Выбор читателей Монархия Размышления на тему Россия

Георгий победоносец и пророчество о последнем русском царе

Вполне может статься, что одно из главных пророчеств о России заключено в компактный образ Святого Георгия Победоносца, поражающего дракона. Я, конечно, не первый, и не последний, кто говорит и пишет на эту тему. Но я хотел бы познакомить вас, друзья, с библейской символикой, использованной в гербе Москвы и вообще в изображении Георгия Победоносца. Это позволит нам самим увидеть — какой тайный смысл был вложен в этот привычный нам образ ранними христианами. Но прежде — разрешите мне позволить напомнить вам историю этого образа.

История легенды

Святой Георгий Победоносец необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел мученическую смерть во время гонения императора Диоклетиана, в Никомидии. Больше известен за свою победу над драконом-людоедом, и избавлением города от власти этого дракона.

Святым Георгия стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века. Рассказы о нем, его изображения — это верные спутники христиан на протяжении многих столетий. Пика популярности фигура Святого Георгия достигла к XIV—XVI вв., когда история христианина-воина уступала в популярности лишь Библии.

Но история Георгия, как и истории библейских героев — это не просто история прошлого. Каждая из значимых историй прошлого, взлелеянных христианским сообществом, потому и сильна, потому и передается из поколения в поколение, что в ней заключен еще и образ будущего. И уж точно — его народный, христианский идеал. Но прежде чем заключить, в чем этот идеал будущего, которое лелеет христианская традиция, обратимся еще раз к прошлому. Все разгадки — в нем.

Император Диоклетиан, гонитель христиан.
Император Диоклетиан, гонитель христиан.

Символ России

Фигура Святого Георгия, поражающего копьем дракона, использовалась в течение многих столетий как составная часть державного российского герба. Насколько позволяют нам понять находки археологов, изображение Святого Георгия было по факту первым русским гербом – еще до того времени, когда в России появится официальный герб.

Это изображение во все эпохи находят на русских печатях и монетах. Покровителем же Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского. С приходом династии Романовых изображение св. Георгия, борющегося с драконом, было включено в герб российского государства как олицетворение роли христианского государства – защиту угнетенных от власти змея, дракона.

Печать Ивана Третьего
Печать Ивана Третьего

История популярного святого

Святой Георгий Победоносец, согласно Предания, родился в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля, в маленьком городке. Сегодня на этом месте выстроен крупнейший в Израиле аэропорт имени Давида Бен-Гуриона. Он родился и рос в семье христиан. Не ясна национальность семьи. Я бы даже предположил, что он был родом из скифов. Потому что именно скифы в те времена селились (теснимые гуннами) на новых, юго-западных территориях, и потому что именно скифа в ту пору начинали формировать ударную мощь Римской армии. Впрочем, я достаточно писал об этом прежде.

Георгий с детства отличался большой силой, рано поступил на военную службу, сделал блестящую карьеру, стал любимым генералом римского императора Диоклетиана. Что, впрочем, было не редкостью для скифов того времени. В образе князя Хейна, и вообще в своей Скифской легенде я во многом прикоснулся к образу Георгия Победоносца — и к его эпохе.

Христиане, брошенные на растерзание диким зверям.
Христиане, брошенные на растерзание диким зверям.

Кажется, Георгий не всегда с серьезностью относился к религии своей семьи, своего детства. Но когда его друг император стал гнать и убивать христиан, генерал Георгий выступил в их защиту. Он был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам, а затем обезглавлен. Впрочем, смерть генерала Георгия послужила тому, что многие воины, хорошо знавшие своего командира, тоже сделались христианами. Это явление охватило целые Римские дивизии и в конечном счете положило конец кровавым гонениям.

Георгий и дракон

В принципе, уже эта история могла бы сделать имя святого Георгия почитаемым и знаменитым. Действительно, история эта достойна книг, фильмов. Апокалиптическая, можно сказать, история – и не случайно, что в ней всегда усматривалась история не только прошлого – но и будущего Апокалипсиса. Но был в жизни Георгия (по крайней мере так утверждают легенды и предание) один эпизод, который сделался знаковым в опознавании Георгия и в смысловой, пророческой нагрузке, которую в себе заключал. Это, конечно же, образ Святого Георгия поражающего дракона. И этот образ (с малыми или большими отступлениями от канона) будет бесчисленное количество раз муссироваться в Европейском искусстве.

