«В начале было Слово…».
Адвентистам об адвентизме и Православии
Исследование учения Адвентистов седьмого дня в свете книг Священного Писания, учения Церкви и истории
Предисловие
Смотреть видео по этой теме в ВК, в YouTube
Слушать/скачать аудио с моего Яндекс Диска
Этот труд посвящён исследованию доктрин адвентизма, изложенных в книге «В начале было Слово…»[1], где изложены основы вероучения Адвентистов седьмого Дня.
Цель книги — помочь адвентистам, приближённым к адвентизму верующим и всем интересующимся учением этой религиозной организации разобраться в вопросах: действительно ли и на сколько учение АСД соответствует Священному Писанию; действительно ли Адвентисты седьмого дня — это «церковь остатка» и правомерно ли её притязание на право быть Церковью Христа, о которой Спаситель сказал, что «… врата ада не одолеют её», см. Мф.16:18, а апостол Павел назвал её телом Христовым, см. Еф.5:23.
Как верно замечено в Доктринах, «Библия — это не перечень доктрин»[2]. Первое, что важно понять, Библия — это документ Церкви, написанный Церковью и для Церкви: избранными и вдохновенными Богом людьми: пророками и апостолами; и собранные в единый канон, сначала народом Божьим времён Ветхого Завета, затем Церковью времён Нового Завета.
Несмотря на упомянутое выше заявление, смысл адвентизма — вложить в человека именно доктрины. И это процесс вложения начинается с момента первого знакомства с адвентизмом. На вопрос, «Что оставил Христос Своим последователям после Своего вознесения?» не редко можно услышать ответ: «Писание/Библию». Эта же мысль/идея отражена в следующей цитате: «С момента своего основания христианская Церковь занималась изъяснением библейской истины»[3]. Но, так ли это? Последующее утверждение показывает, что это не так: «На протяжении первых четырех-пяти столетий были определены такие важные истины, как учение о Троице, о Божественной и человеческой природе Иисуса Христа и некоторые другие. Они были сформулированы в Никейском и Халкидонском Символах веры, которые в основных чертах сохранились в христианстве до наших дней»[4].
Разберём эти утверждения.
Во-первых, термина «Библия» по отношению к собранию священных книг не существовало вплоть до IV в. В известном нам смысле оно впервые было применено св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским. Поэтому неверно утверждать, что «Церковь занималась изъяснением библейской истины».
Во-вторых, апостол Павел не раз использует термин «предание» по отношению к проповедуемому им и другими апостолами, учителями учению Церкви:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» 1Кор.11:2.
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» 2Фес.2:15.
«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» 2Фес.3:6.
В-третьих, ап. Пётр написал предупреждение, что уже в их время были верующие, кто не мог вместить того, чему учил ап. Павел:
«…долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» 2Пет.3:15-16. Что из этих слов видно?
А) Апостолу Павлу была дана премудрость;
Б) Ап. Павел писал нечто такое, что явно не согласовывалось с традиционным пониманием;
В) Были люди, которые извращали и Писания, т.е. то, что было записано в книгах ВЗ, и предания ап. Павла, которые он излагал устно и в своих посланиях.
Одним из примеров может быть текст в послании Галатам, 4:
«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: “Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной”. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: “возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа”. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? “Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной”» (Гал.4:21-30).
Если обратиться к ложному принципу «Sola Scripture» или «Писание толкует само себя», то прошу адвентистов на основании Писания, дать обоснование такому толкованию ап. Павла. Другими словами, на каком основании ап. Павел даёт именно такое толкование? Где подтверждение текстами ВЗ его мысли? Но Бог умудрил апостола и дал новое учение, которое логично или текстами ВЗ не подтверждалось, как того хотели бы иудеи-адвентисты времён апостолов. А апостол передал его Церкви. Это и называется Священное Предание.
Итак, Церковь, в лице апостолов, их учеников не столько разъясняла учение ВЗ о Христе, но учила новому или, согласно слов Христа, новое вино вливала в мехи новые. Церковь не развивала иудейское учение, но проповедовала Христа.
Далее авторы Предисловия говорят об определении истин о Троице, природах Христа и «некоторых других». Мы ещё коснёмся подробнее этих вопросов, когда будем разбирать соответствующие главы Доктрин. Пока лишь спрошу: если Церковь только и занималась, что «разъясняла библейские истины», то где в ВЗ она могла взять, например, истину о Троице и о природах Христа? И если Церковь, согласно учению адвентизма, начала своё падение, т.е. отступление от Христа уже во II веке, а в IV вообще отпала от Главы[5], то как Дух Божий сообщил такой Церкви истины о Троице, о природах Христа, о том, какие книги включить в Священный Канон, а какие нет? Говоря же о формулировке истины в Символе веры обращу внимание вот на какие слова Халкидонского Символа Веры: «Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы – по человечеству…».
Обратите внимание, дорогие адвентисты, на выделенные слова. Почему вы выбросили это исповедание из своих доктрин? На каком основании урезали определённые и сформулированные Церковью истины?
