Попробуйте не заглядывая в Священное Писание, предположить; о ком идёт тут речь?
Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Псалтирь 44:18
Думаете это пророчество о Христе? Нет! Это пророчество о Деве, которая из царского рода Давидова, называемая в тексте дочерью царя; это о Богородице. Это Её имя соделал Господь памятным, из поколения в поколение, что бы народы славили Её. Контекст Псалма 44, описывает Христа Владыку и стоящую рядом с Ним Богородицу.
О Христе:
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
Псалтирь 44:8-10
А вот с этого места, начинается о Ней. Давид обращаясь к Деве Царице, пишет.
О Деве :
Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он — Господь твой, и ты поклонись Ему. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Псалтирь 44:11-12, 14-18
Тоже самое и Богородица свидетельствует об исполнении пророчества.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Луки 1:46-55
Это же самое, очень сильно и аргументировано изъясняет Александр Алексеевич Алексеев, бывший Иудей, ставший Православным миссионером и обративший более 500 евреев образованных в Торе и Талмуде.
Источник: А. А. Алексеев — Торжество христианского учения над учением Талмуда, или душеполезный разговор христианина с иудеем о пришествии Мессии.
и явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
Откровение 12:1-6
*тут важно уточнить, что «муки рождения» упоминаемые в тексте, не являются физическими, а душевными, ибо Она предвидела, как надлежит пострадать Её Младенцу в будущем.
Как об этом и пророчествовал Симеон Праведный :
И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
Луки 2:34-35
Такое словосочетание «душевных мук», употребил и Апостол Павел.
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Галатам 4:19
Свят. Андрей Кесарийский начиная толкование на Апокалипсис так и пишет :
Некоторые под «женою, облеченною в солнце», разумели Пресвятую Богородицу, много потерпевшую прежде, чем был познан Ее Сын.
Для завершения поднятой темы, приведу ещё одно пояснение святителя Кводвультдея Карфагенского:
«В Апокалипсисе апостолом Иоанном написано это, что стал дракон перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Что дракон есть дьявол — никто из нас не сомневается; как и в том, что эта девственная жена обозначает Марию, Которая, будучи чистой, родила нашу чистую Главу. Она также указала в себе образ святой Церкви: как Дева, рождающая Сына, осталась непорочной, так и Церковь рождает своих членов во всякое время и не лишается девственности».
Источник: Квотвудьтдей, О символе веры . Cl. 0403, 1.1.
И еще:
«Кто сия таинственная жена? Толковники видят в сем образе святейшую деву Марию, которую тайновидец Иоанн, по примечанию Блаженного Августина, берет здесь как живой символ или образ всей церкви Божией. Она (церковь) представляется окруженной блеском солнечным, потому что она обладает истинным познанием о Боге и Его законах и содержит Его откровения. Луна под ногами ее – в знак того, что она превыше всего изменчивого. На главе ее венец из 12-и звезд – в знак того, что будучи первоначально собрана из 12-ти колен Израилевых, она впоследствии руководима была также 12-ю верховными вождями, или апостолами, составлявшими ее светоносную славу».
Источник: Послания апостольские и Апокалипсис. Истолковательное обозрение, составленное протоиереем Михаилом Херасковым. Владимир-на-Клязьме, 1907.С.. 494
В трудах отцов Церкви, конечно же были и разные толкования; они как бы открывали разные грани слова Божьего.
В жене видели:
1. Еву
2. Израиль
3. Богородицу
4. Церковь.
Все эти толкования раскрывали разные грани истории человечества и Церкви. И отцы Церкви больше относили это к самой Церкви. Аминь и это так.
Глубина тут такая. Церковь есть мать всем нам, рождающая в нас Младенца, Который вознесен и Которому надлежит владычествовать, т.е. Христа, и мы от семени её рождаемся в водах (в крещении)её утробы, как младенцы. Церковь есть Тело Христово; плоть от плоти и кость от кости Его. Плоть же и кости, к которым мы стали причастны, Он воспринял от Девы Марии. Поэтому написано:
И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Откровение 12:17
Она есть матерь не только Господа, но и всем Православным Христианам, которые причастны тела её, ибо Плоть и Кровь Христовы вкушаемые всеми и через которые мы получаем жизнь, Он воспринял от Неё, и принёс в жертву, и предложил нам. Потому древний змей ведёт борьбу со всеми от семени Её.
