“И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его.”
Дан.11:5
Двадцать лет спустя (в 281 г. до н.э.), когда Селевк I в битве поразил Лизимаха, от старой империи Александра остались лишь две династии — Селевкидские цари на севере (Вавилон, Сирия) и Птолемейские цари на юге (Египет). С этого времени конфликты уже будут происходить между этими двумя царствами до самого того времени, пока Антиох Великий не положит им конец, покорив Египет и подчинив его воле Северного царства. Таким образом, царь Юга – это царь Египта, а царь Селевкидов – это царь Севера.[1]
В основном те тексты, которые мы будем читать дальше, повествуют о взлетах и падениях этих царей, о битвах, о потомках, о переходе династий, о падениях и взлетах царств. В первой части пророчества (до 22-го стиха) используется буквальный язык, и идет речь о буквальных геополитических событиях. Все эти пророчества приводятся в Библии для того, чтобы вера людей основывалась и на исполнении пророчеств. Таким образом пророчества – это наиглавнейший слагаемый веры. Когда христианин читает и исследует пророчества, — он инвестирует в свою веру. К тому же это развивает человека интеллектуально: люди, изучающие исполнение пророчеств Библии, гораздо богаче и ярче могут видеть человеческую историю.
Кроме того, исполнение пророчеств имело и имеет и практическое значение. Здесь вспоминается история[2], которая имеет отношение к Александру Македонскому. Говорят, что когда он шел покорять весь мир, и приступил в 320 году до н.э со своими войсками к Иерусалиму, то из города навстречу ему, оказывая всякое почтение и принятие, выехали раввины, мудрецы, священнослужители и книжники и показали ему пророчества разбираемые нами здесь. Правда говорят, что придерживаясь дипломатии, они умолчали о 4-м стихе. Все услышанное очень понравилось Александру Македонскому. Он не стал трогать Иерусалим, а вместо этого облагодетельствовал его щедрыми подарками, и продолжил свой путь дальше. Александр Македонский являлся тоже избранником, помазанником, и у него была своя миссия.
“Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена.”
Дан.11:6
Правитель Птолемей II Филадельфиус послал свою дочь Беренику к царю Северному (Антиох II Теос (249г. до н.э.). Его план заключался в том, чтобы положить конец Второй Сирийской войне, которая на то время бушевала, а также объединить с помощью этого брака два царства. Однако план был не без недостатка: Антиох II уже был женат. Но поскольку Антиох II с помощью этого брака видел возможность для достижения своих целей, он отстраняет от себя свою жену Лаодикию и жениться на Беренике, на самом деле преследуя лишь достижение мира для восстановления большей части сирийских владений, которые потерял еще его отец в битвах с царем Юга. Беренике даже удалось убедить Антиоха II отречься от детей от брака с его первой женой, и родить общего ребенка, чтобы впоследствии сделать его наследником на троне отца.[3]
Однако Слово Божье верно, и после смерти Птолемея II Филадельфиуса, которая произошла в 246 году до н.э., Антиох II отрекается от своего брака с его дочерью и оставляет ее и их общего малолетнего сына, чтобы возвратиться к Лаодикии. Сомневаясь в его верности, Лаодикия в скорости убивает Антиоха II, отравив его. После чего, она убеждает своего сына (Селевк II Каллиник, 246-226гг. до н.э.) убить Беренику и ее сына. Точно так, как предсказано в пророчестве, Птолемей II, царь Юга, его дочь Береника и Антиох II, царь Севера теряют все в борьбе за власть.
Библия полна подобных удивительных текстов, которые откроются читателю, особенно если он откроет учебник по истории, хотя бы школьный. Хотя, если честно, я даже не знаю, даже не представляю – что сегодня пишут в школьных учебниках.
“Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится.”
