Белая ложь. Глава 3
Оглавление
ГЛАВА 11
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА 14
Успех и гениальность любого религиозного движения заключается в том, чтобы говорить своим членам то, что они хотят услышать, и следить за тем, чтобы они не слышали того, чего вы не хотите, чтобы они услышали.
Ничто не даёт таких возможностей в этой области, как пресса. Гуттенберг не имел ни малейшего представления о том, какие двери он открывает, когда изобретал печатный станок. Со времен Тёмных веков, когда истина была прикована к стене библиотеки, чтобы никто не мог вынести её из хранилища (даже с читательским билетом), человечество должно было принимать и пользоваться тем, что раздавали отцы церкви. Конечно, это было немного лучше, чем, когда отцы навязывали знания с помощью духового ружья или рукоятки топора, но все же это была форма контроля.
Искусство печати должно было развиться до такой степени, что целью стало не управление телом с помощью оружия, а управление разумом с помощью печати. Вольнодумцы всегда попадали в беду. Во времена Моисея, если кто-нибудь разжигал костёр, чтобы насладиться чашкой горячего травяного чая в субботу, его побивали камнями, и не в современном смысле этого слова. Если бы он во дни Неемии бродил в субботу по местному рынку, он рисковал бы тем, что ему вырвут бороду или волосы на голове. Даже в новозаветные времена, когда Анания оставил себе несколько шекелей из десятины для оплаты своих крайних нужд, местный богослов приказал ему упасть замертво, что и произошло.*
* См. Лев.24. Неем.13. Деян.5.
Итак, печать. Пресса подходила гораздо лучше; Нет беспорядка, который нужно убрать, нет тел, которые нужно похоронить. Просто следуйте двум правилам: говорите людям то, что вы хотите, чтобы они услышали; не позволяйте им слышать то, что вы не хотите, чтобы они слышали. Первое правило не слишком сложное, но второе все же требует некоторой формы контроля. Если люди не умеют читать, до них нельзя достучаться книгами, но, если они умеют читать, до них может дойти неправильные книги. Как же церкви решают эту проблему? Возлагая её на Бога. Это тоже старая идея. Богу часто приписывают то, чего он не делал; и с начала времён дьявол был оправдан за то, что он сделал. Прочитайте про Адама и запретный плод в Книге Бытия, рассказ о сотворении и грехопадении.
Адвентисты не были первыми, кто соединил всё воедино, но они добились большего успеха, чем некоторые. Рынок, с которого они начали, был небольшим и разрозненным, но с помощью Эллен он должен был расти и объединяться. Джеймс Уайт был своего рода учителем и знал силу прессы — особенно силу контролируемой прессы и то, насколько лучше было бы позволить Богу контролировать её. Просто убедите читателей, что это Бог написал то, что они прочитали, — таким образом придавая написанному авторитет, — и Бог не причастен к тем книгам, о каких им было сказано не читать. Неплохая идея для группы новичков. Это работало тогда и работало до сих пор, — до недавнего времени, когда у нескольких человек хватило наглости сойти с поезда и вернуться назад, чтобы посмотреть, что двигало эту машину.*
* Donald R. McAdams, “Shifting Views of Inspiration: Ellen G. White Studies in the 1970s,”Spectrum 10, no. 4 (March 1980): 27-41.
Вот вам и система. Теперь о том, как всё это объединить. Кто должен был писать для Бога? Уж точно не Джеймс. Его попытка стать писателем состояла лишь в том, чтобы написать всего лишь четыре книги, и то, все они в основном скопированы у других авторов. Эллен, имевшая только три класса образования, ещё не написала ничего примечательного. Не очень выгодная комбинация в то время, когда образование только начинало завоёвывать популярность. Возможно, в другой раз и в другом месте. Но постепенно появился блестящий эксперимент, заставивший всё это работать, — гениальное решение. Почему бы не украсть всё это, во имя Бога?