О Богородице и её Сыне, и еще есть пророчества в книге Бытия.
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Бытие 3:15
У пророка Исаии:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Исаия 7:14
ПС 44 говорит о Христе и дочери Царя, которая стала по одесную Его. Церковь всегда истолковывала это о Церкви и Христе, но так как Церковь есть Тело Самого воплотившегося Господа, то Церковь подчеркивала, что это тело к которому причастна вся Церковь посредством Чаши, Он воспринял от Матери Своей Марии, потому мы зовёмся «прочими от семени Ее».
Епископ Ириней (Орда)
Одна из невест (Иуд. Церковь) отличается от всех прочих (языческих народов); на нее, стоящую в величественной одежде по правую сторону царя (ближе всех к Нему, больше всех имеет власти), обращено главное внимание псалмиста.
Одесную – почетное место (ср. 3 Цар. 2:19) для первой супруги. Мысль, что синагога в мессианском царстве займет особенное отличительное место, и что язычники только чрез нее получат вход, нередко встречается у пророков. Богородица Мария, Прекрасный Цветок синагоги, ближе всех брачных душ стоит к прославленному Спасителю (как Матерь); она имеет наибольшее участие в Богочеловеческой Его власти (одесную). Апостолы, которые будут сидеть со Христом на престолах и производить суд (Лк. 22:30), принадлежат также к иудеохристианской церкви (Рим. 11).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Святитель Григорий Палама:
«Предста Царица одесную Тебе». Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы – вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем – Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она – близ Него, но, по справедливости и – одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т.е. – одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но – и потому, что Она воистину – Престол Его; а там, где воссядет Царь, там – и Престол Его стоит.
Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Есть подобный текст в книге Притчи где говорится о деве царице, и тут тоже Церковь всегда истолковывала о Богородице и всей Церкви.
Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее.
Песня песней 6:8-9
Так же Иоанн Кронштадтский описывая Богородицу ссылается на 44 ПС.
«Она (Богородица) несказанно велика по Своим внутренним совершенствам («Вся слава Дщери Царя внутри» (Пс. 44:14)) и по Своей близости к Богу, но в то же время при необъятном величии глубоко смиренна. И потому с величайшим смирением, как муравей, как червь, приступай к Ней всякий и отбрось далеко от себя всякую надменность своими дарованиями, своим образованием, достоинствами и отличиями, тленным богатством. Молясь не с подобающим смирением, благоговением и простосердечием Ей, мы сильно оскорбляем через то Самого Господа, слава Которого нераздельна со славой Его Матери и Который призирает только на смиренных»
Источник: праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского
О 44 Псалме
Библейский образ брака, в к-ром Женихом выступает Сам Бог, а невестой — новозаветная Церковь, нек-рыми св. отцами используется применительно к Сыну Божию и Деве Марии, называемой ими Его «Невестой». «О, священная дочь Иоакима и Анны… проводившая жизнь в брачном чертоге Духа и сохраненная чистой, чтобы стать невестой Божией и по человеческому естеству Матерью Сына Божия!» — восклицает прп. Иоанн Дамаскин, воспевая беспредельное величие Девы Марии (Ibidem).
Этот же образ встречается и у прп. Симеона Нового Богослова:
«Дочь его (Давида), пренепорочную, пречистую и чистую Деву, Он (Бог.- М. И.) привел как Невесту. Пречистую же, я говорю, и пренепорочную по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами… что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то… Ее привел Он (Бог Отец.- М. И.) и сотворил брак Своему Сыну» (Sym. N. Theol. I Eth. 9. 42-51).