«Св. Георгий и дракон (фрагмент)» картина - Витторе Карпаччо
«Св. Георгий и дракон (фрагмент)» картина — Витторе Карпаччо

Изображения Св. Георгия, как признают историки и искусствоведы, полны скрытых символов.

На всех изображениях Георгия вы увидите щит, копье или меч, плащ или кольчугу, пояс и ботинки. Иными словами, он предстает во всеоружии. Это – отражение написанного апостолом Павлом наставления, которое он особенно настоятельно рекомендует христианам последних времен: Ефесянам 6:13-17

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

Примем это ко вниманию, что оружие воина-христианина, которым и является Св. Георгий, есть в первую очередь духовное оружие. Художественное изображение этого оружия, как и в Библии, ассоциируется с оружием физической брани. Но оно – не обязательно таково. В иконографии, как и вообще в христианском искусстве, за внешними атрибутами скрываются глубокие внутренние символы. Эти символы (в данном случае – оружие духовной брани) не устраняют внешнего значения символа – воинское оружие. Но они им не ограничиваются.

Толкование символов

На Руси образ Георгия Победоносца сделался, как уже говорилось, национальным символом. Символом, значение которого многие исследователи стремятся увязать с теми или иными победами русских. Или с победой над Диоклетианом-драконом. Но в действительности этот символ имеет направленность в первую очередь в будущее – пророческую направленность. Он представляет – в чрезвычайно сжатом виде – будущее России (по крайней мере – как оно представлялось русским людям того времени).

Давайте продолжим читать символику образов. Вот интересный отрывок, который предшествует тем словам апостола Павла об оружии брани, которые я уже приводил: Ефесянам 6:10-13:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»

Эти слова определяют не только род оружия, который использует святой воин, но и указывает на врага. И врагом этим является не Хазария, как кто-то считает, не Монголы и вообще не государства и не народы – прошлого, настоящего или будущего. Врагом является дракон – мироправитель духов злобы поднебесных. Именно с ним ведет свою главную борьбу Русь. Именно в этой, а не в какой-то национальной войне, Русь одерживает свою главную победу.

Статуя Бернт Нотке. Св. Георгий. 1489. Собор св. Николая. Стокгольм, Швеция.
Статуя Бернт Нотке. Св. Георгий. 1489. Собор св. Николая. Стокгольм, Швеция.

Эта символика была далека не абстрактной для русского человека. Люди верили и знали, что антихрист еще должен прийти, и выразить себя в человечьем подобии, и собрать вокруг себя дракона-государство (пророческие звери и чудовища драконы в библейской символике представляют государства и империи).

Белый в яблоках конь

В отличии от нас сегодня, в своих преданиях люди христианской эпохи, христианской культуры вкладывали в образ Георгия Победоносца гораздо более, чем мы сегодня. Дело в том, что наряду с другими символами, такими как рыба, пастух, овечка, крест и т.д. символ всадника на коне сделался образом Самого Иисуса Христа. Действительно, сходство станет очевидным, если вы прочтете, каким представляет книга Откровения приход Иисуса Христа, всадника на белом коне:

И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Откр.19:11-16
Георгий Победоносец и пророчество о последнем русском царе
Белый конь и Всадник

Более того, история дракона и ангела, который сажает его на цепь — тоже присутствует в книге Откровения: (Откр.20:1-3)

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет».

Георгий Победоносец и пророчество о последнем русском царе
«Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну…»

Таким образом, диапазон образа Георгия Победоносца определяется между историей одного воина, поразившего чудовищное животное, и историей Второго, Победоносного пришествия Иисуса Христа — всадника на белом коне. Это двойное видение обозначает границы толкования, но не ограничивает его лишь двумя вариантами. В самом сердце истории заключается понимание ранними христианами событий не только самого Пришествия, но и предшествующих ему Апокалиптических событий.

Посмотрим внимательно. Русский всадник — без нимба, и одежда у него дорожная, а не торжественно белая. И вид у всадника не такой грозный и сияющий, как Христос. Не Бог и Человек в Одном. Нет. Просто — человек. Просто — царь. Просто последний русский царь. Просто — Удерживающий на коне.

