Адвентизм

Иди, закрой дверь

Белая ложь. Глава 2

ПРЕДИСЛОВИЕ. ГЛАВА 1. ГЛАВА 2. ГЛАВА 3. ГЛАВА 4. ГЛАВА 5.

ГЛАВА 6. ГЛАВА 7.

ГЛАВА 8. ГЛАВА 9. ГЛАВА 10. ГЛАВА 11. ГЛАВА 12. ГЛАВА 13. ГЛАВА 14

Развитие адвентистского гетто началось почти сразу после того, как миллеровское движение достигло своего пика в 1844 году и начало свой спад. С помощью Эллен Уайт и её «видений» Богу было позволено выполнить некоторые плотницкие работы на воздвигаемых стенах. Эллен было «показано», что дверь милосердия закрыта для всех, кто не принял весть 1844 года, поэтому мир и большинство его обитателей остались за этой «дверью». Линден даёт очень адекватную картину событий в своей книге «Последний козырь»* (Ingemar Linden, “The Last Trump”).**

* Английское слово trump можно перевести как «труба», так и «козырь». Последнее значение указывает на попытку первых адвентистов показать свою исключительность и негодность их современников, выложив на стол последний козырь в виде учения о «закрытой двери». Прим. переводчика.

** Ingemar Linden, The Last Trump, (Frankfurt am Main: Peter Lang, 1978) pp. 80-107. Историко-генетическое исследование некоторых важных глав в создании и развитии Церкви адвентистов седьмого дня.

Исключительность, которая рано зарождается в любом религиозном плане, взлетела сразу. Это сродни позиции «Господи, благослови меня и мою жену, моего сына Иоанна и его жену, нас четверых и не более». Взгляд на закрытую дверь никогда не был принят самим Уильямом Миллером, но был распространён среди некоторых отвергнутых. Официально это продолжалось до 1850 года, когда дверь приоткрылась, чтобы проскользнула молодёжь из верных членов, а позже и супруги тех, кто уверовал.

Удивительно, как много может сделать маленькая закваска со всем тестом. Даже сегодня адвентисты говорят о тех, кто не член их организации, как о «посторонних», «зятьях или невестках церкви» или время от времени уходящих, «неспасённых». На самом деле, в адвентистской концепции, как раньше, так и позже, почти все были и остаются неспасёнными. Первая причина этого, «закрытая дверь», вскоре отпала, потому что те, кто пропустил лодку 1844 года, начали умирать. Впоследствии неспасёнными, вплоть до нашего времени, стали все те, кто не принял Христа. Все христиане знали это, но, чтобы придать некую отличительную черту, и, возможно, чтобы добавить шарма, адвентистская точка зрения стала означать любого, кто поклоняется в воскресенье, будь то католик, православный или протестант, наравне с теми, кто курит или жуёт табак, употребляет спиртное, распутничает, ходит на различные увеселительные мероприятия, носит или кушает что-либо, чего не едят адвентисты. В общем, любой, кто официально не был и не является частью их шоу. На самом деле адвентистская точка зрения, вероятно, не сильно отличалась от других взглядов, существовавших раньше, просто она объединила всё в один список, чтобы было легче найти людей, которых церковь хотела отвергнуть, и держать эту дверь закрытой немного дольше.

Даже те, кто окружал Эллен, с трудом удерживали её от чрезмерного затягивания её видений. Джеймс, её муж-редактор, должен был дать понять, что в двери может быть щель, которую Эллен не контролирует. В 1851 году он почувствовал побуждение опубликовать в «Ревью энд Геральд» длинную редакционную статью (со ссылкой на «тех, кто имел какие-либо дары Духа»), в которой были следующие слова:

«Те, кому Небеса даруют величайшие благословения, находятся в наибольшей опасности «самовозвышения» и падения, поэтому их нужно увещевать быть смиренными и тщательно следить за ними. Но, как часто на таких смотрели как на почти непогрешимых, и они сами были склонны упиваться чрезвычайно опасной идеей, что все их впечатления были прямыми побуждениями Духа Господа?»* (курсив автора)

* “The Gifts of the Gospel Church,” Second Advent Review and Sabbath. Herald 1 121 April 1851 k 70.

