Выбор читателей Григорий Ефимович Распутин Размышления на тему

Христианство: страшно сие место!

Каков настоящий, полный потенциал христианства? Кроме прощения и спасения человека – как головня их огня? В предыдущей статье «Куда заводит христианство» мы уже коснулись вопроса о четырех станциях веры, ее развития, о четырех этапах большого Пути, и кратко разобрали первую станцию, под названием Галгал. Здесь человек обретает прощение грехов и верою входит в обетованную землю. Это – станция спасения. Придя на нее человек обретает спасение и жизнь – если, конечно, не заморит себя после духовным голодом. Помните – манна на этой станции перестает падать с Небес «сама собой» — время возделывать сад Слова.

Что же дальше? Что — за этим воцерковлением и, надеюсь, садоводством души? Кроме всем знакомого повторения одного и того же не слишком почетного круга: грех-покаяние, грех-покаяние, ну и церковной рутины, создающей видимость жизни? Что дальше? Есть ли жизнь христианская ЗА Галгалом? За формальным (но, как видно, все же спасительным) христианством? Есть, и это – все меняющий Вефиль.

Иаков обманным путем ищет благословений отца. Но он их ищет!!
Иаков обманным путем ищет благословений отца. Но он их ищет!

Станция вторая — Вефиль

Что же произошло в Вефиле? Что великого? Одно лишь мы знаем — и Елисей с Илией знали — о Вефиле: здесь патриарх Иаков (находящийся, кстати, в бегах) впервые увидел Бога, возмечтал о Нем, полюбил Его, и решил, что ничего лучше и интересней Бога у него в жизни нет и не будет. Тогда же он решил посвятить себя и все свое — Богу.

Напомню древнюю историю. Иаков наделал глупостей дома – хотя и из благих намерений – и вынужден был оставить родной дом, родителей, братьев и сестер, уютную и комфортную жизнь, богатство семьи и бежать далеко, за рубеж, нищим и голодным. Прочитаем несколько слов из этой истории:

«И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.»

Бытие 28:11-22
Христианство: страшно сие место!
Сон Иакова

Видите ли, до Вефиля иначе не добраться, как путем гонимых. До него не летают самолеты, не плывут корабли, не катят такси. Туда попадают не все. Туда попадают только изгнанники – вольные или невольные. На этой станции обретается то блаженство, о котором говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»

Матфея 5:10-12
Нагорная проповедь
Нагорная проповедь

Иаков был гоним – за свое богоискательство, за свою погоню за особыми благословениями. Он искал благословений так сильно, что украл их у своего брата Исава, который вообще плевать на них хотел. За миску супа продал. А вы – вы ищите благословений? Не в качестве осязаемой миски с супом, или денег – а чего-то неизъяснимо большего? Что искал еще Иаков? Чего ему не хватало? Семья – верующая, богатая. Перспективы блестящие. Чего он еще-то искал? Да он и сам не знал. Но как-то чувствовал – что есть что-то большее, чем все это. И интуитивно стремился к этому, и боялся, и обрел – в Вефиле. Мы сейчас увидим — чего же он искал, сам того не ведая, и чего ищем мы — не сознавая?

Итак, повторяю, до Вефиля не добраться без конфликта, без разрыва, без непонимания, без гонений. И не надо всего этого искать – Илья так и говорит Елисею: оставайся в тихом, спасительном Галгале, если можешь. Но Елисей уже не мог.

Чтобы понятнее, ближе к нам было – приведу параллельные рассуждения апостола Павла. Слушайте внимательно, что он пишет своим друзьям-христианам, находящимся в Галгале, простите – в Коринфе:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.»

1 Коринфянам 4:10-13

Понятно? Есть люди, христиане, хорошо устроенные, крепкие, умные – живущие в Галгале. Слава Богу! И апостол Павел их не приглашает с собой в Вефиль – потому что знает, как дорого стоит туда дорога. Но и не гонит. И за ним последовал Тимофей – как когда-то Елисей за Ильей. И я вас никуда не зову, друзья. Нужны люди в Галгале – но только чтобы они питались от сада Слова, тогда я за них спокоен. Но и удержать кого-то в Галгале я не могу. «Я верю в кружочек на карте мировой (духовной), и вас с собою не приглашаю» — как поется в известной песне.

Григорий Распутин. Житие опытного странника. 1907 г.

В общем, если вы, скажем так, не странник, не гонимый, не изгой, не оплеванный, не потерявший самое, кажется, дорогое – то, наверное, и не надо вам в Вефиль. «Неужто вам покой не по карману?» как поется в другой известной песенке. Но если вы уже сорвались, нечаянно, с формальных христианских рельсов, если уже испытали, хотя отчасти, то, о чем пишет Павел, тот путь, которым прошел Иаков – то, чтоб веселей было идти, покажу вам эту удивительную станцию – Вефиль. Если вы туда не планируете, бросайте читать прямо сейчас. Благодарю.

Все, чего человек ищет на самом деле — это Бог, близость, любовь. В Вефиле человек наконец-то по-настоящему влюбляется в Бога. И хочет уже не что-то от Бога, но самого Бога, хочет Его святых ангелов, которых он видел спускающимися и поднимающимися по лестнице. Он испытал то, чего никогда не испытает благополучное семейство Лавана, в которое он направлялся. Сам Иаков назвал это место «вратами Неба». Это то время, когда нам тесно становится на Земле, и малы кажутся все земные дела и заботы.

