Выбор читателей Размышления на тему

ИНАКОМЫСЛИЕ: ЦЕРКОВЬ И ЕЁ БОГОСЛОВЫ (ч.1)

инакомыслие

Кто может считаться церковным богословом?

В целом не существует единого образца взаимоотношений между богословами и учением церкви. Опыт истории являет множество форм отношений, существовавших в разные периоды времени. Практика показывает, что те или иные формы этих взаимоотношений были обусловлены целым рядом факторов, таких как особенности той или иной деноминации, характеристики того или иного богослова, общепринятые стандарты данного периода времени и т.д. Данная статья исследует опыт религиозного диссиденства в современном церковном сообществе, в особенности на уровне учительском, на уровне пасторов, администраторов, и преподавателей деноминациональных учебных заведений. Она затрагивает такие вопросы как определение границ диссиденства, его соотношения с официальным учением той или иной деноминации, наконец практические аспекты в отношениях между церковью и деноминациональными учебными заведениями. Хотя в настоящее время, отношения между церковными лидерами, пасторами и богословами церкви АСД могут быть охарактеризованы как достаточно здоровые, все же есть и конфликты, и конфронтации указывающие на потенциальное ослабление этого единства. Как результат этого, у некоторых может сложиться впечатление, что эти отношения являются довольно натянутыми. В большинстве случаев это впечатление неверно, но тем не менее уже сегодня необходимо признать необходимость определенных принципов, на основе которых отношения между церковью и потенциальными диссидентами (богословами, пасторами и администраторами) будут строиться.

Возможно ли вообще составить какой-либо перечень прав и обязанностей богословов, пасторов одновременно достаточно узкий, чтобы иметь какую-то практическую ценность, и достаточно широкий, чтобы быть достаточно универсальным? Разнообразие богословских мнений в церкви сегодня обязывает нас попытаться это сделать. В самом деле, кто по праву может быть назван в числе тех, кому доверено преподавать вопросы веры в церкви, и кто, таким образом, обладает ответственностью и одновременно привилегией, связанными с выполнением этой задачи? Формальный ответ на этот вопрос будет явно недостаточен. Пастор церкви, преподаватель, аккредитованный тем, или иным учебным заведением, администратор, работающий в церковной структуре — это те люди, которые одновременно составляют церковь и, в какой-то степени, определяет ее курс. Опять-таки, даже если тот или иной индивидуум и был наделен конкретной миссией преподавать богословию (например, в семинарии) или быть пастором, или библейским работником, делает ли это поручение его церковным богословом?

В католическом мире сегодня используются следующие критерии для определения, является ли тот или иной работник богословом этой церкви: 

— соответствующая подготовка (окончание высшего учебного заведения);

— признание другими профессионалами;

— активное участие в жизни церкви;

— участие в деноминационных богословских обществах;

— продолжение повышение квалификации (проект или исследование);

— распространение результатов своего исследования посредством преподавания, написания книг и статей, опубликование научных трудов, поездки с лекциями;

— признание компетентности данного богослова другими членами церкви на самых различных уровнях (такое признание может носить неформальный характер).

Заметьте, что это скорее не критерии, но признаки того, что служение определенного богослова является признанным и очевидным. Все эти признаки не равнозначны и не претендуют на универсальность. К примеру, признание другими профессионалами или наличием соответствующего образования являются достаточно субъективными критериями, могут быть компенсированы многочисленными публикациями или активным участием в жизни богословских обществ.

Еще раз обратимся за опытом к тем критериям, которые выставляет к своим богословам Римская католическая церковь: «Богословом Римской католической церкви является тот, чья богословская активность фокусируется на апостольской вере и служит тому, чтобы члены церкви могли понимать и принимать эту веру так, чтобы евангелие было проповедано в мире».

Таким образом, те католики, которые могут быть вполне квалифицированы преподавать богословие, но чьи труды являют мало интереса к жизни церкви, не могут быть названы богословами Римской католической церкви в том смысле, что им не будет дано поручение служить на этом поприще. Такие личности более точно могут быть названы как ученные религоведы.

Внешние обстоятельства не играют ключевой роли в идентификации богослова РКЦ. Только сфокусированность и результат его активности имеют значение. Совершенно не важно, работает ли тот или иной богослов в католической организации. Богослов РКЦ – это тот, чьи труды для церкви всенародно признаны как ценные и нужные. Этот критерий помогает провести границу между церковным богословом и другими членами церкви, которые призваны к учительству в вопросах веры (рукоположенными и нерукоположенными служителями). Также, богословом РКЦ считается тот, кто принимает и в свою очередь дает конструктивный комментарий и критицизм относительно богословских трудов. Этот критерий продиктован общинным характером церковной жизни и ее учительской функцией. Он также продиктован общинным характером богословия как академической единицы. Подобно другим дисциплинам, богословие также развило определенные структуры, требующие диалога с целью взаимного обогащения знаниями. Что составляет этот «конструктивный комментарий и критицизм» в конкретной ситуации? Критерии адекватной оценки этого вопроса достаточно размыты. В целом можно отметить, что как комментарии, так и критицизм являются конструктивными, когда они передаются через приемлемые средства и при соответствующих обстоятельствах.

Читать часть 2



Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.