Георгий Победоносец и пророчество о последнем русском царе

Конь у всадника на символических эмблемах уже тоже не белый — а, если следовать самым строгим канонам изобразительной символики, белый-серый в яблоках. Я, надеюсь, не обижу никого, если скажу, что Россия в символике Святого Георгия — это белая в серых яблоках лошадка святого. Не обижайтесь, друзья — это хороший образ. Государства в Библейской символике представлены обычно в качестве хищных животных, кровожадных, бросающихся друг на друга. Конь — это совершенно другое животное. Это — благородное «животное», несущее на себе всадника-царя. Последнего, или как его еще называли — белого русского царя. Царя, о котором говорят многие пророчества, к которым я неоднократно прежде обращался.

Георгий Победоносец — мирный воин

Вспомните, что Георгий одно время был близким другом императора Диоклетиана. Вы, возможно, слыхали, что Диоклетиан рано (сразу после казни Георгия) ушел в отставку. И когда спустя несколько лет к нему прислали делегацию римских патрициев с просьбой вернуться на императорство, он просто сказал:

Георгий Победоносец и пророчество о последнем русском царе

«Вздор! Если бы они видели, какая капуста растет в моем огороде, то не приставали бы ко мне со всякими глупостями». Возможно, император научился этому от друга Георгия, которого он предал. И которого часто вспомнинал – уже после своей отставки? Так или иначе – Георгий не пришел войною на дракона. Он ехал мимо. Ехал домой, выращивать свой огород.

Как же может Россия иначе, чем в военном конфликте, одержать победу над драконом? Ведь дракон, как мы говорили, имеет свойство воплощаться в целые государства и народы и преследовать инакомыслящих. Разве сила России – не в ее стратегическом вооружении? Не в ее политической и экономической мощи? Да, мощь России, ее военная мощь – это как то грозное копье в руках Св. Георгия. Но это – не главное ее оружие.

Главное оружие России ею еще не разработано, не выпущено. Это молитва. Молитвою, согласно предания, связал Св. Георгий дракона – прежде чем царская дочь накинула на него поводок. Молитвой и только молитвой может Россия победить дракона. Оружие – это только дорогой камуфляж, который необходим, пока люди – все россияне, или очень многие – вооружатся верой и молитвой. Именно это и было тайным оружием Св. Георгия.

Якопо Тинторетто. Св. Георгий и дракон. 1560. Национальная галерея, Лондон, Англия
Якопо Тинторетто. Св. Георгий и дракон. 1560. Национальная галерея, Лондон, Англия

Я – за всеобщую мобилизацию России. Но не в те или иные роды войск, которые уже есть. А в армию Св. Георгия, армию молитвы. Сим победиши.

Пророческий образ царя

Как я уже упомянул, в России образ Георгия с древних времен воспринимался и как образ собственно Руси, и как образ ее последнего – белого – царя. Интересно, что на большей части российских изображений Св. Георгий он представляется (в отличие от западных образов того же святого) без нимба. Это – не случайность, не недосмотр. Это – указание на то, что по большому счету история эта не о святом прошлого, а о царе будущего. О последнем русском царе, о котором так много я уже говорил и писал.

Так вот, этому последнему царю, вместе со всем народом, предстоит одержать эту победу. Будет эта победа куплена ценой великих потерь на поле брани? Пойдет она по сценарию «убей дракона»? Или же это будет победа духовная, когда дракон побежден будет не на поле брани, не оружием мирским, но оружием Духа? Побежден сначала в самом себе? Побежден в России? Внутри нас?

Наверное, много будет зависеть от того, к какому орудию мы успеем более привыкнуть за то время, которое нам осталось. К чему придут современный Георгий и его серый в яблоках конь? Где встретят они своего дракона? Ответ на эти и другие смежные вопросы мы найдем, если обратимся к третьему участнику этой истории — который обычно остается на заднем плане. Но именно этот участник событий и таит в себе ключ к развязке всей этой истории с драконом. Это — девушка. Девушка с драконом на поводке. Кто она? Что ей здесь надо? Какова ее роль во всех этих апокалиптических событиях? Об этом поговорим в следующей публикации. Не уходите далеко, друзья!

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


О Библии, вере и жизни


You Might Also Like

3 комментария

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.