В конце концов, ведь это делалось и раньше — по крайней мере, так должны были утверждать современные защитники адвентистской веры сто тридцать лет спустя. Стало известно, что евангелист Лука скопировал у евангелиста Марка, а Павел украл материал у греков, даже не поставив их в известность. Свои идеи Иоанн Богослов украл у древних язычников, а Иуда провёл пробный прогон некоторых псевдоэпиграфических работ. Говорят, что даже Моисей вместо того, чтобы принять 10 Заповедей от Бога, заимствовал их у Хаммурапи, древнего законодателя, или даже у других, живших до него.*
* Robert W. Olson, “Ellen G. White’s Use of Uninspired Sources,” photocopied (Washington: Ellen G. White Estate, 9 November 1979), pp. 17-18. Later talks given and photocopies circulated by the White Estate members expanded further on the theme of biblical borrowing.
Во времена Эллен это было естественно. До неё был Эмануэль Сведенборг, у которого были видения для короля и королевской семьи примерно в 1740 году. Он основал церковь и увидел многое, чего не видели другие, и кое-что из увиденного сбылось. Лидер трясунов в Америке Энн Ли, как и Эллен, не имела образования, но писала «свидетельства» членам своей секты. Как и миссис Уайт, она требовала «особой одежды» и выступала «против войны и употребления свинины». В 1792 году Джоанна Сауткотт, домашняя прислуга, дитя нищих и малообразованных родителей, объявила себя пророчицей и сказала, что её видения говорили ей, что скоро придёт Христос.*
* D[udley] M. Canright, Life of Mrs. E. G. White: Seventh-day Adventist Prophet; Her False Claims Refuted (Cincinnati: Standard Publishing Company, 1919), pp. 18-31.
Знаменитый мормон, Джозеф Смит, только что сошёл со сцены своей деятельности в 1844 году. Это стало большим разочарованием как для него, так и для его последователей. Позже, в том же 1844-м его застрелили. Его жизненное путешествие было коротким. Он родился в 1805 году и умер в 1844 году, когда миссис Уайт начала получать откровения. Он был беден и неизвестен до тех пор, пока ему не стали приходить «видения» и «откровения», а также видения ангелов и разговоры с ними. Он учил о Втором пришествии, а его последователи должны были стать Святыми Последних дней (все другие церкви были языческими или не мормонскими). Подобно адвентистам, Церковь СПД переписала Библию через своего пророка и получила новые откровения, хотя некоторые недавние исследования подтверждают, что тексты были украдены.*
* Wayne Cowdrey, Donald R. Scales, Howard A. Davis, Who Really Wrote the Book of Mormon? (Santa Ana, CA: Vision House, 1977). This book gives an address from which tapes are also available on the subject.
Список не заканчивается. Мэри Бейкер Эдди, уже известная нам Христианская наука, также была рядом с Эллен большую часть жизни. Хотя их идеи порой были различны, последователи обеих считали, что уж их-то пророк был вдохновлён Богом, и писания именно их пророка должны использоваться для толкования Библии.
Замечательный Чарльз Т. Рассел из Сторожевой Башни, основатель организации «Свидетели Иеговы»* тоже жил во времена Эллен. Его последователи считают, что именно они — единственная истинная церковь, а все остальные — «Вавилон». Адвентисты подписались бы под последней частью, но дело в том, что к тому времени именно они считали себя членами единственной истинной церкви.**
* Деятельность организации «Свидетели Иеговы» запрещена в России.
** Canright, Life of Mrs. E. G. White, pp. 25-31.
Эллен должна была брать чужие материалы потихоньку. В начале 1840-х годов движение миллеритов произвело впечатление на двух человек: Хазена Фосса и Уильяма Э. Фоя. Как предполагают, в сентябре 1844 года Фоссу было видение о том, что адвентисты через испытания и гонения направляются в Град Божий. Ему было сказано, что, если он откажется передать весть другим, она будет передана самому слабому из детей Господа. Фой также получал информацию о будущем о чём не замедлил оповещать в печатных изданиях и на публичных собраниях, приблизительно с января 1842 года. Эллен слушала выступление Фоя в Бетховен-холл в её родном городе Портленде, штат Мэн, ещё когда она была девочкой.* Поскольку с Фоссом она была связана родственными узами, нет причин полагать, что она не могла прочитать или услышать о его видениях так же, как и о видениях Фоя.
