Выбор читателей Исследования Монархия Россия

Белый царь: «Он походит на последний день, на седьмой»

Это — четвертая моя публикация о революции (или династическом перевороте) 1505-го года, и о мученической смерти первого коронованного государя Руси Дмитрия Иоанновича, и той череде событий в русской истории (включая революцию 1917-го года), которым эти события дали начало. Прошлый раз мы остановились на том, что делая «зачистку» в русской церкви, ставленники Ватикана и греки, с подачи царевны Софьи, обвинили многих иерархов и церковнослужителей русской церкви, а также самого государя и его семью в «жидовстве» и самым жестоким образом расправились с ними. Почему именно в «жидовстве» обвинили русское духовенство и бояр той поры? Дело в том, что согласно Византийскому церковному кодексу, который Софья притащила на Русь вместе с сонмом проворовавшихся в Византии греков, это было единственное обвинение, за которое людей можно было карать смертью. А ей очень этого хотелось. Если бы смертный приговор выносился, скажем, за веру в марсиан, или в происхождение от обезьяны — то, не сомневайтесь, именно в этих грехах и обвинили бы ничего не подозревающих людей.

Вечный Закон Божий

Но их обвинили в «жидовстве» — потому как это была единственная дорога на костер. Но, как вы понимаете, надо же было за что-то зацепиться, к чему-то, как милицейский к столбу, придраться. Нашли, придрались.Дело в том, что согласно русской христианской традиции, унаследованной от апостола Андрея, и от восточной церковной традиции, заданной преподобным Иренеем Лионским, четвертая Заповедь Десятисловного Закона не была отменена или замещена, как в католичестве.

Четвертая Заповедь гласит:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.»

Исход 20:8-11

Вот и соблюдали на Руси субботу — на протяжении многих столетий. Но с приходом Софьи, принесший Ватиканские порядки, ситуация изменилась. Ее ставленники, занявшие теперь позиции силы в церкви, поспешили исполнить указ Софьи и стали стряпать обвинение в «жидовстве». Субботство русского духовенства дало повод этим людям состряпать формальное обвинение в «жидовстве».Интересно, как Софья планомерно разворачивала свою кампанию. К примеру, смещенный ею «за пьянство» Митрополит Зосима тоже, естественно, соблюдал субботу. Но это не было приведено против него как обвинение — ведь это было бы обвинением по сути всему русскому христианству. И только избававшись от Зосимы, и вместе с ним от других иерархов, Софья и ее ставленники начали массовую кампанию по зачистке в церкви.

«Бог не отменял субботу. Мы отменили»

Субботство русского духовенства было преподано Софьей как «доказательство» их «жидовства» — отступления от Христа, караемого пытками и смертью. Церковных лидеров начали хватать, бросать в застенок, мучить до смерти. Кто-то выдерживал все мучения и оставался тверд в своей преданности Богу и государю, но многие, боясь репрессий, перешли на сторону Софьи. А копала Софья не столько даже против церковных людей, до которых ей дело было мало. Она вообще мало заморачивалась вопросами морали или догмы. Она копала под государя Дмитрия Иоанновича, который, как и все русские люди того времени, соблюдал субботу. Поясню, что русская церковь того времени отмечала субботу, как день покоя, и отмечала воскресение — в память о воскресении Иисуса Христа. Никакого жидовства, никакой ереси в этом не было и быть не могло.

Усилия Софьи не пропали даром. В лице церкви, которой она показала кнут дыбы и пряник власти, она заручилась надежным союзником по свержению законной власти на Руси. Уже через год после венчания Дмитрий Иванович Внук вместе с матерью Еленой Стефановной (Волошанкой) попали в опалу и были заточены под стражу по обвинению в «жидовстве». Иван III, который в ту пору в силу старческого маразма и немощи уже мало что соображал, мало что мог поделать в этой ситуации. Софья практически правила страной от лица недееспособного мужа. Как сказано в летописях, Иван III (читай — Софья) «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрия и на матерь его на великую княгиню Елену, и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем, и посади их за приставы».

