Выбор читателей Размышления на тему

ИНАКОМЫСЛИЕ: ЦЕРКОВЬ И ЕЁ БОГОСЛОВЫ (ч.5)

инакомыслие среди верующих

Читать часть 4

Ограничения

Следующие условия предваряют документ об академической свободе, составленный комитетом церковных колледжей и университетов США: «Академическая свобода может быть ограничена лишь в том случае, когда она затрагивает жизненно важные религиозные цели и задачи того или иного учебного заведения, и эти ограничения должны применяться только после совещания преподавателей, администрации, и совета попечителей. Мнение студентов также желательно учитывать.

Подобного рода ограничения, серьезно аргументируемые и соотнесенные с целями и задачами учебного заведения, должны быть четко представлены в письменной форме, так чтобы этот документ был общедоступен. С копией этого документа должны быть своевременно ознакомлены все кандидаты на должности преподавателя. Преподаватели и сотрудники должны уважать цели своего учебного заведения, в то время как академическая свобода защищает его право на то, чтобы выражать, прояснять, толковать различные вопросы включая те, в которых он разнится с учебным заведением и с церковью, поддерживающей это учебное заведение. (53 AAUP Bulletin 369 (Winter 1967)).

Тот акцент, который данный документ делает на ограничениях, призван четко указать на то, что преподаватель может, и чего он не может делать. Подобного рода требования должны быть предъявлены к преподавателю еще до его официального назначения на должность. В подобном случае, если она принимает эти обязанности, преподаватель заранее знает, может ли она работать в данном учебном заведении.

Деятельность преподавателя в свободное от работы время

Положение о деятельности преподавателей в свободное от занятий время утверждает:

«Выражение мнения преподавателя как гражданина не может являться поводом к его увольнению с занимаемой позиции за исключением тех ситуаций, которые явно демонстрируют профессиональную непригодность преподавателя. Окончательное решение должно приниматься на основе рассмотрения академической и ученой деятельности преподавателя.» (Introduction to I964 Committee A Statement on Extramural Utterances, reprintedin Academic Freedom and Tenure 64 (L. Joughin, ed., 1967)

Преподаватель, пастор, духовный наставник, как и любой другой гражданин, должен обладать свободой совести, свободой выражения своих взглядов и идей. Однако при этом он должен осознавать, что даже его деятельность в свободное от занятий время в какой-то мере все же воспринимается людьми как выражение взглядов той церкви или того учебного заведения, которые он представляет. В любом случае, академическая пригодность преподавателя христианского учебного заведения определяется его верностью тем принципам, которые исповедует деноминация. Преподаватель, или пастор слова и дела которого разнятся с этими принципами, вряд ли может представлять свою церковь на уровне учебного заведения.

Заключение

Пасторы и преподаватели наделяются особыми обязанностями в церкви и несут особое служение. Как преподаватели они призваны учить тому, во что церковь верит. Такого рода обязанность призывает их к тому, чтобы исследовать все возможные следствия тех или иных учений, рассматривать их с различных сторон, испытывать их на прочность, отыскивать их границы. Если мы верим в то, что истина не вся еще раскрыта перед нами, и что с течением времени мы можем постичь Священное Писание и окружающий нас мир глубже, это значит, что в прямые задачи богослова входит говорить о тех аспектах вероучения церкви, которые он считает недостаточно точно сформулированными. Если этого не будет сделано, истина для настоящего времени превратится в истину для вчерашнего дня.

С другой стороны, говоря о праве и обязанности богословов критически исследовать аспекты вероучения, мы не должны впадать в крайность думая, что эти права и обязанности позволяют им делать с учением церкви все, что им вздумается. Встает вопрос: где-же пролегает граница дозволенного? Задавая себе этот вопрос будем помнить, что диссидентство в церкви не является нормативным, не есть правило, но скорее исключение. Выражение несогласия в богословских вопросах допустимо лишь тогда, когда оно серьезно обосновано, когда оно не ставит под сомнение те вопросы, которые церковь рассматривает как принципиально важные для спасения, когда оно, наконец, не выставляет церковь в ложном свете. Здесь, на наш взгляд, и пролегают границы допустимого и недопустимого.



Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.