* Francis D. Nichol, ed.. Seventh-day Adventist Encyclopedia, Commentary Reference Series, 10 vols. (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1976), vol. 10, p. 474
И вот наступило идеальное время, как для Эллен, так и для Бога. Двое мужчин отказались выходить с видениями на публику, и, к тому же, одному из них было сказано, что Бог отдаст весть самому слабому из слабых. Так кто же может быть слабее Эллен? В начале 1842 года, когда ей ещё не исполнилось и пятнадцати, у неё, по её собственным словам, было много проблем эмоционального и физического характера. И в 1844 году у неё всё ещё были проблемы. Её эмоциональные и физические потрясения могли усугубиться пережитым разочарованием. С некоторыми опасениями из-за своего возраста и отсутствия опыта она взяла факел из опустившихся рук Фоя и Фосса и устремилась вперёд в своем первом видении.* Это были практически точная копия видений, которые, по признанию и Фоя, и Фосса, были даны им Богом. И они были на столько близки к оригиналу, что гарантировали будущий успех одного из самых замечательных случаев литературного «заимствования», когда-либо виденных миром.
* EGW, Life Sketches of Ellen G. White (Mountain View; Pacific Press Publishing Association, 1915), pp. 26-31. EGW, Christian Experience and Teachings (Mountain View: PPPA, 1922), pp. 57-61.
В одном из изданий словаря Вебстера дано такое определение плагиатора:
«Тот, кто похищает сочинения другого и выдаёт их за свои… Присвоение или подражание языку, идеям и мыслям другого автора и представление их как собственного оригинального произведения. Акт хищения литературных произведений другого человека или введения отрывков из произведений другого человека и выставления их за свои собственные; литературное воровство».
Каким бы суровым оно ни казалось, это определение характеризует семнадцатилетнюю Эллен как воровку, которая оставалась таковой всю оставшуюся жизнь, при огромной помощи и поддержке со стороны других. Что ж, кажется, это слишком сурово. Многие из нынешних апологетов Эллен Уайт пытались вывести её из этой ситуации, предполагая, что, возможно, у Бога есть другой стандарт для пророков.* Другие, кажется, удовлетворены мыслью, что «все так делали». Кажется, от них ускользнуло, что при такой логике небо было бы пределом человеческого поведения.
* Jack W. Provonsha, “Was Ellen White a Fraud?” photocopied (Loma Linda University, Division of Religion, 1980).
Другие готовы были поверить, что «она просто не знала». Но, конечно же, многие из тех, кто окружал её на протяжении многих лет, знали и были этим обеспокоены. Урия Смит, один из первых и давних редакторов «Ревью», знал. В 1864 году на редакционной странице без подписи появилось следующее:
Плагиат
«Это слово используется для обозначения «литературной кражи» или взятия чужих произведений и выдачи их за свои собственные. В журнале «Мировой кризис» от 23 августа 1864 г. Опубликовано стихотворение, правильно озаглавленное «К мировому кризису» и подписанное «Лютера Б. Уивер». Каково же было наше удивление, когда мы нашли в этом произведении наш знакомый гимн,
«Высоко в горах устало
Мечется рассеянное стадо»
Эта статья была написана Энни Р. Смит и впервые опубликована в «Ревью», т.2, №8 от 9 декабря 1851 г., и находится в нашем сборнике гимнов с тех пор, как было выпущено первое издание. Но хуже всего то, что это произведение было искажено, второй и самый значительный стих убран, а именно:
«Теперь свет истины они ищут,
В своем дальнейшем пути следуйте;
Все десять заповедей соблюдая,
Они святы, справедливы и истинны.
На словах жизни они питаются,
Драгоценные на вкус такие сладкие,
Все заповеди своего Учителя внимая,
Смиренно склонившись к его ногам».
Но, возможно, это ясно показало бы его происхождение, поскольку вряд ли кто-то из наших современников, кроме адвентистов седьмого дня, может что-то сказать обо всех заповедях Божьих и т. д. Мы полностью готовы к тому, что части из «Ревью» или любой из наших книг будут опубликованы в любом объёме, но всё, о чём мы просим, это воздать нам должное, таким образом устанавливая справедливость».*
* [Uriah Smith, ed.], “Plagiarism,”Review 24 (6 September 1864): 120.
