Почему некоторые отцы церкви были крещены взрослыми; не противоречит ли это учению о крещении младенцев?
Данный вопрос важен в понимании учения Церкви о крещении младенцев. Вот имена крещенных в зрелом возрасте отцов Церкви, но тут необходимо знать причины, и то чему эти отцы учили сами, став наставниками и учителями Церкви .
1. Блаженный Августин
2. Св. Амвросий Медиоланский
3. Св. Василий Великий
4. Св. Григорий Нисский
5. Св. Иоанн Златоуст
6. Св. Григорий Чудотворец
7. Св. Григорий Богослов
Причин этому было множество, политика империи, частные споры, и т.п; в разное время истории были моменты упадка веры и наоборот пробуждения, это зависло от многих обстоятельств — во’йны, ереси, расколы, не грамотность многих, отсутствие книг и документов, а так же столкновения частных мнений по разным вопросам и многие другие причины, которых трудно обьяснить или понять, потому что сами причины связаны с частностями. Одна из множества причин это то что и в древности как и сейчас были периоды когда крещение младенцев становилось формальностью без понимания сути тайнства, без веры восприемников, без учения Церкви. Потом наступал период когда в борьбе с формальностью крещения младенцев, настаивали по ошибочности мнений на крещении в зрелом возрасте, и некоторые известные подвижники веры, делами достигнув совершенства, были крещаемы будучи взрослыми, это были крайности, и частные случаи в определённых обстоятельствах.
И сегодня в последние дни, крещение не избежно стало обесцениваться. Крещение стало какой-то формальностью, традицией в сознании многих людей.
Но ведь это Таинство!
Могли ли первые христиане подумать о том, что когда-то наступит время, когда крещаемые не будут понимать сути Таинства. Не говорю уже про родителей и восприемников младенцев.
У св. Иустина Философа видим ясное свидетельство о Крещении младенцев:
«Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их на Крещение»
Об этом же читаем у св. Иринея Лионского. Он пишет: Христос «пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются через Него для Бога: младенцев , и детей, и отроков, и юношей, и старцев». Возрождение для Бога здесь — это принятие Таинства Крещения, ибо «Человек, по плотскому рождению от Адама сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения».
Но было одно Священное условие:
В сочинении «О Церковной иерархии» св. Дионисий Ареопагит ученик Апостола Павла, приводит важное суждение:
«Божественные наставники[Апостолы] наши сказали, и совершенно справедливо, что младенцы, если будут наставляемы в священном законе, достигнут святого состояния, не притыкаясь заблуждениями и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Это было в мысли наших божественных наставников, и потому им угодно было допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше, и как страж его вечного спасения».
Из истории Церкви мы знаем лишь несколько святых, которые были рождены от родителей-христиан, но крещены будучи уже взрослыми, скорее это редкие исключения из общего правила. И в каждом случае были свои, зачастую отнюдь не вероучительные причины, а частные убеждения родителей, которые путали учение Церкви о крещении во Христа(во имя Отца, Сына и Святого Духа) с ритуальным крещением Иоанновым, когда Христос крестился взрослым. Эта проблема непонимания есть и у Протестантов.
В частности, в житии св.Григория Богослова, говорится об одной из таких причин скорее как о заблуждении, которое было опровергнуто самим же святым:
«В те времена существовал у многих христиан добровольный обычай отлагать крещение до зрелого возраста, и до того года, на котором Христос Господь наш крестился от Иоанна в Иордане, – чаще всего до тридцати трех с половиною лет»
Впоследствии этот обычай, по уважительным причинам, был устранен тем же святым Григорием Богословом, Василием Великим, Григорием Нисским и другими великими отцами. Таким образом, Святой Григорий был крещен, не тотчас по рождении, но, согласно древнему обычаю, принятому у христиан, крещение его было отложено до возраста лет Христовых.
Профессор А.И.Осипов намеренно искажает факты, заявляя на ➡️видео лекциях что Григорий Богослов будучи крещенным во взрослом возрасте не боялся сам или за детей их христианских семей что они умрут некрещеными, потому что знал что дети будто и так все идут в рай! Давайте послушаем отца нашего свт. Григория Богослова, что он сам писал когда попал в сильный шторм и была вероятность гибели:
«Все пришли в страх при виде общей смерти; но я, бедный, боялся больше всех за свою душу; ибо подвергался опасности умереть НЕКРЕЩЕННЫМ и среди губительных вод желал воды духовной; поэтому вопиял, просил и молил себе хотя малой отсрочки».
Источник: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского : Т. 1-2. — Санкт-Петербург : Изд. П.П. Сойкин, [1912]. / Т. 1. – III, 680, 1 л. порт. / Слова (1-45). 17-680 с
И тот же св.Григорий Богослов говорит —
«Возразят: «пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их? — Непременно, если настоит опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит восмидневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатию, и совершалось над неполучившими еще употребления разума; а также помазание порогов, чрез неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетных даю такое мнение: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела, великим таинством совершения. Причина же сему следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста); однако же оградиться им Крещением без сомнений гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними, и никакими способами не предотвращаемых, опасностей.»
СЛОВО 40. НА СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ
Достаточно вспомнить специальные увещания Отцов IV в., обращенные к откладывающим крещение христианам. Эти увещания стали появляться, когда благодаря государственному статусу христианской религии в Церковь хлынул поток номинальных христиан и практика длительного оглашения, которая прежде расценивалась как необходимая подготовка к великому таинству, стала превращаться в злоупотребление, – в сознательное откладывание таинства, нередко даже до глубокой старости. Большинству номинальных христиан, так и не изживших в себе языческий менталитет, хотелось и на земле пожить, как говорится, в свое удовольствие, а затем без всяких усилий, «даром» войти и в Небесное Царство, приняв крещение перед самой смертью. Это, проистекающее из полного непонимания ни смысла самого крещения, ни смысла христианской жизни вообще, злоупотребление вызывало резкие обличения со стороны свт. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др.
Карфагенский Собор (419-426 г.), определил 110 (124) правилом:
«кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия… тот да будет анафема» .
Правила Карфагенского Собора вошли во все канонические сборники Православной Церкви и имеют непререкаемый церковный авторитет, поскольку решения этого Собора были подтверждены позднейшими постановлениями VI-го (2 прав.) и VII-го (1 прав.) Вселенских Соборов, как общезначимые для всей полноты Православной Церкви. В результате этой рецепции данные правила «получили вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви», что и нашло свое отражение в церковной богослужебной практике и писаниях Святых Отцов.
На VI Вселенском Соборе было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею» (правило 84).
Свт. Григорий Богослов:
«У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу … Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным» (Св.Григорий Богослов. Слово 40. На Святое Крещение).
Блаженный Августин свидетельствует о том же:
«Это (Крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца»
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, Telegram-chat, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов
Добавить комментарий