Солёное радио Православие # 3 Проповедь о практических вопросах

# 3 Проповедь о практических вопросах

Проповедь о естественных и богословских, нравственных и практических вопросах

Этот мир не вечен, он имеет начало. Этому учит нас природа, подтверждение этому мы находим в истории. Истину сию яснейшим образом подтверждают нам как изобретения искусств и ремёсел, так и последовательность возникновений цивилизаций и государств. Мы ведь по большей части знаем, кто именно стоял у истоков того или иного искусства, или при зарождении того или иного ремесла или изобретения, знаем кто именно установил тот или иной закон, кто стоял во главе того или иного государства.

Кроме того, мы, по большей части зная, где и от кого родились писатели, размышлявшие обо всём на свете, не видим, чтобы хоть один из них смог изъяснить проблему появления мира и времени, как сделал это пророк Моисей в Ветхом Завете. Ведь святой пророк, описав начало бытия мира и приведя нам неоспоримые свидетельства описанного им, убедил в истинности слов своих почти весь род человеческий и помог людям с презрением отринуть тех, кто хитростью измышляет обратное. Естеству мира сего, для того чтобы действовать по установленным законам, необходима сила от Бога, и без силы этой оно никак не сможет существовать.

Пророчества всех одухотворённых мужей Ветхого Завета, а также Самого Бога всех — Иисуса Христа — учат нас тому, что мир сей имеет не только начало, но и конец.

Ибо природа разными частями своими непрестанно умирает, ни на мгновение не делая остановки в этой частичной смерти. Непреложно и неопровержимо то ведение, кото­ рое даёт нам Бог. Необходимо, чтобы в Него уверовали не только благочестивые, но и нечестивые, поскольку сегодня очевидна непреложность того, что предрекли пророки.

Единственная разумная душа есть душа человеческая.

Она не небесная, но над-небесная, ибо природа её есть умная сущность. Достоин восхищения и внимания и тот факт, что из временного и осязаемого в душе рождаются непременяемые красота или стыд, богатство или нище­ та, слава или бесславие, умный свет, содержащий в себе вечную жизнь, или же — умная адская мука и тьма.

Посредством ощущения и воображения мы собираем в своём уме самые разнообразные знания. Это знания о луне, о солнце, о сочетаниях и вариантах расположения планет на небе, о масштабах и многовидных пространственных формах, имеющихся во Вселенной. Также умом мы собираем законы природы, все многообразие ремёсел и искусств, да и вообще любого рода ведение предметов. И несмотря на всё это, абсолютно ни одно из знаний мира сего не могло бы называться духовным знанием, поскольку это естественные знания, не вмещающие в себя духовного.

Откуда же мы узнали о Боге? Откуда мы узнали обо всём мире? Откуда, наконец, узнали о самих себе—причём узнали именно то, в чём мы уверены и в чём невозможно сомневаться? Разве не от научения Духом? Несомненно, именно научение Духом (и ничто, и никто больше) научило нас тому, что Бог есть и существует. Тому, что Он, Бог, — Сущий сущих, и вечно Сущий, и непреложно Сущий. Тому, что Он не восприял бытие Своё от несуществующего, и тому, что Он никогда не перестанет существовать. Бог

Триипостасен и Всесилен. Словом Своим Он из несуществующего извёл существующее. Как говорит Моисей, «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Итак, в начале Бог сотворил небо и землю. Тем самым Он посрамил всех тех, кто говорит, что материя якобы предсуществовала ещё до того, как небо и земля появились на свет Божий.

Затем Бог распределил творения в своём чине по шести дням. Он сделал это для того, чтобы дополнить мир, для того, чтобы гармонично соединить части одну с другой таким образом, чтобы они подходили друг ко другу.

Землю Бог поместил в центре. Так премудро соединяя, связывая между собой всё существующее на вечнодвижимом небе, Он определил, чтобы мир пребывал одновременно неподвижным и движимым. Искуснейший Художник, Он определил своё место каждому телу, с благолепием расставив всё по своим местам и придав миру движение.

С тех самых пор небесные светила не перестают единообразно скользить по высшим пределам Вселенной ради того, чтобы Вселенная, в буквальном смысле этого слова, могла называться «космосом», то есть «упорядоченной».

После же того, как был сотворён весь мир, был создан человек. Человек был удостоен от Бога великой чести, окру­ жён необыкновенной заботой. Перед тем, как создать чело­ века, Бог создал весь мир, и Он создал этот мир именно для человека. И Царство Небесное тоже было создано для человека перед созданием мира. Бог захотел создать чело­ века Своею рукою и по Своему образу ради него самого.