Редакционная честность Смита оказала неизгладимое влияние на газету. В 1922 году, когда редактором был Фрэнсис М. Уилкокс, в «Ревью» было две краткие статьи на тему воровства. Одна из них, без подписи, опубликована на редакционной странице и озаглавленная «Вы плагиатор? Если да, пожалуйста, не пишите для Ревью». Другая короткая статья, озаглавленная «Духовный плагиат» Дж. Б. Галлиона, была ещё более конкретной:
«Плагиат — это использование одним автором или писателем произведений другого без указания его авторства. Например, если бы вы написали статью, в которую вставили «Псалом жизни» или любую его часть, и позволили бы ей пройти под вашим именем, как собственное произведение, не отдавая должное поэту Лонгфелло, вы будете виновны в совершении плагиата. “Ну, — скажете вы, — все знают, что Лонгфелло написал «Псалом жизни”. Верно, многие знают, а ещё больше – нет. Те, кто не знает об этом факте, будут легко обмануты. Но вина плагиатора не уменьшается от того, знают ли об этом люди или нет. Т.к. вы взяли то, что вам не принадлежит, то вы виновны в литературном воровстве. Возможно, лишь немногие подпадают под запрет плагиата в литературном мире».*
* J. B. Gallion, “Spiritual Plagiarism,”Review 99 (23 March 1922): 21.
В соответствии с «честной и открытой» политикой «Ревью», которая, кажется, побуждает читателей к честности в делах на протяжении многих лет, были также те, кто пытался заставить Эллен следовать той же политике. В июньской статье в «Ревью» ещё в 1980 году говорилось, что, как только Эллен сказали, насколько неверно делать то, что она делает, она заявила всем и каждому, что с этого времени следует отдавать должное тому, кому это нужно. Читатель написал в «Ревью» просьбу указать дату этого замечательного разговора и признания. Вот ответ, который остальная читатели «Ревью» так и не увидели:
«Вы спрашиваете дату, когда Эллен Уайт дала указание, что авторы цитируемого материала должны быть включены в сноски в её трудах. Это было около 1909 года. Вы спрашиваете также, в каких более поздних работах проводилось это указание. Единственной книгой, к которой применялось это указание, была «Великая борьба», которая затем была переиздана с этими сносками в 1911 году».*
* Letter from Review to [pseud.] (29 July 1980).
Вот так! В 1909 году, время, когда Эллен было уже восемьдесят два года, т.е. оставалось шесть лет до кончины. За более чем семьдесят лет кражи идей, слов и фраз она ни разу не сделала конкретного признания. Издатели сделали лишь расплывчатое общее заявление о пересмотре «Великой борьбы» — и только после этого книга сама стала предметом больших споров.
Последним запасным вариантом для пророков и провидцев, когда разоблачение уже при дверях, выставляется утверждение, что Бог заставил их сделать это, и что они видят и говорят то, что говорили другие, и что они могут видеть и говорить то же самое, что и другие, потому что им первым дал это Бог. Просто они не удосужились никому сообщить об этом, пока это не обнаружилось другими людьми.
Роберт В. Олсон, нынешний глава White Estate, придерживается такой точки зрения в своей статье от 12 сентября 1978 года, озаглавленной «Язык Уайли, используемый для описания того, что она уже видела сама 15 мая 1887 года». Статья посвящена сравнению дневника Эллен, написанного в Швейцарии в 1887 г., с цитатой из книги Джеймса А. Уайли «История протестантизма», 1876 г. Она звучит так:*
* Robert W. Olson, “Wylie’s Language Used to Describe What She Had Already Seen Herself,” Ms. Release #655, photocopied (Washington: EGW Estate (12 September 1978). This White Estate release cited EGW’s Ms. 291887 (“Diary — Labors in Switzerland — 8”) written in Basel from 1 January to 15 May 1887 ; and James A. Wylie’s The History of Protestantism, vol. 1,1876, pp. 435-3o.
