Солёное радио Адвентизм «Неоспоримая» хронология Э. Уайт о 70 седминах

«Неоспоримая» хронология Э. Уайт о 70 седминах

Бо́льшая часть адвентистской эсхатологии основана на их понимании временных рамок пророчества Даниила о 70 седминах. Эту тему Э. Уайт объясняет в своей книге «Великая борьба»:

«Как известно, 2300 дней начались с того времени, как вступил в силу указ Артаксеркса о восстановлении и постройке Иерусалима, т. е. осенью 457 года до нашей эры. Если принять эту дату за точку отсчета, то все события, предсказанные в Книге пророка Даниила (9:25-27), гармонично вписываются в указанные сроки. 69 седмин, или первые 483 года из 2300 лет, предшествуют Христу Владыке, а Его крещение и помазание Святым Духом в 27 году н. э. полностью соответствует такому исчислению. В середине 70-й седмины Мессии предстояло умереть. Спустя три с половиной года после крещения, весной 31 года, Христос был распят. 70 седмин, или 490 лет, отводились специально для иудеев. По истечении этого периода иудейский народ окончательно отверг Христа, воздвигнув гонение на Его учеников; и в 34 году апостолы обратились к язычникам. По окончании 490 лет от периода 2300 лет оставалось еще 1810 лет. Если от 34 года отсчитать 1810 лет вперед, то мы получим 1844 год. «И тогда, — как сказал ангел, — святилище очистится». Все предыдущие части пророчества исполнились в строго определённое время«.

Э. Уайт, «Великая борьба», гл. 23, «Что такое святилище», стр. 410. 1911 г.

Даниил 9:24-27
Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.
Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

Подведём итог:

  • 70 седмин начались осенью 457 года до нашей эры
  • Христос был крещён Иоанном осенью 27 года нашей эры
  • Христос умер весной 31 года нашей эры
  • 70 седмин закончились осенью 34 года нашей эры

Подводя итог Э. Уайт утверждает, что «все предыдущие части пророчества исполнились в строго определенное время». Хотя это и правда, что предыдущие части пророчества исполнились, однако, есть не мало серьёзных вопросов о назначенных Эллен Уайт сроках их исполнения. Начальная дата 457 г. до н.э. анализируется в предыдущей статье. Поэтому в этой статье мы сфокусируемся на предложенных Э. Уайт датах связанных с крещением Христа, Его распятием и прекращением пророчества о 70 седминах.

Был ли Христос крещён в 27 году нашей эры?

Указанная дата крещения, 27 г по Р.Х. — маловероятна по нескольким причинам. Согласно Евангелию от Луки, 3, Иоанн Креститель начал проповедовать в 15-м году правления Тиберия Кесаря. Тиберий начал царствовать вместе со своим отцом осенью 12 года н.э. Их совместное правление продлилось 2 года, а в 14 году н.э. он стал единоличным императором. Римские историки обычно не запускали часы правления римского императора до тех пор, пока император не правил единолично. Таким образом, Колин Хамфрис сообщает нам, что наиболее вероятное начало правления Тиберия «было с 17 сентября 14 года нашей эры по 17 сентября 15 года нашей эры, так что пятнадцатый год его правления был с 17 сентября 28 года нашей эры по 17 сентября 29 года нашей эры»

Colin J. Humphreys, The Mystery of the Last Supper: Reconstructing the Final Days of Jesus (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2011), 64-65.

Примечание. Существуют и другие календари, которые можно было использовать для расчёта даты. На странице 65 своей книге Хамфрис приводит три даты (см. таблицу ниже):

Пятнадцатый год правления ТиберияНачало/Конец дат
Согласно римско-юлианскому календарюс 1 января по 31 декабря 29 г. н.э.
Согласно еврейскому религиозному календарюс весны 29 г. н.э. до весны 30 г. н.э.
Согласно еврейскому гражданскому календарюс осени 28 г. н.э. по осень 29 г. н.э.

