполагал, что бо́льшая часть книги Откровения была исполнена в 1840-х годах. Поэтому Бейтс изо всех сил старался соотнести текущие события с различными отрывками библейского пророчества. Его усилия показывают, насколько ошибочным было его понимание библейского пророчества. В каждом пожаре, в каждой буре, в каждом бедствии он видел еще одно знамение свершившегося конца:

«Передо мной лежит брошюра из 83 страниц, озаглавленная ‘Глас Божий, или рассказ о беспрецедентных пожарах, ураганах, наводнениях и землетрясениях, начиная с 1845 года; также мор, голод и преступления‘, составленная Томасом М. Преблом. Поскольку эта работа была выпущена в начале этого года, периодические издания зарубежных стран и нашей собственной хваленой счастливой Республики показывают, что эти бедствия среди людей все еще увеличиваются в ужасающей степени. Жители многих стран теряют рассудок».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 89./Вехи Второго пришествия и высокие горы, стр. 89.

Бейтс предупреждал, что на мир обрушивается третье горе Откровения:

«… Это ли не третье горе, которое гремит среди народов земли и очень спешит стать его центром для ‘такого времени скорби, какого не бывало с тех пор, как существуют люди’?».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 91./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 91.

Бейтс предупредил о пожарах

«Весь ущерб от пожаров за последние два года составляет около 65 миллионов долларов, около 45 миллионов в нашей стране. В 1845 году примерно 38 городов понесли убытки на, почти, 31 миллион долларов; в большинстве случаев разрушены центральные или бизнес районы; помимо множества мелких пожаров стоимостью менее двадцати пяти тысяч долларов, а также тысяч акров леса, которые, вероятно, увеличили сумму примерно до сорока миллионов долларов, и, по многочисленным данным, в большинстве случаев они бушевали не контролируемые человеком».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 91, 92./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 91, 92.

… и наводнениях …

«Море и волны ревут. Ужасные штормы и бури 1845 года и многие в 1846-м, конечно, не были превзойдены в прошлые века. … Наводнения и затопления в 1845-1846. Со времен Ноя, я думаю, у нас нет таких записей».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 92./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 92.

… и, конечно, землетрясениях …

«Землетрясения. Я не буду останавливаться здесь на перечислении. В 1846 году в журнале Scientific American упоминается о более пятидесяти землетрясениях».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 93./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 93.

… и, что будет мор …

«Мор. Азиатская холера, ужасный мор, летящий посланник Бога с обнаженным мечом в руке…».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 93./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 93.

Что касается голода, Бейтс обратился к апокрифической книге Ездры.

«Ездра говорит: «семя потерпит неудачу от взрыва и града«. Он же говорит: «провизия будет дешёвой, и внезапно посеянные места окажутся незасеянными, (семена сгнившими под комьями) полные хранилища внезапно окажутся пустыми«. Вот исполнение: сотни и сотни наших кораблей почти постоянно покидают наши берега, нагруженные провизией из хранилищ, чтобы удовлетворить голод в Европе. Если рассказы о голоде правдивы, они будут продолжать идти до тех пор, пока наши склады не опустеют. Это не фантазия и не басня, а история и слово Господа Бога нашегоПророчество Ездры начинает искать и гореть, как огонь».

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 122./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 122.

После прочтения этих «исполнений» пророчеств становится очевидным, что Бейтс искажал Писание, пытаясь втиснуть «квадратные вставки» текущих событий в «круглые дыры» библейских пророчеств. Невозможно скрыть тот факт, что его пророческие интерпретации были склонны к его собственным личным теориям о скором возвращении Христа, а не к фактам. Кроме того, это ставит под сомнение всю пророческую теологию Бейтса.

Вот несколько других примеров необычных учений Бейтса о пророчествах, которые были отвергнуты последующими поколениями адвентистов седьмого дня:

Бейтс утверждал, что послание третьего Ангела завершилось осенью 1844 года:

Я прошу вас оглянуться на лето и осень 1844 года, когда вы видите исполнение этой трёхангельской вести самым чудесным и поразительным образом почти во всех городах и поселках по всей Новой Англии’.

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 69./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 69

Отвечая на вопрос, почему движение 1844 года (т.е. послание 3-го Ангела) было в основном ограничено Соединенными Штатами, а не всем миром, Бейтс утверждал, что по всему миру распространялось только послание первого Ангела:

Eсли вы снова посмотрите на Откр.14, вы увидите, что это был только первый вестник, который направил свое послание каждой нации, колену, языку и народу‘.