Эллен Г. Уайт | Джеймс А. Уайли |
Цюрих удобно расположен на берегу озера Цюрих. Это прекрасное водное пространство, окружённое плавно вздымающимися берегами, укрытое виноградниками и сосновыми лесами, среди которых деревушки и белые виллы сияют среди деревьев и возделываемых холмов оживляют картину, придавая ей разнообразие и красоту, а вдали на горизонте виднеются ледники, сливающиеся с золотыми облаками. Справа область окружена скалистым валом Альбис-Альп, но горы стоят в стороне от берега и, позволяя свету свободно падать на лоно озера и на широкие просторы его прекрасных и плодородных берегов, придавая картине красоту, с которой не могли сравниться ни перо, ни кисть художника. Соседнее озеро Цуг резко контрастирует с Цюрихом. Безмятежные воды и дремлющий берег кажутся вечно окутанными тенями… [ms. 29-1887] | Цюрих удобно расположен на берегу одноимённого озера. Это прекрасное водное пространство, окружённое плавно вздымающимися берегами, укрытое виноградниками, сосновыми лесами, среди которых деревушки и белые виллы сияют и оживляют картину, а вдали на горизонте виднеются ледники, сливающиеся с золотыми облаками. Справа область окружена скалистым валом Альбис-Альп, но горы стоят в стороне от берега, и, позволяя свету свободно падать на лоно озера и на широкие просторы его прекрасных и плодородных берегов, придавая свежесть и воздушность виду из города, который разительно контрастирует с соседним Цугским озером, где спокойные воды и дремлющий берег кажутся вечно окутанными тенями великих гор. |
Ниже приведу эту же сравнительную таблицу на английском.*
* Прим. переводчика
Ellen G. White | James A. Wylie |
Zurich is pleasantly situated on the shores of Lake Zurich. This is a noble expanse of water, enclosed with banks which swell upwards, clothed with vineyards and pine forests, from amid which hamlets and white villas gleam out amid trees and cultivated Kills which give variety and beauty to the picture, while in the far off horizon the glaciers are seen blending with the golden clouds. On the right the region is walled in with the craggy rampart of the Albis Alp, but the mountains stand back from the shore and by permitting the light to fall freely upon the bosom of the Lake and on the ample sweep of its lovely and fertile banks, give a beauty to the picture which pen or brush of the artist could not equal. The neighboring lake of Zug is in marked contrast to Zurich. The placid waters and slumbering shore seem perpetually wrapped in the shadows, [ms. 29-1887] | Zurich is pleasantly situated on the shores of tne lake of that name. This is a noble expanse of wrater, enclosed within banks which swell gently upwards, clothed here with vineyards, there with pine-forests, from amid which hamlets and white villas gleam out and enliven the scene, while in the far-off horizon the glaciers are seen blending with the golden clouds. On the right the region is walled in by the craggy rampart of Albis Alp, but the mountains stand back trom the shore, and by permitting the light to fall freely upon the bosom of the lake, and on the ample sweep of its lovely and fertile banks, give a freshness and airiness to the prospect as seen from the city, which strikingly contrasts with the neighboring Lake of Zug, where the placid waters and the slumbering shore seem perpetually wrapped in the shadows of the great mountains. |
Мысль о том, что Эллен сначала всё видела от Бога в словах того, кого она копировала, не была новой для Олсона. В 1889 году в Хилдсбурге, штат Калифорния, некоторые защитники Уайт спорили с членами местной группы служителей. Показав множество сравнений писателей, которые Эллен использовала для своего материала, хилдсбургские служители сказали:
«Старейшина Хили хочет, чтобы Комитет поверил, что она не читающая женщина. А также попросил их поверить, что исторические факты и даже цитаты даны ей в видении вне зависимости от обычных источников информации. Обратите внимание, что Уайли отдаёт должное, когда цитирует папскую буллу, а миссис Уайт — нет. Любопытно, если не сказать больше, что Уайли, невдохновлённый писатель, должен быть более честным в этом отношении, чем миссис Уайт, которая утверждает, что все исторические факты и даже цитаты даны ей в видении. Возможно, это ошибочное видение».*
* [Healdsburg] Pastors’ Union, “Is Mrs. E. G. White a Plagiarist?” Healdsburg [California] Enterprise, 20 March 1889, p. 1.
