Исследования Книга пророка Даниила

Конец Крестовых походов и начало ИнквизицииНа чтение 5 мин

В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как прежний,

Дан.11:29

Крестовые походы на юго-восток продолжались до конца тринадцатого века. Однако крестоносцы не смогли удержать землю, и царствование Иерусалима подошло к концу. Затем папство пыталось предпринять что–то еще, на этот раз не такое “как первое или второе” – крестоносцы выступили против своих южных братьев, христианского города Константинополя — столицы Византийской империи. В 1204 году город был взят и в значительной степени разрушен. Ни одна мусульманская армия никогда не причиняла такого серьезного опустошения ни одному христианскому городу. Крестоносцы показали себя в Константинополе хуже мусульман, хуже язычников.[1]

Юссри Гиргис, некогда мой студент-докторант, изучив многочисленные арабские и мусульманские источники на предмет связи между Дан.11 и крестовыми походами, делает вывод:

“Я пришел к выводу, что Дан.11:23-30 не имеет в виду атеизм во Франции или антисемитизм, как утверждают некоторые ученые. Но, скорее, это отрывок из священных Писаний, который касается уникального рода воинственного похода. Эти походы — это манера поведения папства, которая известна как сила малого рога из Дан.8, и царя Северного из Дан.11.”[2] Я с ним совершенно согласен.

ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.

Дан.11:30

За свою Средневековую историю Кипр (Киттим) несколько раз был оккупирован крестоносцами, арабами, тамплиерами и просто пиратскими армиями влиятельных «полевых командиров» и генералов. Поскольку папство всегда считало Средиземное море своим “Римским озером”, объединяющим прибрежные земли под его, папства, властью, Кипр был стратегическим островом. Корабли с Кипра, неподконтрольные папству, часто вмешивались в стратегические планы Рима. Одно лишь папство не могло предвидеть, когда начинало свои крестовые походы: то, что в ходе этих бесконечных войн европейские правители обзаведутся сильными независимыми армиями, которые смогут бросить вызов Риму. Так и произошло. И тогда папство фокусируется на внутренней очистке — охотясь на ведьм, устраняя влиятельные рыцарские ордена и инициируя кровавую инквизицию на диссидентов.[3]

Аналогичная ситуация наблюдается и в Дан 11:28. Ни одна сила в истории не применяла такой безраздельной жестокости и беспощадности в течении столь длительного времени — возможно, по этой причине период времени в 42 месяца, 1260 дней и три с половиной года повторяется много раз в Библии. Папство проявило бесподобное упорство в своей попытке устранить любое инакомыслие — все прежние “звери”, или империи, демонстрировали гораздо большую степень религиозной терпимости. Именно во время действия папства раздается вопль мучеников из Откр.6:9-11: “доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?”[4]

И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.

Дан.11:31

Это один из «храмовых» текстов, который говорит о мерзости запустения на святом месте. Даниилу уже дано было некоторое представление о деятельности “маленького рога” (Дан.7:21-25). Он говорит “высокомерные слова”, он “вел брань со святыми и превозмогал их”, он будет “угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон”. Дан.11 дополняет характеристику “маленького рога” некоторыми дополнительными подробностями относительно его деятельности. Вся его деятельность направлена как раз против Святилища. Еврейский храм к настоящему времени уже давно разрушен, и единственное святилище, о котором можно размышлять в связи с этим текстом, — это Небесное святилище.

Поскольку Даниилу было дано видение деятельности маленького рога в 8:10-11 борьба между маленьким рогом и Вождем воинства небесного и Вождем Завета (Иисусом Христом) представлена с космической, духовной перспективы: он “вознесся на Вождя воинства… отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его”. Очевидно, что тот же язык используется и в Дан.11:31.

Теперь остается нам уяснить, о каком собственно Храме и каком осквернении здесь идет речь. Храм иудейский был давно разрушен, и с жертвой Христа все жертвы утратили свое значение. Т.е. здесь речь не может идти о Храме, который был разрушен римлянами в 70 г. К тому же, в таких повествованиях, где говорится о мерзости запустения на святом месте, это служит сигналом к падению этого города и бегства из Иерусалима. Здесь же этого не происходит какого-то слишком громкого призыва выходить оттуда нет. Почему так?