Маразматичный от старости Иван III обвинил сноху в «жидовстве». Сразу же после смерти самодержца в 1505 году его преемник Василий III приказал заковать законного наследника Дмитрия Ивановича в цепи, и свои последние годы он вместе с матерью Еленой Стефановной провел в тюрьме. Мать Дмитрия Ивановича умерла в заточении в том же году, а самого его «по малу времени уморили» в тюрьме. Дмитрий Иоаннович был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля, рядом с отцом, а Елена Стефановна – в Вознесенском монастыре. В 1929 году монастырь разрушили большевики, а перед этим останки Елены были перенесены в подвальную палату Архангельского собора. Я часто задаюсь вопросом: почему лишь немногие из русского духовенства (я знаю нескольких человек) слушает заповедь Десятисловного Закона о субботе, соблюдает предписания Стоглава (великого церковного собора, созванного Иваном Грозным) — хранить день субботний на все времена? Из-за того, что это расстроит наши отношения с Папой Римским, который открыто честно и заявляет, что это папство (а не Бог, и не Церковь) изменило заповедь? Или из-за того, чтобы скрыть улики преступлений, совершенных на заре истории русского самодержавия? Каковы бы ни были эти «благие намерения», они завели страну в ужас. Надо выруливать к Богу.

Первый государь Всея Руси соблюдал субботу — день седьмой. Но последний станет первым, как сказал Иисус Христос, а первый — последним, и все тайное — явным. И всякая справедливость и правда восстановлены будут. И возвратятся удержанные от нас благословения наши: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» Исаия 58:13-14.Да, настанет день: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Даниил 12:3). Задание на дом: задумайтесь о том известном, но мало понятом пророчестве, которое говорит нам о последнем грядущем государи Всея Руси — о Белом царе. Просто — задумайтесь, не спешите с выводами. «Рукописный лицевой сборник проречений» (1584-1595):»Имя же Царя скрыто в языках. Он походит на последний день, на седьмой. Пишется он первою буквою в осьмнадцатом, то есть в триста первом. Он охраняет благочестие и пророчество. Кого люди считали за ничто и за ни на что не годного, тому на главу возложит Господь Свою руку и помажет его елеем в конце дней

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.


Мы в социальных сетях

Онлайн Церковь ХРАМ

Открытая семинария

Открытая семинария


Солёное радио

Солёное радио

Солёное радио


Подпишитесь на новинки


О Библии, вере и жизни


You Might Also Like

2 комментария

  • Reply
    Роман
    27.12.2020 at 14:51

    Олег Александрович!

    Прочитал новую вашу статью «БЕЛЫЙ ЦАРЬ: «ОН ПОХОДИТ НА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, НА СЕДЬМОЙ». https://bibleblog.ru/beliy-tsar-on-pohodit-na-posledniy-den-na-sedmoi/

    В связи, с чем у меня возник ряд вопросов, которые хотел бы с Вами обсудить. Будучи по своему вероисповеданию православным старообрядцем (единоверцем) я достаточно тщательно изучал вопросы, связанные с историей христианства на Руси, и при этом стараюсь сколь могу соблюдать Божьи Заповеди так как их понимали наши отцы и деды.

    Что конкретно вызывало у меня сомнения в Ваших разсуждениях. Если бы как Вы полагаете, почитание Субботы было бы на Руси чем-то традиционным и привычным, а его отмена во времена Иоанна III и Софьи Палеолог, то это не могло бы пройти так легко. Как мы видим тогдашнее русское общество было очень ревностным в отношении каких-то церковных нововведений и изменений. История раскола и гонений на христиан ярко об этом свидетельствует. Если бы субботство было укорененной традицией то, несомненно, старообрядчество сохранило бы его, как сохранило очень многие древнехристианские традиции в иконописи, церковном пении, богослужении, и особенно – в церковных текстах и обрядах. Так же это касается и таких ключевых вопросов как перстосложение – то есть древнее двуперстие распространенное не только в России.

