Выбор читателей Душа/Человек Эсхатология

Что такое «лучшее воскресение»?На чтение 7 мин

Возвращаюсь к центральной теме христианства: теме воскресения мертвых — воскресения в теле. Христианство — революционная религия, которая разоблачила обман и самообман язычников, и в лице Сына Божия, Иисуса Христа установила неведомое раньше, немыслимое понимание — воскрешение человека в новом теле.

Воскресшие мученики встречаются у стен Небесного Иерусалима

Продолжение жизни в христианстве мыслится не в некоей автоматической неистребимости души (как считали язычники), а в воскрешении человека в теле — которое наступит, согласно пророчеств, при Втором пришествии Иисуса Христа, когда воскреснут многие (хотя и не все ещё). Но о том, как все это будет, о воскресении людей из мертвых в конце времен — мы поговорим отдельно. Эту тему, кстати, мало кто понимает, зато вокруг нее — очень много неоправданной, ненужной путаницы. И мы внесем ясность из простого, ясного и совершенного учения Священного Слова.

Но сегодня мы займемся другим — теми исключительными, хотя и многочисленными, случаями, когда люди уже обрели «воскресение и жизнь» — и не в некоем духовном смысле, не через «естественное» бессмертие души, а через то, что Слово называет «лучшим воскресением«. Речь идет о тех избранных, которые получают новые и нетленные тела, «и так всегда с Господом будут». Это – особое воскресение, или, как называет его автор Послания к Евреям «лучшее воскресение» (11:35).

Книга Послание к Евреям в своем обзоре мучеников Ветхого Завета говорит следующее:

«… иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.» (Евр.11:35-38)

В 11-ой главе автор Послания к Евреям говорит только о героях веры, а не о каких-то грешниках. Тем не менее, кажется, что он определяет мучеников в особую категорию, которая получит лучшее воскресение. Ранняя церковь под выражением «лучшее воскресение» имела виду особое благословение, дарованное Богом для тех из Его детей, кто умирает, как мученик. Лучше воскресение — это даже не спасение, не благословенное воскресение во время Второго пришествия Иисуса Христа, которое будет даровано всем добрым христианам. Это — нечто ещё лучшее.

Мученикам за дело Христово оказана большая честь. Иисус сказал: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:39). Ранние христиане в общем понимали это так, что мученики обретают непосредственный и немедленный доступ к жизни вечной, право на «венец бессмертия».

Среди документов Ранней, до-константиновской Церкви — есть огромное количество документов, раскрывающих учение ранних христиан, которые верили, что все умершие во Христе (в вере) — спят, блаженно покоятся душой в ожидании воскресения в теле — которое приходит в конце времен, во время Второго пришествия Иисуса Христа. И только святые мученики наделяются немедленной сознательной жизнью в новом, прославленном, бессмертном теле. Примеров тому множество, и исключений из этого понимания в Ранней Церкви не существует. Приведу несколько примеров из многих десятков, которые представлены в моей книге «Откровение мучеников». Кстати, книгу эту очень рекомендую, у меня еще осталось несколько копий. Здесь же приведу лишь некоторые примеры:

Святой епископ Игнатий, умерший мученической смертью, предстал, согласно Преданию, перед своими учениками в видении и рассказал им о том, что Бог даровал ему новую жизнь, и что он встретил в Небесном Иерусалиме других мучеников, которых воскресил Господь. Кроме мучеников он других христиан на Небе не видел. (Доникейские Отцы, т. 1.)

Один из самых авторитетных историков Ранне-христианской Церкви д-р Рамсэ прямо говорит: «Эти люди (мученики) были «святыми» ранней Церкви, которая и полагала, по крайней мере в первые два столетия, что только мученикам давалось видение Христа тотчас после смерти». (Ramsey, 123.)