Здесь были служители, предположительно верившие во вдохновение и видения, но которые не желали принять идею о том, что Бог миновал человеческие средства, чтобы достичь людей через Эллен.
Что делает большинство людей, когда в их так называемом религиозном рвении что-то запутывается, как это случилось с Эллен и её произведениями, — так это винит Бога. Адам так повёл себя, когда дьявол подставил Еву. Адвентисты White Estate попытались это сделать, когда им пришла мысль, что сам Христос немного привирал, давая нам Золотое Правило в Евангелии от Матфея 7:12. Предположительно, в действительности Он получил это Правило от раввина Гиллеля, у которого эта идея уже была поколением раньше.* Конечно, чисто технически – это нормально, если ворует Бог, т.к. всё принадлежит Ему, но для всех остальных – это плохое занятие.
* Olson, “EGW’s Use of Uninspired Sources,” pp. 16-19.
Как нам теперь сообщает White Estate в статье от 1979 года, есть две причины, по которым Эллен крала чужие материалы. Первая причина в том, что она не могла хорошо писать. Но это, скорее, новая линия для адвентистов, поскольку они цитируют её слова, предложения и абзацы слово в слово уже более века в своих письменных и устных сражениях, всегда заявляя, насколько прекрасны её сочинения. Вторая причина заключается в том, что Бог упустил из Канона много материала, необходимого для того, чтобы сделать его разумным.*
* Olson, “EGW’s Use of Uninspired Sources,” pp. 7-9.
Однако, с большой помощью её помощников видения Эллен были проработаны, и к двадцатому веку к Канону было добавлено больше, чем знал даже Бог. Конечно, всегда утверждалось, что она никогда ничего не добавляла в Канон лишнего. Но когда люди из White Estate подсчитали все слова, которые она написала, они получили примерно 25 000 000 слов. Те, кто разбирается в таких вещах, говорят, что, даже либерально относясь к точкам и прочим знакам препинания, — это слишком много канонов для человека!
В той же статье 1979 года из White Estate нам сообщается, что Эллен, вероятно, часто не сознавала того, что она делала.* В таком случае, большую часть времени она, должно быть, находилась без сознания, потому что члены Глендейлского комитета, собравшиеся в январе 1980 года для изучения обвинения в плагиате, которое было выдвинуто против неё, о том, что она скопировала у гораздо большего числа писателей, нежели другие знали или, по крайней мере, допускали, заявили, что количество заимствований было даже больше, чем они подозревали, и что это вызывает тревогу.**
* Olson, “EGW’s Use of Uninspired Sources,” pp. 12.
** Glendale Committee, “Ellen G. White and Her Sources,” tapes, 28-29 January 1980.
Последняя группа, которая была близка к тому, чтобы обнаружить и обнародовать это была на библейской конференции 1919 года. За свои попытки библейская конференция был закрыта, а разрушительный отчёт группы был «утерян» до тех пор, пока в последние годы кто-то в хранилище не наткнулся на записи этих встреч.
Spectrum, имея независимый статус, опубликовал эту запись в 1979 году без формального разрешения.*
* [Bible Conference], “The Bible Conference of 1919,” Spectrum 10, no. 1 (May 1979): 23-57.
Глендейлский комитет в январе 1980 года, также прекративший своё существование так быстро, как было возможно, провёл много дискуссий на высоком уровне по поводу того, какое слово следует использовать — «заимствование», «плагиат» или «перефразирование». Никогда никто никому не намекал и не убеждал, — даже в мужском туалете, во время перерывов, — что Эллен могла красть материалы.*
* Glendale Committee (1980) tapes.
Но если определение заимствования в одном словаре приемлемо, — «взять или получить что-то с обещанием вернуть это или его эквивалент», — то ни она, ни её помощники никогда не чувствовали, что они что-то «заимствуют».