Человек получил своё бытие не только от материи, подобно другим животным. Вместе с телом он — посредством неизреченного вдуновения — получил душу от Самого Бога.

Потому человек, если он берёт на себя подвиг и приемлет Божественную благодать, способен соединиться с Богом.

В словах, которые я вам говорю, находится истинная премудрость и спасительное ведение, которое приводит человека к вечному блаженству. Кто из эвклидов, маринов, птолемеев мог бы обладать этим знанием? Какие Эмпедоклы и какие сократы, какие аристотели и платоны смогли бы постичь сию небесную мудрость, используя инструменты логики и доказательства математики? Какой ум смог бы прикоснуться к мудрости Божией? Итак, сия истинная и надмирная мудрость и учение Духа несравнимо превосходит любое иное знание.

Возможность познавать истинного Бога несравненно выше эллинской философии. Да уже одно только пони­ мание того, какое место человек занимает рядом с Богом, превосходит любую человеческую мудрость. Ведь из всего земного и небесного творения один лишь человек был создан по образу Создавшего, так, чтобы быть в состоянии смотреть на Него. Создан быть способным любить Его, создан быть способным хранить Его тайны и Ему поклоняться. Веруя в Бога и устремляясь к Нему, человек сохраняет в себе свою подлинную красоту. Всё остальное человек Божий считает низшим, а зачастую и бесполезным. Этого совсем не смогли уразуметь все те мудрецы, которые следовали методам древних греческих философов.

Даже наоборот, они проявили нечестие по отношению к Богу и поклонились творению больше, чем Творцу. Они додумались даже до того, что зримые, но не осязаемые звёзды наделили умом и достоинством: чем крупнее была звезда, тем якобы больше у неё ума и достоинства. Они наименовали эти звёзды богами — большими и малыми.

Таким образом, до Христа люди пребывали в нищете и тьме. А вот мы теперь знаем, что созданы по образу и подобию Бога. И потому обожествлять не только чувственный, но и умопостигаемый мир недопустимо.

Исследователи природы, звездочёты и любые другие учёные, похвалявшиеся тем, какие они всезнайки, не смог­ ли понять ровным счётом ничего, создав храмы идолам, принося им жертвы и подчиняя себя этим идолам, оставаясь в проклятом надменном хвастовстве и отдаляя себя всё дальше и дальше от спасительной истины.

Для нас же, христиан, возможно не только познание Бога и самих себя, но и осознание собственной немощи, приводящее к стремлению исцелиться при помощи благодати Божией. А это несравненно выше всякого рода знания и исследования. Ведь человек, который знает свою немощь, научается путям, приводящим ко спасению Божию, научается способам приближения к свету ведения.

Он способен принять истинную мудрость, которая пре­ бывает непомрачаемой и неподпадающей под воздействие растления мира.

Каждый человек имеет сущность и жизнь, а также энергию, которая оживотворяет тело. Умное естество ангелов такой энергией не обладает, ведь ангелы не получили тела, созданного из земли, и их естество не получило той живо­ творящей силы, которую получило человеческое тело. И у животных, хотя и есть тело, Божественной энергии тоже нет. Когда животные умирают, их жизнь заканчивается, тогда как душа любого из людей обитает в живом теле, будучи наделена при этом сущностью и животворящей энергией. Именно поэтому, когда смерть разлагает человеческое тело, энергия Божия не разлагается вместе с ним.

Ведь эта энергия — дуновение Бога, которое имеет жизнь независимо ни от кого и ни от чего.

Сущностью разумной души человеческой является жизнь. Однако при этом душа способна воспринимать в себя как зло, так и благо. Она то во зле, то во благе — в соответствии со своим расположением к одному и другому.

Когда получившая от Творца свободу самоопределения человеческая душа обратится к Нему и станет жить согласно с Его волей, она приобретает благость.

Бог есть Истина и Абсолютное Благо, то есть Он имеет в Себе благость, будучи Сам источником всякого блага.

В Нём есть жизнь, поскольку Сам Он есть Жизнь. Любая мысль, любое дело человеческое благо настолько, насколько оно согласно с Богом. В природе Бога есть мудрость, блаженство, вечность и, вообще, в ней есть всё доброе, что только можно себе представить. Все эти блага сочетаются в Боге едино и предельно просто. Сам Бог именуется и есть Один и Истинный. Те, кто мыслит Божиим умом, те, кто богословствует языком духовным, ощущают это и именно так говорят о Нём.