На эти вопросы даётся ответ в следующих абзацах:
«Христиане адвентисты седьмого дня придерживаются общехристианской традиции в этих основных учениях о Троице и богочеловеческой природе Иисуса Христа.
Вместе с тем мы не рассматриваем библейские истины как окаменевшие догмы, раз и навсегда изложенные и не подлежащие дальнейшему исследованию и уточнению. Здесь необходим разумный баланс между сохранением того, что уже было однажды найдено в прошлом как подлинно библейское учение, и дальнейшим исследованием.
Библейские истины — это драгоценные камни. Но это не холодные кристаллы, а живые камни, которые, сохраняя неизменными свои вечные грани, сияют изнутри все новыми и новыми оттенками. И для нас важно сохранить тот же разумный баланс между всеми частями Библии, чтобы использовать свет прошлого, настоящего и будущего»[6] (Курсив добавлен).
Здесь продолжение закладывания фундамента для возможности манипулирования сознанием будущих адвентистов. Используя такие выражения, как «общехристианская традиция», «окаменевшие догмы», «вечные грани», «новые оттенки», адвентизм применяет своего рода мимикрию формы, как некоторые животные в природе. Только те мимикрируют либо для сохранения своей жизни, либо для нападения на потенциальную жертву. Мимикрия адвентизма работает в обе стороны: чтобы показать, что он Церковь, адвентизм сформировал, я бы сказал сэволюционировал своё учение о Троице, о Христе, и эти же свои доктрины, — хотя они и не лежат в основе исключительности адвентизма, — он использует для захвата ума человека. При всём этом, адвентизм оставляет за собой право на изменение своего учения, объясняя это влиянием Духа Святого, Который постепенно, поступательно раскрывает ту или иную истину.
Но, вопреки вышеупомянутым громким лозунгам скажу, что, например, истина/учение о Троице — не «общехристианская традиция», как и истина о природах Христа, о Богоматери, о Евхаристии и состоянии мёртвых. Это дух Церкви, это жизнь Церкви.
Авторы данного предисловия утверждают, что «признание высшего авторитета Библии и её непреходящего учения есть истинная основа для объединения верующих людей всех наций и культур»[7], но при этом отвергают авторитет, основу, на котором строится единое, чистое толкование того, что написано в Библии. Ибо если один и тот же библейский текст будут толковать три разных протестанта, то в итоге будет минимум три разных смысла прочитанного. При этом каждый будет уверять других, что именно ему Бог открыл правильное понимание текста. Существование десятков и сотен тысяч протестантских, околопротестантских, неопротестантских, внеконфессиональных групп, организаций, отдельных личностей, заявляющих о своём признании Библии, как высшего авторитета в христианском учении, опровергает упомянутое заявление авторов предисловия. Все протестанты, и адвентисты в частности, на словах признают высший авторитет Библии, но на деле это не так. В этом мы уже убедились, исследовав книгу Э. Уайт «Великая борьба» и ещё более укрепимся в этом убеждении, в процессе исследования доктрин АСД.
Не так давно, в 2019 г. религ. организация АСД выпустило очередное издание своих доктрин, пересмотренное и дополненное. В нём «Предисловие» также представляет не меньший интерес. Говоря о «поступательном развитии истины» руководители организации, пасторы разных уровней, а вслед за ними и рядовые члены общин восстали против того, что они называют высшим авторитетом — против Писания. Своим нетвёрдым, несовершенным учением они показывают несовершенного Бога, Который неспособен научить Свою Церковь истине раз и на всегда. Они нивелируют понятие ересь, т.к. по учению адвентизма сегодня понимание истины может быть одно, а завтра — другое. И если сегодня кто-то учит так, как некая группа будет учить только завтра, то этого учителя нельзя обвинять в ереси, т.к. он просто опередил своё время. В таком случае ап. Павел был просто радикалом утверждая, что ереси, это дела плоти и они, как и их носители, «царства Божьего не наследуют», см. Гал.5:19-21, ведь он не учил о «поступательном развитии истины». Апостолы учили, что есть истина во Христе, а есть ложь, ересь, заблуждения, иное евангелие и иной христос, и всё это проповедуют лжеучителя. Ап. Павел предупреждал Тимофея об опасности иного учения: «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному» (1Тим.1:3).
Ниже приведу выдержку из Предисловия написанного к изданию книги «В начале было Слово…» 2019 года.
«В 1872 году в адвентистском журнале в Батл-Крике было опубликовано «Краткое изложение нашей веры» в 25 тезисах. Этот документ, слегка пересмотренный и расширенный до 28 разделов, появился в Ежегоднике 1889 года и вновь публиковался в нем в 1905–1914 годах. Позже, отвечая на просьбу церковных лидеров в Африке о «документе, который поможет государственным чиновникам и другим людям лучше понять нашу работу», комитет из четырех человек, включая президента Генеральной Конференции, подготовил заявление, заключавшее в себе основные тезисы веры, насколько их можно было обобщить. Это заявление из 22 фундаментальных убеждений, впервые напечатанное в Ежегоднике 1931 года, оставалось неизменным до тех пор, пока сессия Генеральной Конференции 1980 года не заменила его более полным изложением из 27 пунктов, опубликованным под названием “Основы вероучения адвентистов седьмого дня”.