Second Advent Waymarks and High Heaps, p. 69./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 69

Бейтс утверждал, что Христос получил Свое царство в 1844 году:

Итак, здесь содержится положительное подтверждение того, что Христос получил свою власть, славу и царство, или, как в притче о десяти девах, Жених пришел на брак при звуке седьмой трубы, после вести третьего Ангела и до того, как излились шесть из семи язв‘.

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 103, 104./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с.103, 104

Самое поразительное, что Бейтс утверждал, что суббота не может соблюдаться до 1844 года…

Читатель спрашивает, почему люди не «соблюдали заповеди Божьи», как в тексте, до осени 1844 года? Поскольку весть не была представлена и не могла быть представлена до тех пор, пока весть третьего Ангела (9-11 ст.) не произвела это разделение, ибо они не могли соблюдать четвертую заповедь, субботу, седьмой день, пока они были едины с номинальной церковью (Вавилоном), отсюда и разделение’.

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 114./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 114

Интерпретация Бейтсом посланий трех Ангелов Откровения 14 заставляет его сделать вывод, что до 1844 года не существовало хранителей заповедей Божьих. Такой иронический вывод игнорирует тот факт, что сам Бейтс узнал о субботе от баптистов седьмого дня, большой группы субботствующих христиан, которые уже более века передавали «послание» субботы христианам, соблюдающим воскресенье!

Джозеф Бейтс: можно ли доверять его пророческим теориям?

Обзор:

  1. Он утверждал, что семь капель крови на алтаре в Книге Левит 16 показывают, что адвентисты должны пройти через семь лет испытания субботней истиной. По истечении этих семи лет, в 1851 году, Христос вернется, чтобы забрать домой тех адвентистов, которые получили Печать Божью (соблюдение субботы).
  2. Он утверждал, что мелкие бедствия, произошедшие в конце 1840-х годов, были признаками неминуемого конца света.
  3. Он утверждал, что евангельское послание для не принявших весть Миллера прекратилось в 1844 году, и что после этого времени только бывшие миллериты могли быть спасены.
  4. Он утверждал, что субботу не могли соблюдать до 1844 года, наряду с множеством других странных учений, которые позже адвентисты седьмого дня отвергли.

Анализируя учение Бейтса, мы обнаруживаем пророческий просчёт, путаницу, искажение и откровенную ошибку. Это образец человека, который был обманут вестью о скором возвращении Христа и значении Библейского пророчества. Окончательный пример заблуждения Бейтса можно найти в его утверждении, что сама евангельская весть закончилась в 1844 году! Приведенной ниже цитаты должно быть достаточно, чтобы доказать любому христианину, что этот человек не руководствовался Духом Божьим в своих библейских интерпретациях:

«Теперь пусть эта дверь закроется, и проповедь евангелия не будет иметь никакого эффекта. Это именно то, что мы говорим, это факт. Евангельская весть закончилась в назначенное время с окончанием 2300 дней; и почти каждый честный верующий, наблюдающий знамения времени, признает это«.

(Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 114./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 114)

Это утверждение абсолютно противоречит Великому поручению Иисуса. Как можно доверять человеку, который развил такое искаженное и извращенное понимание библейского пророчества? И все же удивительно, что учение Бейтса стало основой, на которой впоследствии развивалась доктрина адвентистов седьмого дня о Национальном воскресном законе! Любой из АСД признает, что учения Бейтса о Вавилоне, субботе, Печати Божьей, Начертании Зверя и «остатке» являются теми же пророческими учениями, которые составляют ядро современных учений адвентистов седьмого дня о библейских пророчествах.*

*Адвентисты продолжают преподавать теории Бейтса относительно субботы, Печати Божьей, Начертания Зверя и «остатка» и в 2022 году, на их «Семинарах по книге Откровение». Многие АСД не знают, что именно Джозеф Бейтс создатель этих учений.

Бейтс заложил основу для преподавания Национального воскресного закона, а более поздние адвентисты строили на его основании.