Та же редакционная статья была полностью перепечатана на редакционных страницах в 1853 году. Затем в редакционной статье 1855 года Джеймс Уайт сослался на эти ранее опубликованные утверждения того же содержания и добавил: «Ни один автор «Ревью» никогда не упоминал о них [видениях] как об авторитете в любом вопросе. «Ревью» за пять лет не опубликовал ни одного из них»*. С этим заявлением началась битва, в которой Джеймс должен был проиграть.

* “The Gifts of the Gospel Church,” Review 4 (9 June 1853): 13; J. W., “A Test,”Review 7 (16 October 1855): 61.

Требуется ловкий ум, чтобы решить две проблемы одновременно. Часто такой ум придумывает бесполезные ответы, но это очень весело. В богословии же это даже приятно. Первое правило – научиться ничего не говорить полностью. Второе правило — говорить так, чтобы никто не мог подвергнуть сомнению ваши философские выводы (если вы к ним придёте). Это как учиться понемногу всему, чтобы вскоре знать всё, но толком ничего. В большинстве библиотек отдел религии находится в предметной рубрике философии — и это то, чем она является, определением и переопределением терминов и идей, которые веками не поддавались определению.

Эллен и её помощники были мастерами переработки прошлых идей. После великого разочарования 22 октября 1844 года и бесполезного назначения ещё нескольких времён и дат, а также после отправления большей части мира в ад за то, что они другие верили в то, в чём сами миллериты/адвентисты ошибались и чего не понимали, у группы всё ещё была проблема с «закрытой дверью» милосердия. По словам Эллен, по мере того, как «время ожидания затянулось немного дольше», проблема становилась всё более актуальной. Если бы они «открыли» дверь теологически, они бы признали свою неправоту. Если они будут держать её «закрытой», и Господь не придёт, чтобы вывести их из этой дилеммы, все они. в итоге, умрут, и не будет никакой разницы, «открыта» дверь или «закрыта».

С мастерством хирурга Эллен и её группа пробили себе путь, вообще не «открывая» дверь, но в то же время действуя так, как будто они действительно это сделали. Это уравновешивание было достигнуто путём принятия того, что стало «главным столпом» адвентистской веры, — учении о святилище. Это учение, ставшее основным учением церкви, впервые было подчеркнуто О.Р.Л. Крозье, который впоследствии отверг её.* Что делает это учение, так это «открывает» дверь здесь, на земле, но затем «закрывает» её в небесных дворах. Как поётся в некогда популярной песне: «Классно, если у тебя это будет, а у тебя это будет, если ты постараешься». И адвентисты старались. Старались изо всех сил. (На самом деле они до сих пор стараются, и именно это вызвало большой шум по поводу отдельных, хотя и взаимосвязанных опасений, высказанных Пакстоном, Бринсмкадом и Фордом).**

* L. Richard Conradi, The Founders of the Seventh-day Adventist Denomination (Plainview, NJ: The American Sabbath Tract Society, 1939).

** Robert D. Brinsmead Judged by the Gospel. Desmond Ford,Daniel 8:14, the Day of Atonement, and the Investigative Judgment. Geoffrey J. Paxton, The Shaking of Adventism.