Поскольку Лука писал для римской аудитории, он, вероятно, следовал римской практике запуска часов с единоличного правления Тиберия по римскому календарю. Даже если бы Лука начал его с совместного правления Тиберия, самой ранней возможной датой начала служения Иоанна была бы осень 27 года н.э. Даже с такой ранней датой начала, чтобы Иисус крестился в 27 году н.э., Иисус должен был прийти к Иоанну для крещения почти сразу после того, как Иоанн начал проповедовать. Однако более вероятно, что Иоанн проповедовал по крайней мере год, если не больше, до того, как крестил Иисуса. В своей книге «Желании веков» Э. Уайт описывает некоторые события, произошедшие в служении Иоанна до крещения Христа, которые указывают на то, что прошло довольно много времени:

  1. «Весь народ пришел в волнение», и «множество народа устремилось в пустыню» (стр. 104). Это было во времена, когда еще не было средств массовой информации и современного транспорта. Потребовались бы недели, чтобы весть Иоанна Крестителя распространилось по всей Иудее.Точно так же потребовалось бы время, чтобы «множество» людей со всей Палестины прибыли к пустынному проповеднику.
  2. «Множество людей следовали за этим новым учителем с места на место…» (стр. 108). По словам Э. Уайт, до крещения Иисуса Иоанн проповедовал в разных местах.
  3. «Весть о пророке из пустыни и его чудесная весть распространилась по всей Галилее. Весть достигла крестьян в самых отдалённых горных городах…» (стр. 109) Опять же, для проповеди Иоанна, чтобы проникнуть в «самые отдаленные» города, потребовались бы месяцы, если не годы.

В свете этих событий кажется крайне маловероятным, что Иисус был крещён в 27 году н.э. Иоанн, вероятно, начал свое служение около 29 года н.э., а Иисус, скорее всего, был крещён около 30 года н.э.

Умер ли Христос в 31 году нашей эры?

В Евангелии от Иоанна 19:31 говорится, что Иисус умер в день подготовки к «великой субботе». Эта «великая суббота» была ежегодной Пасхой, которая праздновалась в первый день праздника опресноков. По еврейскому календарю Пасха приходится на 15 Нисана. Накануне Пасхи (Нисан, 14) по традиции съедали пасхального ягнёнка. Э. Уайт сообщает нам, что Христос умер в 14-е Нисана, в тот же день, когда пасхальный агнец был заклан и съеден.

«Они собрались праздновать Пасху. Спаситель хотел провести этот праздник только с двенадцатью учениками. Он знал, что пришел Его час. Иисус Сам был истинным пасхальным Агнцем, ибо в тот день, когда иудеи ели Пасху, Он должен быть принесен в жертву».

Э. Уайт, Желание веков, Гл. 71, «Слуга слуг», стр. 642

Затем Э. Уайт сообщает нам, что в субботу после смерти Христа отмечался пасхальный день, — 15 Нисана.

«Тело Иисуса поспешно положили в гроб из-за скорого наступления субботы, чтобы ученики могли соблюсти этот день по заповеди. Две Марии были последними у гроба. Это была незабываемая суббота для скорбящих учеников, а также для священников, правителей, книжников и народа. Пасху праздновали так же, как и на протяжении веков, в то время как Агнец, на которого она указывала, был заклан нечестивыми руками и лежал в могиле Иосифа».

Ellen G. White, The Spirit of Prophecy Volume 3 (1878), pp. 186-187.

Эллен Уайт даже заходит так далеко, что даёт нам точный день еврейского календаря, в который умер Христос:

«Эти прообразы исполнились не только по существу, но и во времени. В четырнадцатый день первого иудейского месяца, того самого месяца, когда на протяжении долгих пятнадцати столетий приносился в жертву пасхальный агнец, Христос вместе со Своими учениками вкусил Пасху, учредив таким образом Вечерю, которая должна была совершаться в память Его смерти «как Агнца Божия, берущего на Себя грех мира».В ту же самую ночь Он был схвачен нечестивыми, распят и убит».

Э.Г. Уайт, Великая борьба ,Гл. 22, «Исполнившиеся пророчества», с. 399

Обратите внимание, что Иисус и ученики ели последний ужин в четверг вечером. Иисус был арестован поздно вечером того же дня. Читая эту цитату, можно подумать, что 14 нисана приходится на четверг; однако нужно помнить, что еврейские дни начинаются с заходом солнца. Поэтому 14 нисана начиналось с заходом солнца в четверг вечером. Таким образом, Иисус отпраздновал пасхальную трапезу очень рано, в день 14 нисана.