Создатель и Владыка всего творения есть Благость по Своей сущности. Он не способен воспринять в Себя никакого рода противоположную силу, поскольку Сам Он не может быть противоположностью никакой иной сущности. Бог не может быть описан нашим интеллектуальным словом, а также не может быть постигнут человеком. По­ этому Сын Божий и становится Человеком: для того чтобы через Него мы познали Истину Божию и тоже пережили общение с Ним.

Иисус Христос, пожив с нами во плоти, показал нам на Отца и на Духа Святого: «Дух Истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Так мы узнали о том, что от Одного Отца происходит не только Слово, но и Дух. Три Лица Святой Троицы связаны между Собой любовью. Мы же научены Христом поклоняться Единому Богу в трёх Ипостасях — Ипостасях Истинных и Совершенных. Сия Святая Троица Единого Бога определяет всё, простирается за пределы всего, и невозможно, чтобы вне Её пребывало что-либо из существующего.

Когда душа человеческая, отвергая рабскую связь со страстями и со грехом, любовью прилепляется к Троичному Богу, подчиняется Ему делами и различными способами осуществления добродетели, она приемлет от Него просвещение. Тогда душа действительно хорошеет и облагораживается, чутко отзываясь на Божии советы и увещевания. Тогда она приемлет истинную и вечную жизнь.

Если же человек не собирается отказываться ни от греха, ни от своего падения, то он отчуждается и от Бога, и от истинной жизни. Поскольку душа духовна и наделена умом, ей необходимо хранить своё достоинство. Это возможно, когда она послушна только Богу, когда она следует Ему и подчиняется Ему. Им она убеждаема, в Его лишь сторону устремлён её взор. Так душа постоянной памятью о Боге и постоянным созерцанием Его, горячей и огненной любовью к Нему украшает саму себя и привлекает к себе таинственное и неизреченное сияние Бога. Если это про­ исходит, то она, действительно душа по образу и подобию Божию, то она становится благодатно-радостной, мудрой и божественной. Живя так, человек научается Богом тому, как ему любить Бога сильнее, чем самого себя, а ближнего — как самого себя.

Нет ничего несправедливее и пагубнее нежелания помнить, чувствовать и любить Того, Кто тебя сотворил. Сила ведения, истины и любви есть врождённая человеческая сила. А злейший враг нашей души — ангел лукавства, который исподволь старается поработить каждого из нас духу неподчинения. Только вот сам-то он оказался ниже и хуже всех, потому что вздумал — насколько же это гордо! — встать вровень с Тем, Кто его сотворил. Этим намерением он оставил Бога, а вследствие этого и Бог оставил его. Результатом стало то, что он стал противоположностью Бога и Его открытым врагом. Ибо Святой Бог есть живая, всё оживотворяющая Благость. А тот, кто стал диаволом есть мёртвая злоба, которая всё, к чему прикасается, превращает в мертвечину. Оставаясь в злобе своей, он пребывает бессмертным, поскольку Бог до его падения наделил его свободой произволения.

Во всем творении нет ничего выше человека. Каждый из нас волен свободно мыслить, свободно иметь собственное мнение и блюсти то, чему он научился от Бога и от нашего Спасителя Христа. Человек стоит на таком месте, что одновременно и находится под началом Бога и сам начальствует всем земным творением. На эту силу и власть человеческую диавол смотрит с завистью. Он пытается сделать всё, что от него зависит, чтобы человек эти силу и власть потерял. Он щедро и лукаво предлагает людям самооправдание на любой вкус, старается ввести их в за­ блуждение или, лучше сказать, убедить человека презреть заповедь Божию как якобы бесполезную или невыполнимую. А ещё он борется за то, чтобы человек противостал Богу и делал то, что противоречит Его заповедям. Лукавый знает, что если ему удастся этого добиться, то человек станет его соотступником, причастником того же мрака и мертвечины, которые являются непременными диавольскими атрибутами.

Часто бывает так, что душа человеческая умерщвляется духовно и лишает себя радости о своём духовном Женихе. Если уж такое произошло, то остаётся единственный путь —покаяние. Ведь если попавшая под духовное умерщвление душа впредь не станет жить в самоограничении и скорби, если она не примет решение вернуться к Богу, пройдя по узкому и скорбному пути, а вместо этого будет рассеиваться по миру, расточать себя по наслаждениям, растрачивать свои силы, то оставшись внешне живой, она умрёт.

Праотцы наши по собственной воле отдалили себя от памяти Божией и Его созерцания. Они презрели данную им заповедь и вступили в согласие с мертвящим духом сатаны. Вкусив от запрещённого плода, презрев заповедь Создателя, они обнажились от светлых одеяний и сияния зари Божественной. А ещё они стали мертвы духом. Ведь сатана не только мёртв духом сам — он ещё и умерщвляет дух в тех, кто к нему прикасается.