Не только отрицалось, что она когда-то что-то брала, — до тех пор, пока не стали появляться более свежие доказательства того, что она это делала, — но всегда утверждалось, что это сделал Бог. В 1867 году Эллен сказала:
«Хотя я так же зависима от Духа Господа при написании своих взглядов, как и при их получении, тем не менее слова, которые я использую для описания того, что я видела, принадлежат мне».*
* EGW, Selected Messages, 3 bks. (Washington: RHPA, 1958-58-80), bk. 1, p. 37. (Избранные вести, т.1, стр. 37)
В 1876 году она должна заявляла:
«В древности Бог говорил с людьми устами пророков и апостолов. В эти дни Он говорит с ними Свидетельствами Своего Духа».*
* EGW, Testimonies for the Church, vol. 4, pp. 147-48. Testimony 27 (1876). (Свидетельства для Церкви, т.4, стр. 147-148)
Ставя себя и свои сочинения на вс более высокий уровень, в 1882 году она заявила:
«Если вы уменьшаете доверие народа Божьего к свидетельствам, которые Он послал им, вы восстаёте против Бога точно так же, как Корей, Дафан и Авирон».*
* Там же, т.5, стр. 66. (vol. 5, p. 66. Testimony 31 (1882).
С течением времени подобные претензии лишь возрастали, пока она не превзошла саму себя (1882г.):
«Когда я поехала в Колорадо, я так волновалась за вас, что по слабости своей написала много страниц, чтобы их прочитали на вашем лагерном собрании. Слабая и дрожащая, я встала в три часа ночи, чтобы написать тебе. Бог говорил через глину. Можно сказать, что эта весть была всего лишь письмом. Да, это было письмо, но оно было побуждено Духом Божьим, чтобы представить вам то, что было показано мне. В этих письмах, которые я пишу, в свидетельствах, которые я передаю, я представляю вам то, что Господь открыл мне. Я не пишу ни одной статьи в газету, выражая только свои мысли. Это то, что Бог открыл мне в видении — драгоценные лучи света, сияющие от престола».*
* EGW, Selected Messages, bk. 1, p. 27. (Избранные вести, т.1, стр. 27)
Затем она продолжила вопрошать:
«Какой голос вы признаёте голосом Бога? Какая сила есть у Господа в запасе, чтобы исправить ваши ошибки и показать вам ваш курс, как он есть? … Если вы отказываетесь верить до тех пор, пока не будет устранена всякая тень неуверенности и всякая возможность сомнения, вы никогда не поверите. Сомнение, требующее совершенного знания, никогда не уступит вере. Вера основывается на доказательствах, но не на каких-то особых правлениях. Господь требует, чтобы мы повиновались голосу долга, когда вокруг нас раздаются другие голоса, призывающие нас идти противоположным путём. От нас требуется серьёзное внимание, чтобы отличить голос, говорящий от Бога».*
*Там же.
Одна из проблем здесь выражалась в том, что много лет назад Дэниел Марч написал в своей книге «Ночные сцены в Библии»:
«Мы не должны откладывать наше послушание до тех пор, пока не будет устранена всякая тень неуверенности и всякая возможность ошибки. Сомнение, требующее совершенного знания, никогда не уступит вере, ибо вера основывается на вероятности, а не на доказательстве. … Мы должны повиноваться голосу долга, когда против него вопиет множество других голосов, и требуется серьёзное внимание, чтобы отличить тот, который говорит от имени Бога».*
* Daniel March, Night Scenes in the Bible (Philadelphia: Zeigler, McCurdy & Co. 1870), pp. 201-2.
Выражение «мне было показано» стало привычкой, потому что эти слова появлялись снова и снова.
«Мне было показано, что одной из важных причин существующего плачевного положения вещей является то, что родители не чувствуют себя обязанными воспитывать своих детей в соответствии с физическими законами. Матери любят своих детей идолопоклоннической любовью и потворствуют их аппетиту, зная, что это нанесёт вред их здоровью и тем самым навлечёт на них болезни и несчастья…
Они согрешили против Неба и против своих детей, и Бог призовёт их к ответу.