Естественно, что эти странные учения вызвали некоторое сопротивление со стороны христианских церквей в 1840-х годах. Это сопротивление было истолковано адвентистами «закрытой двери» как преследование и представлено, как еще одно свидетельство того, что христианские деноминации пали и погибли. Хотя теории Бейтса были приняты немногими, в целом большинство отвергло его диковинные идеи. Библеисты легко развенчали его теории. В этот период адвентисты «закрытой двери» приобрели мало приверженцев. Бейтс понял, что ему нужна помощь, чтобы удержать свои тонущие теории на плаву, и вскоре нашел необходимую помощь в лице молодой и впечатлительной «пророчице» Эллен Гармон Уайт.

Бейтс находит друга

Кто такая Эллен Уайт?

Когда они познакомились, она была хрупкой девятнадцатилетней девушкой, преданной последовательницей Уильяма Миллера. У нее были серьезные проблемы со здоровьем в результате травмы головного мозга в детстве. Позже она заявила, что получает видения от Бога, хотя многие из тех, кто был свидетелем ее видений, чувствовали, что они были скорее результатом ее плохого здоровья, чем божественного вдохновения. Сестра Уайт и ее семья были среди фанатиков, изгнанных из методистской церкви в сентябре 1843 года за нарушение церковных служений.

Согласно свидетельству методистской церкви…»Причиной их исключения было не то, что они проповедовали Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Это убеждение нашей ортодоксальной веры, что подтверждается Уставом религии 1784 года. Их исключение было вызвано нарушением ими дисциплины при провозглашении взглядов Уильяма Миллера на определение времени … после долгих тихих (спокойных) советов воздерживаться от своего разрушительного поведения на церковных собраниях члены церкви на Честнат-Стрит предприняли то, что они считали единственным правильным решением — исключить семью Хармон»

Письмо г-ну Киту Моксону из Объединенной методистской церкви Честнат-стрит, 3 июня 1988 г., взято с веб-сайта Truth or Fables/Letter to Mr. Keith Moxon from the Chestnut Street United Methodist Church, June 3, 1988, sourced from Truth or Fables web site

Изгнание Эллен Уайт из методистской церкви и последующее преследование со стороны церквей за ее ложные убеждения привели ее к тому же выводу, что и Бейтс: протестантские церкви были Вавилоном. Уайт не упустила возможности обрушиться с критикой на христианских проповедников, которые выступали против установления времени Миллера:

«Многие пастыри стада, исповедовавшие любовь к Иисусу, говорили, что они не возражают против проповеди пришествия Христа, но они возражают против определенного времени. Всевидящее око Бога читало их сердца. Они не любили Иисуса. Они знали, что их нехристианская жизнь не выдержит испытания, ибо они не шли по скромному пути, указанному Им»

Эллен Г. Уайт, «Ранние произведения», стр. 233. См. весь раздел Early Writings, pp. 229-249

Вскоре Эллен Уайт и Джозеф Бейтс объединились в борьбе против ненавистных церквей, соблюдающих воскресенье. Хотя библейских свидетельств в пользу учения Бейтса крайне не хватало, недостаток вдохновения вскоре был восполнен Э. Уайт. У нее начались «видения», подтверждающие теории, сфабрикованные Бейтсом. Хотя «видения» были всего лишь повторением того, что уже обнародовал Бейтс, это наложило «пророческую печать» одобрения на его учение. Бейтс, хотя поначалу скептически относился к молодой провидице, в конце концов решил принять пророка, чьи видения так напоминали его собственные сочинения. Эти симбиотические отношения оказались выгодными для обеих сторон. Бейтс, наконец, нашел вдохновение, которого не хватало его доктринам, а Уайты получили столь необходимую поддержку в своих собственных усилиях по утверждению притязаний Э. Уайт на то, что она есть Дух Пророчества (см. Откр.19:10).

К 1850 году, после многих лет усилий, Бейтс, Эллен Уайт и ее муж Джеймс Уайт сумели убедить несколько сотен адвентистов в том, что учение Бейтса о субботе было последним посланием Бога миру. Однако в 1851 году для группы наступили трудные времена, когда Христос не возвратился, как обещал Бейтс. По мере того как приближалась дата и становилось все более очевидным, что Христос не придет, чета Уайт начала дистанцироваться от Бейтса. Когда 1851 прошел без событий, Бейтс и Уайт потерпели унизительное поражение. Адвентисты начали выступать против них. Люди задавались вопросом: как пророк Божий не мог предвидеть, что Бейтс был так ужасно неправ относительно даты 1851 года? Чета Уайт, разочарованные тем, что многие из их последователей отвернулись от них, решили немного дистанцироваться от Бейтса и переехали на Средний Запад, где их не так хорошо знали.