Короче говоря, вот что произошло после разочарования, когда Христос не пришёл в 1844 году. Однажды, идя с мыслями по кукурузному полю, бывший миллерит сказал, что ему пришла мысль, что дата, которую миллериты установили, была правильной, но событие было истолковано не верно. Не милость была забрана с Земли и вот-вот должна была совершиться справедливость, а наоборот. Именно на Небе вершилась справедливость, а здесь, на Земле, ещё была доступна милость. Этот процесс требовал большого количества «небесной бухгалтерии», просмотра записей, дальнейшего учёта совершённых и несовершённых дел и составления огромного количества цифр, для подведения итогов которых требовалось некоторое время — отсюда и идея испытательного срока. Кроме того, нашлось место даже для вещей, которые мы не делали или о которых не думали. Эллен должна была написать, что «мы будем нести личную ответственность за то, что сделали на одну йоту меньше, чем можем сделать — нас будут судить в соответствии с тем, что мы должны были сделать, но не сделали, потому что не использовали свои силы, чтобы прославить Бога. Расплатой за все знания и способности, которые мы могли бы приобрести, но не приобрели, будет вечная потеря».*

* Ellen G. White, Christ’s Object Lessons (Наглядные уроки Христа, стр.363) (Mountain View: Pacific Press Publishing Association, 1900), p. 363.

Это было похоже на призыв к мобилизации. Неважно, что некоторые предположили, что бедняга на кукурузном поле мог увидеть чучело вместо видения. Ни один тренер не смог бы вдохновить свою команду лучшим выступлением. С кличем «Ставим всё на победу!» игроки выбежали на поле — и с тех пор бегут, разработав одну из самых сложных систем спасения делами, которые мир когда-либо видел со времен падения Иерусалима в 70 г. н.э

Приняв тот факт, что справедливость утверждалась на Небе с 1844 года, адвентисты никогда не радовались мысли о том, что милость и благодать слишком доступны на земле. В 1970-х и 1980-х годах, когда австралийцы (Пакстон, Бринсмид и Форд) высказали своё мнение, дешёвая уловка адвентистов выразилась в том, что они торгуют «дешёвой благодатью». Этим их противники показали, что они не приняли евангельского взгляда на то, что благодать более, чем дешёвая, она — бесплатна.

Когда слова этих людей стали достоянием общественности, система (АСД, – прим. переводчика) запретила их, как бомбу. Когда они стали делать записи на кассетах, чтобы шире продвинуть свои взгляды, лидеры стали заявлять, что у тех, кто их слушает завелись «ленточные черви».* На этом лидеры завершили собрание, объявив, что их собственные выступления записаны на плёнку и их можно будет получить за небольшую плату у выхода.

* Англ. tape, — (аудио, видео) кассета (ленточная), лента. В тексте использована игра слов в значении, что те, кто слушал аудио записи на ленте заражались солитёрами (ленточными червями).

Хорошо известно, что церкви продают больше кассет, чем другие, но вредит конкуренция. Кто-то всегда пытается нажиться на этой небесной привилегии.

В конце 1970-х и 1980-х гг. Десмонд Форд, самый одарённый оратор, так сильно стучал в эту дверь милосердия, что его голос услышали во всём мире. Администраторам меньше всего нравятся различные вызовы со стороны кого-либо и шумные дела. Больше всего они не любят, когда им рассказывают о богословии, предмете, столь же чуждом для них, как греческий язык, который, кстати, некоторые из них практически не изучали и никогда им не пользовались. Но ту дверь, которую Эллен и её помощники закрыли в 1844 году, нужно было держать закрытой. Итак, подобно Четырём Всадникам Апокалипсиса, все они сели на своих современных коней и направились на заседание Комитета по обзору Святилища, на ранчо Глейшер Вью (Glacier View Ranch) в Колорадо, 10 августа 1980 года.

Уровень организованной там безопасности заставил бы ЦРУ стоять скромно в стороне, а съезд президентов стран, на их фоне выглядел бы как собрание детского сада. Это была действительно интернациональная группа, насчитывавшая около 115 человек, большинство из которых соответствовало категории «руководителей» и, таким образом, так или иначе было обязано церкви. Некоторые из администраторов, которые, мягко говоря, не ориентировались в богословии, попытались опереться на эту «закрытую дверь» — и даже предложили некую форму присяги на верность основателю Эллен и её концепциям.