    Соответственно, не представляется возможной такая ситуация, когда стремясь в точности сохранять обряды и традиции древнего благочестия, староверы (для удобства назовем их так) не сохранили бы повсеместно принятое субботство. Это очевидно. Ведь всё остальное хоть и полностью запрещалось, подвергалось многовековым гонениям, всё равно было сохранено. Поэтому и понимание субботы так как оно принято у иудеев и согласных с ними конфессий, никогда не было традиционным на Руси.

    Вы пишете что «Митрополит Зосима тоже, естественно, соблюдал субботу. Но это не было приведено против него как обвинение — ведь это было бы обвинением по сути всему русскому христианству». Однако, преподобный Иосиф Волоцкий который и был инициатором низложения Зосимы и много с ним полемизировал, отнюдь не почитал Субботу в понимании иудейства. Более того, не почитали её и те монахи и учителя, которые сделали священником его – преподобный Пафнутий Боровский и другие отцы. Странно, как же могло пройти незамеченной «отмена» субботства, если о ней никто и ничего не знал с той поры и до нашего времени? Повторюсь, при этом казалось бы гораздо мене значимые детали типа того в какую сторону – на право или на лево идти на крестном ходе и во время каждения в храме, становились предметами многовековых споров. Не возможно представить чтобы всё русское христианство почитало Субботу и так легко от этого отказалось бы за какие-то 20-30 лет конца XV века, совершенно без последствий.

    В реальности мне (как и большинству исследователей данной темы) эта ситуация видится иной. Субботство, вместе с отрицанием почитания Святой Троицы, вместе с переносом акцента с Нового Завета на Ветхий, отвержением икон и т.д. было явным нововведением, распространившимся на Руси от приехавшего в Новгород жида Схарии/Захарии (пишу «жид» в традиционной церковной терминологии, не переводя на политкорректный, но пустой новояз). Соответственно и мирополит Зосима если бы он ввел почитание субботы (по факту этого не было, и церковные историки об этом ничего не говорят, идет речь лишь о подозрениях его в пьянстве, содомии и сочувствии к осужденным собором еретикам) явно выглядел бы обновленцем. Надо понимать, что тогдашнее общество было намного консервативней современного. И даже четырехконечный крест, с которым София Палеолог прибыла на Русь, был отвергнут весьма решительно именно потому что не вписывался в традиционные местные представления о христианской символике. То есть ревность в таких казалось бы, второстепенных вопросах, была очень велика, что же говорить о том какой день был для Русской Церкви главным – Суббота или Воскресенье. Очевидно, и это мы знаем как по многочисленным письменным источникам, так и по сохранившемуся преданию, это была не Суббота. Её несомненно выделяли среди прочих дней, но не в понимании иудейства, а как день приуготовления к главному таинству Божественной литургии, к Воскресенью. Потому что без крестной жертвы Исуса Христа и без Его Воскресения, нет и христианства.

    Вы пишете о том, что Софья Палеолог устраивала гонения на почитателей Субботы. Но если бы это было так – то невозможно было бы ограничиться гонениями только на церковнослужителей. Надо понимать, что психология большинства русских людей той эпохи была другой, и одного гонения на духовенство для внедрения каких-то нововведений или отказа от чего-то привычного, было мало. Вся история раскола и гонений на христиан начиная со времен правления Царя Алексея Михайловича Романова, показала это. Даже оставаясь без священства, простые миряне в точности сохраняли тот образ жизни, который вели их предки. Вплоть до Агафьи Лыковой живущей в тайге и в наше время. Одной казнью 43 подвергнутых церковной анафеме еретиков, явно бы не хватило. Ведь в случае со старообрядцами не хватило и трех столетий чтобы внести в повсеместный обиход гораздо менее радикальные чем переход с Субботы на Воскресенье, нововведения.