В то время как чета Уайт отвергла учение Бейтса о семилетнем периоде испытаний, они продолжали проповедовать, что суббота — это последнее испытание для человечества.

Э. Уайт писала:

«Свет субботы был виден, и народ Божий был испытан, как в древности испытывались сыны Израилевы, чтобы увидеть, будут ли они соблюдать закон Божий».

Э. Г. Уайт, Ранние произведения, стр. 233

По мере того как Бейтс постепенно отходил на второй план, Уайты взяли на себя ответственность за эту работу и сумели собрать небольшое количество последователей и образовать Церковь адвентистов седьмого дня в 1863 году. Это было незадолго до того, как эта группа приобрела репутацию среди других христиан. Они стали известны своими усилиями по привлечению членов из других христианских деноминаций. Они также были известны тем, что называли католицизм Вавилоном, а протестантов-отступническим протестантизмом или дочерьми Вавилона.

Эллен и Джеймс Уайт сохраняли убеждение, что все остальные христианские церкви были отступниками, потому что они отвергли фанатичное движение Миллера по установлению времени. Излишне говорить, что враждебность адвентистов седьмого дня по отношению к другим христианским деноминациям породила много враждебности между группами. Эллен Уайт описывает свое недовольство «падшими» христианскими деноминациями:

«Я видела, что номинальные церкви пали, что холод и смерть царят среди них«

Эллен Г. Уайт, Ранние произведения, стр. 116

«Грехи традиционных церквей убеляются. Многие их члены лелеют ужасающие пороки и погружены в беззаконие. Вавилон пал и сделался пристанищем всякой нечистой и отвратительной птицы! Самые вызывающие грехи нашего века находят убежище под мантией христианства«

Эллен Г. Уайт, Свидетельства, том 4, стр. 13

Э. Уайт и ее ангел были настолько расстроены христианами, соблюдающими воскресенье, что были готовы излить на них гнев Божий:

«Я видела, что с тех пор, как Иисус оставил Святое небесного святилища и прошел за вторую завесу, церкви все более и более становятся «пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице». Я видела великое беззаконие и порочность этих церквей, но несмотря на это, находящиеся в них именуют себя христианами. Исповедания таковых, их молитвы и увещевания — мерзость перед Богом. Я слышала, как ангел сказал:

«Бог не может присутствовать на их собраниях. Не обращая никакого внимания на обличение совести, они продолжают упражняться в эгоизме, хитрости, обмане и свое нечестие и дурные поступки прикрывают мантией религии».

Мне была показана гордость этих мнимо-христианских церквей. В их мыслях нет Бога. Их плотские помышления направлены на самих себя. Они облекают свою наготу в красивые одежды и затем любуются собой. Их низкое порочное поведение наполняет гневом сердце Иисуса и Его святых ангелов.

Ангел сказал: «Их грехи и гордость дошли до неба. Возмездие для них уже приготовлено. Справедливость и суд, которые долгое время находились в бездействии, скоро свершат свое решительное дело. Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Грозные слова третьего ангела вскоре исполнятся, и все нечестивые будут пить чашу гнева Божьего. Множество злых ангелов совершают свое разрушительное дело на земле и развращают церкви. Эти агенты сатаны радуются, видя, как под покровом религиозной мантии в церквах совершаются самые ужасные грехи и преступления».

Э. Уайт, «Ранние произведения», стр. 274

По мнению Эллен Уайт, христианские церкви, не входящие в АСД, были полны греха. По ее мнению, их злейшими врагами были не атеисты, язычники и неверные.

Их злейшими врагами были христиане, соблюдающие воскресенье!