Смерти же Бог не сотворил. Он только дал людям особую заповедь послушания и провозгласил, что отступление от этой заповеди повлечёт за собой смерть. Ведь Бог не только любит человека — Он ещё и знает, что полезно каждому из творений, а также может устроить всё к этой пользе. Поэтому решение, сделанное с помощью нашей воли и принимаемое нами, наделёнными от Бога способностью делать выбор, имеет соответствующие последствия и результаты. Сейчас каждый из нас призван к тому, что­ бы взять на себя ответственность за это послушание или непослушание Богу.

Те, кто не расположен мужественно противостать греху, идут в противоположном направлении, не беря в расчёт Божественные заповеди. Естественно, что вместо Закона Божия они начинают жить по собственному закону, всё ближе и ближе подходя к пропасти внутренней и вечной смерти. И если те, кто предпочёл этот путь, с искренним покаянием не восстановят из глубины души правильную связь с Богом, то они так и останутся вне Божией жизни.

Допустим, что кто-то не хочет возвысить себя к созерцанию Бога и к общению с Ним. Полагаю, что даже в этом случае нетрудно понять, что от преслушания Бога человеку нет никакой пользы. Нет сомнений: искушение влечёт к себе человека, однако результат сосложения с ним — боль и скорбь.

В раю росло древо, а на древе том — плод, самый слад­ кий из всех плодов, что росли на всех райских деревьях.

Но мы ведь и сами часто можем убедиться в том, что самая вкусная для наших чувств пища не всегда и не для всех полезна. Оттого полагаю необходимым оценивать сделанный нами выбор по его результату. И дабы не умолчать о преизбытке человеколюбия и глубине премудрости Божией, давайте погрузимся в факт Его любви.

Каким бы ни было наше духовное состояние, Он даёт каждому из нас благоприятную возможность покаяния, которое утешает душу от печали, вызванной духовной смертью. Итак, ныне каждый из нас стоит перед заповедью Божией о покаянии. Пойдя на поводу у собственной воли, мы сами отсекли себя от рая и потеряли всякую надежду туда вернуться. Но Бог не стал вконец осуждать человека, наоборот: по преизбытку человеколюбия и благости, по милостивой любви к каждому, Он Сам снизошёл на землю навстречу нам. Став Человеком та­ ким же, как мы, но без греха, Он смог ещё раз дать человеку жизнь и спасение. Первым советом Иисуса Христа и одновременно первой Его заповедью стало покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). До Воплощения Слова Божия Царство Небесное было от нас столь далеко, сколь Небо отстоит от земли. Однако, когда к нам пришёл Христос, когда Он соединился с нашим естеством, то Он всех нас приблизил к Своему Царству.

Велико снисхождение Бога ко всем нам. И потому не будем удаляться от сего великого дарования, живя без покаяния. Нам необходимо осознать, в каком жалком состоянии находится человек, пребывающий во тьме неведения и в сени смертной, и избежать этого состояния, творя дела покаяния. Смиренное мудрование, умиление и духовная

скорбь, сердце, исполненное милости и любящее справедливость, — вот чего ждёт от нас Бог.

Мы должны иметь сердце, стремящееся к чистоте, сердце мирное и миротворческое, терпеливое и воздержное в скорбях, в гонениях, поношениях, клеветах и страданиях.

Ныне Царствие Небесное, а точнее сказать, не Царство, а Сам Небесный Царь «внутрь нас есть» (см. Лк.17:21).

Совершая дело покаяния и терпения, мы, насколько это для нас возможно, проявляем свою любовь к Нему.

Любовь к Богу характеризуется отсутствием страстей и изобилием добродетелей. Отрицательное расположение к лукавым делам даёт нам возможность, чтобы наши страсти ушли и родилось желание стяжать добродетели. Чело­ век, который любит добродетельную жизнь, имеет в себе любовь к Источнику всякого блага, то есть к Богу. Любовь—это лучший способ привлечь в себя Бога. Как сказал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог пребывает в нём» (1 Ин. 4:16). Любовь рождается и умножается от умножения добродетелей. Господь наш говорит в Евангелии: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Дело хранения добродетелей само по себе — то есть без любви — не достойно похвалы и не полезно для своих делателей. В Послании к коринфянам святой апостол Павел пишет: «Если я сделаю всё, а любви не имею, то нет мне в этом никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