В преамбуле к заявлению говорится: “Адвентисты седьмого дня основывают свое вероучение исключительно на Библии. Это вероучение кратко излагается в нескольких основных положениях, соответствующих учению Священного Писания. В этих положениях Церковь выражает своё понимание Библии и раскрывает содержащееся в Писании учение. При необходимости, если Святой Дух приведёт Церковь к более полному пониманию библейских истин или будут найдены более удачные формулировки для передачи учения, заключенного в Священном Божьем Слове, соответствующие изменения и дополнения в данные положения могут быть внесены на съезде Генеральной Конференции[8]”.
Хотя эта книга не является официально утвержденным заявлением (только краткое изложение было официально утверждено на голосовании во время сессии Генеральной Конференции), ее можно рассматривать как богословский пересказ, представляющий ‘истину во Иисусе’ (Еф.4:21), которую чтут и провозглашают адвентисты седьмого дня по всему миру».[9] (Курсив добавлен)
Приведу ещё одну цитату:
«Впервые перечень доктрин Церкви АСД был опубликован на первой странице в пяти следующих друг за другом номерах газеты Sabbath Review and Advent Herald в период с 15 августа по 19 декабря 1854 года. При этом были сформулированы только пять Основных положений вероучения, а именно: «Только Библия», «Закон Божий», «Второе пришествие Христа», «Новая Земля» и «Бессмертие только во Христе». Как видно из приведённых перечней доктрин, вопросы природы Бога, Божественного статуса Сына и личностного и Божественного статуса Святого Духа не были в центре внимания пионеров и на всеобщее обсуждение не выносились. Скорее всего, на начальном этапе богословского становления Церкви они не были главными и определяющими, уступая место тем доктринам, провозглашение которых составляло само содержание миссии Церкви. Можно предположить, что до поры до времени многообразие в понимании Бога (и Святого Духа в том числе) не служило серьёзным препятствием для Церкви в плане её единого самовыражения.
В 1872 году Урием Смитом была подготовлена первая Декларация Фундаментальных Принципов, исповедуемых и практикуемых адвентистами седьмого дня.»[10]
Итак, неизменного вероучения нет, есть лишь богословский парафраз. Важнейшие вопросы касающиеся божества не стоят в центре внимания. Масса еретических воззрений на тему природы Бога, божественности Христа и Личности Святого Духа подаётся, как «многообразие в понимании». Хотя в посланиях апостолов мы не найдём и намёка на подобный подход к этим темам. Всякое ложное учение, касательно Божества неизменно осуждалось, как ложное или еретическое. Мы ещё обязательно рассмотрим эти вопросы в соответствующих главах.
Хотя суждения, выраженные в Доктринах, согласно заявленному в предисловии к изданию 2002 г., не следует рассматривать, как нечто основательное: «Мы не претендуем на непогрешимость наших суждений, формы служения и церковной организации, но мы хотим быть открытыми для влияния Духа Святого»[11], всё же адвентизм недвусмысленно заявляет о своём особом статусе, как «Церкви остатка», и о том, что именно адвентистам открыта «истина для последнего времени».
Таким образом адвентисты всего мира закрепили за собой право на плюрализм мнений в толковании текстов Писания. А значит, учителя адвентизма стоят на позиции легализации всевозможных заблуждений и ересей под видом «личного мнения», «откровения свыше» которое есть некий «новый свет». И «свет» этот может изменяться с течением времени и появлением новых участников «адвентистского движения».
[1] Далее — «Доктрины».
[2] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня, Предисловие к русскому изданию. Издательство «Источник Жизни», 2002.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Здесь я искренно не понимаю, как тело, созданное Христом, могло отпасть от Головы-Христа? Но, об этом поговорим позже.
[6] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня, Предисловие к русскому изданию. Издательство «Источник Жизни», 2002.
[7] Там же.
[8] Своего рода «вселенский собор» АСД.
[9] «В начале было Слово…» Предисловие, [пер. с англ.]. — 3-е изд., испр., доп. — Заокский: Источник жизни, 2019 г.
[10] Зайцев. Е.В. Без прошлого нет будущего. История организационного и доктринального становления Церкви адвентистов седьмого дня. — Заокский: «Источник жизни», 2013
[11] «В начале было слово…» Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня, Предисловие к русскому изданию. Издательство «Источник Жизни», 2002.
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов
Огромная благодарность что взялись за этот труд! Да благословит Вас Господь в этом, довести до конца начатое дело!!!!
Бог даст, доведём до конца этот цикл. Главное, чтобы люди, читающие и слушающие задумывались над этой информацией.