Исследования Россия/Русь

Ефрем и мы. #8

Ещё о скифах и русских

Я говорю очень кратко о тех вещах, которые заслуживают гораздо большего внимания – многих книг и фильмов, и пристального внимания. Но я делаю что могу – хотя бы в тему ввожу друзей – кому это важно. Естественно, в силу новизны этой темы для многих – я стараюсь быть краток и говорить максимально просто и понятно. И, конечно, у читателей возникают вопросы. Все они – решаемые, я думаю. Надо только заглянуть в Библию, справочники, в историю.

Но некоторые темы, признаюсь, не так просто исследовать. Например, генетическую приемственность народов. Никто из нас со свечкой там не стоял, не дежурил, когда складывались современные народности. Поэтому есть разные подходы. По языковым группам, по археологии, по историческим записям, наконец по ДНК. Не всегда все это собрано вместе, не все темы людям интересны. Я часто говорю жене: правду невозможно продать. Ее никто не хочет знать. Популярными становятся, в нашем нездоровом обществе, чаще ущербные теории. Типа дарвинизма, эволюционизма.

Да и в исторической науке еще господствуют эволюционистские предпосылки. Но все же более ясная картина о связи русского народа со скифами и с коленом Ефремовым вырисовывается, когда мы смотрим — хотя бы кратко – на самые разные грани этого вопроса. Я для себя набросал в свое время гораздо более обширный материал, но вряд ли он будет вам интересен в полном объеме. Приведу лишь некоторые выдержки.

Чтобы говорить о родстве тех или иных народов надо опираться на: 1. Исторические записи, 2. Археологические артифакты (включая свидетельства ДНК), 3. Культурную приемственность. Вот всего этого я очень кратенько в этой статье коснусь. Для кого-то она будет слишком длинной – прошусь запастись терпением. Для кого-то – слишком короткой. В таком случае просьюа запастись словарями и книгами, и расширить те направления, которые я иногда просто тезисно обозначаю.

Исторические записи

Имеется много записей, исторических свидетельств того, что единственно неоспоримой и долговременной территорией обитания скифов была территория бывшего Советского Союза. Богумир Мыколаев в своей статье «Скифы и Сарматы — предки славянского народа» пишет:

«Территория скифского государства занимала земли современной Украины до лесной зоны (на севере), на востоке доходила до Дона и Аральского моря, на западе – до современной Болгарии и занимала часть Молдовы, на юге – до Кавказских гор, Черного моря и Крыма. Интересно, что Плиний и Страбон (античные авторы), называют Скифию причерноморскую Малой, а Скифию, уходящую на восток и север от Дона – Великой. Не напоминает ли нам это позднюю книжную традицию Малой и Великой Руси? У автора сей статьи нет ни малейшего сомнения, что это традиция именования одного и того же народа. Историк Фукидит пишет, что скифы – самый многочисленный народ, и царство их такое могущественное и большое, что с ними не может сравниться ни один народ не только Европы, но и Азии, и ни один народ сам не в силе превозмочь скифов.

И, действительно, скифы совершали много завоевательных походов на Ближний Восток и Переднюю Азию. В 4830-40-х годах (670-е до н.э.) они завоевали Мидию, Сирию, Палестину и создали там царство, название которого греки передали как «Ишкуза». В 4996 г. (512 г. до н.э.) скифы почувствовали на себе военную силу иранцев и прогнали со своей земли завоевателей царя Дария I. Скифов возглавлял в этой войне царь Иданфирс.»

Греки часто ассоциировали русичей со скифами. Из окружного послания константинопольского патриарха Фотия середины IХ в. (866 г) известно, что Фотий уже тогда совершенно определенно говорил о скифах-руси, которые начали принимать веру христианскую – византийскую:

“Не только оный народ (болгары) переменил древнее нечестие на веру во Христа, но и народ, часто многими упоминаемый и прославляемый, я говорю о русах, которые, покорив окрестные народы, возгордились и, возымев о себе высокое мнение, подняли оружие на Римскую державу. Теперь они сами переменили нечестивое языческое суеверие на чистую и непорочную христианскую веру и ведут себя в отношении нас почтительно и дружески, тогда как незадолго перед тем беспокоили нас своими разбоями и учинили великое злодеяние”.