Если эта встреча вообще что-то и доказала, так это то, что в наши дни застрелить человека с расстояния будет гораздо дешевле, чем публично его повесить. Это также доказывало, что справедливость, — как её определяли лидеры, — а не милосердие, всё ещё была церковной темой. В конце концов, после шарад и долгих игр с пальцами, Форд был уволен.*

* Review 157 (May, June, July 1980)

Исход никогда не вызывал сомнений. Поэтому неудивительно, когда «старое доброе» «Ревью» возвестило: «Обзор исторического собрания: Комитет по обзору Святилища, отличающийся единством и управляемый Святым Духом, находит мощную поддержку исторической позиции церкви».*

* Review 157 (4 September 1980)

Петли у этой «закрытой двери» сильно заржавели с 1844 года, с тех пор, как Эллен начала заниматься богословием. Хотя и друзья, и враги отчаянно пытались десятилетиями хоть немного приоткрыть эту дверь, старейшины были достаточно умны, чтобы увидеть то, чего, возможно, не видели другие (например, богословы): то есть, если эта «закрытая дверь» когда-нибудь откроется, адвентистские небеса и гетто оскверняются тем, что они станут доступны для всех, независимо от расы, вероисповедания или цвета кожи, и адвентистская церковь и система навсегда утратят своё небесное право голоса.

События должны были развиваться таким образом, поскольку часть адвентистского богословия состоит в том, что искупленные (имея в виду их, разумеется, верных адвентистов) когда-нибудь, в золотой век тысячелетия, сядут на эти жемчужно-белые троны в Далёком Будущем и будут помогать судить нечестивых. Там им окончательно откроются все лакомые кусочки чужих поступков и грехов. Одна только эта мысль помогла многим верным идти до конца. Мысль о том, чтобы знать всё обо всех, кто и чего не сделал, и почему не сделал. А когда всё будет закончено, они воздадут Богу вотум доверия и благодарности за то, что всё прошло так, как они и думали должно быть.*

* Э. Уайт, «Великая борьба между Христом и сатаной» (Mountain View: PPPA, 1888, 1911). См. главу 28 «Лицом к лицу с историей жизни (Следственный суд)» и главу 41 «Опустошение Земли». Недавние исследования показали, что большая часть этих глав взята из произведений Урии Смита.

Ещё одна очень важная причина, по которой в адвентистском сознании следует держать эту дверь закрытой либо здесь, либо на небесах, — это евангелизация. Как они могли когда-либо смириться с идеей, что другие люди с непохожими привычками, обычаями и нравами так же спасены, как и они? Как это повлияет на представление адвентистов о том, что все остальные церкви мира — это блудницы и отступники, о которых говорит книга Откровение? Эта идея исходила непосредственно от пророка. Она видела камеры пыток в подвалах католических церквей, где все мужчины, которые в конце концов поклонялись Богу в воскресенье, должны были иметь «начертание зверя» и где адвентистов, как вальденсов и гуситов древности, должны были преследовать, как собак в горах, чтобы в итоге изгнать и, наконец, убить мечом.*

* EGW, Early Writings (Ранние произведения) (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1882), pp. 277-85. See also EGW’s Country Living (Сельская жизнь) (Washington: RHPA, 1946).

Страх не имеет себе равных в качестве замены мотивации к действию. От страха хромой может взобраться на самую высокую стену, слепой может видеть достаточно, чтобы уйти с дороги, а немой может мгновенно заговорить. Любовь, — мотивация, поощряемая Писанием, лучше всего, — а некоторые думают, что в последний раз, — проявилась на Кресте, и это было давным-давно. Кроме того, любви нужно учиться. Страх со своей сестрой-близнецом Виной всегда прячутся в тени разума и легко доступны, если кто-то коснётся нужной кнопки. А богословы, пророки и духовные администраторы — мастера нажимать на нужные кнопки.

