Выбор читателей Размышления на тему

ИНАКОМЫСЛИЕ: ЦЕРКОВЬ И ЕЁ БОГОСЛОВЫ (ч.4)

что такое инакомыслие

Читать часть 3

Аргументы в пользу академической свободы

Целый ряд аргументов может быть высказан в защиту свободы в церкви на всех уровнях, в том числе и на уровне академической свободы.

Самым первым аргументом в пользу академической свободы является тот факт, что эта свобода служит в первую очередь ко благу всей церкви, а не интересам того или иного преподавателя. Миссия церкви заключается в том, чтобы донести до людей слова и деяния Иисуса Христа во свете современных нам исторических и культурных реалий. Верность истине и поиск ее нового выражения — вот те два качества, которым должно идти в церкви нога в ногу. Церковь не может заученно повторять то, что было сказано в прошлом. Учение Иисуса Христа должно быть выражено на культурном языке современного нам поколения.

Другим аргументом в пользу академической свободы является право и обязанность преподавателя высказывать компетентное мнение в согласии со своей совестью даже в тех случаях, если его мнение звучит в диссонанс с мнением большинства.

Если учебное заведение стремится к подготовке поколения, готового встретить интеллектуальный вызов современного нам общества, это учебное заведение должно обладать свободою определять свои собственные критерии при выборе преподавательского состава. Если учебное заведение сумеет создать должную академическую, интеллектуальную и духовную атмосферу как для преподавателей, так и для студентов, то единственным барьером, сдерживающим истину, станет сама истина. По сути дела, академическая свобода являет собою Божий дар интеллектуальной свободы, выражающий себя в академическом окружении.

Академическая свобода непременно находится в контексте тех целей и задач, которые ставит перед собою учебное заведение. Высшей же целью всякого христианского учебного заведения должно являться формирование характера, поиск истины посредством данного нам Богом интеллекта, и поиск путей практического применения сделанным открытиям. Академическая свобода является, таким образом, не целью или некоим абсолютом, к которым стремится учебное заведение, но скорее орудием к раскрытию истины.

Журнал Harvard Law Review не так давно определил академическую свободу, как «аспект интеллектуальной свободы, соотнесенный с институционными особенностями того или иного академического сообщества» (Developments in the Law — Academic Freedom, 81 Harv. L. Rev. 1048 (1968)).

Бывший президент Американской ассоциации профессоров университетов, профессор Ральф Фуш считает, что «академическая свобода является тою свободой членов академического сообщества высших учебных заведений, которая служит более эффективному исполнению ими своих обязанностей в области преподавания и исследования» (R. Fuchs, «Academic Freedom — Its Basic Philosophy, Function and History» 28 Law and Contemporary Problems 431 (1963). Профессор Фуш указывает на то, что академическая свобода в американских колледжах и университетах покоится на трех основных принципах:

1. Идея интеллектуальной свободы, происходящая из Греции, воскресшая вновь в средневековой Европе, усиленная во время эпохи Возрождения, и пришедшая к своей зрелости в восемнадцатом веке.

2. Идея автономности ученых сообществ, возникшая в университетской среде Европы.

3. Принцип свободы совести демократических государств.

В то же самое время свобода не мыслится в разрыве от ответственности: ответственность перед самим собой, перед коллегами, перед студентами, пред единоверцами, наконец, перед Богом. American Association of Theological Schools (AATS) ставит вопрос об академической свободе и научном исследовании в контексте христианской веры и особенностей деноминационного богословия. Вот некоторые выдержки из формулировок, сделанных AATS: «Христианская вера направляет мысли и поступки человека к Богу, являющемуся источником истины, Судиею человеческих мыслей, и главной целью любого богословского исследования. Свобода христианина… никогда не является безусловной свободой, т. е. свободой лишенной каких-либо обязательств. Концепция свободы применительно к богословскому учебного заведению всегда должна соразмеряться с деноминационной верностью… В то же самое время, деноминациональные стандарты не могут отменить требования ответственной свободы совести в христианском сообществе.» (AATS, «Academic Freedom and Tenure in the Theological School,» Bulletin 24 (1960).

Читать часть 5



Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.