Еврейская датаДень неделиСобытиеИсполнение
Нисан, 14ПятницаЗаклание пасхального агнцаУбийство Иисуса
Нисан, 15СубботаПраздновался ежегодный праздник ПасхиИисус в гробнице

Теперь, когда мы установили, что, согласно Э.Уайт, Иисус умер в пятницу перед Пасхой (Нисан, 14) и почил в гробнице в последующую Великую субботу (Нисан, 15), мы можем сопоставить эти даты с еврейским календарём и определить, произошли ли эти события в 31 году нашей эры.

Пилат был правителем Иудеи между 26 и 36 годами н.э. В то время 14 нисана выпадало на пятницу всего два года:

  • 8 апреля 30 года нашей эры
  • 3 апреля 33 года нашей эры*

*Colin J. Humphreys and W.G. Waddington, «The Jewish Calendar, A Lunar Eclipse, and the Date of Christ’s Crucifixion», extracted July 19, 2009. Dr. David Reagan, «The Resurrection of Jesus in Prophecy», http://www.raptureready.com/featured/reagan/dr14.html, extracted July 19, 2009. See also the following reference posted on the CARM forum: (Ref: Table 179, Jack Finegan, The Handbook of Biblical Chronology (Revised Edition; Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 1998) ISBN 1-56563-143-9).

В 31 г. н.э. 14 нисана пришёлся на 27 марта, вторникСледовательно, Иисус не мог умереть в 31 году н.э.

Colin J. Humphreys and W.G. Waddington, «The Jewish Calendar, A Lunar Eclipse, and the Date of Christ’s Crucifixion», Tyndale Bulletin, 43.2 (1992), p. 335. Также см. выше ссылку из книги Великая борьба

Дальнейшие доказательства даты 33 года нашей эры основаны на заявлении Петра в книге Деяний 2:16-20 о том, что пророчество Иоиля недавно исполнилось. Часть пророчества Иоиля относится к «кровавой луне». Астрономические расчёты подтвердили, что кровавую луну наблюдали в канун Пасхи в 33 году н.э.:

«Кровавая луна» — это термин, также обычно используемый для лунного затмения из-за красноватого цвета света, преломляемого на Луну через атмосферу Земли. …

Хамфрис и Уоддингтон из Оксфордского университета реконструировали еврейский календарь в первом веке нашей эры и пришли к выводу, что пятница 3 апреля 33 года н.э. была датой Распятия. Хамфрис и Уоддингтон пошли дальше и также реконструировали сценарий лунного затмения в этот день. Они пришли к выводу, что:

«Это затмение было видно из Иерусалима на восходе луны. …. Начало затмения было невидимо из Иерусалима, находясь ниже горизонта. Затмение началось в 3:40 вечера и достигло максимума в 5:15 вечера, когда затмение луны достигло 60%. Это тоже было ниже горизонта от Иерусалима. Луна поднялась над горизонтом и впервые была видна из Иерусалима примерно в 6:20 вечера (начало еврейской субботы, а также начало пасхального дня в 33 году н.э.), причём около 20% её диска находилось в тени Земли, а остальное — в полутени. Затмение закончилось примерно через тридцать минут в 6:50 вечера».

«Crucifixion darkness and eclipse» extracted July 19, 2009

По данным НАСА, ни в одну из возможных дат распятия в 31 г. н.э. не было лунных затмений.

NASA «Catalog of Lunar Eclipses«

Следовательно, дата 31 г. н.э. исключена, а 33 г. н.э. является наиболее вероятной датой распятия.

Закончилось ли 70-недельное пророчество в 34 году нашей эры?

Никто точно не знает, когда Стефан был побит камнями, но учёные датировали это событие между 33 и 36 годами н.э. Независимо от этого, более важный вопрос заключается в следующем: было ли побивание камнями Стефана конечной точкой пророчества о 70 неделях?