Эллен Уайт развивает учение о Национальном воскресном законе

В середине 1800-х годов произошел ряд инцидентов, когда адвентисты седьмого дня столкнулись с проблемами с законом, потому что они работали в воскресенье. В то время во многих штатах существовали «синие законы», запрещающие работу в воскресенье. Именно на этом фоне преследований со стороны государства «пророчица» Э. Уайт описала грядущее преследование субботствующих в серии книг и статей. В 1858 году она написала:

«Затем я видела, как правители земли о чем-то совещались между собой, а в это время вокруг них теснились сатана и его ангелы. Я видела документ, во множестве экземпляров разосланный по всей земле, в котором говорилось, что если святые в течение определенного времени не откажутся от своей особенной веры, если они не перестанет соблюдать субботу вместо первого дня недели, тогда каждому будет дано право в определенное время убивать их»

Э. Уайт, «Ранние произведения», стр. 282. Впервые цитата появилась в книге «Духовные дары«, том 1 (1858), стр. 201

В 1884 году Э. Уайт утверждала, что сценарий конца времени будет вызван «сверхчеловеческими» усилиями духовенства, которое уговаривает законодателей принять законы, обеспечивающие соблюдение воскресенья, причем каждый последующий набор законов постепенно увеличивается в строгости:

«Духовенство прилагало почти сверхчеловеческие усилия, чтобы закрыть свет, чтобы он не сиял на их паству. Всеми доступными им средствами они стараются подавить обсуждение этих жизненно важных вопросов. Церковь обращается к сильной руке гражданской власти, и в этой работе папистов просят прийти на помощь протестантам. Движение за соблюдение воскресенья становится более смелым и решительным. Закон применяется против хранителей заповедей» …

«В последнем конфликте суббота будет особым пунктом спора во всем христианском мире. Светские правители и религиозные лидеры объединятся, чтобы обеспечить соблюдение воскресенья; и поскольку более мягкие меры не сработают, будут приняты самые репрессивные законы. Будет настоятельно рекомендовано не допускать тех немногих, кто противостоит институту церкви и закону страны, и в конце концов будет издан декрет, осуждающий их как заслуживающих самого сурового наказания и предоставляющий народу свободу через определенное время предать их смерти».

Ellen White, Spirit of Prophecy/Дух пророчества, том. 4 (1884), стр. 425, 444

К концу 1880-х годов многим адвентистам седьмого дня конец казался неизбежным. Причина, по которой они считали, что конец был так близок, заключалась в том, что в Конгрессе Соединенных Штатов рассматривался закон, который сделал бы воскресенье национально признанным праздником. В 1886 году Э. Уайт забила тревогу о скором конце:

«Конец всего близок. Время скорби вот-вот настанет для народа Божьего. Тогда выйдет указ, запрещающий тем, кто соблюдает субботу Господню, покупать или продавать, и угрожающий им наказанием и даже смертью, если они не соблюдают первый день недели как субботу».

Э. Уайт, Исторические очерки, стр. 156. См. также «Special Testimonities on Education», p. 99: «Не за горами то время, когда законы против воскресного труда будут более строгими» (февраль, 1894 г.)

Затем произошло неожиданное. Конгресс отклонил «воскресный закон». Хотя, возможно, было несколько причин, по которым закон был отклонен, было очевидно, что некоторые в Конгрессе считали, что закон нарушит разделение между церковью и государством. Кроме того, если бы закон был принят, он, скорее всего, был бы отменен Верховным судом. После этого события движение закона о воскресном дне (Sunday Law) сбавило обороты, и те, кто его поддерживал, постепенно обратили свое внимание на другие, более насущные проблемы.

К началу 1900-х годов стало казаться маловероятным, что воскресный закон будет принят в ближайшее время. Теперь перед адвентистами седьмого дня стояла дилемма. Им нужно было придумать хорошее объяснение того, как воскресный закон может быть принят, учитывая нынешний политический климат.

К 1904 году прежний сценарий организованного движения религиозных лидеров, проталкивающих «воскресный закон» через Конгресс, теперь казался нереалистичным. Поскольку «воскресный закон» представляется крайне маловероятным при обычных обстоятельствах, было решено, что должны быть какие-то экстраординарные внешние события, которые могут его вызвать. Таким образом, Э. Уайт прописывает сценарий, в котором Соединенные Штаты сталкиваются с внезапным, ужасным кризисом. В этом сценарии, если Соединенные Штаты не будут действовать, чтобы убить хранителей субботы, произойдет ужасная национальная катастрофа:

«Они будут указывать на бедствия на суше и на море, на бури, наводнения, землетрясения, разрушение огнем, как на суды, указывающие на Божье недовольство, потому что воскресенье не соблюдается свято. Эти бедствия будут увеличиваться все больше и больше, одно бедствие будет следовать за другим; и те, кто попирают Закон Божий, будут указывать на тех немногих, кто соблюдает субботу четвертой заповеди, как на тех, кто навлекает гнев на мир. Эта ложь — уловка сатаны, чтобы заманить в ловушку неосторожных» (Эллен Уайт, Южный сторож, 28 июня 1904 года. Цитата первоначально появилась в Signs of the Times/Знамения времени, январь, 17, 1884).