В русской истории и историографии и прежде бытовало мнение о генетеческой связи между русскими и скифами. В вышедших в 1787-ом году «Записках касательно русской истории» просвещеннейшая императрица Екатерина Вторая писала про скифов так: «Дария, царя персидского, они со стыдом прогнали. Кир со всею армией против скифов удачи не имел. <…> Римлянам скифы никогда покорны не были. Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз. <…> Северные скифы одного языка со славянами. <…> У них были самовластные государи. Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы сказывались старейшими. Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатством, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду. Были всегда на коне, оружие — лучшее их щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво, письменного закона не имея, пороки наказывали строго. Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов. <…> Жены езжали с мужами на войну».

Императрица Екатерина ничего здесь от себя не придумывает – она лишь отражает общепринятое мнение. Действительно, вплоть до того времени западные европейцы звали русинов Руси – скифами, а поляки и русины Украины именовали себя потомками сарматов. В частности, в титуле некоторых гетманов Войска Запорожского была составляющая «князь Сарматии».

 Археологические артефакты

Скифию часто зовут в документах Сарматией. Я вижу в этом указание на их происхождение из Самарии – столицы колена Ефрема, столице Израиля, Северного Царства. И хотя скифов и сарматов представляют обычно как разные народы, но сами же древние пишут: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», то есть речь идет о диалекте. Это указывает на близкое родство этих народов. На Востоке – Самарканд, на Западе – Самара, таковы были географические параметры сыновей и дочерей библейской Самарии.

И, как и следовало ожидать, по всей территории бывшего Советского Союза раскиданы многочисленные города, деревни, захоронения древних скифов. Их культура вызывает восхищение. Недавно в Лондоне состоялась выставка скифского золота, представленная Россией. Эта выставка во многом открыла глаза западного человека на глубокую и славную историю России. Я приведу тут лишь один пример.

Одним из наиболее часто встречающихся сюжетов в скифском искусстве является то, что нам известно сегодня как герб Москвы – всадник в характерной позе с копьем, готовый поразить дракона. И фигура всадника, и облачение, и фигура дракона фактически идентичны. Такого рода ракурс и сцены не встречаются в искусстве других народов, насколько я могу припомнить.

На литых и чеканных произведениях искусства скифов мы ясно видим славянский тип лица и фигуры человека, воина, славянское облачение, лук, орнамент. Вы можете сами посмотреть произведения скифов и подумать – что и кого они вам напоминают.

Говорить о каком-то точном заключении со стороны экспертов в области ДНК в отношении происхождения народов наверное является преждевременным. Но все же с каждым годом, по мере расширения исследовательской базы, эти исследования несомненно внесут свой вклад в дальнейшее наше понимание исторических путей.

Тем не менее уже имеющейся сегодня информации достаточно, чтобы со значительной степенью уверенности предположить генетическую связь между русскими и скифами. Грант Ли, историк-антрополог, считает, что за исключением монголо-татарского компонента русские происходят от скифов. Он в частности пишет«Если ставить вопрос с чисто научной точки зрения, с точки зрения генетики и ДНК (вместо, к примеру, языка), то у нас имеется на сегодняшний день достаточно данных в пользу того, что русские в целом, также как современные фины и поляки, восходят к скифам».

Культурная преемственность

Филипп Батлер в своей статье «Скифское прошлое русских: потерянные племена и потерянные происхождения замечает, что скифское общество «отличалось чрезвычайно высокой культурой, которая во многом являлась уникально русской». Мифы скифов – это по сути ранние варианты славянской мифологии. Так известнейшие славянские мифы о трех братьях-основателях народа: а) Скиф, Рус и Словен; б) Чех, Лех и Рус; в) Кий, Щек и Хорив имеют свою скифскую параллель. Это легенда о трех братьях Липоксае, Арпоксае и Колоксае. Именно в их царствование с небес пали 4 дара: плуг, ярмо, секира и чаша, что соответствует устроению скифского (да и древнерусского) общества: плуг – орудие тружеников, ярмо – хозяев, секира – витязей, обрядовая чаша – волхвов.