Ветхозаветным прообразом Божией Матери является Ноев ковчег, а сам Ной служит прообразом Христа — Нового Ноя, спасшего весь мир от потопа греха (II Eth. 4. 9-19). Образ рождения Иисуса Христа от Девы Марии нек-рые толкователи усматривают в рождении Исаака от Сарры (Ephraem Syr. In Abraham et Isaac), а образ Самой Девы — в лествице Иакова, соединившей небо и землю (Быт 28. 12) (Andreas Cret. In Nativit. B. V. M.).
Верный Преданию великих отцов Церкви, поборников учения о Святой Деве как Богородице, святой Иоанн Дамаскин недвусмысленно исповедует Ее как истинную Богородицу и вместе с его «богомудрым отцом», Григорием Богословом, повторяет:
«Если кто Святую Деву не исповедует как Богородицу, такой чужд Божеству» . Но в то же самое время святой Иоанн, оставаясь тоже верным Преданию тех же самых отцов, не выходит за пределы правильной веры о Богородице и поэтому исповедует:
«То, чему мы поклоняемся, это – Бог истинный», а «Матерь Божию мы чествуем и почитаем… И, зная эту Деву как Матерь Божию, мы никак не объявляем Ее богинею – θεάν (потому что такие мифы приличествуют эллинской глупости), ибо мы возвещаем и смерть Ее; но мы Ее знаем как Матерь Божию, потому что Бог воплотился (из Нее)» (С,15). Из этого явствует, что Пресвятая Богородица не есть самоцель, что и показывает святой Иоанн Дамаскин в своей «Гомилии на Рождество Богородицы», обращаясь к Ней с такими словами: «Ты жила не для Себя, ибо Ты и не родилась для Себя; поэтому Ты жила для Бога, ради Которого Ты в жизнь пришла, чтобы послужить спасению всего мира, чтобы древний Совет Божий о воплощении Логоса и о нашем обожении исполнился через Тебя»
Очень важно не разделять понятие Церковь и Богородицу, как я и писал выше все приведённые тексты о Церкви так же применялись отцами к Богородице. Потому что все искупленные дабы стать Церковью через Причастие Его Божеского естества, т.е естества богочеловеческого Тела Его, которое Он принял от Матери Своей, приобщались к Телу через крещение и Причастие. Вспомните ветхозаветные образы. И хотя их много, но лишь об одном упомяну. Когда Бог избрал Себе народ из 12 колен Израиля, то Он не поселился среди них живя как бы в отдельных индивидумах, нет, напротив, Он повелел сделать Моисею скинию которая могла бы быть освященна для Него, дабы вместить Того кого небо и небеса небес не могут вместить. Он обитал в скинии, и не просто в скинии а в особой её части, между двумя херувимами изображенными в виде мужчины и женщины, а весь народ был собран во круг этой скинии в форме креста. Скиния, образ Богородицы принявшей в себя как в храм Слово воплотившееся, ковчег был образом Её сердца, два хирувима предызображали жениха и невесту, т.е Христа и Богородицу со всею Церковью, ибо слава Господня хотя и вездесуща, но особо пребывает только в Церкви. Как написано:
потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Ефесянам 5:30-32
Тайна воплощения Слова от Матери есть настолько интимная что сравнивалась с женихом и невестой, т.е как двое становятся одной плотью, кость от кости и плоть от плоти, и что единение всех избранных с этой Богоневестой настолько тесная что для Апостола восхваляющего Бога, сказать «в Церкви» или «во Христе» это одно и тоже.
Тому [т.е. Богу]слава в Церкви во Христе Иисусе в о все роды, от века до века. Аминь.
Ефесянам 3:21
О богородице:
Вообще первое величание Богородицы и её ответ, описан в Евангелии.