«Во время этого ужасного кризиса воскресный закон будет оправдан политиками, которые при нормальных обстоятельствах отвергли бы закон. Однако в этой кризисной ситуации они убеждены принять воскресный закон, чтобы не допустить, чтобы вся нация была «ввергнута в смятение и беззаконие».

Ellen White, Youth Instructor/Наставник молодёжи, Jul. 12, 1904: «Когда суббота станет особым пунктом споров во всем христианском мире, упорное нежелание небольшого меньшинства уступить народному требованию сделает их объектами всеобщего проклятия. Мы будем настаивать на том, что не следует терпеть тех немногих, кто противостоит институту церкви и закону государства; что лучше им пострадать, чем чтобы целые народы были ввергнуты в смятение и беззаконие. Этот аргумент будет казаться убедительным; и против тех, кто освящает субботу четвертой заповеди, будет, наконец, издан указ, осуждающий их как заслуживающих самого сурового наказания и дающий людям свободу через определенное время предать их смерти».

Хотя это, безусловно, творческий сценарий, Э. Уайт не предоставила никаких библейских доказательств этого. Она также не объясняет, как убийство хранящих субботу может предотвратить страну от смятения и беззакония. Похоже, она делает предположение, что политические лидеры перестают мыслить рационально во время кризиса и принимают законы, которые совершенно не имеют смысла. Хотя это имело смысл для немногих, если вообще имело, за пределами секты АСД, последователи Э. Уайт проглотили его, полагая, что это было вдохновленное слово от Бога. Вскоре этот маловероятный сценарий нашел свое отражение в главной книге пророчицы о событиях последнего времени «Великая борьба«.

В ранние годы Э. Уайт утверждала, что только «христианский мир» будет принимать воскресные законы, но к 1888 году она изменила свой сценарий. Сценарий был изменен, чтобы включить весь мир.

Э. Уайт написала в своей знаковой книге «Великая борьба:

«Силы земли, объединившись для войны против заповедей Божиих, постановят, что «все, малые и великие, богатые и бедные, свободные и рабы» (Откр.13:16) должны соблюдать обычаи церкви, соблюдая ложную субботу. Все, кто откажется подчиниться, будут подвергнуты гражданским наказаниям, и в конце концов будет объявлено, что они заслуживают смерти»

Великая борьба, стр. 604, изд. 1888 г.

Этот «всеобщий» воскресный закон более подробно разъясняется в последней книге Э. Уайт, опубликованной в 1917 году, через год после ее смерти:

«В наши дни многие слуги Божьи будут незаслуженно подвергаться оскорблениям и унижениям, оказавшись в руках людей, подстрекаемых сатаной и исполненных зависти и религиозного фанатизма. С особой силой человеческая ярость обрушится на тех, кто соблюдает субботу, то есть четвертую заповедь, и в конце концов будет издан указ, объявляющий их достойными смерти»

Пророки и цари, стр. 512

Примечание: В русском переводе слово «всеобщий» опущено. Но в английском издании оно сохранено. «Especially will the wrath of man be aroused against those who hallow the Sabbath of the fourth commandment; and at last a universal decree will denounce these as deserving of death«. (Ellen White, Prophets and Kings/Пророки и цари, p. 512).

Таким образом, доктрина воскресного закона постоянно развивалась и изменялась на протяжении многих лет, чтобы соответствовать особым вызовам конкретного поколения. После смерти «пророчицы» Эллен Уайт в 1915 году позиция организации АСД по Национальному воскресному закону замерла и осталась относительно неизменной. Это понятно, поскольку в ней больше нет никого, кто обладал бы пророческими полномочиями изменять учение. Хотя с каждым годом устаревшее учение становится все менее и менее правдоподобным, корпорация АСД продолжает провозглашать то же учение и сегодня, как и в начале 1900-х годов, хотя и с меньшей помпой и томным энтузиазмом.

Автор, Дирк Андерсон. Первое издание книги 1999, второе — 2022

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 1

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 2

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 3

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 4

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 5

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 6

Национальный воскресный закон: факт или вымысел? Глава 7

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.