Когда Христос умер, и завеса в Храме разовралась, Храм не был разрушен, он просто был осквернен в это время. Осквернение и разрушение придут спустя какой-то срок. Так же и в данном случае. Четвертый Латеранский собор (1215) официально утвердил доктрину преосуществления: Вечеря Господня является не только таинством, но и самой жертвой.[5] В первую очередь это жертва, “бескровное повторение крестной жертвы”.[6] Нужды в Самом Иисусе больше нет. Его плоть может быть произведена любым священником, а спасение можно купить за деньги. Это крайнее проявление “мерзости запустения” — то, что резко противоречит учению о служении Иисуса Христа в Небесном Святилище. Так было осквернено “святилище”. Папа Римский провозгласил себя наместником Христа, а Церковь рассматривалась как посредник между Богом и человечеством. Это дало папству право продавать индульгенции — теперь можно было оплатить свое спасение.

[1]          Тредголд Уоррен (Treadgold, Warren). История Византийского государства и общества (Stanford University Press, 1997).

[2]          Youssry Guirguis, Сравнение между взглядами египетских христиан, Церкви АСД и мусульманами Толкование Даниила 11:23-30 (Paper presented in partial fulfillment of the requirements for the DIR in OTST 895 – (Daniel), AIIAS, May 2014), 60.

[3]             Барбер Малькольм (Barber, Malcolm). Новое рыцарство. История ордена Храм Кембриджа: Cambridge UP, 1994. Смотреть также Barber, Malcolm. Испытание тамплиеров . Cambridge, Eng.; New York: Cambridge University Press, 1978.

[4]          Интересный взгляд на 538 г., как на начало Мрачного Средневековья не так давно исследовали ученые. Смотреть, например, Кен Уолетц, (Ken Wohletz). Были ли Мрачным Средневековьем вызваны изменения климата извержения вулканов в 6-м веке? (http://www.ees1.lanl.gov/Wohletz/Krakatau.htm (accessed July 8, 2013).

[5]          Герберман Чарльз (Herbermann, Charles), ed. (1913). «Четвертый латеранский совет (1215)». Католическая энциклопедия. Robert Appleton Company.

[6]          «Месса, бескровное повторение крестной жертвы, это не только центральная точка римо-католического богослужения, но самое сердце Церкви, без которого Церковь просто не может выжить. Нынешняя ситуация в церкви лишь трагически доказывает, насколько прав был покойный кардинал Ньюман, когда писал: «Устраните мессу, и вы уничтожите Церковь!» Взято из «The Unchanged Sacrifice of the Mass and Decree Quo Primum», http://www.latinmass-ctm.org/priest/priest_unchanged.htm (accessed 8/11/2014).

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, ВКонтакте

4.3/5

You Might Also Like

3 комментария

  • Reply
    Светлана
    07.11.2019 at 13:50

    «Вечеря Господня является не только таинством, но и самой жертвой.[5] В первую очередь это жертва, “бескровное повторение крестной жертвы”.[6] Нужды в Самом Иисусе больше нет. Его плоть может быть произведена любым священником…Это крайнее проявление “мерзости запустения” — то, что резко противоречит учению о служении Иисуса Христа в Небесном Святилище.»
    То же отношение к Святому причастию сейчас и в православной церкви. У нас получается тоже «мерзость запустения»?
    Вот мы утверждаем на основании Нового Завета, что завеса в Храме разодралась. Но почему у иудеев нигде нет упоминания об этом великом событии? Ведь разодрать Завесу физически крайне тяжело, она очень толстая и прочная, по мимо физической прочности это Символ, Святыня. А у иудеев про это нет информации. Как так получилось? Неужели они не были бы напуганы увидев, что Завеса сверхъестественно разодралась сверху до низу?

    • Reply
      Олег Жиганков
      07.11.2019 at 18:07

      Светлана, РПЦ не принимает католической доктрины о пресуществлении, для Православия — это таинство. И верно, так это и должно оставаться. Чрезмерная рационализация того, что превыше нас — неизбежно приводит к ереси и даже хуже.
      Что касается того, почему иудеи не запечатлели такое событие. Они не только его не запечатлели, они и о распятии не говорят, и еще ряд книг и источников мессианского характера (древних, таких, как книгу Еноха) они выкинули (около 100-го года, на соборе в Ямне). Это была война — против христианства. Открытые гонения, убийства, и идеологическая война — непременная спутница всякой войны.

  • Reply
    Светлана
    08.11.2019 at 09:41

    Да, о том что ряд пророчеств было просто изъято я знаю. Например из Исайи. Так же как и родословие Иисуса Христа у нас с иудейским не совпадает. Мы считаем, что Раав была пра-пра…и т.д.-родительницей Христа, а по их родословию — только двух пророков. А вот про таинство. У меня брат священник и он утверждает что православие учит, что в момент таинства хлеб превращается в Тело, а вино в Кровь. И Таинство это именно волшебное превращение, принимает верующий именно плоть и кровь, а не творит Таинство в воспоминание Иисуса Христа. В этом серьезное отличие принятия Святого Причастия.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.