Как спастись? Григорий Ефимович Распутин. (В этой проповеди Григория Ефимовича как раз говориться — как попасть в Вефиль, не отходя далеко от дома)

Ни Иаков, ни апостол Павел, ни кто другой – не дадут нам подробностей этой Встречи. Потому что Бог встречает каждого человека особенным, уникальным образом, на той дороге, по которой идет человек, в том времени, в котором он живет, в тех категориях, которыми мыслит. Я мог бы тут с дрожью писать о моей Встрече с Богом, но тогда вы будете тоже ожидать ЧЕГО-ТО ПОДОБНОГО и в вашей жизни, а ведь будет (если будет) все иначе. Но это будет Встреча. Может, она уже была у вас.

Понимаете, Иаков, проснувшись, мог просто сказать: «Ну и странный сон мне приснился» — и забыть обо всем. Бог не прилагает нам документа о Встрече, не обременяет нас доказательствами. Чтобы не отнять от нашей Веры. Всегда должна оставаться вера – даже после Встречи. В чем проявляется эта вера? В чем – наша верность этой встрече? Этому трепету перед Богом, Которого мы почувствовали так близко, что чуть не умерли от этой Встречи? В том, что наш путь из Вефиля будет совсем иным, чем путь в Вефиль.

Бог встретил апостола Павла на пути в Дамаск
Бог встретил апостола Павла на пути в Дамаск

Вефиль меняет все в жизни человека, дает совершенно иную лестницу, или пирамиду ценностей. Это то место, где последнее в наших прежних приоритетах становится первым, а первое – последним. Это то место, где на первое место выходим не мы, не наши нужды, не наше прощение, не наше спасение (которое уже дано было в Галгале) — а Бог. Здесь христианин, выходя за рамки церковной рутины, начинает мечтать о чем-то таком, что никакая церковь, никакой обряд, никакой священник дать не может, да и не обещает, да и не советует: мечту о Боге и о служении Ему.

И Иаков остался верен этой Встрече: до конца жизни он будет руководствоваться в корне иными принципами, чем живущие вокруг него, до конца жизни он будет посвящать десятую часть своих доходов Богу, до конца жизни он будет мечтать о Новой Встрече. И получит ее.

Выводы

Вефиль — это мало известное место на христианской карте, потому что к нему приходят только изгнанники и гонимые, как это было в случае с Иаковом. Не путайте этот опыт с мистическим опытом оккультистов или комфортным церковным опытом. Ищущим (и готовым заплатить дорогую цену за свой поиск) открывается на этой станции нечто непонятное для добропорядочных людей из Галгала – странный, несистемный, недоктринальный, неформальный, не иконный – Живой Бог. В Галгале живут хорошие, в целом, добропорядочные люди. До Вефиля — до упоения Богом — добираются лишь изгнанники. Потому что Вефиль – это станция Любви: здесь мы переживаем (а не просто понимаем), что Бог есть Любовь. Послушайте внимательно, какими словами завершает Григорий Ефимович Распутин свою маленькую книжечку «Житие опытного странника»

Григорий Распутин. Житие опытного странника.

«Ведь любовь это своего рода миллионщик духовной жизни – даже сметы нет. Вообще любовь живет в изгнанниках которые пережили все, всяческое, а жалость у всех есть. О любви даже трудно беседовать, нужно с опытным. А кто на опыте не бывал, тот перевернет ее всячески. Вообще где есть избранные в духовных беседах, те более понимают любовь и беседуют по Новому Завету и живут единогласно, единым духом. Вот в них есть искренняя любовь и они молятся день и ночь вместе друг за друга. Вот у них-то и пребывает несметная златница любви. Вот, братья, поберегитесь врагов и, сестры, подумайте о любви златнице чистой. Петь нужно более псалмы и духовные песни. Враг злодей ищет всех удобных случаев – батюшек науськивает «поборники – они других сект, не братство у них», а то семейных всячески восстанавливает. Но не будем бояться слуха зла, будем продолжать во Господе, будем петь Ему и славить Христа, наипаче будем любить храм и причащаться почаще.»

А что после Вефиля? Неужели что-то еще есть? О, да, есть. Следующая станция веры – Иерихон, великий Иерихон. Многие, очень многие хотели бы прийти к этой станции, но путь к ней лежит только через Вефиль. А что нас ждет – если мы, конечно, в пути – в Иерихоне, об этом надеюсь поговорить завтра. Храни Господь!

PS: Ах, забыл сказать — самое главное. гонений-то искать не надо, чтобы прийти в Вефиль — они, увы, сами тебя найдут, если Господу угодно будет. Но чего-то искать, чтобы хотя бы и в изгнании (уж если ты там) — найти Бога, — Встречи. Это — мечтать о ней. Теперь всё сказал.


Понравилась публикация?


Оцените её, нажав «Мне нравится»
и/или поделитесь ею на своей странице в соцсети.

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.


Поддержать «Духовный миллионщик» и «Солёное радио»


Спасибо!


ВНИМАНИЕ!


Если у вас не отображаются кнопки соцсетей и «Мне нравится», отключите браузерный блокировщик рекламы на нашем сайте (AdBlock Adblock, AdGuard Adguard и т.п.)


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

1+

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.