Об этом сказано в Дан.9:24:

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и для святого града твоего…»

Когда Стефана побили камнями, ничего существенного не произошло ни с еврейским народом, ни с городом Иерусалимом. Многие христиане бежали из Иерусалима после побивания камнями Стефана, но апостолы остались (см. Деян.8:1), и Иерусалимская церковь продолжала свидетельствовать там, пока все христиане не покинули Иерусалим незадолго до 70 года н.э. Итак, христиане продолжали проповедовать Евангелие евреям, Иерусалимская церковь продолжала оставаться самой выдающейся базой христианства (см. Деян.15), и даже Павел, миссионер среди язычников, поставил своей первой целью обращение евреев, куда бы он ни пошёл. Обратите внимание на следующие рассказы, перефразированные из книги Деяний:

  • Когда Павел прибыл в Антиохию, он пошёл в еврейскую синагогу в субботу проповедовать (13:14).
  • Когда Павел прибыл в Фессалоники, он проповедовал в еврейской синагоге в течение трёх суббот (17:1-2).
  • Когда Павел пришёл в Верию, он вошёл в «синагогу иудейскую» (17:10).
  • Когда Павел посетил Коринф, он остался с еврейской семьёй, уча в еврейской синагоге каждую субботу, как евреев, так и греков (18:1-4).
  • Через три дня после того, как Павел прибыл в Рим, он встретился с ведущими евреями (28:17).

Поэтому очевидно, что статус еврейского народа не изменился после побивания камнями Стефана.

В дополнение ко всему этому в Дан.9:27 (Септуагинта) сказано:

«… отнимется жертва и возлияние …»

Хотя это правда, что после смерти Христа жертвы больше не были действенными, тем не менее они не были упразднены, вплоть до разрушения храма в 70 году н.э.

Прекращение ветхозаветнего служения и разрушение Иерусалима и Божьего святилища произошло только в 70 году н.э. Послание к Евреям было написано около 65 года н.э.*, и Ветхий Завет описан в нём, как «устаревающий» и готовый исчезнуть (см. Евр.8:13):

  • … ветшает [готов] исчезнуть. KJV
  • …устаревает, а старение готово исчезнуть. NKJV
  • …скоро исчезнет. NIV
  • …устаревает, а старение готово исчезнуть. ESV и RSV
  • …готов исчезнуть. NASB
  • …ветшает и стареет, близок к исчезновению. HNV

* Daniel B. Wallace, «Hebrews: Introduction, Argument, and Outline», http://bible.org/seriespage/hebrews-introduction-argument-and-outline, extracted July 20, 2009.

Из этого отрывка очевидно, что Ветхий Завет, хотя он всё ещё существовал и был обязательным для евреев, вскоре должен был быть прекращён, оставив только Новый Завет, установленный Христом на Кресте. В течение нескольких коротких лет после написания этого текста Ветхий Завет буквально «исчез», когда Храм был разрушен в 70 году н.э. Книга Закона, содержащая Ветхий Завет, была увезена Титом в Рим в качестве военного трофея.*

*«А за взятыми в иерусалимском храме … стол золотой… и подсвечник… и из всей добычи последний был отнесён по закону иудейскому». Иосиф Флавий, Иудейская война (VII.5.5). Согласно Джеймсу Ашеру в его «Анналах мира», еврейский закон хранился в римском дворце, см. с. 880.

Это буквальное удаление Книги Закона из Храма символизирует прекращение Завета (ветхого) Бога с евреями. Пленение евреев, разрушение храма и города Иерусалима обеспечивают гораздо более значимое прекращение пророчества о 70-й неделе, чем побивание камнями Стефана. Разрушение Иерусалима Титом даже упоминается в Дан.9:26:

«… и народ князя, который придёт, разрушит город и святилище«.

Это катастрофическое событие, затронувшее каждого еврея на земле, является гораздо более подходящим завершением, чем побивание камнями одного ученика, которое не оказало заметного влияния ни на евреев, ни на их город.

Заключение

Основываясь на представленных выше доказательствах, крайне маловероятно, что Христос был крещён в 27 г. н.э. и умер в 31 г. н.э. Предложенные Э. Уайт и связанные с 70 седминами даты, дата крещения и дата окончания этого периода весьма сомнительны. Исторические свидетельства не оставляют места для веры в хронологическую линию предложенную Э. Уайт и продвигаемую адвентистами.

Dirk Anderson, July 2009


ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читать также