Для пережитков 1844 года идея о том, что правосудие должно быть куплено кающимся, а милосердие бесплатно, не была новой. Но эта идея была подчёркнута пером Эллен Уайт, в чьём разуме тени, более тёмные, чем большинство других, лежали близко к поверхности. В своих «Свидетельствах для Церкви» она рассказывает о своём раннем опыте.*

* EGW, Testimonies for the Church, 9 vols. (Mountain View: PPPA, 18851909), vol. 1, pp. 9-16,25. (Свидетельства для Церкви. т.1, стр. 9-16, 25).

Нельзя не учитывать, что в девять лет её ударили камнем, и удар был так силён, что позднее у неё сложилось впечатление, что она мертва. Она была изуродована на всю жизнь. По её словам, она пролежала «в ступоре» три недели. Когда она начала поправляться и увидела, как изуродована, ей захотелось умереть. Она впала в меланхолию и избегала общества. Она писала: «Моя нервная система была ослаблена». Она была ужасно напугана и одинока, и часто её пугала мысль о том, что она может быть «навеки потеряна». Она думала, что ей предстоит «участь осуждённой грешницы», и боялась, что потеряет рассудок.

Итак, перед нами подросток, который в возрасте от тринадцати до семнадцати лет был слабым, болезненным, необразованным, впечатлительным и ненормально религиозным, и возбудимым в то время, когда она впервые посетила лекции Уильяма Миллера в 1840 году, предсказывающего конец света в 1843-44 годах. В это время она сама чувствовала, что в рай ей путь закрыт. Действительно, из-за всего произошедшего с ней она была отрезана от окружающих и, следовательно, оторвана от них. Со временем её отношение изменилось, и она стала чувствовать себя более востребованной. Но её сочинения, даже во всех книгах, которые она опубликовала в 1870-х и 1880-х годах, ясно показывают человека, который с большим опасением смотрел на многое, что было реальной жизнью вокруг неё. Она жила в пугающем мире и мечтала о том времени, когда всё, чего она боялась, наконец закончится.*

* EGW, Christian Experience and Teachings (Mountain View: PPPA, 1922), pp. 13-19. (Христианские опыты и учения. Стр. 13-19).

Эту изоляцию она смогла создать сама для себя. Однако её «закрытая дверь» и сегодня по-прежнему закрыта в умах адвентистов. С каждым новым мировым или локальным кризисом, каждым новым неприемлемым обычаем и всеми меняющимися нравами адвентист закрывает свою дверь немного плотнее, спит с упакованными сумками и жаждет того последнего акта справедливости, который даст только ему и его роду уверенность в милосердии, в котором они так нуждаются.*

* Jonathan M. Butler, “The World of E. G. White and the End of the World,” Spectrum 10, no. 2 (August 1979): 2-13.

Уильям С. Сэдлер — широко известный чикагский врач и хирург своего времени, писатель, личный друг Эллен Уайт, зять Джона Харви Келлога — писал:

«Время от времени появляется некто, кто пытается заставить других людей поверить в то, что этот некто видит или слышит в своей голове. Самозваные «пророки» появляются, чтобы убедить нас в реальности своих видений. Появляются странные гении, которые рассказывают нам о тех голосах, которые они слышат, и если они кажутся достаточно здравомыслящими и во всех отношениях социально приемлемыми, то иногда они способны привлечь множество последователей, создать культы и основать церкви. В то время, как, если они слишком смелы в своём воображении, если они видят слишком далеко или слышат слишком много, их тут же схватывают и быстро помещают в безопасное место в пределах психиатрической больницы».*

* William S. Sadler, The Truth about Spiritualism (Chicago: A. C. McClurg 8c Co., 1923), p. 141.