    Отвечая на ваш вопрос «почему лишь немногие из русского духовенства (я знаю нескольких человек) слушает заповедь Десятисловного Закона о субботе» можно сказать просто. Потому что этот путь не ведет нас ко спасению. В России только в ХХ столетии просияли миллионы святых. Миллионы. Это не моя субъективная оценка, а слова одного греческого старца со Святой горы Афон. И все эти люди не соблюдали 4 заповедь? Как же тогда они спаслись? А может вопрос в правильности понимания этой заповеди, в том, как именно её необходимо соблюдать? Ведь в православном (как древлеправославных так и условных никониан) понимании почитание воскресного дня – не нововведение, и не отмена 4 заповеди, а её исполнение. Так, ещё святой Игнатий Богоносец во II веке, обличая иудействующих, писал: «если мы доселе ещё живём по закону иудейскому, то чрез это открыто признаёмся, что мы не получили благодати»; «жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения»[5].

    Иначе говоря если сам Христос исполнил данный Богом закон, искупил нас от рабства греха, то зачем нам возвращаться в ветхое состояние до Его пришествия? Чтобы ждать «мессию» мошиаха который «освободит» Израиль и принесет миру «спасение»? Для нас в таком случае ожидание Белого Царя – не желание обретения нового мессии, и не попытка «закатить солнце вручную», а ожидание исполнения Библейских пророчеств. Прежде всего слов из «ветхозаветного Апокалипсиса» — 3 кн. Ездры и кн. Даниила (гл. 12 ст. 1-2):
    «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

    Празднуя же день Воскресный «мы и проводим в радости восьмой день, в который Исус воскрес из мёртвых» («Послание апостола Варнавы» II в.). Св. Иустин Философ (II в.) свидетельствовал: «В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес от мёртвых». Собственно говоря поэтому и наше отношение к Субботе не такое как у иудеев. Что не отвергает этого дня в христианском понимании – как спокойной домашней подготовки к вечернему Субботнему богослужению и утреннему Воскресному, в том богослужебном круге, который существует много веков.

    Простите если где-то чрезмерно умствовал, хотелось изложить всё последовательно, надеюсь на дальнейшее плодотворное общение с Вами.

    С уважением, Котов Роман

  • Reply
    Олег Жиганков
    28.12.2020 at 10:58

    Роман, благодарю за вдумчивое чтение и разумный комментарий! И рад вашей чистой вере. Относительно «жидовства» и новшества русских верующих я с вами категорически не согласен, потому что исследовал этот вопрос десятилетиями, работал с документами и архивами, написал книги, и беседовал с множеством православных исследователей, которые соглашались с тем, что обвинения в жидовстве были надуманными. Иосиф Волоцкий и Геннадий Гонозов — главные обвинители — сами признавали, что используют «богоугодный обман», чтобы составить обвинение. Да и противоречат они себе на каждом слове. Об этом еще до революции было немало написано. А суббота была особо чествуема и позднее, при Иване Грозном, но на Руси и суббота и воскресение чествовались, как Петр и Павел. Почему произошел незаметный отход? Потому что он был постепенным. Постепенно переносились акценты — столетиями. А расправа над государственными лидерами и над Зосимой (он точно был «субботствующим») — сделали переход более легким. Русь тогда еще не привыкла к революциям и переворотам, проглотила. При Никоне ситуация была иной. Да и надо сказать старообрядчество сегодня очень отличается от старообрядчества времен Никона. Да и много традиций было в старообрядчестве — по самым разным вопросам. Я понимаю, что здесь я не дал развернутого ответа, но постараюсь подробнее, с указанием источников, коснуться этого вопроса в одной из последующих публикаций. Согласен, что тут есть что добавить к сказанному. С уважением, ОА

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.