Исследования Монархия Размышления на тему Россия

Георгий Победоносец и Девочка с драконом на поводке

Если внимательнее приглядеться к картинкам с изображением Георгия Победоносца, то мы заметим часто присутствующую на них девушку, которая как будто выгуливает дракона на поводке. Сам же Георгий скачет на коне рядом с ними. Что все это значит? Кто эта девушка? Куда она ведет дракона? И какова тут роль Святого Георгия Победоносца? В этих образах заложен удивительный смысл. Для России. Для имеющих уши, конечно.

В предыдущей публикации я уже коснулся истории Святого Георгия Победоносца и пророческой традиции, сопряженной с символическим представлением этой истории. Мы увидели, что традиционно русское изображение Георгия Победоносца без нимба и в символическом всеоружии воина Христа указывает не только на события прошлого, но и на события будущего.

Финальным воплощением выраженного на гербе Москвы сюжета о поражении дракона является ни что иное, как последняя победа Христа над сатаной (во время Второго Пришествия). Книга Откровения говорит о том, что тогда дракон будет скован, и Ангел уведет его прочь, на цепи — прямо как в истории Георгия Победоносца.

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет.

Откровение 20:1-3
Георгий Победоносец и Девочка с драконом на поводке
Красный дракон скован на 1000 лет

Но помимо указания на Второе Пришествие Иисуса Христа символика образа указывает и на события предшествующие этому Пришествию — события, в которых Россия и русский царь (воплощенный образ Георгия Победоносца) принимают важное, ключевое участие. Мы говорили об этом в предыдущей публикации.

Сегодня я расскажу о другом скрытом аспекте в истории Георгия Победоносца. Мы узнаем — что сталось со змеем, и познакомимся чуть ближе с третьим, обычно закулисным героем этой истории — с девушкой. Той самой, которая выгуливает на поводке дракона.

Да, на многих картинках кроме Георгия и дракона в сюжете присутствует эта девушка. Появляются там, временами (но редко) и ее языческий царь отец, и целый город жителей. Классическим все же является триплет: святой Георгий, девушка и дракон.

Георгий Победоносец и Девочка с драконом на поводке
Поражение дракона

В предыдущей публикации я не рассказал почти ничего, или почти ничего, о той истории, выразительным символом которой сделался Георгий Победоносец на коне. Позвольте наверстать упущенное.

Сюжет легенды

Согласно легенде, возле города Ласия в местном болоте завелся зловредный дракон. Он просто терроризировал окрестное население, пожирал людей. Жители откупались от дракона своими детьми, девушками-девственницами, которых они с регулярностью, по жребию, доставляли дракону. И вот выпал жребий идти дочери короля той страны. Девушку нарядили в самые красивые одежды, украсили дорогими украшениями и отвели на болото.

Принцесса в ожидании дракона
Принцесса в ожидании дракона

И съел бы дракон свою очередную жертву – царскую дочь – да проезжал тогда через те места Георгий. Ехал он на своем боевом коне в родные пенаты после демобилизации. Георгий, конечно же, решил спасти девушку – и спас ее. Но вот как он это сделал – тут легенда, как бы, раздваивается, дает два варианта исхода.

Эти варианты имеют много общего и в принципе не противоречат друг другу. Но само наличие такой истории с «открытым концом», да притом истории такого уровня и калибра, наводит на размышления: почему допущена эта неясность? В «легенде государственной важности»?

Так вот. Одна версия легенды – скорее ее краткий пересказ, нашедший свое выражение в привычном облике московского герба – указывает как бы на военную победу Георгия над змеем. Георгий поразил змея своим копьем (реже – мечом).

Георгий Победоносец и Девочка с драконом на поводке
Поражение дракона

Более полная история принимает неожиданный оборот. Согласно ей, Георгий не убивает дракона. Он его лишь ранит, а может просто – оглушает. По некоторым вариантам – он обездвижил дракона силою крестного знамения. В память об этом варианте толкования есть соответствующие иллюстрации, на которых Георгий предстает без всякого оружия.

Так вот, после того, как Георгий вогнал дракона в ступор, к дракону подошла девушка (символ чистой Церкви), сняла с себя поясок, и сделала из него поводок для дракона. И на этом поводке спокойно повела его в город на Суд. Дракон не погиб в бою, не был уничтожен. Он был отведен девушкой на Суд.

Георгий Победоносец

Символика легенды

Обратимся опять к символике. Девственница в Библейской традиции представляет Божию невесту — Церковь, состоящую из преданных Богу людей. Пояс, которым она связала дракона — это символ ее чистоты перед Богом. И хотя девица эта, представляющая собой Церковь, и «иностранка» для Георгия, и дочь языческого царя (то есть — территория Вавилона) — все же она чиста. И вот, наступает момент, когда дракон (государственная сила), который хотел сожрать эту Церковь — лишается перед нею всей силы. И она ведет его на поводке на Суд. На суд народов. На суд Божий.

Люди в городе, конечно, очень обрадовались. Они приняли – вместе с царем – христианство, как религию Георгия Победоносца. А дракону люди велели отрубить голову. Что Георгий и сделал — уже после Суда. Такая вот легенда.

Одна из интереснейших фресок, передающая самой дух этой истории, находится сегодня в Ладоге, в церкви Св. Георгия. Возможно, Ладога была первой столицей древней Руси и местом княжения Рюрика. По одной из версий церковь Св. Георгия и была построена в XII веке на месте бывшей резиденции Рюрика.

Древняя фреска в Ладоге.
Древняя фреска в Ладоге.

Как вы можете видеть, Св. Георгий на фреске изображен без оружия (в правой руке хоругвь), но в латах и на лошадке в яблоках. Дракон напоминает существо «на лицо ужасное, доброе внутри».

Я говорю предвзято, потому что существо на картинке напоминает мне моего кота. Который размерами мало уступает этому крокодилу, но по натуре — добряк. Нет, конечно, змей — он не добрый, но и зла уже делать не может – потому что на поводке. А царевна, конечно, на этот раз – на высоте. Мне лично нравится этот сценарий больше – я к нему стремлюсь, к нему призываю всяческим образом.

В завершение отмечу, что относительно мирный исход дела с драконом возможен — если Георгий Победоносец будет в этой схватке не одинок. Дракона, оказывается, можно и не убивать — а связать. И представить его на Суд. Но для этого в деле должна быть задействована эта девушка. А где такую взять? Я еще надеюсь написать отдельно о символической значимости девушки в этой пророческой легенде. Не уходите далеко, друзья.


Понравилась публикация?


Оцените её, нажав «сердечко» внизу страницы
и/или поделитесь ею на своей странице в соцсети.

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.



ВНИМАНИЕ!


Если у вас не отображаются кнопки соцсетей и «Мне нравится», отключите браузерный блокировщик рекламы на нашем сайте (AdBlock Adblock, AdGuard Adguard и т.п.)


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


О Библии, вере и жизни


Поделиться ссылкой:

+1

You Might Also Like

1 Comment

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.