Тертуллиан был одним из первых Отцов Церкви, кто дал богословскую оценку происходящему во время мученической смерти — как немедленному воскресению в прославленном теле, в сравнении с покойным сном души других добрых христиан. (Под кондиционализмом в богословии обычно подразумевается позиция, в которой бессмертное бытие и бодрствование души не рассматриваются как безусловная прерогатива души, но находятся в зависимости от Бога и Его решения.)

Согласно Тертуллиана, мученики оживают и попадают в присутствие Христа сразу же после смерти, тогда как другие умершие нисходят в подземное царство (шеол), в котором их души ожидают до дня воскресения:

«В Раю, — скажите мне вы, — куда уже переселились патриархи и пророки из могил, там, вместе с другими Господними воскресшими вы себя хотите видеть. Но что же тогда относительно той части Рая, которая была показана Иоанну в Духе, где он увидел находящиеся под жертвенником, и ни какие иные души, а лишь души самих мучеников, пострадавших за Христа? Как же это так, что наиболее героическая мученица Перпетуя, в день своих страданий, в откровении, которое ей было дано о Рае, увидела только лишь таких же как и она мучеников? Потому что меч, охраняющий вход туда, не позволял никому, кроме тех, кто умер по примеру Христа, а не как Адам, приблизиться к тому месту. Если вам предстоит расстаться со своей жизнью ради Бога, по предопределению Утешителя, и если произойдет это не от обычной лихорадки, и не на мягкой кровати, а в острых тисках мученической смерти, — то вы должны возложить на себя свой крест и нести его по следам вашего Учителя так, как Он Сам лично будет наставлять вас. Есть лишь один ключ, — и к нему не существует дубликата, — чтобы отворить врата Рая — это кровь вашей собственной жизни. В вашем распоряжении наставления, полученные от нас (под названием «О Рае»), в которых мы убедительно показали вам уже, что каждая душа пребывает на безопасном хранении в могиле до Дня Господня». (Tertullian, De Anima, 55.)

Можно ли сказать яснее? Можно ли ближе приблизиться к ясному и простому пониманию Слова Божия и Деяний Божьих, чем величайший отец Ранней Церкви Тертуллиан? Пониманию, которое разделяли все отцы Ранней церкви, пониманию, которому они учили простых верующих.

А простые верующие в те времена, как и в нынешние, находились под сильным влиянием современных им философий и веяний. Большинство христиан Ранней церкви жило на территории Римской империи, в которой доминировали греческие взгляды о естественном бессмертии души и об автоматической и сознательной жизни души после смерти тела. Таким образом у ранних христиан (как и у нынешних, было большое искушение думать, что все души умерших во Христе получают свою немедленную награду — жизнь. Сегодня примерно так же верят большинство христиан. И с этим, усвоенным от язычников пониманием, боролись отцы Ранней Церкви.

«Тертуллиан утверждал, что мученики отправились прямиком в рай для получения своей награды, и их души – единственные, кому позволено это сделать… Страдания мучеников были настолько велики, что вскипающее чувство справедливости Тертуллиана не видело для них ничего иного, кроме немедленной награды. Остальные же души отправились в свои могилы (в преисподнюю), чтобы ожидать там». (Кровь мучеников)

Тертуллиан пишет:

«Вера христианина выхватывает его из пасти диавола; своим же мученичеством он повергает на землю врага своего спасения. По вере христианин избавлен от диавола, мученичество же представляет его достойным венца безупречной славы над его головой». (Tertullian, Scorpiace 6.)

Вместе с другими ранними христианскими богословами Тертуллиан однозначно утверждает, что воскресение во плоти является наиболее благословенным обетованием и деянием Иисуса Христа. «Его (Тертуллиана) чувства, пробужденные в нем примерами мученической смерти, сформировали многие его писания, включая и те, которые наиболее конкретно развили теологию воскресения во плоти. Наиболее существенные его труды относительно этого вопроса, такие как «О плоти Христа», «О душе» и «О воскресении во плоти»… Через эти, полные страсти, трактаты, написанные на великолепном латинском языке, христиане видели теоретическую связь между кровью мучеников на аренах и их собственным воскресением во плоти». (Salisbury, 112.)