Таким образом, самоназвание, имена, вера и сказания скифов, а также и сарматов, которых от скифов отличает только говор, подтверждают, что в среде скифов было достаточное количество праславян. И, если трудно говорить о скифах, как о непосредственных славянах, то, они, безусловно, стали субстратом (частью) великого Рода Славных, а их [скифов] культура имеет яркие праславянские признаки.

Академик Б.Рыбаков, исходя из сравнения самоназвания скифов и россиян, говорит о безусловном присутствии славян в составе народа, который назван во многих источниках на греческий манер – скифами. Историк Л.Силенко, проведя анализ скифского наречия показал, что имена многих скифских князей имеют славянское происхождение.

Интересно, что русская военная тактика многократно сравнивалась со скифской. Это – тактика отступления и потом контрнаступления. Это же была и тактика древних израильтян (Иисус Навин 8 гл.) – отступление, и последующее за ним контрнаступление.

«Скифская тактика» сыграла особую роль в Отечественной войне 1812 года. Считается, что впервые концепцию «скифской войны» военачальник Барклай-де-Толли высказал в беседе с историком античности, знатоком Геродота Бартольдом Георгом Нибуром. Историк Евгений Тарле, отдавая право создания мифа самому французскому императору:

«Наполеон, очень бледный, но уже взяв себя в руки после первого страшного волнения при внезапном пробуждении, молча смотрел в окно дворца на горящую Москву. „Это они сами поджигают. Что за люди! Это скифы!“ — воскликнул он. Затем добавил: „Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!“»

Однако на деле и русскому обществу аналогия была очевидна. Так, уже в начале 1813 года сотрудник Барклая военный историк, полковник П. А. Чуйкевич, издает брошюру о войне, в которой прямо пишет, что Наполеон «забыл историю храбрых скифов, гибель Кира, постыдное бегство Дария, отступление Александра Македонского».

Интересно, что в 1917-18 годах в Петрограде выходил литературный сборник «Скифы», авторы которого разделяли идеологию так называемого «скифства». Согласно Википедии: «Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение. Их увлекали поиски нового всеобщего духовного (неохристианского) единения в противовес буржуазному обывательству.

Первый сборник вышел в 1917 г. под редакцией Р. В. Иванова-Разумника и С. Д. Мстиславского, а второй — в 1918 г. под редакцией А. Белого, Иванова-Разумника и Мстиславского. Обложку сборников оформил К. С. Петров-Водкин.»

Авторы предвкушали, что русская революция является мессианской. Иванов-Разумник считал, что Россия − это молодой, полный сил народ, «скифы», который будет диктовать свои законы одряхлевшему Западу. Он писал: «Да, на Руси крутит огненный вихрь. В вихре сор, в вихре пыль, в вихре смрад. Вихрь несет весенние семена. Вихрь на Запад летит. Старый Запад закрутит, завьет наш скифский вихрь. Перевернется весь мир». Он ошибался, видя скифский вихрь в революции и насилии. Скифский вихрь – это вихрь святости, а не оружия.

Некоторые выводы

 В этой короткой статье я лишь обозначил некоторые из тех исторических, археологических, культурных свидетельств, указывающих в сторону происхождения русских (и в целом славянских и некоторых угро-финских) племен от скифов. Наиболее убедительной и экономной гипотезой является та, по которой скифы, жившие на территории, покрываемой бывшим Советским Союзом, никуда с нее не делись, но оказали серьезное, формирующее влияние на этнический состав региона. Всякие гипотезы о внезапном, непонятном и совершенно недоказуемом переброски такого огромного народа куда-то в Америку, Новую Зеландию, или даже Западную Европу не выдерживают никакой элементарной критики.

Хотелось бы указать еще на связь скифов с хазарами, а также на происхождение скифов от потерянных колен Израилевых. Попробую найти время чтобы осветить и эти интересные, важные вопросы. Всего доброго, друзья. Помните свои великие корни. Цените свой народ. Уважайте другие народы. Любите всех.

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.