Эта психическая гавань — безопасная область, неподвластная логике, аргументам, доказательствам или реальности. И несмотря на то, что им отказано во всех этих питательных веществах рационального поведения и убеждения, люди все равно будут верить в невероятное. Идеи «закрытой двери», следственного суда, отрицания библейского учения о божественной благодати и милосердии, свободно доступных всем со времён Креста, всё это было взято адвентистами и привязано к определённым условиям, — на основе их понятий, но отвергнутых большинством (даже создателями), но при этом, поддерживаемом и продвигаемом Эллен Уайт.

И это подводит нас теперь к последней двери, которая была закрыта в 1844 году Эллен и оставшимися миллеритами — Евангелие, Благая Весть о спасении. Грехи адвентистов никогда по-настоящему не прощаются. Их заносят в небесные книги до дня расплаты, Судного дня. Никакая система, которая процветает и увековечивает себя на таком постыдном факте, не может принести счастье человеческому уму или опыту.

Постоянный контроль со стороны церковной системы, ежедневный контроль, требуемый разумом, и постоянное критическое исследование жизни, постоянные сравнивания с жизнью других, чтобы увидеть, соответствует ли человек установленным меркам, — всё это истощает силы и мужество. К тому времени, когда «истинно верующий» выполнит свою ежедневную духовную гимнастику и проверит свой список того, что можно и чего нельзя делать, он уже опустошён. Его представление о жизни состоит в том, что Бог сдирает с него кожу над каждым холмом, в каждой долине, по пути через каждый лес, пока он, обессиленный, не упадёт замертво. В каждом случае, если он оплатил свои долги, Господь склоняется и говорит: «Хорошо, добрый и верный раб» (Мф.15:21).

В такой системе «святой покровитель» становится заместителем Спасителя. Небеса и здесь-и-сейчас рассматриваются глазами «святого» жившего в 19 веке. Дела становятся способом завоевать или сохранить уступки, предоставленные привилегированными, а жизнь становится «святым» соревнованием с другими верующими. Никто не любит соревноваться в области, в которой он не преуспевает; поэтому, каждый делает ставку на то, что он может сделать лучше всех. У одного это может быть диета, у другого – одежда, для самых «посвящённых» — монашество. Какой бы ни была задача, жизнь превращается в огромное усилие, направленное на то, чтобы превзойти конкурентов, первым взобравшись на этот смазанный маслом шест. Если бы кто-то и смог «вытерпеть до конца» и пережить или перехитрить конкурентов, справедливость говорит, что ему обеспечено место в будущем мире, даже если жизнь здесь и сейчас была адом.

Так всегда было и всегда будет, пока на этой Земле разные «Елены» убеждают своих последователей, что посредством небесной бухгалтерии Бог спасёт или даже удовлетворит человеческую душу или стремление к справедливости. Всякий раз, когда богословы или верующие пытаются играть в семантические игры с доктринами, они всегда заканчивают тем, что теряют Спасителя и Евангелие здесь и создают мистический беспорядок в будущей жизни. Как мало осознавали юная Эллен и её небольшая группа истинно верующих, когда они «закрывали» дверь в 1844 году, что, пытаясь сохранить лицо из-за пережитого разочарования, они на самом деле забирали Господа у десятков тысяч и навсегда закрывали дверь любви, благодати и милости для многих других. Таков был опыт всех, кто пытался под каким бы то ни было титулом стать хранителем ключей спасения — т.е. Евангелия, Благой Вести.


ПРЕДИСЛОВИЕ. ГЛАВА 1. ГЛАВА 2. ГЛАВА 3. ГЛАВА 4. ГЛАВА 5.

ГЛАВА 6. ГЛАВА 7.

ГЛАВА 8. ГЛАВА 9. ГЛАВА 10. ГЛАВА 11. ГЛАВА 12. ГЛАВА 13. ГЛАВА 14

Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.

Оставить комментарий очень просто. Напишите ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных вам ответах) и делитесь вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.

***

Поддержать служение

«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 4276 6600 1073 3772 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».

***

Мы в соцсетях

Солёное радиоTelegram, YouTube, ВКонтакте, Яндекс Дзен

Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.