Киприан тоже верил, что мученики каким-то образом сразу отправляются в Рай, в то время как все остальные умершие христиане спят в своих могилах, ожидая возвращения Христа. Двумя столетиями позднее, великий Августин утверждал, что в отличии от других христиан, мученики сразу же переносятся в присутствие Христа. Души спасенных верующих спят в могилах (шеоле) — они достигли спасения и покоятся до воскресения; неверные же остались без надежды. Мертвым, в общем-то, ничего не известно о живых. Исключение составляют — мученики. (Августин пошел еще дальше, заявляя, что верующие могут быть еще более очищены, пребывая в своих могилах, и быть усовершенствованы за время своего пребывания в покое. Он также полагал, что мертвым могут помочь молитвы и дары со стороны живых. Церковь должна молиться за крещенных умерших. см. Град Божий 22.17-22. Однако в своих исследованиях я не намерен покидать хронологические пределы десяти гонений, которые пришли к своему завершению в 315 году.)

Выводы

У меня нет никаких оснований противоречить святым отцам Ранней Церкви. Да, позднее, с прекращением открытых гонений на христиан и мученичества, постепенно начнет меняться это раннее понимание смерти и жизни. Греческий дуализм, утверждающий безоговорочную ущербность всего «материального», восторжествовал и в Церкви, где популярной стала идея о немедленной сознательной и даже деятельной жизни всякой души после смерти тела. Одни мучились в аду, другие наслаждались Раем. Спящих душ фактически не осталось.

Апостолы и ранние отцы церкви предупреждали, чтобы христиане не поддавались этому греческому соблазну, уходящему корнями в язычество. Серафим Саровский также писал о забвении учения о воскресении в теле как о главной ереси современных ему иереев церкви. Я никого ни в какой ереси обвинять не смею, но лишь напоминаю читателям Духовного миллионщика и Открытой Семинарии о некоторых незаслуженно забытых истинах, которые не в малой степени определяют нашу жизненную позицию.

Тему не закрываю — в ней масса интересных деталей, открытых в словах Иисуса Христа, развитую в посланиях святых апостолов и выраженную в трудах отцов Ранней Церкви. Например, еще Иисус Христос открыл Иоанну, Своему любимому ученику, что для него Он сделает некоторое исключение: Иоанн не умрет, как мученик, но получит немедленное продолжение жизни — награду мученика. Это значит, что и некоторые другие святые люди Божии в дальнейшей истории могли получить и получили «лучшее воскресение».

Много здесь есть важных и интересных моментов, не до конца понятых ни православными ни протестантами, ни католиками. Только в Слове представлена вся истина — представлена ясно и четко. И не видим мы этого по двум причинам (1) мы не изучаем Слово, и (2) мы чересчур подвержены влиянию премудрости (философии) века сего. И не сверяем эту премудрость с Писанием. Но я еще продолжу эту тему, хотя она неудобна (я это прекрасно понимаю) ни для протестантов, ни для православных.

Завершить статью хочу словами апостола Павла:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

1 Фессалоникийцам 4:13-14

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя или НИК и эл. почту (возможно, даже нерабочую) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

Поддержите наше служение: поделитесь статьёй на вашей странице/в группе в любой соцсети. На этой странице можно оказать финансовую поддержку.


Посетите наш Форум


Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Открытая семинарияTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

«Новости христианства» — Telegtam, Facebook, ВКонтакте

4.6/5

You Might Also Like

1 Comment

  • Reply
    Евгений
    25.06.2022 at 09:20

    Здравствуйте!
    ³⁹ И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, ⁴⁰ потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр. 11:39-40)
    Действительно, очень трудно понять, почему «лучшее воскресение» все же не является «нечто лучшим» совершенством, т. е. воскресением в теле.
    Спасибо,
    С уважением.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.