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его;
Луки 1:42-50
В самых первых и древних Литургиях написанных Иаковом братом Господним, Марком и Фаддеем также величали Богородицу, как и мы ныне в Литургии. Эта практика с 1 века. Преподобный Иоанн Дамаскин в Слове на Рождество Пресвятой Богородицы писал следующее:
«Когда Бог… восхотел привести человека от небытия в бытие, то распространил небо, утвердил землю, заключил море в пределы; а когда люди в этом мире грехом подверглись тлению, милосердный Бог, чтобы совершенно не уничтожилось создание рук Его, творит другое, лучшее небо, землю и море, где прежде Невместимый созданным миром благоволил вместиться для воссоздания рода человеческого. Это новое небо, земля и море есть Блаженная и Пресвятая Дева.
Мужи Апостольские о Богородице.
Дионисий Ареопагит, нарочно приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:
«Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятыя Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
Обращаемые к вере апостолами, с проповедью обходившими вселенную, новые христиане стремились видеть Богоматерь, Которая одним Своим видом свидетельствовала о том, что Родившийся от Нее был воплотившийся Бог. Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, бывший, по преданию, тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говоря:
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в царствие небесное», — говорит в письме, к Иоанну Богослову; «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтобы видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо»…
Отцы Церкви о Богородице как о новой Еве.
«Кем рождена в начале Ева? Какая матерь зачала ее безматернюю? — спрашивает свт. Кирилл Иерусалимский, полемизируя с иудеями, и отвечает: — Писание говорит, что произошла она из ребра Адамова. Итак, Ева из мужского ребра рождается без матери, а (разве) из Девического чрева Младенец не может родиться без мужа?» Такое рождение, по замечанию св. отца, действительно возможно, но лишь «от Святого Духа Божией силой» (Сyr. Hieros. Catech. 12. 29). Затем сравнивается состояние двух Ев: одной — к моменту искушения ее от диавола, а др.- к моменту Благовещения арх. Гавриила. Первая Ева находилась в невинном райском состоянии; ее природа еще не была повреждена грехом. «Новая Ева» в момент Боговоплощения в Своем лице представляла падшее человечество, а потому тленное и смертное. Ее исключительное избрание не изолировало Ее от рода человеческого и от первородного греха, печать к-рого лежала на всех, не только на грешниках, но и на праведниках. Продолжая сравнение, святоотеческая мысль обращает внимание на то, что «первая Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир»; Мария же, «послушная воле Божией, обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетление» (Ioan. Damasc. 1 In Nativ. B. V. M. 7). Библейский образ брака, в к-ром Женихом выступает Сам Бог, а невестой — ветхозаветный Израиль или новозаветная Церковь, нек-рыми св. отцами используется применительно к Сыну Божию и Деве Марии, называемой ими Его «Невестой». «О, священная дочь Иоакима и Анны… проводившая жизнь в брачном чертоге Духа и сохраненная чистой, чтобы стать невестой Божией и по человеческому естеству Матерью Сына Божия!» — восклицает прп. Иоанн Дамаскин, воспевая беспредельное величие Девы Марии (Ibidem). Этот же образ встречается и у прп. Симеона Нового Богослова: «Дочь его (Давида), пренепорочную, пречистую и чистую Деву, Он (Бог.- М. И.) привел как Невесту. Пречистую же, я говорю, и пренепорочную по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами… что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то… Ее привел Он (Бог Отец.- М. И.) и сотворил брак Своему Сыну» (Sym. N. Theol. I Eth. 9. 42-51). Ветхозаветным прообразом Божией Матери является Ноев ковчег, а сам Ной служит прообразом Христа — Нового Ноя, спасшего весь мир от потопа греха (II Eth. 4. 9-19). Образ рождения Иисуса Христа от Девы Марии нек-рые толкователи усматривают в рождении Исаака от Сарры (Ephraem Syr. In Abraham et Isaac), а образ Самой Девы — в лествице Иакова, соединившей небо и землю (Быт 28. 12) (Andreas Cret. In Nativit. B. V. M.).
Давайте вспомним, как предсказывается грядущее почитание Божией Матери словами женщины из Евангелия от Луки:
«Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лук.11:27)».
P. S. Невозможно следовать за Христом, и не благоговеть перед Его Матерью.
Telegram страница со статьями по теме Богородицы
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, Telegram-chat, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов
Добавить комментарий