Руководители и учителя школ…».*
* EGW’, Testimonies, vol. 3, p. 141. Testimony 22 (1872). (Свидетельства, т.3, стр. 141)
Если кто-то не склонен к вине и хочет потратить немного времени на просмотр чужих произведений, он может найти то же самое без «мне было показано» в произведениях более раннего писателя, которого Эллен читала или которым восхищалась:
«Родители также обязаны учить и обязывать своих детей подчиняться физическим законам ради них самих. … Как странно и необъяснимо, что матери настолько нежно любят своих детей, что потакают им в том, что, как им известно, может повредить им и омрачить их счастье на всю жизнь. Да будут избавлены многие дети от таких матерей, и от такой жестокой доброты!
Руководители и учителя школ…»*
* L(arkin) B. Coles, Philosophy of Health: Natural Principles of Health and Cure (Boston: William D. Ticknor 8c Co., 1849,1851,1853), pp. 144-145.
Такая практика может быть одной из причин того, что White Estate сделала интересное заявление в своей записи 1980 года о том, что некоторые из её «мне было показано», были осознанными.* А теперь послушайте вот что. Это заявление может означать, что одна из причин, по которой большинство, если не все «мне было показано» в ранних работах Эллен пришлось изменить, заключалась в том, что помощники Эллен осознали проблему.
* White Estate release at 1980 General Conference session at Dallas, Texas. Interview of Robert Spangler with Robert Olson and Ron Graybill.
Относительно «помощников» Уильям С. Сэдлер позже напишет, что исследование показало, что большинство мистиков и магов современности «предприняли меры предосторожности, окружив себя хорошо обученными и надёжными единомышленниками»*. С некоторыми надежными единомышленниками Эллен мы познакомимся позже.
* William S. Sadler, The Truth about Spiritualism. (Chicago: A. C. McClurg & Co., 1923), p. 88.
Чего Сэдлер не знал об этих помощниках, так это того, что они даже помогали Эллен «позаимствовать» её видения. В качестве одного из замечательных примеров обмана «заимствования» Эллен написала статью в «Ревью энд Геральд» от 4 апреля 1899 года, которая позже появилась в её «Свидетельствах для Церкви».
Вот что там сказано:
«На лагерном собрании в Квинсленде в 1898 году мне были даны наставления для наших библейских работников. В ночных видениях служители и работники, казалось, были на собрании, где читались библейские уроки. Мы сказали: «Сегодня с нами Великий Учитель», и с интересом слушали Его слова. Он сказал: «Есть великая…».*
* John Harris, The Great Teacher (Amherst: J. S. 8c C. Adams, 1836: Boston: Gould and Lincoln, 1870) pp, 14-18: See also EGW, Testimonies for the Church, vol. 6, pp. 58-60. (см. также Свидетельства для Церкви, т.6, стр. 58-60)
Невероятно в этой статье то, что основная часть материала была взята из книги «Великий Учитель», написанной Джоном Харрисом в 1836 году. Таким образом, она, по сути, вкладывает слова Джона Харриса в уста Бога как свое собственное видение. Но и это не совсем верно. Слова, которые она скопировала, на самом деле были написаны во введении к книге Харриса Германом Хамфри, который будучи президентом Амхерстского колледжа писал введение для своего друга Харриса.*
* Там же.
Современные адвентисты лишь мельком увидели это фиаско в адвентистской газете «Ревью энд Геральд», но нигде не признавалось, что так же Харрис очень помог Эллен в написании таких книг, как «Желание веков», «Деяния апостолов», «Основы христианского образования», «Советы учителям», а также других её работ.*
* См. Приложение, также «Ревью энд Геральд», 2 апреля 1981 г., «Позаимствовала ли миссис Уайт, сообщая о видении?» п. 7.
Никакое позерство в «Ревью» не могло удовлетворительно объяснить, как Харрис и его труд «Великий Учитель» стали Богом, Великим Учителем через Эллен Уайт. И подобные действия не раз совершались пером Эллен.*
* See EGW, Testimonies to Ministers, (Mountain View, Pacific Press Association, 1923), p. 193., John Harris, The Great Teacher, p. 58.
Оглавление
ГЛАВА 11
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА 14
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов