Выбор читателей Размышления на тему

ИНАКОМЫСЛИЕ: ЦЕРКОВЬ И ЕЁ БОГОСЛОВЫ (ч.3)

инакомыслие и церковь

Читать часть 2

Инакомыслие на уровне совести

Самый первый уровень инакомыслия проходит на индивидуальном уровне, когда человек не может согласиться с тем или иным действием или учением церкви, руководствуясь своей совестью. Если в каком-то конкретном случае человек находит себя не в состоянии примерить себя с теми принципами, которым учит церковь, необходимо следовать своей совести. Например, так называемая двойная бухгалтерия, которая может быть найдена сегодня повсеместно, вызывает внутренний протест у многих христиан. В то же самое время, человек не может принимать обобщающие решения и на основе какого-то единичного случая делать выводы о церкви в целом. С другой стороны, разные люди реагируют на ту же самую ситуацию по-разному. Совесть человека является сложным явлением, которое претерпевает различные стадии развития, часто не в лучшую сторону. Опасным упрощением является наше требование, адресованное к другим людям, поступать так, как кажется сегодня нам правильным. Не верным является и убеждения людей в том, что не существует никаких общих моральных стандартов, и что каждый должен поступать, руководствуясь лишь своими убеждениями.

Инакомыслие на уровне отвержения того или иного вероучения

Вторым уровнем инакомыслия является ситуация, в которой богослов, наделенный той или иной позицией в церкви, приходит к выводу, что он не может согласиться с теми или иными моментами церковного вероучения. При такой ситуации, мы имеем дело не только с личным выбором конкретного индивидуума, но также с его общественными обязанностями по отношению к своей церкви. Такой человек должен задумываться не только над тем, во что ему верить или не верить, но также под тем, чему ему учить или не учить других людей. Человек обычно сталкивается с несколькими альтернативами:

  • Индивидуум оставляет свои сомнения и учит тому, чему учит церковь. При этом он руководствуется тем принципом, что авторитет церкви находится выше его личного взгляда.
  • В других случаях человек остается со своими сомнениями, но не высказывает их публично.
  • Наконец, еще одним возможным сценарием развития событий этой ситуации является открытое выступление против того или иного учения церкви.

Инакомыслие на уровне распространения идей

В отношении подобной формы инакомыслия, в независимости от того, выливается оно в форму отказа учить тому или иному пункту веры, или же в форме внесения своего инакомыслия в широкие массы людей, церковь наделена определенными обязанностями в отношении к верующим. Коллеги должны отнестись к инакомыслию с пониманием и с открытостью, но в то же самое время их обязанностью является сохранение того, во что они, как богословы церкви верят. Поэтому они могут выполнить свой долг различными путями:

Они могут хранить молчание и ждать. Во многих случаях оказывается, что-то учение, которое казалось им подозрительным, просто не было подобающим образом сформулировано. В некоторых случаях, касающихся второстепенных деталей, время может подсказать, что действительно необходимо сделать некоторые коррективы в привычном вероучении. С другой стороны, в некоторых случаях время показывает, что то или иное мнение богослова идет вразрез с принципиальными понятиями, и в таком случае коллеги должны поднять свои голоса в защиту того, во что они верят. Другая возможность — это встретиться и поговорить с тем, кто выступил с нетрадиционным учением, чтобы мнение его было с разных позиций. Если присутствующие не найдут его достаточно веским, они могут попытаться убедить диссидента в его неправоте. Другим возможным вариантом является попытка официальных представителей церкви призвать диссидента к тому, чтобы он публично отказался от своей точки зрения.

Если различия между вероучением этого богослова и учением церкви глубоки и многочисленны, церковь может принять решение, что этот человек не может по праву представлять эту церковь. Подобная формулировка не подразумевает, что этот богослов является злоумышленником или он будет отлучен от любви Христовой. Это лишь означает, что церковь не хочет быть представленной данным богословом. В тех крайних случаях, когда инакомыслие затрагивает какие-то ключевые доктринальные вопросы, расценивающиеся, как вопросы спасения, церковь может исключить данного богослова из своих рядов.

Инакомыслие и спор в церкви

Одним из возможных примеров спора является тот случай, когда диссидент поддерживает какое-то учение уже осужденное церковью. Подразумевается тот случай, когда то или иное учение или поступок осуждены церковью no-праву, в силу моральной или доктринальной несостоятельности. Церковь, однако, произнося свое осуждение, не подразумевает, что все, чему она учит, является истиною необходимою для спасения.

Другим возможным проявлением спора является тот случай, когда диссидент обращается к тому учению церкви, которое не является достаточно ясным или точным в выражениях. В таком случае постановка диссидентом вопроса о пересмотре данного учения не только оправдана, но и обязательна.

Читать часть 4



Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.