Дан.11:7
Из этого и следующего стихов понятно и без исторических комментариев, что в этот период времени Юг, или Египет, снова возвысится над Севером, и если не разгромит его, то ослабит настолько, что будет чувствовать себя в безопасности. И действительно, Птолемей III Эвергет (правил в 246/245—222/221 годах до н.э.), старший сын Птолемея II и брат Береники, чтобы отомстить за убийство своей сестры, вторгся в империю Селевкидов. Его войска одержали победу над войсками нового царя Северного, Селевка II, сына Антиоха II от Лаодикии. Поход Птолемея III Эвергета был успешным, он победил и взял под свой контроль территорию от реки Тигр до берегов Малой Азии. Также Птолемей III захватил и предал смерти Лаодикию. Ему даже удалось войти в Селевкию, портовый город на реке Тигр, в столицу Антиохии, и оставить там свой гарнизон.[4]
“Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.”
Дан.11:8
Вот еще одно подтверждение того, что царем Южным в это время истории является царь Египта. Птолемей III возвратил многие из священных реликвий, которые около трехсот лет назад персидские армии Камбиза уносили во времена их завоевания Египта. Из-за этого он был известен под именем Эвергет (это имя переводится как “благодетель”). Во время своей победоносной кампании Птолемей III приобрел много золота и серебра; только из Селевкии он получал 1500 талантов серебра ежегодно в качестве дани (что составляло около 10% национального годового дохода Египта). Он пережил Селевка II на четыре или пять лет (Птолемей III умер в 222 г. до н.э.). Селевк II умер упав с лошади.
Интересно посмотреть каким именно образом Бог исполнял те пророчества, которые ранее Сам же предвозвестил. Бог и сегодня заинтересован в присутствии в Своей среде людей подобных тем мудрецам, которые не только изучали пророчества, но и вышли с ними к царю, к Александру Македонскому и тем самым спасли свой город и тем самым может на какое-то время спасли самого царя. И может если бы они прочитали ему побольше, то они еще от больших бед его бы уберегли.
“Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю.”
Дан.11:9
В 240г. до н.э. царь Северный Селевк II попытался вторгнуться в Египет, чтобы отомстить за нанесенный ему позор от рук Птолемея III. Однако он вынужден был возвратиться “не солоно хлебавши” — весь его флот погиб в шторме.
“Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его.”
Дан.11:10
Сыновьями Селевка II были Селевк III Сотер (Керавн или “гром”, 226-223гг. до н.э.) и Антиох III (Великий, 223-187гг. до н.э.). Селевк III, старший сын Селевка II, начал войну с египетскими провинциями в Малой Азии. Однако он был убит капитанами своей армии там же в Малой Азии в 223 году до нашей эры. Младший сын Селевка II, Антиох III, взошел на трон в возрасте 18 лет после гибели брата. В 219-218гг. до н.э. Антиох III триумфально пересек Иудею и почти дошел до границ Египта.[5] Европейская часть земель, которая до этого постоянно оспаривалась между Египтом, Сирией и Вавилоном, остается за ним. Иудея же, находясь на пути, становится перевалочным пунктом этих нашествий: через нее проходит один царь, Южный, затем второй — Северный. Эти нашествия, несомненно, чреваты последствиями для Иудеи.
Обратите, пожалуйста, внимание на время,
когда происходят события, о которых мы тут говорим. Это происходит как раз в
период от последнего ветхозаветнего пророка Малахии, и до Евангелия от Матфея,
в «период тишины» — время, когда Бог молчал, и в которое не изречено было ни
одного пророчества библейского калибра. Но все же “Бог ничего не делает, не
открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам” (Ам.3:7). Главные происшествия этого
периода Бог открыл в пророчествах Даниила, в стихах, которые мы теперь
исследуем. А отдельные детали к этому Бог мог добавлять и в этот «период
тишины» тем людям, которые искали Откровений Его.
[1] Питер Грин (Peter Green). Александр Великий: историческая эволюция эллинистической эпохи. Berkeley: University of California Press, 1990.
[2] Иосиф Флавий. Древности
[3] Э. Беван (E. R. Bevan), Дом Птоломея (Methuen Publishing, Лондон, 1927).
[4] Там же.
[5] Джон Ма (John Ma), Антиох III и города на западе Малой Азии. Oxford: Oxford University Press, 1999.
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен
«Новости христианства» — Telegtam, ВКонтакте
No Comments