Бог есть Дух, и потому Он бестелесен. По этой-то при­ чине Он не находится в какой-то определённой точке пространства, и Он не поддаётся описанию в понятиях человеческой логики. Как бестелесный Он не находится ни в каком месте, но при этом как Бог Он пребывает везде одновременно. Один и Тот же Самый, Он — и в Себе Самом, и везде, и над всем, поклоняемый от людей в Своём Собственном Духе и Своей Собственной Истине. Ангелы и души людей тоже бестелесны и не находятся в какой-то определённой точке пространства, но при этом они и не пребывают везде, подобно Богу. Они ведь не содержат в себе всё и потому сами имеют нужду в Том, Кто есть Вседержитель.

До преступления заповеди Адам был причастником Божественного света и сияния. Он был украшен славным облачением. Он не был наг. Он был прекраснее тех, кто облачён в драгоценнейшие одежды и украшен драгоценными камнями. Эти сияние и благодать святой апостол Павел считает естественным облачением и обиталищем человека. В своём Послании к коринфянам он пишет: «От­ того мы и воздыхаем, желая облечься в Небесное наше жилище. Только бы нам и одетыми не оказаться нагими» (2 Кор.5:2-3). И сам Павел, когда он шёл из Иерусалима в Дамаск, сверхъестественным, Божественным вмешательством принял от Самого Бога обручение этого Света и соответствующее сему обручению одеяние.

Божественная благодать и энергия Бога согревает, просвещает, животворит, Светом своим просвещает тех, в ком находит предпосылки, необходимые для своего проявления. Святой и Великий Василий говорит: «Каковы действия Духа? Они неописуемы словами по причине своего величия и неисчислимы по причине своего множества.

И как мы логически постигнем сии таинства, которые вне времени и над временем?» Силы и энергии Святого Духа нетварны. Их хватает на многих, но при этом они не разделяются. Они подаются тем, кто своей внутренней духовной жизнью удостаивается вхождения в обоживающее сияние. Святой Иоанн Златоуст сказал: «Капля благодати наполняет всё ведением. Сей благодатью произошли чудеса, ею были разрешены и прощены грехи мира». Отсюда

становится ясным, что имел в виду святой апостол Павел, говоря: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20).

Как свет солнца неотделим от солнечного луча, так и энергии Бога неотделимы от Его сущности. Солнечные лучи не могут увидеть те, у кого нет глаз, чтобы видеть. Чудо обожения восприяли те, кто благоугодил Богу. Конечно, Бог всех нас сотворил для того, чтобы сделать причастниками Своего Божества. Однако чудо это осуществляется в тех, кто решительно и честно вступает в подвиг. Эти люди в Боге. Они обожествляются Им, становятся причастниками Его Божественных энергий, и Бог пребывает в них.

Пресущностное и прежизненное, пребожественное и преблагое естество Божие не может быть ни описано, ни постигнуто, ни наблюдаемо, поскольку оно не похоже ни на что, сверхнепознаваемо. Оно пребывает над небесами и неразрывно связано с неуловимой силой, причём понять или описать его невозможно. Богословы полагают, что самым близким к подлинному определению Бога будет определение «абсолютная непостижимость». Бог есть при­ чина всех вещей, а всё остальное находится вокруг Него, ибо Сам Он существует прежде всего и всех. Если бы кто-нибудь захотел наречь Богу имя, то ему следовало бы использовать следующие слова святого Григория Богослова о Божественной природе: «Богатства податель — естество Бога моего». А святой Дионисий Ареопагит говорит: «Естество благого Бога в том, чтобы производить и спасать».

И свойство сие присуще Богу естественным образом.

Даже малая часть сущности Божией обладает всеми Его силами. Это как вылетевший из огня уголёк: он обладает характеристиками огня, обжигает всех тех, кто к нему свет. Будучи не в состоянии смотреть на сие ослепляющее их чудо, ученики Господни пали ниц. Но одновременно они ощутили в этом Божественном и неизреченном Свете сияние Царства Божия. Святой Григорий Богослов и святой Василий Великий сказали о Боге так: «Божество есть Свет, который явился ученикам на горе. Сей Свет есть также и умозрительная красота, любоваться которой могут только святые силою Духа Святого. Любоваться и наслаждаться этим Божественным Светом святые будут в бесконечном веке».

Из книги «Жизнь во Христе: согласно учению святителя Григория Паламы». Отрывки из текстов святого Григория, изложенные для собраний молодёжи Духовного центра митрополичьего собора Солоник. Под редакцией архимандрита Мефодия (Алексиу)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читать также